Развитие элементов логического мышления у старших дошкольников
статья (старшая, подготовительная группа)

Гордина Евгения Александровна

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление, которое является основой для развития словесно-логического мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие элементов логического мышления у старших дошкольников

Ориентиры к содержанию дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является развитие основных мыслительных операций. Среди целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования можно выделить такие, которые непосредственно соотносятся с поставленной проблемой: ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), склонен наблюдать, экспериментировать, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности (ФГОС ДО)

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление, которое является основой для развития словесно-логического мышления. Дети учатся не только решать задачи в наглядном плане, но и совершать преобразования объекта, указывать, в какой последовательности даны объекты, как взаимодействуют друг с другом (например, в пространстве) и т.д.  Однако подобные решения могут быть правильными только в том случае, если дети будут способны устанавливать причинно-следственные зависимости между объектами, предметами и явлениями окружающего мира.

К концу дошкольного возраста у ребёнка проявляются признаки логического мышления. В своих рассуждениях он начинает использовать логические операции ( анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование и др.) и на их основе строить умозаключения.

В процессе опытной работы было установлено, что к концу дошкольного  возраста у детей недостаточно развиты такие логические операции, как анализ, синтез, абстрагирование, умозаключение. Дошкольники затрудняются установить последовательность ходов, выделить ошибки и исправить их, умение рассуждать находится на низком уровне, а также отмечается недостаточный показатель овладения визуальным анализом.

Анализ полученных результатов позволил в качестве наиболее вероятных причин таких трудностей выделить следующие: не сформирована полноценная развивающая предметно-пространственная среда, недостаточно развивающих дидактических материалов и наглядных демонстрационных пособий, низкий уровень сформированности профессиональных компетенций у педагогов. Исходя из этого, мы обратили особое внимание на применение в образовательном процессе проблемно-поисковых, исследовательских методов, развивающих средств обучения (занимательный математический материал).

Необходимо правильно организовать образовательный процесс, чтобы он способствовал интеллектуальному развитию детей. Следует чётко определить общую стратегию развивающей работы с детьми, определить наиболее оптимальные технологии обучения (с учётом возраста и познавательных возможностей детей старшего дошкольного возраста).

Эффективными  средствами являются игры (дидактические, логические, развивающие), игровые упражнения проблемного характера, математические задания с элементами логики, преобразование проблемных ситуаций в повседневной жизни и пр. Разнообразная подача математического материала эмоционально воздействует на детей, активизирует их познавательную деятельность.  Дошкольники слушают, думают, рассуждают, устанавливают причинно-следственные связи, отвечают на вопросы, обосновывают полученные результаты, узнают интересные факты, что не только способствует пониманию взаимосвязей между различными аспектами окружающего мира, но и расширяет их кругозор, побуждает к самостоятельному познанию нового.

Для выработки определенных математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников с помощью логических игр. Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.

Логические задачи – это занимательные задачи, способствующие развитию у ребёнка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения.

Логические упражнения – это развивающие упражнения, связанные с содержанием, направленные на формирование у дошкольников навыков самостоятельной работы.

Воспитатель может сам составлять их, исходя из конкретных задач обучения детей на занятиях: закрепления представлений о геометрических фигурах, их отличительных признаках, размерных соотношениях предметов и т. д.

Развитию логического мышления, смекалки и сообразительности способствует обучение детей 5-6 лет решению логических задач на поиск недостающих в ряду фигур. Для успешного решения подобных задач необходимо развивать у детей умение обобщать ряд или фигуру по выделенным признакам, сопоставлять обобщенные признаки одного ряда с признаками другого. В процессе выполнения этих операций и осуществляется поиск решения задачи.

Особая роль в развитии элементов логического мышления отводится нестандартным дидактическим средствам, к которым можно отнести блоки Дьенешa, палочки Кюизенера, наглядные модели, схемы, головоломки.

Если рассматривать математику как модель окружающего нас мира, то станет понятным то значение, которое придают сегодня моделированию (как методу и как средству) в процессе формирования элементарных математических представлений. Моделирование – замена оригинала его моделью, в которой отражаются специфические и общие для некоторых объектов свойства и отношения.

Моделирование выступает как метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей. Существенными признаками модели являются: наглядность, абстракция, элемент научной фантазии и воображения, использование аналогии как логического метода построения, элемент гипотетичности. Иными словами, модель представляет собой гипотезу, выраженную в наглядной форме.

В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако возможностью формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения обладают не все. Раскроем возможности этих средств на примере организации работы с логическими блоками Дьенеша, в которых «зашифрованы» разнообразные свойства: цвет, форма, величина (большой-маленький, толстый-тонкий).

В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение), дети овладевают операциями анализа, синтеза, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, а также начинают понимать отрицание, многообразие вариантов правильного решения («не», «и», «или»), кванторы «все», «некоторые» и пр.

В процессе выполнения игровых действий с блоками у детей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме, тренируется внимание, память, восприятие.

В целях более эффективного ознакомления детей со свойствами логических блоков можно предложить им следующие задания: «найди такие же фигуры, как эта, по цвету (по форме, по размеру, по толщине)»; «найди не такие фигуры, как эта, по форме (по размеру, по толщине, по цвету)»; «найди синие фигуры (треугольные, красные, квадратные, большие, желтые, тонкие, толстые, маленькие, круглые, прямоугольные)»; «назови, какая эта фигура по цвету (по форме, по размеру, по толщине)».

После знакомства с блоками можно перейти к целенаправленной работе.

Первый этап. В процессе различных действий с фигурами дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину, сравнивать. Детям предлагаются игры типа «Угадай цвет», «Найди блок», «Дружат - не дружат» и др.

Второй этап. Дошкольники овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т. д.), несколько позже по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине). При этом в одном и том же упражнении легко можно менять степень сложности задания с учетом возможностей детей. Детям предлагают игры типа «Найди свой домик», «Найди свою дорожку».

Игры и упражнения с логическими блоками можно организовывать в процессе непосредственно образовательной деятельности и в свободные часы, как в детском саду, так и дома. Если  дополнить их другими развивающими играми, «наполнить» новыми игровыми задачами, действиями, сюжетами, ролями и пр., то это только будет стимулировать познавательную активность детей, позволит им самостоятельно преодолевать интеллектуальные трудности.

Для развития мышления важно, чтобы каждый ребенок развивался в индивидуальном темпе, с учетом своей зоны ближайшего развития. Особую важность в контексте вышесказанного приобретают принципы индивидуализации и дифференциации. На практике это может быть реализовано таким образом. Дети делятся на подгруппы, которые могут комплектоваться по уровню развития мыслительных и познавательных способностей (что позволит дифференцировать задания по объёму и уровню сложности изучаемого материала), либо  по принципу объединения сильных и слабых детей (что будет стимулировать взаимообучение, стремление «дотянуться» до более высокого уровня).

При этом индивидуальная и групповая формы обучения могут использоваться как дополнение к основной – коллективной, где так же применяется вариативный подход к развитию каждого ребенка (это может быть временное снижение требований, помощь со стороны воспитателя детям, которые в ней нуждаются или, наоборот, предложение некоторым детям сложных, проблемных заданий с учётом их возможностей и интересов) и к организации познавательного процесса.

Построение образовательной работы по освоению предложенного  содержания с учётом основных развивающих принципов (интеграции, дифференциации, проблемного обучения и пр.) позволит решать проблему развития элементов логического мышления в дошкольном возрасте на более качественном уровне.

Целенаправленная систематическая работа по развитию элементов логического мышления должна строиться на принципах систематичности, индивидуализации и дифференциации, использовании проблемно-поисковых, игровых, исследовательских, продуктивных методов в качестве приоритетных, на использовании разнообразного занимательного математического материала, подобранного  в соответствии с возрастом (по степени трудности) и в соответствии с особенностями изучаемой предметной области (ее высокой абстрактностью). Больше внимания следует  уделять развитию математического мышления (гибкости, умению нестандартно мыслить и пр.) и связанных с ним логических операций.

Литература

  1. Беженова М. Математическая азбука. Формирование элементарных математических представлений. – М.: Эксмо, СКИФ,2005.- 64с.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
  3. Шукшина С.Е. Учить дошкольников думать// Дошкольник. Методика и практка воспитателяи обучения – М. – 2015.- №1- с. 19-24.
  4. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Математика. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – М.: ТЦ "Учитель", 2007

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию элементов логического мышления в старшей группе. Тема: «Конкурс мудрецов»

Занятие  по развитию элементов логического мышления в старшей группе.Тема: «Конкурс мудрецов»...

РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

В статье представлена такая проблема как: "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста" с рекомендациями....

Конспект НОД " В гостях у поющих птиц" по развитию элементов логического мышления в старшей группе

Конспект НОД « В гостях у поющих птиц» по развитию элементов логического  мышленияИнтеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественн...

Конспект НОД «Развитие элементов логического мышления» в старшей группе

Данный конспект представлен для воспитателей, а также может быть интересен родителям и другим людям, занимающимся обучением и развитием детей. В данном материале можно найти задания и игры на развитие...

Использование ТРИЗ-технологий для развития элементов логического мышления у старших дошкольников.

Статья  о использовании ТРИЗ-технологии в дошкольном образовании...