Сценарий игры – путешествия « К бабушке Варварушке в гости на прянички» для старших дошкольников 5-6 лет
план-конспект занятия (старшая группа)

Страхова Екатерина Леонидовна

Сценарий игры – путешествия « К бабушке Варварушке в гости на прянички» для старших дошкольников 5-6 лет
Возрастная категория: 5-6 лет
Форма организации: Игра – путешествие

Оборудование: русский костюм, иллюстрации с изображением быта: , чугунок, печь,, люлька- колыбелька,  качерга, самовар, соленое тесто.
Цель:
 Формирование представлений о жизни и быте русского народа, обычаях и традициях.
Задачи:
1. Образовательные: Приобщение детей к народному творчеству. Упражнять в умении изготавливать вырезные пряники из солёного теста с помощью формочек 

2. Воспитательные: Воспитание чувства уважения к традициям русского народа.
3. Развивающие: Развитие физических способностей, внимания, воображения, смекалки; содействие сплочению детей в коллективе.
4. Социализирующие: Самоопределение ребёнка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности.

Ход мероприятия

Бабушка Арина Встречает детей (Звучит музыка русская народная).

Бабушка Арина. Здравствуйте, ребята, проходите, рассаживайтесь поудобнее. Посидим рядком, да поговорим ладком.  Ребята, вы любите путешествовать? А играть?
Хотите отправиться в путешествие? Закройте глаза и вот мы с вами оказались в далеком прошлом.

- Скажите, пожалуйста, как называется мое жилище? (горница, изба) (Ответы детей)
Бабушка Арина «нечаянно» роняет клубок, он «катиться» к печке.
- Куда покатился мой волшебный клубочек?(к печке) (Ответы детей)

-А для чего в избе печка? (Ответы детей)

Стоит изба из кирпича,

То холодна, то горяча.

-Давайте посмотрим, что в печке?  (Горшок)

- Как же нам достать из печки горшок, ведь он горячий, можно обжечься? У хозяйки есть помощники. Попробуйте найти отгадку в избе. Бабушка Арина роняет клубок, он «катиться» к ухвату.

Бычок рогат, в руках зажат,

Еду хватает, а сам голодает. (Ухват)

- Ухват — металлические «рожки» на длинном деревянном черенке — служил в качестве прихватки. Ухват помогает достать горшок из печи.

- А вот еще один верный помощник бабушка Арина роняет клубок, он «катиться» к кочерге.

Кривая собака в печку глядит. (Кочерга)

- Почему собака, как вы думаете? Собака дом сторожит, а кочерга огонь.

- Кочерга- важная помощница. Без нее с печкой не справиться.  Кочерга нужна, чтобы ворошить угли в печи.

Бабушка Арина. Русские люди очень гостеприимный народ и любят они играть в русскую народную игру «Репка». Играем.
-  Для этого нам нужно поделиться на две команды. А теперь нужно выбрать две репки. Кто хочет побывать репками? Хорошо, репки у нас есть – их мы посадим на стульчики напротив команд. 
- А вы хорошо помните героев сказки «Репка». Перечислим их: Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка.
- Хорошо, вот мы и вспомнили. А теперь распределим роли.
1 игрок в команде - Дед 2 игрок в команде – Бабка
3 игрок в команде - Внучка
4 игрок в команде - Жучка
5 игрок в команде – Кошка
6 игрок в команде – Мышка
По моей команде первые игроки команд («Дедки») быстренько доходят до стульев, на которых сидят «Репки». Обежав стул со «Своей репкой», «Дед» возвращается назад, к стартовой черте, где за него цепляется «Бабка». Они добегают до репки уже вдвоём, огибают стул и возвращаются на место, где к ним присоединяется «Внучка». Таким образом, команда, вытягивающая репку, растёт с каждой пробежкой. После того как к ней присоединяется последний игрок – «Мышка», команда добегает до стула, на котором сидит «Репка», «выдёргивают» её («Репка» цепляется за «Мышку») и возвращается на своё место. Та команда, которая быстрее вытянет репку, объявляется победительницей. (Детям раздаются маски героев сказки).

- Как вы думаете, что делали на Руси из репы?  До появления картофеля именно репка и была вторым хлебом.  Из репы готовили на Руси практически все: из нее варили похлебки и каши, на репе ставили квас, репой начиняли пироги.

- Бабушка Арина роняет клубок, он «катиться» к люльке-колыбельке.

А что это? Ой, да это настоящая люлька-колыбель. В ней раньше дети спали, их мамы качали, да колыбельные песни им пели. Дети, вы знаете колыбельные песни. Давайте их вспомним.

Баю-баю, баю-баю,

Ты, собачка, не лай,

Белолапа, не скули,

Мою детку не буди.

Глазкам спать давно пора.

Ждет тебя кроватка.

Спи Дуняша сладко.

- Бабушка Арина роняет клубок, он «катиться» к самовару.

Сверху пар, снизу пар -

Шипит наш русский самовар

Милости просим на чашку чая!

Вот так мы живем:

Пряники жуем, чаем запиваем

Всех в гости приглашаем.

- Самовар – старинное русское изобретение. Считается, что родина самовара – город Тула. - Какие угощения подают к чаю? (Варенье, баранки, пряники, пироги, мед)

Бабушка Арина Ребята, давайте слепим из соленого теста с помощью формочек прянички.  Для игры «Угощенье для чаепития с самоваром».

- Славно мы, ребята, сегодня повеселились. Много услышали, узнали. Не забывайте и помните русские обряды и творчество русского народа.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"У Бабушки Варварушки в гостях" - Тематическое занятие в средней группе

Конспект тематического занятия на материале русского фольклора для детей средней группы:прививать интерес и любовь к русскому фольклору;формировать культуру слушания музыки;развивать исполнительские н...

"К бабушке Варварушке в гости на оладушки"

Развлечение для детей второй младшей группы....

Самоанализ развлечения "К бабушке Варварушке в гости на оладушки"

Самоанализ развлечения для детей младшей группы  "К бабушке Варварушке в гости на оладушки"....

Конспект занятия во 2-й мл.группе фольклор, потешки: "К бабушке Варварушке в гости на оладушки"

Знакомить детей с потешками и научить выразительно их рассказывать....

Тема: «У бабушки Варварушки в гостях».

Тема: «У бабушки Варварушки в гостях».Образовательная область: «Познание»                                     ...