«Путешествие по древней Руси». Конспект занятия-игры в подготовительной к школе группе по изготовлению куклы Кувадки.
методическая разработка (подготовительная группа)

в помощь воспитателям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_drevney_rusi.docx16.33 КБ

Предварительный просмотр:

«Путешествие по древней Руси».

 Конспект занятия-игры в подготовительной к школе группе по изготовлению куклы Кувадки.

Цель: формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной народной куклы;

Задачи:

- познакомить детей с историей возникновения тряпичных кукол;

- дать детям понятие, что в зависимости от назначения тряпичные куклы делились на группы (игровые, обрядовые, обереговые);

- формировать в детях чувства любви и уважения к народным традициям и прошлому русского народа;

- обеспечить развитие умения детей самостоятельно создавать тряпичную куклу;

- обеспечить развитие мелкой моторики рук;

- способствовать формированию индивидуальных творческих способностей детей;

- обеспечить развитие умения самостоятельно подбирать цветовые решения;

- обогащать словарный запас, знакомить с новыми словами и их значениями (кукла-закрутка, оберег, лоскут, безликая кукла).

Необходимые материалы:

1) Лоскут ткани 10х15 см.

2) Лоскут ткани другого цвета 6х6 см.

3) Красная нить.

Воспитатель: Давным – давно, когда города строили исключительно из дерева, и выглядели они вот так (слайд№1, когда люди жили вот в таких домах (слайд №2, которые назывались избами или избами – землянками (слайд №3, для новорожденного ребенка папа делал вот такую люльку (слайд №4).

Скажите, пожалуйста, маленьким детям нужны игрушки? Как вы думаете, какие игрушки нужны малышу?

Ответы детей…

Воспитатель: Правильно погремушки. Одной из первых игрушек малыша, была вот такая куколка и называлась она Кувадка. Кувадок подвешивали над колыбелью, как погремушки. Число кувадок в связке обязательно было нечетным, ведь, по поверью, только тогда куклы обретали могущественную силу и оберегали дитя от зла. (Демонстрация куклы - Кувадки).

Я кукла, кукла-оберег,

Твоя помощница навек.

Люби меня и уважай,

И никогда не обижай.

Я принесу тебе удачу.

Жизнь станет ярче и богаче!

Почему эта куколка так называлась? В древности считалось, что Кувадка исполняла важную роль при рождении ребенка. Ребенок обычно появлялся на свет в бане (чтобы нечистая сила в дом не попала, и отец, совершая магические обрядовые действия – куваду, выманивал злых духов в предбанник, где были развешаны обрядовые куклы. Считалось, что красочные кувадки возьмут на себя бесчинства нечистой силы и отвлекут ее от новорожденного.

Кукла сопровождала человека всю жизнь от самого рождения. Сначала она была оберегом, обрядовым символом. Позднее стала игровой куклой. Игровые детские куколки были для ребёнка не только подружками в его играх, но и постоянными спутницами и оберегом. Недаром ведь куколки делались безликими. Кукла без лица становилась недоступной для вселения в неё злых сил.

А знаете ли вы, ребята, какое любимое развлечение было у детей в те времена?

Ответы детей: Песни петь, да хороводы водить.

Воспитатель: А у девочек еще куклы вязать, да играть в них. Вечерами дети, мамы и бабушки собирались на посиделки, рассказывали сказки, пели песни, разговаривали и делали кукол, водили хороводы.

На завалинке, в светёлке

Иль на бревнышках, каких,

Собирались посиделки пожилых и молодых

При лучине все сидели

Иль под светлый небосвод;

Говорили, песни пели да водили …

Дети подсказывают: Хоровод.

Воспитатель: Давайте и мы заведём хоровод. (Дети становятся в круг).

Как у наших у ворот,

Стоит кукол хоровод,

Ай, люли, у ворот,

Ай, люли, хоровод.

Куклы песенки поют,

Хоровод они ведут,

Ай, люли, все поют,

Ай, люли, все ведут.

Наш Илья плясать пошел,

Пару он себе нашел,

Ай, люли, он пошел,

Ай, люли, он нашел.

Настю за руку берет,

В хоровод с собой ведет,

Ай, люли, он берет,

Ай, люли, он ведет.

Ах ты, девица-душа,

Потанцуй со мной, краса.

Ай, люли, ты душа,

Ай, люли, та краса.

Как у наших у ворот,

Разыгрался хоровод.

Ай, люли, хоровод,

Ай, люли, хоровод.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Веселый хоровод у нас получился. А теперь отгадайте загадку:

 Платья носит,

Есть не просит,

Всегда послушна,

И с ней не скучно.

Ответы детей: Кукла.

Воспитатель: Правильно, это кукла. Сейчас мы пройдем за столы и начнем учиться вязать кукол. Работа нам предстоит нелегкая. Давайте вспомним пословицы и поговорки о труде.

Ответы детей:

 Была бы охота, заладится любая работа.

Что посеешь, то и пожнешь.

Не будет скуки, когда заняты руки.

Делаешь наспех – сделаешь на смех.

Птицу узнают в полете, а человека в работе!

Недаром говориться, что дело мастера боится.

Упорство и труд – все перетрут.

Кто первый в труде, тому слава везде.

Труд человека кормит, а лень портит.

Ремесло не коромысло, плеч не тянет.

Без труда не выловить и рыбку из пруда.

Каков мастер, такова и работа.

Воспитатель помогает детям выбрать лоскутки.

Воспитатель: Давайте приниматься за работу. Делу время, потехе час.

Показ и работа детей происходят одновременно, т. е. дети повторяют действия воспитателя (воспитатель при необходимости помогает детям).

1. Лоскут ткани скручиваем к середине по длинным сторонам;

2. скрученный валик перегибаем пополам, отступаем от сгиба 2 см и делаем ниткой красного цвета несколько тугих витков, концы связываем двойным узлом – это голова и туловище куклы;

3. из лоскута другого цвета размером 6х6 см делаем еще одну скрутку, на концах отступаем по 1 см и делаем обмотку красной ниткой – это руки;

4. вторую скрутку укладываем в первую скрутку (под головой) и фиксируем несколькими витками красной нити: сначала по линии талии, а потом крест-накрест на груди;

5. такая куколка-девочка может легко превратиться в мальчика, если на концах скрутки для куклы-мальчика сделать обмотку красной ниткой – это ноги куклы-мальчика;

Воспитатель: Молодцы, хорошо потрудились! В древности имен куклам не давали, а называли их "ляльками", "матрешками", "цацками" или просто куклами. А теперь, давайте составим хоровод из наших Кувадок. Вот какой замечательный он у нас получился!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой Путешествие на телевизионный канал: « В гостях у сказки» (подготовительная к школе группа)

Путешествие на телевизионный канал: « В гостях у сказки» Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы. Цель и задачи: Продолжит...

Конспект открытого логопедического занятия - игры «Мы - журналисты» (подготовительная к школе группа)

Цель: развитие диалогической речи.Задачи:·        Коррекционно-образовательные:- активизировать  словарь по теме «Профессия – повар»;- совершенствовать умения с...

Путешествие в волшебный мир театра (занятие - игра для детей подготовительной группы в рамках проекта «Театральная весна»)

"Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей..."          Н. Кр...

Художественное конструирование из мягких материалов. Конспект открытого занятия в коррекционной подготовительной к школе группе №4. Изготовление куклы Отдарок-на-подарок.

Содействовать углублению интереса к истории и традициям народной игрушки. Научить мастерить традиционную тряпичную куклу Отдарок-на-Подарок бесшовным способом. Продолжать формировать трудовые навыки: ...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему:«Куклы-обереги».

Целью занятия является развитие интереса у детей к культурным ценностям и традициям своего народа....