Развитие певческих навыков детей с применением инновационных технологий в ДОУ
статья

Музыка воспитывает высокий вкус и добрую душу. Первые шаги формирования музыкальной культуры дошкольника - это важный этап в формировании его музыкального вкуса. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. В современной психолого-педагогической науке теоретически доказано и практически  подтверждено, что дошкольный возраст способствует успешному творческому развитию детей, что вкус к творчеству лучше всего формируется в активной эстетической деятельности и что именно музыкальная деятельность более всего соответствует эмоциональной творческой природе восприятия дошкольника. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_pevcheskih_navykov_v_dou.docx288.39 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие певческих навыков детей

с применением инновационных технологий в ДОУ.

«Пение как бы открывает человеку глаза на красоту родной земли, воздействуя на его чувства, сопровождая с раннего детства»…

                        В.Сухомлинский

Основные цели:

Освоить детскую певческую культуру

  • Развить музыкально-эстетическое восприятие песен народного, классического, современного репертуара разного характера и содержания, прежде всего связанного с миром Родины – России, воспитывать любовь к ней.

  • Формировать музыкально-слуховые певческие представления, побуждать запоминать, называть песни.

  • Закреплять представления детей об образной природе песен; знакомить их с песнями, в которых представлены 2-3 музыкальных образа.

  • Развить музыкально-эстетическое сознание средствами певческой деятельности.

Задачи:

  • Формирование певческих умений и навыков;

  • Обучение исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без аккомпанемента;

  • Развитие музыкального слуха, т.е. различение интонационно точного и неточного пения, звуков по высоте, длительности, умение слушать себя при пении в ансамбле;

  • Развитие певческого голоса, укрепление и расширение его диапазона.

Музыка воспитывает высокий вкус и добрую душу. Первые шаги формирования музыкальной культуры дошкольника - это важный этап в формировании его музыкального вкуса. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. В современной психолого-педагогической науке теоретически доказано и практически  подтверждено, что дошкольный возраст способствует успешному творческому развитию детей, что вкус к творчеству лучше всего формируется в активной эстетической деятельности и что именно музыкальная деятельность более всего соответствует эмоциональной творческой природе восприятия дошкольника. Поэтому очевидна актуальность применения инновационных музыкально-педагогических технологий музыкального образования дошкольников, обеспечивающих творческое развитие целостной личности каждого ребенка и качество его музыкального образования. Среди разнообразных видов детского художественного творчества трудно переоценить привлекательность и эффективность пения, эстетическая природа которого создает благоприятные предпосылки для комплексного воспитания подрастающей личности.              Пение является основным средством музыкального воспитания и является самым массовым видом исполнительства. Оно наиболее близко и доступно детям дошкольного возраста. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, развивают речь, приучаются к совместным действиям во время пения. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: "эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Очевидно, что воздействие пения на физическое развитие детей способствует развитию и укреплению легких; развивает координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь; влияет на общее состояние организма ребенка; вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Согласно  мнения врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.                                                                                                    Своевременное систематическое развитие певческих и творческих способностей детей, базирующееся на современных, нетрадиционных и здоровьесберегающих технологиях музыкально-творческого воспитания приведет к такому результату, когда у каждого ребенка независимо от природных данных будет воспитываться «чуткое музыкальное ухо», совершенствоваться основные певческие навыки и развиваться креативные способности. Все дети музыканты от природы, абсолютно все могут научиться получать удовольствие от пения, движения под музыку, музицирования.

На музыкальных занятиях, учитывая возможности детского голоса, я никогда не пою с детьми без подготовки и настройки голосового аппарата. Артикуляционная гимнастика помогает: устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц; разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти, обеспечивая им наибольшую подвижность; развить мимику, артикуляционную моторику; развить выразительную дикцию.

Восприятие способов  певческих умений

Развивая восприятие способов певческих умений, отмечать:

- Правильность звукообразования (гласных согласных);                                                   - красоту ведения звука (напевного, отрывистого);                                                         - точность, ясность певческой дикции;                                                                   - правильность интонирования мелодии и точность ритмического рисунка;  - слаженность динамического и тембрового.

Для развития интонационного и фонематического слуха, а также для расширения диапазона речевого и певческого голоса систематически использую развивающие игры с голосом – это подражание звукам окружающего мира. Игры звукоподражательного характера помогают сопоставлять и воспроизводить интонации различной высоты и звуковысотной  направленности, а также у детей формируется определённая непринуждённость звукообразования, лёгкость и полётность  речевого голоса.

Упражнения для развития голоса:

Певческие упражнения используются по определенной системе,                   ведь их цель – развитие певческой техники, музыкального слуха, причем каждое упражнение имеет свою узкую задачу:  

     - развитие дыхания, дикции, диапазона, но решается она на фоне всего комплекса навыков.    

      Хороший результат в пении дает интонационно-фонетический цикл фонопедических упражнений:

      У-у-о; у-о-а; у-о-а-э; у-о-а-э-ы  (с наглядным пособием картотеки артикуляции);

 C:\Users\Пользователь\Desktop\а1.jpgC:\Users\Пользователь\Desktop\и1.jpgC:\Users\Пользователь\Desktop\э1.jpgC:\Users\Пользователь\Desktop\о1.jpgC:\Users\Пользователь\Desktop\у1.jpg

      Скрип (горловой), переходящий в звуки:

      + + + у-му-мо; + + + у-мо-ма; + + + у-мо-ма-мэ.

Способы певческих умений:

В упражнениях на нисходящее и восходящее голосоведение 

дети показывают движение мелодии рукой или шаги по пальцам.

Например:

1. «Ах, какой же, братец Яков, ты лентяй, ты лентяй.

Целую неделю ты лежишь в постели – ай-ай-ай».

2. Как на бережок налетел снежок…

3. Скачет белка скок да скок. Что за маленький зверёк?

    Вот бы мне её поймать – всем ребятам показать.

На каждом занятии провожу дыхательную гимнастику в игровой форме. По возможности игры на дыхание соединяю с движениями туловища, рук, ног, пальцев. Практика показала, что упражнения речевого этапа помогают детям легко и незаметно подготовить свои голоса к пению, поскольку их голосовой аппарат уже «разогрет» и готов к пению.  Всегда перед началом пения даю распевки, которые легко транспонируются и не имеют широкого диапазона. Их исполнение дает возможность разогревать голос, развивать слух, а транспонирование мелодии в пении способствует быстрой слуховой перестройке (на полтона - тон выше или ниже).              Большую пользу на занятии приносит игровое упражнение «Музыкальное эхо» (поочередное пение взрослого и ребенка, солиста и группы, нескольких групп). Главная задача игрового момента – участие всех детей в творческом процессе. Применение игровых моментов в пение улучшает не только качество пения, но и создает у детей соответствующее настроение, желание петь, и, что важно для развития слуха, раскрепощает детей, снимает напряжение, стеснительность, «зажимы». Работая над чистотой интонации, использую такие методические приемы: пение в полголоса, пение подгруппами, по одному, пение закрытым ртом (мм ... ), слогами (ти-ти, та-та), пение стоя, сидя, с движениями (не сложными).

Показателем усвоения песни является ее использование детьми в своей самостоятельной музыкально-игровой и других видах деятельности в свободное время и по собственной инициативе.

Критерием музыкального развития при этом должно стать не число разученных песен, а музыкальная восприимчивость детей, их красивое, выразительное пение, любовь к нему и потребность в нем.

Большое удовольствие малыши получают от пения с собственным аккомпанементом, используя шумовые инструменты: 

бубны, трещотки, барабаны, тон блоки,  бубенцы, тамбурины, ложки, треугольники и т.п.                                                                                         При сопровождении стараются соблюдать динамические оттенки: p, f, ff.

 

Ребенок, освоивший певческие элементарные музыкально-творческие проявления:

- При исполнении песен самостоятельно может использовать отдельные средства внемузыкальной выразительности (мимика, движения).
- Может импровизировать колыбельную, веселую плясовую, марш.
Импровизирует звуки различных жизненных ситуаций.

         Систематичность в подходах к работе, варьирование разных методических приемов, планомерное выполнение поставленных задач, последовательное (поэтапное) изучение новых песен, многократное использование знакомого материала, постепенное усложнение материала, дифференцированный подход к детям - все это позволяет мне достичь положительных результатов в обучении и развитии вокальных навыков детей старшего дошкольного возраста.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологи в развитии певческих навыков детей старшего дошкольного возраста.

Методический материал в помощь музыкальным руководителям по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУ...

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА по результатам тематической проверки «Состояние развития игровой деятельности детей посредством применения инновационных игровых технологий»

Цель: Выяснить состояние работы по игровой деятельности с применениеминновационных игровых технологий в МБДОУ детском саду №5 «Искорка»...

Технология "Развитие певческих навыков детей среднего возраста"

За основу взята книга Л.Абелян "Как Рыжик научился петь"...

ООД "Познавательное развитие" в средней группе с применением инновационных технологий и здоровьесберегающих технологий «Поможем бедной тучке».

ООД "Познавательное развитие" в средней группе с применением инновационных технологий и здоровьесберегающих технологий «Поможем бедной тучке».Описание материала: предлагаю вам ко...

«Привлечение родителей к развитию певческих навыков детей дошкольного возраста с использованием здоровье сберегающих технологий»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 13 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара...

"Здоровьесберегающие технологии в развитии певческих навыков детей старшего дошкольного возраста"

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Занятия пением являются очень важной составляющей гармоничного развития дошкольника. В пении успешн...