Из опыта работы
материал (старшая группа)

Домбровская Людмила Николаевна

О положительном влиянии логоритмики на развитие всех сторон речи и моторики у детей с ТНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_dombrovskoy_l.n.docx17.51 КБ

Предварительный просмотр:

  В настоящее время отмечается резкое увеличение детей с отклонениями в психомоторном и речевом развитии. Наибольший процент детей, составляющий логопедические группы, имеет общее недоразвитие речи.

У таких детей отмечается значительное нарушение всех компонентов речи: они мало пользуются прилагательными, наречиями, допускают ошибки в словообразовании и словоизменении, фонетическое оформление речи отстает от возрастной нормы. А также, у детей с ОНР недостаточно сформированы основные двигательные умения и навыки, движения ритмично не организованны, повышена двигательная истощаемость, снижены двигательная память и внимание.

  Современная ситуация в системе образования, в которой происходят изменения, побуждает педагогов  к созданию новых моделей,  поиску новых форм  и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в речевом и психофизическом развитии.

   Опыт работы показывает, что логопедическая ритмика, которая является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающей исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей оказывает большую положительную роль в исправлении данных нарушений.

 Цель, которую мы поставили в своей работе – это преодоление речевого нарушения у детей с ОНР путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций, и в конечном итоге адаптация  ребенка к школе, к условиям внешней и внутренней среды.

  Что же такое логоритмика? Логоритмика – это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и воспитательных задач. Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка.

    В нашем детском саду работа по логоритмике ведется комплексно творческой группой педагогов (в которую входят — учитель-логопед, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию). Все специалисты активно взаимодействуют друг с другом, координируют свои действия, планируют совместную деятельность с целью решения определённых задач, обсуждают составленные планы, тщательно подбирают  двигательные, дыхательные, динамические упражнения, пальчиковые, подвижные, малоподвижные, музыкально-дидактические игры по определенной  тематике.  Материал подбирается с учетом двигательных и речевых возможностей детей;  У каждого специалиста свой вид деятельности, но цель у всех общая – развитие и воспитание ребёнка. Учитель-логопед составляет конспект занятия, задаёт лексическую тему, организует остальных специалистов, проводит занятие. Музыкальный руководитель подбирает музыкальное сопровождение, рекомендует музыкально-дидактические игры, упражнения, танцы, песни, участвует в проведении занятий. Воспитатели проводят  работу по заданию логопеда, разучивают стихи и движения, оказывают помощь в проведении занятия.

Логоритмическое  занятие проводится 1 раза в неделю со всей группой детей в первой половине дня; продолжительность занятий от 25 до 30 минут; при проведении используем  музыкальное сопровождение или технические средства (музыкальный центр, компьютер). Занятия проводятся в игровой форме с сюжетно-тематической организацией, что позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, раскрепощёно.

На логоритмических занятиях реализуются следующие задачи:

  • расширение лексического запаса;
  • развитие слухового внимания и зрительной памяти;
  • совершенствование общей и мелкой моторики;
  • выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью и с музыкой;
  • развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.

Элементы логоритмики  воспитатели логопедических групп используют на занятиях, в режимных моментах и развлечениях.

1. Утренняя гимнастика с речевыми звукоподражаниями.

2. Проговаривание потешек, приговорок, чистоговорок во время режимных процессов - умывания, одевания на прогулку, подготовки к занятиям.

3. Динамические паузы между занятиями.

4. Физкультурные сюжетные занятия с использованием речевого материала.

5. Логоритмические физкультминутки во время проведения образовательного процесса.

6.  Бодрящая гимнастика со звукоподражанием.

7. Подвижные игры с речетативом и движениями.

8. Логоритмические досуги.

  Практика показала, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками и многое другое. В результате работы к концу учебного года у детей прослеживается положительная динамика речевого развития, происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».

Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обуче...

Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы) Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы)

Внедряя элементыпрограммы "Зелёный огонёк здоровья" формируем у маленького ребёнка интерес к своему личному здоровью, ответственность за себя....

Обобщение передового опыта работы .Тема педагогического опыта: «Использование игровых форм обучения детей по формированию элементарно-математических представлений».

Метод – игровые формы обучения элементарным математическим представлениям в образовательном процессе.   В опыте отражена система специальных игровых заданий и упражнений, направ...

Сообщение из опыта работы: Сообщение из опыта работы «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя ДОУ в условиях ФГОС»

Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека...

Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы..

Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы.....

Выступление из опыта работы на ГМО воспитателей «Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»

laquo;Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение  персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»...

Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г.

Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г....