статья
статья (подготовительная группа)
Создание условий для поддержки детской инициативы и возможности самостоятельного выбора
Скачать:
Предварительный просмотр:
Создание условий для поддержки детской инициативы и возможности самостоятельного выбора.
В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, в том числе – игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства.
И задача каждого воспитателя – найти способы и средства, которые побуждают ребенка активно применять свои знания и умения, нацеливают на поиск новых творческих решений, т. е. поддерживают детскую инициативу.
Основным условием для поддержки детской инициативы и самостоятельности - это признание ребенка полноценным субъектом образования. Поэтому, я стараюсь создать в группе такие условия, в которых дети чувствуют себя полноценными хозяевами своей группы. Они участвуют в оформлении предметно-развивающей среды, сами выбирают игры в течении дня и самостоятельно формулируют правила поведения в группе.
В своей группе предметно-развивающую среду строю в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей. Предметно-игровую среду организую так, чтобы дети могли участвовать в многообразии игр: сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, театральных, народных и других, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Созданная среда позволяет детям развивать познавательную активность, самостоятельность, ответственность и инициативу.
В группе создаю партнерские отношения с каждым ребенком. Дети видят, что каждого из них принимают и уважают, они ведут себя свободно, в соответствии со своими интересами, делают выбор и проявляют инициативу. Стараюсь заинтересовать детей, если они затрудняются, задаю наводящие вопросы, нацеливаю на поиск нескольких вариантов решения проблемных ситуаций, вызываю у детей чувство радости от успешных действий.
Чтобы поддержать детскую инициативу, необходимо создать условия к принятию детьми решений и выражения своих чувств. Одним из эффективных форм работы по поддержке детской инициативы является «детский совет». Детский совет обеспечивает эмоциональное благополучие детей на целый день. Мы обмениваемся новостями, планируем индивидуальную и совместную деятельность. Дети на экране выбора фиксируют каждый своим значком, в какой центр активности он пойдет и чем будет там заниматься.
В своей работе применяю методику проектной деятельности. В проектной деятельности инициатива и самостоятельность проявляются с различной степенью выраженности. Инициатива выражается в том, чтобы ребенок не только захотел сделать что-либо самостоятельно, но и мог предложить оригинальную идею или изменить идею другого ребенка.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающей среде, сформулировать проблему, определить цель. Поэтому в воспитательно - образовательном процессе проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также вовлекаются родители.
Я считаю, что основной целью проектного метода, является развитие свободной творческой личности, которая определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. В процессе использования проектной деятельности развивается партнерский стиль взаимодействия между взрослыми и детьми, активно поддерживается детская инициатива. Организация проектной деятельности позволяет оттолкнуться от индивидуального детского интереса и оформить его в завершенное настоящее взрослое дело.
Эффективной формой развития детской самостоятельности и инициативы является работа с лэпбуком. Лэпбук - тематическая папка, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях или просто подойти и просмотреть всё её содержимое. Лэпбук помогает ребенку по своему желанию найти информацию по интересующей его теме, лучше понять и запомнить материал. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и повторяет пройденное, рассматривает сделанную своими руками книжку, самостоятельно собирает информацию и может выбрать задание с учетом своих возможностей и интересов.
В настоящее время используем набор карточек Л.В. Свирской. Карточки предлагаются на выбор, дети работают с карточками разного содержания, выполняя разные виды деятельности с учетом своих интересов и возможностей. При работе с карточками ребенку предоставляется выбор возможностей для выполнения задания. Л.В. Свирская пишет, что по каждой теме целесообразно готовить от 30 до 50 карточек – из расчета по 2–3 на каждого ребенка. При таком количестве карточек, во-первых, обеспечивается реальная возможность выбора, во-вторых, комплексность содержания и максимальное разнообразие заданий.
Свободная деятельность детей, в условиях созданной мной предметно-развивающей среды, обеспечивает выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяет взаимодействовать со сверстниками индивидуально. Самостоятельная деятельность детей наполняется содержанием за счет созданной мной предметно-развивающей среды - материалы для игры, рисования, лепки, конструирования, исследования и экспериментирования. Это обеспечивает выбор по интересам, позволяет ребенку включиться во взаимодействие со сверстниками.
В течение дня дети могут самостоятельно определить вид своей дальнейшей деятельности и показать, чем бы он хотел заняться с помощью «экрана выбора». Это помогает мне отследить, какой центр в группе востребован больше, а какой необходимо пополнить материалами для детей.
В своей группе организую выставки продуктов детского творчества. У детей развивается чувство гордости за свой труд.
Для меня тема создание условий для поддержки детской инициативы современна и актуальна. Наше будущее за самостоятельными и инициативными детьми.
Литература:
1. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4.
2. Воронова В. Я., «Творческие игры старших дошкольников». М.: 1983.
3. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А., «Организация сюжетной игры в детском саду» М.: 2000.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
5.Свирская Л.В., Индивидуализация образования детей дошкольного возраста: пособие для педагогов ДОО. – М.: Просвещение, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/01/picture-121758-1430499300.jpg)
СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения
Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/03/picture-69470-1364989472.jpg)
Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »
Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/06/picture-328533-1449412705.jpg)
Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/15/picture-499115-1413368325.jpg)
Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)
Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/13/picture-549911-1418465336.jpg)
статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/01/picture-118614-1585721635.jpg)
СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"
ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/26/picture-453377-1653552078.jpg)
Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."
Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...