Развитие певческих навыков детей с применением инновационных технологий в ДОУ
статья
Музыка воспитывает высокий вкус и добрую душу. Первые шаги формирования музыкальной культуры дошкольника - это важный этап в формировании его музыкального вкуса. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. В современной психолого-педагогической науке теоретически доказано и практически подтверждено, что дошкольный возраст способствует успешному творческому развитию детей, что вкус к творчеству лучше всего формируется в активной эстетической деятельности и что именно музыкальная деятельность более всего соответствует эмоциональной творческой природе восприятия дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_pevcheskih_navykov_v_dou.docx | 288.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие певческих навыков детей
с применением инновационных технологий в ДОУ.
«Пение как бы открывает человеку глаза на красоту родной земли, воздействуя на его чувства, сопровождая с раннего детства»…
В.Сухомлинский
Основные цели:
Освоить детскую певческую культуру
- Развить музыкально-эстетическое восприятие песен народного, классического, современного репертуара разного характера и содержания, прежде всего связанного с миром Родины – России, воспитывать любовь к ней.
- Формировать музыкально-слуховые певческие представления, побуждать запоминать, называть песни.
- Закреплять представления детей об образной природе песен; знакомить их с песнями, в которых представлены 2-3 музыкальных образа.
- Развить музыкально-эстетическое сознание средствами певческой деятельности.
Задачи:
- Формирование певческих умений и навыков;
- Обучение исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без аккомпанемента;
- Развитие музыкального слуха, т.е. различение интонационно точного и неточного пения, звуков по высоте, длительности, умение слушать себя при пении в ансамбле;
- Развитие певческого голоса, укрепление и расширение его диапазона.
Музыка воспитывает высокий вкус и добрую душу. Первые шаги формирования музыкальной культуры дошкольника - это важный этап в формировании его музыкального вкуса. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. В современной психолого-педагогической науке теоретически доказано и практически подтверждено, что дошкольный возраст способствует успешному творческому развитию детей, что вкус к творчеству лучше всего формируется в активной эстетической деятельности и что именно музыкальная деятельность более всего соответствует эмоциональной творческой природе восприятия дошкольника. Поэтому очевидна актуальность применения инновационных музыкально-педагогических технологий музыкального образования дошкольников, обеспечивающих творческое развитие целостной личности каждого ребенка и качество его музыкального образования. Среди разнообразных видов детского художественного творчества трудно переоценить привлекательность и эффективность пения, эстетическая природа которого создает благоприятные предпосылки для комплексного воспитания подрастающей личности. Пение является основным средством музыкального воспитания и является самым массовым видом исполнительства. Оно наиболее близко и доступно детям дошкольного возраста. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, развивают речь, приучаются к совместным действиям во время пения. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: "эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Очевидно, что воздействие пения на физическое развитие детей способствует развитию и укреплению легких; развивает координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь; влияет на общее состояние организма ребенка; вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Согласно мнения врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Своевременное систематическое развитие певческих и творческих способностей детей, базирующееся на современных, нетрадиционных и здоровьесберегающих технологиях музыкально-творческого воспитания приведет к такому результату, когда у каждого ребенка независимо от природных данных будет воспитываться «чуткое музыкальное ухо», совершенствоваться основные певческие навыки и развиваться креативные способности. Все дети музыканты от природы, абсолютно все могут научиться получать удовольствие от пения, движения под музыку, музицирования.
На музыкальных занятиях, учитывая возможности детского голоса, я никогда не пою с детьми без подготовки и настройки голосового аппарата. Артикуляционная гимнастика помогает: устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц; разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти, обеспечивая им наибольшую подвижность; развить мимику, артикуляционную моторику; развить выразительную дикцию.
Восприятие способов певческих умений
Развивая восприятие способов певческих умений, отмечать:
- Правильность звукообразования (гласных согласных); - красоту ведения звука (напевного, отрывистого); - точность, ясность певческой дикции; - правильность интонирования мелодии и точность ритмического рисунка; - слаженность динамического и тембрового.
Для развития интонационного и фонематического слуха, а также для расширения диапазона речевого и певческого голоса систематически использую развивающие игры с голосом – это подражание звукам окружающего мира. Игры звукоподражательного характера помогают сопоставлять и воспроизводить интонации различной высоты и звуковысотной направленности, а также у детей формируется определённая непринуждённость звукообразования, лёгкость и полётность речевого голоса.
Упражнения для развития голоса:
Певческие упражнения используются по определенной системе, ведь их цель – развитие певческой техники, музыкального слуха, причем каждое упражнение имеет свою узкую задачу:
- развитие дыхания, дикции, диапазона, но решается она на фоне всего комплекса навыков.
Хороший результат в пении дает интонационно-фонетический цикл фонопедических упражнений:
У-у-о; у-о-а; у-о-а-э; у-о-а-э-ы (с наглядным пособием картотеки артикуляции);
Скрип (горловой), переходящий в звуки:
+ + + у-му-мо; + + + у-мо-ма; + + + у-мо-ма-мэ.
Способы певческих умений:
В упражнениях на нисходящее и восходящее голосоведение
дети показывают движение мелодии рукой или шаги по пальцам.
Например:
1. «Ах, какой же, братец Яков, ты лентяй, ты лентяй.
Целую неделю ты лежишь в постели – ай-ай-ай».
2. Как на бережок налетел снежок…
3. Скачет белка скок да скок. Что за маленький зверёк?
Вот бы мне её поймать – всем ребятам показать.
На каждом занятии провожу дыхательную гимнастику в игровой форме. По возможности игры на дыхание соединяю с движениями туловища, рук, ног, пальцев. Практика показала, что упражнения речевого этапа помогают детям легко и незаметно подготовить свои голоса к пению, поскольку их голосовой аппарат уже «разогрет» и готов к пению. Всегда перед началом пения даю распевки, которые легко транспонируются и не имеют широкого диапазона. Их исполнение дает возможность разогревать голос, развивать слух, а транспонирование мелодии в пении способствует быстрой слуховой перестройке (на полтона - тон выше или ниже). Большую пользу на занятии приносит игровое упражнение «Музыкальное эхо» (поочередное пение взрослого и ребенка, солиста и группы, нескольких групп). Главная задача игрового момента – участие всех детей в творческом процессе. Применение игровых моментов в пение улучшает не только качество пения, но и создает у детей соответствующее настроение, желание петь, и, что важно для развития слуха, раскрепощает детей, снимает напряжение, стеснительность, «зажимы». Работая над чистотой интонации, использую такие методические приемы: пение в полголоса, пение подгруппами, по одному, пение закрытым ртом (мм ... ), слогами (ти-ти, та-та), пение стоя, сидя, с движениями (не сложными).
Показателем усвоения песни является ее использование детьми в своей самостоятельной музыкально-игровой и других видах деятельности в свободное время и по собственной инициативе.
Критерием музыкального развития при этом должно стать не число разученных песен, а музыкальная восприимчивость детей, их красивое, выразительное пение, любовь к нему и потребность в нем.
Большое удовольствие малыши получают от пения с собственным аккомпанементом, используя шумовые инструменты:
бубны, трещотки, барабаны, тон блоки, бубенцы, тамбурины, ложки, треугольники и т.п. При сопровождении стараются соблюдать динамические оттенки: p, f, ff.
Ребенок, освоивший певческие элементарные музыкально-творческие проявления:
- При исполнении песен самостоятельно может использовать отдельные средства внемузыкальной выразительности (мимика, движения).
- Может импровизировать колыбельную, веселую плясовую, марш.
Импровизирует звуки различных жизненных ситуаций.
Систематичность в подходах к работе, варьирование разных методических приемов, планомерное выполнение поставленных задач, последовательное (поэтапное) изучение новых песен, многократное использование знакомого материала, постепенное усложнение материала, дифференцированный подход к детям - все это позволяет мне достичь положительных результатов в обучении и развитии вокальных навыков детей старшего дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологи в развитии певческих навыков детей старшего дошкольного возраста.
Методический материал в помощь музыкальным руководителям по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУ...
Использование здоровьесберегающих технологий в развитии певческих навыков детей старшего дошкольного возраста
Инновационный опыт...
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА по результатам тематической проверки «Состояние развития игровой деятельности детей посредством применения инновационных игровых технологий»
Цель: Выяснить состояние работы по игровой деятельности с применениеминновационных игровых технологий в МБДОУ детском саду №5 «Искорка»...
Технология "Развитие певческих навыков детей среднего возраста"
За основу взята книга Л.Абелян "Как Рыжик научился петь"...
ООД "Познавательное развитие" в средней группе с применением инновационных технологий и здоровьесберегающих технологий «Поможем бедной тучке».
ООД "Познавательное развитие" в средней группе с применением инновационных технологий и здоровьесберегающих технологий «Поможем бедной тучке».Описание материала: предлагаю вам ко...
«Привлечение родителей к развитию певческих навыков детей дошкольного возраста с использованием здоровье сберегающих технологий»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 13 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара...
"Здоровьесберегающие технологии в развитии певческих навыков детей старшего дошкольного возраста"
Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Занятия пением являются очень важной составляющей гармоничного развития дошкольника. В пении успешн...