«Развитие творческих способностей дошкольников посредством реализации проекта “Православные праздники Руси»
консультация

Бондаренко Оксана Владимировна

«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,

когда он живет в мире игры, сказки, музыки,

фантазии, творчества.

Без этого он - засушенный цветок»

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          В.А.Сухомлинский

Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России.  Поэтому на современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Ориентируясь на социальный заказ общества, работая с детьми не один год, общаясь с ними изо дня в день в процессе своих наблюдений – выявила, что духовно – нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бондаренко Оксана Владимировна,

старший воспитатель МКДОУ ЦРР – детский сад № 5 г. Россоши

«Развитие творческих способностей дошкольников посредством реализации проекта “Православные праздники Руси»

«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,

когда он живет в мире игры, сказки, музыки,

фантазии, творчества.

Без этого он - засушенный цветок»

В.А.Сухомлинский

В последнее время в российском обществе стал очень остро ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствие согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров. Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России.  Поэтому на современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Ориентируясь на социальный заказ общества, работая с детьми не один год, общаясь с ними изо дня в день в процессе своих наблюдений – выявила, что духовно – нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований.

В нашем детском саду одной из поставленных целей является: формирование у дошкольников духовно-нравственных ценностей в ходе реализации проектной деятельности.

Для достижения этой цели определили ряд следующих задач:

  1. Расширять представления детей о православных традициях России, культуре и быте её народа.
  2. Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
  3. Воспитывать  духовно-нравственную личность, достойных будущих граждан России.
  4. Повышать педагогическую компетентность родителей в духовно- нравственном воспитании детей дошкольного возраста.

Знакомство детей с православными праздниками позволяет решать многие задачи эстетического и духовно- нравственного воспитания.

Использование проектного метода в системе духовно – нравственного воспитания считаю, наиболее приемлемым, так как он позволяет сочетать интересы всех участников проекта. В нашем детском саду реализуем разные виды и типы проектов по духовно-нравственному  воспитанию. Краткосрочные проекты, такие как «День семьи, любви и верности», «Неделя славянской письменности», «Три Спас», «Покрова пресвятой Богородицы», «Троица» и др.

Мне бы хотелось остановиться на долгосрочном проекте, который мы реализовали в нашем детском саду в течение одного года с 01.01.2017– 01.01. 2018 г.  «Православные праздники Руси».

Данный проект – это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых решений в воспитании у детей духовности и нравственности.

Новизной и отличительной особенностью проекта является приобщение детей к творческой деятельности. Создание игровых миниатюр в образовательной деятельности, инсценировок народных фольклорных праздников и развлечений с привлечением родителей к совместным с детьми выступлениям, изготовление всеми участниками проекта православного календаря праздничных событий в форме книги, стилизация  пространственно – развивающей среды, а также  активное взаимодействие с представителями воскресной школы.

Основная идея проекта – гуманизация, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей: добра, красоты  дошкольного детства. Проект основан на интеграции художественно-эстетической, музыкальной, игровой, изобразительной, театрализованной, познавательной деятельности. В ходе реализации этого проекта дети знакомились с православными праздниками, народной культурой и искусством (слушание и исполнение православной и народной музыки, библейские чтения, народный фольклор).

Основной этап проекта включал в себя:

  • Непосредственно-образовательная деятельность с детьми;
  • Совместная образовательная деятельность;
  • Самостоятельная продуктивная творческая деятельность детей;
  • Проведение праздников и развлечений для детей с участием представителей православия.

Праздники мы проводили по сезонам. Зимние праздники – это «Рождество Христово», «Сретение Господне», праздники весной – это «Благовещение», «Вербное воскресение», «Пасха».  В рамках этого проекта проходила акция изготовления пасхальных открыток «Пасхальный сувенир», где дети не только с удовольствием делали сувениры, но и одновременно исполняли пасхальные песни. Мероприятия проведенные с детьми летом – это «Троица», «День Петра и Февронии», «Три Спас».   В рамках  праздника «Ко дню семьи, любви и верности дошкольники изготовили и  подарили своим родителям ромашки. Эта работа проводилась с целью воспитания у детей чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью. Осенние праздники – «Рождество пресвятой богородицы», «Покров пресвятой богородицы».

Педагоги составили интерактивную картотеку информационных видео материалов и презентаций по каждому празднику. На протяжении всего года дети совместно с воспитателями собирали материал для «Календаря православных праздников», посвященных знаменательным событиям из жизни Иисуса Христа и его Матери Богородицы Девы. В него были включены детские рисунки, творческие работы, стихи, загадки, описание праздничных событий. Страницы календаря отличаются информационно – познавательным содержанием и лучшим художественно - эстетическим оформлением.

В результате реализации проекта:

1. Дети проявили активный интерес и желание заниматься поэтическим и музыкальным фольклором; проявили творчество и воображение в изготовлении поделок.

2.У детей были сформированы навыки актерского мастерства, коммуникативные способности;

3.Благодаря системе в работе по духовно-нравственному воспитанию нам удалось достичь позитивных результатов в воспитании всесторонне и гармонично развитой личности дошкольника, сформировать коллектив, где каждый самоценен, и все пребывают в гармонии друг с другом, развить способности к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству, сформировать основы ценностных сфер личности, целостности восприятия мира.

4. Воспитатели получили интересную технологию работы с детьми, основанную на создании образно-игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Они сделали вхождение в мир православной культуры для ребенка желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым. Также педагоги приобрели ценный опыт совместного сотрудничества с детьми и родителями.

Результаты работы показывают, что проектная деятельность создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе. Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности"

В рамках проекта планирование работы воспитателя по театрализации с детьми средней группы детского сада. Сценарий спектакля "Кто сказал МЯУ?" для постановки с детьми средней группы детского сада...

Проект"Развитие творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционной техники рисования"

Рисование для ребенка – радостная и увлекательная деятельность, к которой не надо принуждать, но очень важно стимулировать, открывать новые возможности изобразительного творчества. Работая в дет...

ПРОЕКТ "Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности"

Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно...

Становление, развитие творческих способностей дошкольников посредством реализации ФГОС

        Познакомить  музыкальных руководителей  с материалом на тему -  как развивать творческие  способности у дошкольников....

Долгосрочный проект «Развитие творческих способностей дошкольников посредством хореографического искусства как механизма повышению качества образования», как программа дополнительного образования

laquo;Развитие творческих способностей дошкольников посредством хореографического искусства как механизма повышению качества образования», как программа дополнительного образования...