Рабочая программа по предметно-декоративной деятельности для детей дошкольной группы 1 года обучения
рабочая программа

Зонова Надежда Анатольевна

«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке,

 фантазии, творчеству – это источник любви к Родине…

Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,

пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся

образы, в которых воплощается Родина»

В.А.Сухомлинский.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trud.doc350.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное  казенное общеобразовательное учреждение Куйбышевского района Чумаковская школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья

УТВЕРЖДАЮ :

Директор МКОУ Чумаковской шкоы-интерната

_____________ П.И.Новиков

Приказ №_________ от ________

Рабочая программа по  предметно-декоративной деятельности для детей дошкольной группы 1 года обучения

Воспитатель:

Зонова Надежда Анатольевна

«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке,

 фантазии, творчеству – это источник любви к Родине…

Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,

пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся

образы, в которых воплощается Родина»

В.А.Сухомлинский.

                                               

                                              Пояснительная записка

      Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения ребенка, она дает нам неповторимое многообразие красок и совершенство готовых форм. Ее разнообразие пробуждает у ребят любознательность, фантазию, творчество, побуждает их к деятельности. Играя, фантазируя, дети из реального мира попадают в придуманный. Только в детстве мусор, на который взрослые не обращают внимания, для детей имеет большое значение. Камушки превращаются в жучков, шишки в ежиков, листок в одеяльце для куколки, палочки, песок, куски глины в продукты для магазина, а в падающих, кружащих на ветру листьях дети видят летящих бабочек или плывущих рыбок. И задача педагога – закрепить этот интерес, ввести ребенка в мир природы, по мере сил облагораживая ее, учить умению восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном  значительное, в неказистом выразительное, беречь ее.

И в этом мне поможет продуктивная деятельность с использованием природного материала.

       Ведь работа над созданием игрушки не только очень увлекательна, но и еще оказывает большое влияние на всестороннее развитие ребенка. Она требует наблюдательности, умение подмечать характерные черты животных и людей, видеть их образы, развивает воображение. Знакомство с материалами, из которых может быть сделана поделка, экспериментирование с ними обогащает знания ребенка об их свойствах, возможностях их применения. Изготовление поделок требует от малыша ловких действий. Если вначале любым неосторожным действием он мог испортить изделие, то впоследствии детская рука приобретает уверенность, точность, пальцы становятся гибкими и послушными.

       Творчество детей в ходе изготовления игрушек, поделок, аппликаций, составления букетов – это целенаправленный труд, который не просто вооружает ребенка умениями и навыками, но и помогает ему осознать свою силу, силу творца, способность подчинить собственной воле материалы, дает возможность взглянуть на окружающий мир глазами создателя, а не потребителя.

        Новизна и оригинальность  программы заключается в развитии у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий с помощью игровой мотивации, появление созидательного отношения к окружающему.

         Цель программы:

Развитие познавательных, конструктивных, творческих и художественных способностей в процессе создания образов, используя различные природные материалы и техники.

Задачи программы:

Развивающие:

  • Развитие творческого воображения, образного мышления умения видеть необычное в обычных предметах.
  • Развитие художественно - творческиих способностей  детей.

Обучающие:

  • Обучение детей различным приемам конструирования и изготовление поделок из природного материала.
  • Изучение различных природных материалов и подручных средств.
  • Выработка умения планировать свою деятельность .

Воспитательные:

  • Воспитание трудолюбия, аккуратности, желания доводить начатое дело до конца.
  • Приобщение к коллективному творческому труду.

Необходимые условия реализации программы:

  • подобрать все необходимые материалы и инструменты.
  • систематизировать литературный материал (стихи, загадки).
  • подобрать пальчиковые игры и упражнения для подготовки руки к работе,   развития мелких мышц руки.
  • подобрать дидактические и подвижные игры, сюрпризы.

Основные принципы, заложенные в основу программы:

 1.   Принцип поэтапного «погружения» в программу.

 2.   Принцип динамичности. О простого задания – к сложному.

 3.  Принцип  выбора в творческом взаимодействии взрослого и ребенка   при решении данной темы без каких-либо определенных и обязательных ограничений.

Длительность    образовательной  деятельности - 20 – 25 минут

Форма организации детей – групповая.

Формы работы с детьми.

       Занятие - путешествие предполагает познавательную деятельность детей,  направленную на поиск, обработку и освоение информации. Так, путешествуя, дети отправляются в волшебный мир природы, где дети знакомятся со сказочными странами, знакомятся с их обитателями - с фруктами, овощами, природным материалом и учится различным способам их соединения.   Для мотивации детей я использую «волшебный сундучок», каждый раз в котором появляются интересные предметы – шишки, желуди, грецкий орех, палочки и т.д..

       Посиделки - это такая форма деятельности, когда беседа игрового персонажа сочетаются с творческой продуктивной деятельностью детей. На посиделках применяется метод индивидуального  обучения и объяснительно-иллюстративный метод. По завершению работы оформляется выставка в групповой комнате, фойе.

      Занятие - экскурсия - это такая форма проведения занятия, которая предусмотрена музейной педагогикой (знакомство с изделиями декоративно-прикладного искусства).

      Метод творческой визуализации. Дети удобно располагаются на ковре, расслабляются, закрывают глаза, слушают звуки леса, речки, шум моря. Спокойный, теплый голос воспитателя помогает представить картину природы, определенный образ который потом дети воплотят в своих рисунках, поделках.

        Творческая мастерская - предполагает деятельность, направленную на совместную работу по изготовлению различных игрушек к праздникам.

        Презентация - представление детьми своих изделий взрослым и сверстникам. Дети могут высказывать свое мнение, давать оценку работам.

        Театрализация – использование детьми своих поделок в театрализованной деятельности в качестве персонажей.

Содержание  программы.

Содержание программы ориентировано на знакомство детей с особенностями, свойствами и возможностями природных материалов, с разными инструментами, а также с приемами их применения.

В числе материалов: бумага, картон, салфетки, пластилин, мох, семена, сухие листья, цветы, ягоды, овощи, фрукты, крупа, камни, ракушки, краски, кисти, фломастеры, клей, ножницы, карандаши, лак.

        Программа осуществляется в процессе основных тематических циклов, что  позволяет детям лучше усвоить ее:

   1. «Королевство спелых плодов» (игрушки из овощей и фруктов)

   2.«Страна Листопадия» (флористика - аппликации из засушенных растений)

   3.«Лесное царство» (конструирование из природного материала)

   4.«Цветочная страна» (составление цветочных композиций)

Каждый  цикл состоит из четырех частей:

 

   1.  «Я знакомлюсь и учусь»

  1.  «Я уже что – то умею»
  2.  «Сам придумай из…»
  3.  «Что умею я и мои друзья»

  При составлении программы учитывались:

  • интересы детей и добровольность выбора ими кружка.
  • возрастные особенности детей.
  • выстраивание содержания занятий на игровой основе.
  • необходимость создания комфортной обстановки, в которой будет развиваться свободная творческая личность.

В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Предполагаемый результат реализации программы:

В процессе реализации программы по окончании 1 года обучения дети должны:

  • знать разнообразный природный материал и уметь его применять для изготовления поделок;
  • иметь представление об элементах дизайна;
  • получить знания о природе, ее кладовых.
  • уметь работать со скульптурным пластилином,
  • соотносить в выполнении скульптуры животного или птицы размеры головы к размеру туловища,
  • подбирать правильно размеры и формы глаз и носа,
  • выполнять объёмные формы фигурок животных, рыб, птиц и др.,
  • научиться украшать свои изделия

У детей должно быть развито:

  • желание самостоятельно что–то создавать, творить
  • мелкая моторика рук

У детей должно быть воспитано:

  • трудолюбие,
  • аккуратность,
  • умение работать в коллективе, необходимое в трудовой деятельности.

Механизм оценки и критерия:

 Участие в выставках разного уровня:

– внутри учреждения, 
– в городе

– во всероссийских выставках.

Календарно-тематическое планирование

Цикл  «Королевство спелых плодов»

Месяц

Тема

Материал

Часы

Сентябрь

Приглашение к путешествию в волшебный мир природы

Карта сказочных стран, готовые поделки

    1

Сентябрь

Картофельные фантазии.

Фигурный картофель, пластилин, зубочистки

    1

Сентябрь

Персонажи к сказке «Курочка ряба»

 Картофель, редька, пластилин

    1

Сентябрь

Заколдованные звери

Картофель, огурец, морковь, лук, пластилин

    1

Октябрь

Персонажи к сказке «Доктор Айболит»

Картофель, морковь, белая редька, свекла

    1 

Октябрь

Персонажи к сказке «Пых»

Яблоко, лимон, киви

    1

Октябрь

Персонажи к сказке «Три поросенка»

3 лимона, груша

    1

Октябрь

Дед Мазай и бабка Матрена (коллективная)

Кабачок, тыква

    1

Цикл  «Страна Листопадия»

Месяц

Тема

Материал

Часы

Ноябрь

Вводное, знакомство со страной

Гербарий, семена клена, дуба,ясеня,березы

     1

Ноябрь

Аппликация «Репка»

Засушенные листья и растения, клей ПВА, цветной картон

     1

Ноябрь

Аппликация «Морковь»

Засушенные листья и растения, клей ПВА, цветной картон

     1

Ноябрь

Аппликация «Рыбка»

Засушенные листья и растения клей ПВА, цветной картон,

     1

Декабрь

Аппликация «Бабочка»

Засушенные листья и растения клей ПВА, цветной картон,

     1

Декабрь

Аппликация «Белочка»

Засушенные листья и растения клей ПВА, цветной картон,

     1

Декабрь

Аппликация «Грибок»

Засушенные листья и растения клей ПВА, цветной картон,

     1

Декабрь

Аппликация «Осенний лес» (коллективная)

Засушенные листья и растения клей ПВА, тонированный лист ватмана

     1

Цикл  «Лесное царство»

Месяц

Тема

Материал

Часы

Январь

Вводное. Знакомство с «Лесным царством»

Иллюстрации картин Шишкина «Лесные дали», Левитана «Березовая роща», разнообразный природный материал, готовые поделки

      1

Январь

Композиция «В зимнем лесу»

Веточки деревьев, шишки, мох,пластилин, вата

      1

Январь

Композиция «Семья ежиков на прогулке»

Сосновые шишки, хвоя, листочки, пластилин

      1

Февраль

Поделка «Черепаха»

Скорлупа грецкого ореха, пластилин

      1

Февраль

Поделка «Кораблик»

Скорлупа грецкого ореха, палочки, листочек, пластилин

      1

Февраль

Поделка «Вертолет»

Целый грецкий орех, палочки, семена клена, пластилин

      1

Март

Поделка «Сова»

Еловая шишка, семена клена, подсолнечника, пластилин,

      1

Март

Декоративная композиция «Цветы» (для мам)

Семена хурмы, арбузов, подсолнечника, пластилин

      1

Март

Поделка «Лебедь»

Сосновая шишка, желудь, пластилин

      1

Март

Коллективная работа «Встреча в лесу»

Шишки, палочки, семена, мох, пластилин,

      1

Цикл  «Цветочная страна»

Месяц

Тема

Материал

Часы

Апрель

Вводное «Цветочная страна»

Слайд – фильм «Цветы в природе», готовые композиции

      1

Апрель

Букетная композиция «Улыбка»

Сухоцветы, колоски пшеницы, ветка дерева, яркие ленточки, ваза

      1

Апрель

Букетная композиция «Весеннее очарование»

Березовая веточка с распустившимися листочками, ваза, аксессуары для украшения

      1

Апрель

Букетная композиция «Ярче солнышко свети»

Цветы мать-и-мачехи, плошка с водой

      1

Май

Букетная композиция «Цыплята гуляют по траве»

Цветы одуванчиков, мох, тарелочка

      1

Май

Букетная композиция «Папа, мама, я – дружная семья»

Цветы нарциссов, ваза, зелень

      1

Май

Букетная композиция  «Весеннее небо»

 Цветы незабудок, зелень, ваза

      1

Итого:         33 часа.

Список литературы

  1. М.А.Гусакова «Аппликация», Москва, «Просвещение», 1987 г.
  2. Э.К.Гульянц, И.Я.Базик  «Что можно сделать из природного материала», Москва «Просвещение», 1991 г.
  3. Т.Н.Проснякова «Уроки мастерства», Издательский Дом «Федоров», 2001 г.
  4. А.Н.Малышева, Н.В.Ермолаева «Аппликация в детском саду», Ярославль,  Академия  развития, 2002 г.
  5. И.В.Новикова «Аппликация из природных материалов в детском саду» Ярославль Академия развития 2006 г.
  6. В.Н.Полунина, А.А.Капитунова «Гербарий. Составление композиций и орнамента», АСТ «Астрель», Москва, 2001 г.
  7. А.Л.Романовская, Е.М.Чезлов «Забавные поделки» Москва Минск, АСТ Харвест, 2006 г.
  8. М.И.Нагибина «Природные дары для поделок и игры» (популярное пособие для родителей и педагогов),Ярославль, Академия развития, 1997 г.
  9. Сборник «Чтобы ожили стены», Москва, «Молодая гвардия», 1987 г.
  10.   Г.И.Перевертень «Самоделки из природных материалов», Москва, «Просвещение», 1986 г.
  11.   Г.И.Перевертень «Сказка из листьев и лепестков»,АСТ Тверь, 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по театрализованной деятельности для детей младшего и среднего дошкольного возраста

Пояснительная записка Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным напр...

Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста, имеющими логопедическое заключение: ОНР (в условиях дошкольного логопункта)

Данная рабочая  программа носит коррекционно-развивающий характер и предназначена для обучения и воспитания детей с ОНР от 5 до 7 лет в условиях дошкольного логопункта.  В соответствии с Зак...

Рабочая программа коррекционно-образовательной деятельности для обучающихся подготовительных групп дошкольного отделения в условиях логопункта.

Программа расчитана на детей старшего дошкольного возраста. Для учителей-логопедов, работающих на логопункте....

"Рабочая программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста младшей группы (3- 4 года) №1 на 2018- 2019 уч. год"

Рабочая программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста младшей группы ( 3 -4 года) ....

Рабочая программа кружка "Говорящие пальчики" для детей первой группы раннего возраста 1-2 года

Одним изнемаловажных аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и  координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики- один из показателей интеллектуальной го...

Рабочая программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста младшей группы (3-4 года) № 5 на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста младшей группы (3-4 года)...

Рабочая программа воспитания, образования и развития детей второй группы раннего дошкольного возраста группы №5 на 2021- 2022 учебный год

Рабочая программа воспитания, образования и развития детей второй группы раннего дошкольного возраста...