"Знакомая незнакомка"
проект

Бутина Вера Александровна

Творческий проект художественно-эстетического развития в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_znakomaya_neznakomka.docx30.79 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

Бутиной В. А , музыкального руководителя «Паратунской СШ»

с. Паратунка

Камчатский край

ТЕМА :"ЗНАКОМАЯ НЕЗНАКОМКА"

(художественно-эстетическое развитие)

Продолжительность: средней продолжительности

Тип проекта: творческий

Участники проекта: дети старшего возраста, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.

А К Т У А Л Ь Н О С Т Ь.   «Приобщение к искусству – это не просто художественно-эстетическое развитие, это образ жизни, это возможность быть счастливым при встрече с прекрасным» (А. И. Буренина).

        В детстве ребенка происходит самый мощный  жизненный процесс для него - это открытие мира. Один из ключей к двери этого мира - музыка.  При встрече с ней преобладание эмоций, по внешним показателям, выражаются у ребенка  гораздо ярче.  Верный путь к музыке - частое общение с ней самой. Мы знаем, что любимица детей это песня, инструментальная музыка сложнее , чем песня, но и она доступна детям.

       Малыши доверчивы, сердца их раскрыты нараспашку, и чтобы не разочаровать , не оттолкнуть чудесную аудиторию, взрослым надо постоянно повышать свой опыт и профессионализм, ибо  в мире музыке много низкокачественного. Обилие музыки в быту низводится до фонового безразличного звучания. Поэтому музыкальный руководитель в детском саду должен быть "путеводителем" по музыке.  Задача их показать детям, что везде есть интересная и своеобразная музыкальная жизнь. Посещение детьми концертов благоприятно отражается на их музыкальном воспитании .  Соприкосновение с "живой" музыкой  приводит ребенка  к интереснейшим впечатлениям. И где, как не в детском саду зарождаются ростки культуры слушания, развиваются эстетические чувства.            

           В жизни много мероприятий, связанных с музыкой, приближенные   к шоу. "Удар по глазам", то есть красочное оформление стоит на первом месте. В тоже время  города славятся грандиозными  музыкальными праздниками высшего уровня.  Большинство   детей, проживающих в  сёлах, чаще всего остаются в  стороне от большого  искусства. Как сделать «культурную прививку» в самом начале становления личности, когда ребенок еще чист и мудр от природы? Поставить на новый уровень музыкального просветительства - задача музыкальных руководителей, которые обеспечат зарождение в юных слушателей  любопытство, интерес. В свою очередь это приведет к развитию дарования, дремавшему до поры в юном теле. Опираясь на уже известное детям, открывая для них новое в искусстве звуков, формируя желание  активно участвовать в сотворчестве – вот, чем  педагог музыкант приближает ребят к музыке. Палитра музыкального воспитания  очень  обширна и многообразна. Цель одна - воспитание гармонично развитого, духовно богатого человека.

З А Д А Ч И. Привлечь внимание ребенка к разнообразию музыкальных инструментов, к широкой палитре музыкальных тембров ( в данном проекте главная «героиня» - это гитара). Обогатить жизнь дошкольника музыкальными впечатлениями. Накопление слушательского и исполнительского опыта .

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ДЕТИ:

  1.  Используют  накопленный опыт в самостоятельной деятельности. Выражают свой интерес, свои фантазии, впечатления в разных видах деятельности.
  2. Созданы все условия для выражения ребенком результатов музыкального восприятия  в художественной, игровой, танцевальной деятельности.
  3.  Дети эмоционально  лучше чувствуют  музыку, способны к сопереживанию. Адекватно реагируют на эмоциональные проявления других людей. Прослеживается положительная динамика в развитии взаимоотношений. У детей есть опыт взаимоотношений друг с другом.
  4. Проявляют познавательные способности. Накоплены соответствующие знания, умения и навыки игры на детских музыкальных инструментах.
  5. У дошкольника  развит интерес к музыке и музыкальным инструментам, желание общаться с музыкой, петь , играть в ансамбле.

РОДИТЕЛИ:

  1. Появление интереса к музыкальной деятельности,  желания играть в оркестре по инициативе музыкального руководителя..
  2. Повышение интереса к детскому музицированию.
  3. Совместное ( с музыкальным руководителем) прогнозирование  своего ребенка на музыкальность  в будущем.

ПЕДАГОГИ:

  1. Сотрудничество с музыкальным руководителем.
  2. Возникновение интереса к проблеме музыкального воспитания.

Стратегия и реализация проекта

1 этап «Подготовительный»

  1. Изучение литературы по теме.
  2. Подбор материала для разработки бесед, программ концертов детей, родителей, к  презентации на тему.
  3. Создание пособий для музыкально-дидактических игр «Собери меня», «Узнай по тембру», «Выбери по звуку».
  4. Разучивание репертуара песен под гитару, пьес детского оркестра,  оркестра родителей.
  5. Разучивание танца «Бим-бам-бо» . Музыка В. Шаинского.

2 этап «Мероприятия»

  1. Музыкально-литературный час «Знакомая незнакомка» с презентацией на тему.
  2. Использование созданных музыкально-дидактических игр в индивидуальной работе с детьми, на музыкальных занятиях, в свободной игровой деятельности.
  3. «Вечер с камчатским гитаристом Николаем Красильниковым» (слушание аудиозаписи).
  4. Просмотр видеофильма «Музыкальные инструменты».
  5. Развлечение «Гитара, балалайка, контрабас»
  6. Детский концерт песен под  баян (музыкальный руководитель) и гитару (родитель).
  7. Обогащение предметно-развивающей среды в группах музыкально-дидактическими играми, пополнение фонотек групп, родителей классической музыкой.

3 этап «Заключительный»

  1. Выступление  детей оркестром детских музыкальных инструментов.
  2. Участие детей в музыкальном  конкурсе ДОУ «Моя любимая песня» под аккомпанемент баяна и гитары.
  3. Показ детского танца «Бим-бам-бо» на  детском празднике.
  4. Выступление оркестра родителей на весенней родительской конференции.
  5. Изучение индивидуальной траектории музыкального развития каждого ребенка, оформление индивидуальных карт. Индивидуальные беседы с родителями о музыкальных способностях их детей , ориентир на будущее развитие способных детей.

«ЗНАКОМАЯ НЕЗНАКОМКА»

Музыкально – литературный час

Цель: Расширять детский кругозор в области музыкальных инструментах; вызвать интерес, любопытство и желание больше знать о музыкальном инструменте – гитаре.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ (МР)

     Ребята, сегодня мы собрались, чтобы ближе познакомиться с одним из музыкальных инструментов, любимым многими людьми всего мира. Да, да. Этот инструмент самый популярный в целом мире. А почему ? Проще будет не отвечать на этот вопрос, а просто послушать. И я уверенна, что с первых звуков вы узнаете этот инструмент.

 М Р включает пьесу в исполнении гитары. Дети узнают. М Р выносит из-за ширмы гитару.

М Р. Гитара. Узнаёте? Она и проста и сложна одновременно. Но научиться играть на ней,  поверьте мне,  сможет каждый из вас.  Кто знает, может среди нас сидит будущий известный гитарист! Всё в ваших руках. Гитара может пробудить у вас различные эмоции. Под её звуки можно и повеселиться и погрустить. Давайте  ещё раз окунемся в мир волшебных звуков гитары, потом я начну небольшой рассказ о том, как родилась гитара . И покажу вам её каждый шаг развития.

  Дети слушают в исполнении гитары пьесу.  

М Р. Вы знаете, почему гитара называется так? Нет? Я открою вам секрет. В этом слове спрятались два слова. «Сангита», что обозначает музыка , и «тар». Это слово переводится как «струна». Слово «гитара» происходит от древнегреческого кифара. Этим словом называли по преимуществу все инструменты, имеющие кузов, ручку и струны.  На какую цифру похожа гитара? (Обводит рукой гитару движением восьмёрки) . Правильно! На цифру восемь. Но она не всегда была, ребята, такого облика. Посмотрите.

 М Р включает презентацию «Знакомая незнакомка» и продолжает свой рассказ, который начинается со стихотворения.

М.Р.

Порой гитара пахнет лаком

И струн упругих новизной,

Но всех приятнее, однако,

Мне аромат совсем иной –

Тот, что живет в гитаре старой,

Пропахшей хвоей  и листвой,

Когда витает над гитарой

Дымок походный, костровой,

Когда она в себя впитала

Туман извилистой реки

И потому звучнее стала,

Годам прошедшим вопреки.  (Г. Дядина)

М. Р. Только в Испании корпус гитары получил своеобразную форму, близкую  теперешней. И в связи с этим Испании и приписывают изобретение гитары.

   «Музыка похожа на океан, а музыкальные инструменты подобны островам, разбросанным в океане. Мой остров – гитара» - так сказал однажды знаменитый испанский гитарист Андрес Сеговия.

 Потом гитара стала известной и во  Франции, и в Германии, Италии.  В России, в Москве и в Петербурге гитара стала известна с 1769года. У нее было и четыре струны, и пять, и шесть, и семь. Они были сначала жильными, потом металлическими. И вот они стали нейлоновыми. В России получила распространение шестиструнная гитара. Гитара имела своих выдающихся исполнителей в России – Андрей Сихру, Михаил Высотский, Марк Соколовский. Такой как, Александр Михайлович Иванов-Крамской  -композитор, исполнитель, педагог сделал очень много для того, чтобы этот инструмент возродился в России и стал очень популярным.

    Послушайте слова песни, которую пели под гитару 20-30-х годах ХIХ столетия, то есть сто лет назад.

Вдоль по улице метелица метет.

За метелицей мой миленький идет,

Во правой руке гитарочку несет….

Саша миленький , гитарочку настрой,

Свою песенку любезную пропой.

Дети слушают пьесу в исполнении гитары

   Популярность  этого инструмента в наше время очень велика. Гитара – инструмент многоликий. Одна из самых распространенных ее ролей – музыкальное сопровождение песни. Но Гитаре доступно многое, доступны сложные и серьезные произведения.

    Гитару можно заставить играть очень разные роли.  Например, без гитары трудно представить песни и танца цыган.  В провинциях Южной Испании бытует особый вид народного  искусства – фламенко. Это и песня, и танец, и музыкальный аккомпанемент в подчеркнуто острых ритмах. Неповторимым голосом обладает гавайская гитара. На ней струны только металлические, на пальцы надевают специальные медиаторы и ими защипывают струны, а левой рукой водят по струнам стальной пластинкой, отчего звуки гитары становятся  певучими, вибрирующими. (Слушание  музыкального фрагмента). Гитара прекрасно сочетается  со скрипкой, виолончелью, мандолиной, домброй и некоторыми другими инструментами.  (Слушание музыкального фрагмента пьесы). У туристических костров, на самодеятельных сценах, в обычных квартирах звучат миллионы обычных гитар.

    Если вы полюбили гитару, и хотите научиться на ней играть, то это долгий и тяжелый путь к высшему мастерству. Гитара – инструмент не менее серьезный, чем любой другой.

Музыкальный руководитель разрешает детям пробовать играть на гитаре, подтверждая последние слова беседы.

ГИТАРА, БАЛАЛАЙКА И КОНТРАБАС

Автор Гальцева Е. А.

(сказочная музыкальная инсценировка)

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

Рассказчик

Гитара

Балалайка

Контрабас

Детские музыкальные инструменты

Дирижёр

Звучит в записи оркестр.

РАССКАЗЧИК.

Собрались как-то раз Гитара, Балалайка, Контрабас.

Сели рядышком, рядком, и разговоры завели об этом и о том!

О том, какие ноты в музыке важны,

О том, какие мелодии сейчас нужны!

Время быстро пролетало, для беседы тем не стало…

   Появляются изящная Гитара, миниатюрная Балалайка и элегантный Контрабас. Присаживаются на скамеечке и ведут беседу на музыкальном языке.

 ГИТАРА. На-на-на! На, на, на, на, на-а-а-а-аааааааааааааа-!!!!

БАЛАЛАЙКА. Плим! Плим! Плим! Плям! Плям! Лям-лям- ля,ля, ля-лям!!!

КОНТРАБАС. Бум! Ба! Бум! Ба! Бум! Ба! Ббб-бабум-бум-бум!!!

ГИТАРА. На-на-на!

БАЛАЛАЙКА. Плим! Плим! Плим!

КОНТРАБАС. Бум! Бум! Бум!

ВСЕ (дружно) На-на-на! Плим! Бум! Плям! Бум! На-на-на! Плим! !! Ббб-бабам!!! Плим!!! На-на-на!!! Плям!!!

   Неожиданно музыкальный разговор смолкает. Воцаряется довольно продолжительное молчание. Инструменты рассаживаются в разных точках сценической площадки. Гитара присаживается в мягкое кресло. Балалайка занимает место на диванчике, а важный Контрабас остаётся сидеть на скамеечке.

КОНТРАБАС.. Э-э-э…

ГИТАРА. Но-о-о!...

БАЛАЛАЙКА. Ох! Ой! Ну-у-у…

ГИТАРА. Мне кажется, друзья, средь вас важнее я!

БАЛАЛАЙКА. Но почему, простите! Ведь с нами вы сидите!

КОНТРАБАС. Все мы струны имеем и поем, как умеем!

ГИТАРА. Но голос мой прекрасен, а ваш простите….

КОНТРАБАС И БАЛАЛАЙКА. Что , безобразен?!

ГИТАРА. Я так вам не сказала… (в сторонку) Я лишь в уме держала!

БАЛАЛАЙКА. Петь тоже я умею, на это право я имею!

Не обходился до сих пор  без меня народный хор!

КОНТРАБАС. Я – Контрабас! Меня вы слышали не раз!

Пою я громко, басом и самым высшим классом!

ГИТАРА. Все ж я лучше петь умею! Прямо вам сказать посмею –

Меня люди уважают, в гости взять не забывают!

Вы послушайте меня, без меня никак нельзя!

Гитары переливы – в ней музыки мотивы!

   Звучит перебор гитары в записи. Гитара с упоением, закрыв глаза, кружится по всей площадке.

КОНТРАБАС. Хорошо звучать умею и об этом не жалею!

Услышав мощный бас, все знайте: поёт контрабас!

Тембр мой великолепен, замечателен, волшебен!

Низко ноты я беру, никогда в них не совру!

   В записи звучит мелодия контрабаса. Контрабас двигается соответственно звучащей мелодии.

БАЛАЛАЙКА. Я ничуть не хуже вас, госпожа Гитара, мистер Контрабас!

Звонко, чисто запою, слушай музыку мою!

Слушай , не перебивай! Лучше мне ты подпевай!

   Звучит мелодия балалайки. Балалайка исполняет задорный танец.

ГИТАРА. Нет, ты мне не пара – не балалайка я, Гитара!

Нот на ветер не бросаю и  свое я дело знаю!

Вы же , мистер Контрабас, - нелепый, грубый бас!

Играть с вами не желаю – только время потеряю!

БАЛАЛАЙКА. Ты тут не хозяйка, это я говорю, Балалайка!

Слишком громко ты бренчишь, а порою так кричишь!

КОНТРАБАС. Ты, Гитара, не права так грубы твои слова!

Плохо ты себя ведешь! Не одна ведь ты поешь!

ГИТАРА! Не важна мне ваша роль, вы придаёте головную боль!

Обманные суждения – смешные рассуждения!

Пустые ваши речи! И говорить мне не о чем!

Слышать вас я не желаю, лучше громче заиграю!

  Гитара начинает громко-громко играть, но и  Контрабас с Балалайкой не хотят от неё отставать и начинают стараться изо всех сил, каждый на свой лад. Звучит настоящая какофония. Появляется Рассказчик. От услышанного закрывает уши руками.

РАССКАЗЧИК. Как же их оставить?  (Думает)  Я знаю , как мне быть! Оркестр приглушу! Шум ужасный заглушу!

   Приглашает детей  подойти к детским музыкальным инструментам и сыграть в оркестре. Дирижер взмахивает палочкой . Инструменты начинают слаженно играть.    Спорщики смолкают и слушают.

ГИТАРА. Мелодия льётся!

КОНТРАБАС. Нотки летят!

БАЛАЛАЙКА. Будто песня поётся!

РАССКАЗЧИК. Все слушать хотят!

СПОРЩИКИ (вместе). Вот бы нам так зазвучать, чтобы петь и ликовать!

В чём же дело,  дирижёр , нам скажи? Выход достойный нам подскажи!

ДИРИЖЁР. Дело в умении действовать вместе.

Вы ж – каждый в отдельности, но не совместно!

Дружить научитесь скорей, не ленитесь!

Пойте не врозь, а совместно! В музыке это уместно!

ИНСТРУМЕНТЫ. Мы всё поняли !Спасибо! Будем мы играть красиво!

И про дружбу не забудем, больше ссориться не будем!

   Инструменты-спорщики присоединяются к оркестру

 Дирижёр вновь взмахивает палочкой, оркестр звучит с новой силой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомая незнакомка, Новогодний дед.

Наглядная информация для родителей....

Знакомая-незнакомка

Детский проект. Ознакомление детей старшего возраста с улиткой...

Проект "Всем знакомая незнакомка"

Проект ориентирован на решение одной проблемы  -  все знакомы с образом Бабы Яги, но при этом мало кто знает, откуда она взялась, кто она на самом деле. Многие считают ее отрицательным ...

Конспект ООД "Знакомая незнакомка - вода"

Тематическое занятие, с элементами опытнической деятельности, способствующее повышению познавательной активности детей, расширению их кругозора....

Детский исследовательский проект "Знакомая незнакомка"

Здравствуйте! Меня зовут Полина! Мне 6 лет! Я хожу в подготовительную группу  детского сада  № 30 «Буратино».Тема моего проекта:   «Знакомая незнакомка»....

Конспект итоговой ООД "Знакомая незнакомка" разработан для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

Организованная образовательная деятельность "знакомая незнакомка" разработана в соответствии с ФГОС. в игровой форме с использованием разнообразных педагогических технологих, позволяющих кра...