Статья по теме: "Польза чтения художественной литературы"
презентация

Дергунова Татьяна Валерьевна

Статья для педагогов детских садов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon polza_chteniya_hudozhestvennoy_literatury.ppt1.69 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Польза чтения художественной литературы» Выполнила: Дергунова Т.В.

Слайд 2

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать» Дидро «Умная, вдохновенная книга нередко решает судьбу человека» «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг» В.А.Сухомлинский «Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание - великое дело: им решается участь человека» В.Г.Белинский «Если с детства у ребенка не воспитать любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет божий выползает, как будто неизвестно откуда взявшееся, плохое. В.А Сухомлинский

Слайд 3

Цели: 1. развитие интереса к художественной литературе; 2. формирование литературного вкуса; 3. воспитание будущего читателя. Задачи: 1. обогатить лексику, помочь сформировать грамотную речь; 2. способствовать психофизиологическому развитию (фонематического слуха, памяти, внимания, воображения); 3. воспитывать потребность общения с книгой, культуру чтения, бережное отношение к книге. 4. познакомить детей с разнообразными жанрами литературы (рассказами, стихами), произведениями устного народного творчества (песенками, потешками, загадками, сказками); с поэтами, писателями, художниками – иллюстраторами;

Слайд 4

Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению . К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видео продукций, компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать. Длительное сидение за компьютером, планшетом, телефоном приводит в напряжение тело и детскую психику. Ребенок быстро переутомляется, становится беспокойным и рассеянным, а после 20 минут наступает подавление деятельности центральной нервной системы. Детский кругозор ссужается. Возникает проблема общения детей, не умение выходить из конфликтных ситуаций и др. Интернет и компьютерные игры лишают ребенка настоящего детства.

Слайд 5

Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Книга же, напротив, дает возможность домыслить, “до фантазировать”. Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно. Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает дошкольнику прекрасные образцы русского литературного языка.

Слайд 6

Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь. Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. Кто же вводит ребенка в мир книги? Этим занимаются родители и мы- работники дошкольных организаций. Детская литература занимает в жизни малыша очень важное место. Народные песенки, потешки, стихи, сказки, рассказы, загадки, прибаутки, заклички, пестушки, скороговорки погружают ребёнка в светлый, уютный и убаюкивающий мир, который оказывает врачующее влияние на детскую душу. Одна из движущих сил развития ребёнка – сила примера. Книга сознательно и целеустремлённо направляет ход его мыслей, побуждает к подражанию. Доброта и справедливость, любовь к людям приходит к детям из жизни и из книг, но приходит незаметно. Мы просто читаем детям книги, а в результате совершенствуем и облагораживаем их умы и сердца.

Слайд 7

Как привлечь ребенка к чтению художественной литературы: 1. Показывайте ребенку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую повинность. Малыш это почувствует и утратит интерес к чтению. 2. Демонстрируйте ребенку уважение к книге, приучайте его аккуратно обращаться с ней. Он должен знать, что книга - это не игрушка, не крыша для кукольного домика и не повозка, которую можно возить по комнате. 3. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. В процессе чтения очень важно периодически давать ребенку возможность говорить о своих ощущениях, но иногда можно попросить просто молча «слушать себя». Слово «слушать» означает не только физический слух, но и способность чувствовать, ощущать «внутренние звуки» - это ощущения, которые могут быть разными: от легкости, приятного тепла, «мурашек» до покалывания, чувства тяжести, неприятных ощущений. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо – в зависимости от содержания текста. Читая стихи и сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не «перебарщивайте». Излишняя драматизация мешает ребенку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.

Слайд 8

5. Сокращайте текст, если он слишком длинный. В таком случае не надо читать все до конца, ребенок все равно перестает воспринимать услышанное. Коротко перескажите окончание. Однако при пересказе важно не только передать замысел и сюжет, но и сохранить стиль произведения. Если вы читаете ребенку на ночь, следите, чтобы у истории был счастливый конец. 6. Не отрывайте ребенка от чтения или рассматривания книжки с картинками. Снова и снова привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый раз раскрывая что-то новое. 7. Читайте ребенку вслух каждый день. 8. Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» его. Полезная уловка: позвольте ребенку самому выбирать книги. 9. С самого раннего детства ребенку необходимо подбирать свою библиотеку соответствующую возрасту. 10. Читайте вслух или пересказывайте ребенку книги, которые вам самим нравились в детстве. Прежде чем прочитать ребенку незнакомую вам книгу, попробуйте прочитать ее сами, чтобы направить внимание дошкольника в нужное русло.

Слайд 9

Принципы формирования круга детского чтения Психологические Учет возрастных особенностей, особенностей восприятия художествен- ного произведения. Педагогические Воспитательная ценность, доступность, наглядность, занимательность, динамич- ность сюжета. Литературоведческие Наличие всех видов литературы: проза, поэзия, драма, всех видов искусства: фольклор, худ. литература, разнообразие жанров ( сказки, заклички, приговорки, стихи, рассказы, энциклопедии и т.д.) Историко-литературные Наличие произведений русской литерату ры и литературы народов мира, темати- ческое разнообразие (природа, дружба, животный мир, семья, детство, война, долг, честь, человек и техногенный мир), учет сезона.

Слайд 10

Методы работы по приобщению детей к чтению книг. Словесные: Чтение художественных произведений; Беседы по прочитанному; Вопросы к детям по содержанию произведений; Заучивание наизусть; Пересказ произведений; Выразительное чтение. Практические: игры-драматизации; Дидактические игры; Элементы инсценирования; Изображение прочитанного в изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации); - Театрализованная деятельность. Наглядные: Показ иллюстраций, картинок, игрушек; Просмотр видеороликов, фильмов; Оформление выставок; Моделирование, схемы; Использование разных видов театра.

Слайд 11

Использование метапредметных связей в воспитании дошкольника-читателя Чтение художественной литературы: - Коммуникация (пересказ литературных произведений, сочинительство) -Познание (ознакомление с библиотекой, с историей возникновения книги, бумаги, письменности). -Художественное творчество (лепка, рисование, аппликация) по мотивам произведения. -Труд (ремонт книг, изготовление книжек – самоделок, изготовление закладок для книг. -Социализация (театрализованная деятельность, игровая деятельность (сюжетно-ролевая игра «Библиотека», «Театр»), дидактические игры, настольно-печатные игры (лото, кубики). - Развитие речи. - Музыка. - И др.

Слайд 12

Использование метапредметных связей в воспитании дошкольника-читателя Чтение художественной литературы: - Коммуникация (пересказ литературных произведений, сочинительство) -Познание (ознакомление с библиотекой, с историей возникновения книги, бумаги, письменности). -Художественное творчество (лепка, рисование, аппликация) по мотивам произведения. -Труд (ремонт книг, изготовление книжек – самоделок, изготовление закладок для книг. -Социализация (театрализованная деятельность, игровая деятельность (сюжетно-ролевая игра «Библиотека», «Театр»), дидактические игры, настольно-печатные игры (лото, кубики). - Развитие речи. - Музыка. - И др.

Слайд 14

Создание библиотеки в ДОУ Цель библиотеки: формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие воспитанников, подготовка детей к жизни в современном обществе. Задачи библиотеки: Воспитать культуру чтения. Формировать первоначальные навыки пользования библиотечным фондом, знакомство с элементарными библиотечно-библиографическими понятиями (абонемент, читальный зал, библиотекарь, формуляр, разделы книг). Воспитать у дошкольников потребность в общении с книгой. Организация содержательного досуга детей. Обеспечить воспитанникам доступа к культурным ценностям посредством пользования библиотечно-информационными ресурсами на различных носителях (книжный фонд, фонд периодических изданий), магнитном (фонд аудио и видео кассет), цифровом (СД-дисков). Пропаганда чтения как фактора, содействующего становлению всесторонне развитой личности.

Слайд 15

Сотрудничество с детской районной библиотекой Формы работы: Экскурсии по ознакомлению с работой библиотеки, с книжным фондом. Совместное проведение праздников, викторин, интеллектуальных игр, занятий. Цель: установить связь между ДОУ и районной детской библиотеки по приобщению детей к чтению книг. Задачи: познакомить детей с культурными ценностями, с библиотечным фондом; Вызвать желание записаться и посещать библиотеку совместно с родителями, принимать участие в различных совместных мероприятиях, организованны работниками библиотеки.

Слайд 16

Сотрудничество с родителями по приобщению детей к чтению книг. Формы работы. Просветительская Консультативная Информационная - родительские собрания -групповые и индиви- - устная и письме- дуальные консультации нная информация -родительские лектории - привлечение родителей - газета для решения вопросов общих для семьи и ДОУ выставка книг дискуссии семинары-практикумы конкурсы Цель: оказание консультативной, информационной и просветительской помощи. Задачи: 1.заинтересовать родителей проблемой приобщения детей к книге 2. привлечь к помощи в проведении разнообразных мероприятий в ДОУ (праздниках, конкурсах, выставках, проектах). 3.способствовать восстановлению традиций семейного совместного чтения с детьми.

Слайд 17

Выводы: Система работы по приобщению детей дошкольного возраста к чтению книг с опорой на разнообразные формы работы с детьми, родителями, общественностью позволяет: Повысить уровень познавательного, речевого, психофизического развития детей; Создает предпосылки для реализации творческих способностей, самовыражения; Помогает детям войти в мир художественной литературы, сформировать читательские умения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Формы работы с детьми 4-5 лет при реализации образовательной области «Чтение художественной литературы»

Статья Образовательной области  « Чтение художественной  литературы раскрывает формы работы с детьми (5 -6 лет). Подробно дается материал  о направлениях в работе по  художес...

Интеграция образовательных областей «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество».Роль художественной иллюстрации в формировании интереса дошкольников к художественной литературе

Ккнижная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражаю...

Художественная литература для реализации образовательной области "Чтение художественной литературы" по программе "От рождения до школы". Примерный список для заучивания наизусть. Для чтения в лицах.

В материале представлены тексты художественных произведений для детей подготовительной группы по разделам: Примерный список для заучивания наизусть", ""Для чтения в лицах"....

Статья "Значимость чтения художественной литературы в продуктивных видах деятельности".

Продуктивная деятельность — одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции....

Публикация в сборнике "Нравственные ценности и будущее человечества" ( Материалы ежегодных Митрофановских церковно- исторических чтение) Статья "Духовно-нравственное воспитание дошкольников через чтение художественной литературы".

Проблематика деформации духовно-нравственных представлений детей дошкольного возраста. Методы воспитания через мир художественной литературы. Применение эффективных форм воспитания духовно-нравственны...