Музыкальная гостиная. " «Король вальсов» (о творчестве И.Штрауса)
материал (подготовительная группа)

Погорелко Людмила Владимировна

Цель: познакомить с жизнью и творчеством австрийского композитора Иоганна Штрауса.

 

Задачи:

- расширять знания о классической музыке;

- развивать образное мышление и воображение дошкольников;

- способствовать воспитанию у дошкольников чувства прекрасного, любви к музыке, интереса к жизни и творчеству известного композитора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shtraus.docx17.81 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                Музыкальная гостиная.    

                   Подготовила музыкальный руководитель Погорелко Л.В.

                                                         

                                           «Король вальсов»

                                                       

                                    (о творчестве  И.Штрауса)                                      

Цель: познакомить с жизнью и творчеством австрийского композитора Иоганна Штрауса.

Задачи:

- расширять знания о классической музыке;

- развивать образное мышление и воображение дошкольников;

- способствовать воспитанию у дошкольников чувства прекрасного, любви к музыке, интереса к жизни и творчеству известного композитора.

Музыкальный руководитель.   Добрый день дорогие друзья. Сегодня собрались все те, кто любит музыку.  Сегодня вы присутствуете на встрече Его Величества Вальса.

А что такое Вальс?

О Вальсе сказано не мало!
За два столетия подряд 
На вечерах и карнавалах 
Не потускнел его наряд!

Сейчас  в  «Музыкальной гостиной»   прозвучат вальсы Иоганна Штрауса. Посмотрите на его портрет.

И я предоставляю слово нашей гостье Ольге Владимировне.

Ведущий:  Здравствуйте, ребята, садитесь. Я приглашаю вас на концерт классической  музыки.  (слайд 1)

Мы познакомимся с музыкой Иоганна Штрауса, с его вальсами. Они то лиричные и мягкие, то сияющие и жизнерадостные, пробуждают воспоминания по старому доброму XIX веку.

- Давайте вспомним, какая бывает музыка по характеру звучания? (весёлая, спокойная, торжественная, грустная.)

- Да, ребята, вы правы: музыка может передавать и создавать образы. Если мы слышим спокойную музыку, какие образы рисует ваше воображение? (образы природы, образ спокойствия, образы ночи.)

- Давайте поменяем характер музыки: зазвучала весёлая, зажигательная, радостная музыка. Какие картины теперь рисует ваше воображение? (образ праздника, образ торжества.)

- Вот в этом и состоит «сила музыки».

1. Знакомство с вальсом из оперетты «Летучая мышь»

- Итак, мы начинаем наш концерт. Сейчас зазвучит музыка, а вы постарайтесь понять, какие чувства, мысли и переживания охватили вас?

(Звучит вальс из оперетты «Летучая мышь»)

- Мы попали на концерт современной танцевальной музыки или классической музыки? (классической музыки.)

- Охарактеризуйте музыку (светлая, радостная, танцевальная)

- В минуты радости и веселья люди танцуют. Какой танец хотелось танцевать под эту музыку? (вальс.)

 (Просмотр видео И. Штраус - Вальс из оперетты "Летучая мышь" - Гульнур Тухбатова, Кирилл Кузнецов)

- Правильно, ребята, на нашем концерте прозвучал вальс из оперетты «Летучая мышь» Иоганна Штрауса.

- Что же такое оперетта? Может быть кто – нибудь из вас знаком с этим жанром? (оперетта – музыкальная комедия. В отличие от оперы, актёры в оперетте не только поют, но и говорят.)

- Что хотел передать композитор этой музыкой (лёгкость, изящество, красоту, грациозность, свежесть.)

- После премьеры «Летучей мыши» респектабельная газета «Морген Пост» опубликовала рецензию. В ней были такие слова:

 

(слайд2)    «Здесь очевиден композиторский гений, а мелодическое богатство вдохновит множество новых французских авторов оперетт».

- Как вы думаете, о каком гении говорит газета?

(Иоганн Штраус слайд 3)

2. Знакомство с биографией И. Штрауса

Ведущий: И. Штраус родился в Вене 26 октября 1825г. Его отец тоже Иоганн Штраус известный композитор и дирижёр не хотел, чтобы сын стал музыкантом и отдал его в коммерческое училище, мечтая, что тот сделает карьеру банкира. Но сын брал тайком уроки игры на фортепиано и скрипке. В один прекрасный день Штраус-отец узнает и отбирает скрипку, но любовь к музыке оказалась сильнее отцовского гнева. Он бросает коммерцию и создает небольшой оркестр. Оркестр «молодого Штрауса» получает выгодные заказы, ни один бал в Вене не обходится без его вальсов.

(интрига!) - А сейчас, ребята, внимание!

3.   Знакомство с вальсом «На прекрасном голубом Дунае»

«Лёгкий поклон с одной стороны - и шквал оваций с другой. Взмах палочки, быстрый взгляд направо, потом налево - и оркестранты вступают. Из праздничной толпы выделяется высокая прямая фигура дирижёра. Он медленно поднимает и опускает палочку. Это движение как будто передается его кисти, плечу, и, наконец, все тело начинает двигаться в такт звучащей музыке. Движение становится всё быстрее, дирижёрская палочка рассекает воздух зигзагами: вправо-влево, вправо-влево… »

(звучит вальс «На прекрасном голубом Дунае»)

…Звуки последних аккордов тонут в аплодисментах. Полуоборот, лёгкий поклон - и маэстро исчезает.

- Для какой обстановки больше подходит этот вальс: для бала, балета или симфонического концерта? (для бала). (слайд 4)

- Какие образы, какие картины возникали в вашем воображении, когда вы слушали этот вальс? (Бал, большой зал, свечи. Дамы в роскошных, длинных платьях, элегантные кавалеры в черных фраках. И музыка - от спокойной, неторопливой темы, до драматургического звучания).

Ведущий: В 1867г. руководитель венского хорового общества попросил Штрауса написать для него вальс. Композитор в то время жил на берегу Дуная – и, возможно, именно поэтому назвал вальс «На прекрасном берегу Дуная.» В Вене премьера прошла незамеченной, а в Париже на выставке этот вальс ждал оглушительный успех. Ему аплодируют Дюма-сын, Готье, Тургенев. Венцы сначала «не разглядевшие» его, теперь вмиг влюбляются, и вскоре вальс стал символом Вены, её неофициальным гимном.

4. Беседа о происхождении вальса

- Ребята, мы с вами на нашем концерте постоянно говорим: «Вальс, вальс»

Что же это за наваждение такое – вальс? Откуда он взялся? Почему так устойчивы и прочны его владения? Как вы думаете, к музыке какого народа можно отнести вальсы? (варианты ответов)

Ведущий: Его родиной считают сразу 3 страны: Францию, Чехию, Австрию. Сначала это был народный танец. Он был слишком неприличен. Кавалер при всех обнимает даму. Но во II половине 18 века вальс вышел из сельских кабаков и деревенских свадеб и, пройдя по дорогам всей Европы, переступил пороги аристократических танцевальных зал и даже дворцов.

- Вальсы бывают разные: вальсы - «минутки», вальсы – «гиганты», двучастные и трехчастные, весёлые и грустные, бравурные и таинственные, поэтические.

О вальсе сказано немало, (слайд 5)

Он в песнях и стихах воспет.

И сколько б танцев не бывало

А лучше, право, вальса нет.

Ведущий: Ребята, сегодня на нашем концерте мы слушали разные вальсы великого австрийского композитора И. Штрауса. Учились определять их настроение, характер.

Наверное, в таланте композитора, в его даровании, в том, что в его музыке сама жизнь, мир души человека. В ней заложена огромная вера в счастье, жизненная энергия, подобная солнцу, которая оживляет, восстанавливает силы, даёт надежду, окрыляет. В ней столько любви к людям и жизни. А это – шаг в бессмертие!

   

   Музыкальный руководитель.  не только танцы были на балу, там были и игры. Игры всегда были веселыми, с большим смыслом. Одна из игр была «Выбери себе пару». В ней дама могла не стесняясь выбрать себе кавалера, а кавалер даму. Эта игра нравилась всем молодым людям того времени.

Игра  «Выбери себе пару». Дети выбирают  себе пару и танцуют вальс.

                                 

                                     Звучит «Вальс» Штрауса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Партитура "Вальса-шутки" Д. Шостаковича для оркестра детских музыкальных инструментов и фортепиано

Уважаемые коллеги! Хочу поделиться своим опытом по разучиванию с детьми "Вальса-шутки" Д. Шостаковича. В одном из номеров "Музыкальной палитры" есть описание, как быстро, в игровой...

ИНТЕГРИРОВАННОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ в подготовительной к школе группе « ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ВАЛЬСА»

Занятие направленно на развитие эмоциональной сферы ребенка посредством интеграции музыкальной и художественно творческой областей....

Сценарий театрализованного музыкального развлечения с элементами ТРИЗ «В стране Вальса» для детей подготовительной группы

Тетрализованное развлечение направлено на совершенствование и систематизирование представлений детей о жанре  Вальса с использованием элементов ТРИЗ и ИКТ....

консультация для родителей слушаем музыкальные произведения дома "Вальс игрушек" Ю.Ефимова

Консультация для родителей Слушаем музыкальные произведения дома"Вальс игрушек"...