Семинар для воспитателей «Влияние исследовательской деятельности на интеллектуальное развитие дошкольников».
методическая разработка

Александрова Светлана Владимировна

 

Данная разработка может использоваться и другими педагогами для работы с детьми потому, что данная работа вполне предполагает вариативность ее использования в связи с конкретными задачами педагога, а также потому, что описание опыта работы опиралось на исследования ведущих специалистов в данной области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_s_pedagogami_2.docx20.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное

учреждение детский сад

№1 г. Починка

Семинар для воспитателей

«Влияние исследовательской деятельности на интеллектуальное развитие дошкольников».

Воспитатель высшей категории Александрова Светлана Владимировна

г. Починок 20019г.

Теоретические основы организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ

В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) говорится, что работа воспитателя должна быть направлена на формирование у детей познавательной активности и исследовательских навыков. Современная система образования отходит от обучения детей путём прямой передачи знаний, но развивает в них стремление к поиску новой информации разнообразными методами. Педагог зарождает в ребёнке мотивацию к нахождению ответов на возникающие вопросы, поощряет любознательность. Познавательно-исследовательская деятельность проявляется и в самостоятельных занятиях, сопровождающих игровую активность.

Цель и задачи

Цель семинара – повышение уровня компетентности педагогов дошкольного учреждения в вопросах организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду, развитии у дошкольников исследовательского типа мышления. на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации   Федерального государственного образовательного стандарта.

Задачи семинара:

1. Формировать готовность у всех участников образовательного процесса к апробации новых форм, видов и содержания детской деятельности.

2. Способствовать повышению уровня теоретической и методической подготовки воспитателей в вопросах интеграции и реализации образовательных областей общеобразовательной программы.

3. Совершенствовать профессиональный уровень педагогов через использование творческих форм активации и осмысления своей педагогической деятельности.

4. Формировать творческий подход в работе с педагогическим коллективом по обновлению содержания образования на основе ФГОС ДО.

5. Развивать профессиональные навыки и умения воспитателей в разработке комплексно-тематического планирования работы с детьми.

Формы организации исследовательской деятельности в ДОУ

Над реализацией поставленных задач воспитатель совместно с детьми работает на занятиях различных видов: по изучению окружающего мира, формированию элементарных математических представлений, подготовке к обучению грамоте, речевых, творческих, спортивных и музыкальных. Например, изучение йотированных гласных можно начать с проведения аудиального исследования: «С какого звука начинается слово ЯМА? Посчитайте, сколько звуков вы слышите. А сколько звуков в слове МЯЧ?» и подведения выводов о звучании буквы Я в составе проанализированных слов.

Получают новые знания ребята также во время прогулки, проводя наблюдения за объектами живой и неживой природы. В младших группах наблюдения на территории детского сада кратковременны и направлены на получение первичной информации о явлениях природы, представителях животного и растительного мира. Старшие дошкольники проводят длительные исследования, наблюдая за изменениями в природе.

Примерный план совместных мероприятий с педагогами

месяц

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

октябрь

Консультация «Познавательно – исследовательская деятельность в детском саду»

Консультация «Развивающие функции познавательно – исследовательской деятельности»

Консультация «Как активизировать познавательную деятельность детей»

февраль

Мастер – класс «Экспериментирование как основной вид познавательно -  исследовательской деятельности «Дюймовочка и мир за окошком»

Мастер – класс «Три вопроса»

Открытое занятие «Волшебные узоры»

март

Примерный перечень оборудования для лаборатории

(методические рекомендации для воспитателей)

Семинар – практикум «Проекты в опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего возраста»

Представление методического пособия «Коллекция опытов для детей»

апрель

Открытое занятие «Невидимка – воздух»

Открытое занятие «Воздух и вода»

Мастер – класс «Опытно - экспериментальная деятельность дошкольников»