Конспект ООД по духовно-нравственному воспитанию детей. "Притча для детей о добре и милосердии".
план-конспект занятия (средняя группа)

Лисиенкова Галина Ивановна

  Формирование духовно-нравственных ценностей по средствам православных придчей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_pritcha_o_dobre_i_miloserdii.docx30.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №10 г. Вязьмы Смоленской области

Конспект

организованной образовательной деятельности

 по духовно-нравственному воспитанию детей в средней группе

на тему

«Притча для детей о добре и милосердии»

Лисиенкова Галина Ивановна,

воспитатель

Два мира есть у человека-

Один, который нас творил,

Другой,  который мы от века

Творим по мере наших сил.

Н. Заболоцкий.

Пятая заповедь Блаженства.

«Блаженны милостивы, ибо они помилованы будут».

ЦЕЛЬ:

Формирование духовно- нравственных ценностей посредством православных притчей. Знакомство детей с притчами монаха Варнавы, старца Паисия.

ЗАДАЧИ:

Воспитательные:

1.Формирование главных христианских добродетелей: правдивости, доброты, милосердия.

2.Формирование навыков социального поведения в окружающем мире. Объяснять детям, что в природе просто так ничего срывать, топтать и мять нельзя.

3.Воспитывать мотивацию оставлять «добрый след» о себе в сердцах и душах других людей.

Обучающие:

1. Способствовать: развитию речи, произвольного внимания, памяти, словесно- логического мышления, расширению словарного запаса.

2.Закладывать базу для формирования навыков позитивных отношений между человеком и природой.

3.Упражнять детей в употреблении вежливых слов, уточнять представление о  добрых и злых поступках и их последствиях.

Развивающие:

1. Развивать чувства сострадания, доброты, отзывчивости и милосердия у детей раннего возраста.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Магнитная доска, сюжетные карточки, шарики, круглая ваза.

Ход ООД

Дети входят в зал.

ВОСПИТАТЕЛЬ:

- Дети, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте поздороваемся.

Динамическая пауза:

Воспитатель: Придумано кем-то, просто и мудро

При встрече здороваться:

Дети: Доброе утро!

Доброе утро - солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам,

Воспитатель: И каждый становится, добрый, доверчивый

Пусть доброе утро длится до вечера!

ВОСПИТАТЕЛЬ:

-Дети, давайте расскажем, какие мы хорошие и добрые.

Ритмическая пауза

(Дети встают в круг)

Я очень хороший, добрый, послушный,

Я всеми любимый.

Я Богом хранимый.

Ты очень хороший, добрый, послушный,

Ты всеми любимый.

Ты Богом хранимый.

ВОСПИТАТЕЛЬ:

- Теперь все знают, какие мы хорошие и добрые.

А что такое доброта?

Дети:

Это мамина улыбка

Это солнца теплота

Это праздник для цветка,

Это радость и веселье,

Это жизни красота

Это просто добрый человек!

Воспитатель:

Сегодня мы  отправимся в чудесное  путешествие. Мы будем искать сокровища: доброту, любовь, милосердие. А помогут нам притчи.

Что такое притчи?

Дети: ПРИТЧА  - это короткий  поучительный рассказ, в котором спрятана   поучение (премудрость).

Воспитатель: Чтобы отправиться в путешествие

предлагаю поиграть. Давайте разложим карточки для солнышка и тучки.

Дидактическая игра: «Добро – зло»

Воспитатель: Молодцы, с заданием справились. Вы понимаете, что такое добро и как его отличить.

Пора отправляться в путь.

Всем хорошим детям рассказывают сказки, а я вам расскажу притчу  монаха  Варнава « Незабудка».

ВОСПИТАТЕЛЬ:

Чтение притчи

(показ притчи с использованием магнитной доски)

«Вырос в поле цветок. Радовался солнцу, свету, теплу, воздуху, дождю, жизни. А еще тому, что Бог создал его не крапивой или чертополохом, а таким, чтобы радовать человека. Рос он, рос. И вдруг шел мимо мальчик и сорвал его. Просто так, не зная даже зачем. Скомкал и выбросил на дорогу. Больно стало цветку, горько. Мальчик ведь даже не знал, что ученые доказали, что растения, как люди, могут чувствовать боль. Но больше всего цветку было обидно, что его просто так, без всякой пользы и смысла сорвали и лишили солнечного света, дневного тепла и ночной прохлады, дождей, воздуха, жизни…Последнее о чем цветок подумал - что все – таки хорошо, что Господь не создал его крапивой. Ведь тогда мальчик непременно обжог бы себе руку.

А он, познав, что такое боль, так не хотел, чтобы еще хоть кому-нибудь на земле было больно…»

ВОСПИТАТЕЛЬ:

Беседа по вопросам

-Дети, вам понравилась притча?

О ком говорится в притче?

Что произошло на лугу?

Что чувствовал цветок?

О чем думал цветок?

Дети, вам жалко цветок? Почему? (ответы детей).

 Значит вы добрые дети.

- А, как мальчик поступил? Почему?

Дети: Поступил плохо, причинил вред природе.

Воспитатель: Какое сокровище спряталось в притче?

Дети: Милосердие, добро.

Кто подарил его?

Дети: Цветок.

Воспитатель: Совершенно верно цветок переживал и заботился не о себе, а о мальчике.

 Милосердие – это любовь и сострадание.

Это обиду свою забыть

И того, кто обидел простить

Это все живое на свете любить и жалеть.

Воспитатель: Помни! Если я сорву цветок

Если ты сорвешь цветок.

Если все: и я, и ты

Дружно соберем цветы,

Опустеют все поляны-

И не будет красоты.

Что тогда случится?

Ребенок: Дерево, трава и птицы

Не всегда умеют защититься

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни!

Воспитатель: У нас нет возможности всем делать добро, но есть возможность никому не причинять зла. Бог создал наш мир, в котором всем должно быть место.

Дети, а чем мы с вами можем помочь мальчику? (рассказать ему о хороших поступках, поделиться добрыми делами)

Дети: сажать растения, деревья, подкармливать птиц зимой, бороться с мусором, слушаться родителей, помогать пожилым людям  

Воспитатель: Дети, к нашему большому сожалению, этому цветочку помочь мы уже не сможем. Но, мы с вами можем посадить семена добра, из которых вырастут, наши добрые поступки.

Семенами добра поделимся с мальчиком, для того чтобы он  стал добрее,  и милосерднее.

Дидактическая игра: «Семена добра»

(ставим столик с круглой вазой и корзину с разноцветными шариками).

Воспитатель:

-Видите, на столе у меня пустая прозрачная ваза. Она похожа на нашу Землю, такая же круглая и большая.  Здесь в корзине семена добра, смотрите какие они разноцветные: синие, красные, желтые, зеленые, как их много. Они волшебные.

-Давайте каждый возьмёт из корзины по семечку и скажет громко доброе слово. 

(дети берут по шарику и говорят ему добрые слова).

Дети:

 радость, прощение, послушание, помощь, сострадание, доверие, любовь, забота, дружба

Воспитатель: (слайд: вид Земли из космоса)

-Теперь наполним нашу вазу семенами добра. Дети,  посмотрите, какая стала наша ваза! Она была пустая, а теперь разноцветная и красивая.

 Как наша ваза наполнилась семенами добра, так и наша Земля наполняется от ваших добрых слов и поступков любовью, добротой и милосердием.

- Растите добрыми и милосердными, чтобы  красота никогда не исчезла.

Воспитатель:

Наше  путешествие продолжается.  Притча старца Паисия « Пчела и муха».

Инсценировка притчи «Пчела и муха»

В зале расставлены три корзины с цветами.
Звучит «Вальс цветов» П.Чайковского.
На фоне музыки…
Ведущий. На лугу росло множество цветов. Здесь были ромашки, васильки, белые лилии. И маленьким цветочкам тоже нашлось место в траве. Ветер наклонял их, весело колыхал траву и листья, и аромат разносился далеко-далеко.

                                       «Танец цветов»

                                 «Стихи о цветах»

  1. Я – лилия, с вами
    Я буду дружна.
    Кротка и скромна я,
    И очень стройна
  2. Я, ромашка, полевой цветок
    Меня держит тонкий стебелёк.
    Лепестки мои белоснежны и нежны
    Серединка жёлтая,
    Будто шляпка модная.
    Чтоб не портить красоты
    Нужно всем беречь цветы.
  3. Я обычный василёк
    Нежный и красивый
    Цветочек полевой
    Небесно-голубой.


Ведущий. На поляну прилетела весёлая пчела, она стала собирать сладкий нектар.
(Под музыку влетает пчела. Кружится над цветами…)
                                       Песня «Пчёлка»
Ведущий. Вдруг на поляну прилетела муха. Она недовольно жужжала и оглядывалась.
Пчёлка: Не знаете ли Вы, где здесь белые лилии?
Муха: Не видала я здесь никаких лилий!
Пчёлка: Как! Но мне говорили, что на этом лугу должны быть лилии?
Муха: Цветов я тут не видела. А вот недалеко, за лугом, есть одна канава.
Вода там восхитительно грязная, а рядом столько пустых консервных банок!..
Пчёлка: Я никогда не замечала, что за лугом есть канава, но я столько могу рассказать о здешних цветах!..
Ведущий. Видите, дети. Бедняжка муха только и думает о грязных канавах, а пчела знает, где растут цветы. И люди тоже. Одни похожи на пчелку и во всём любят находить что-то хорошее, другие - на муху, и во всём стремятся увидеть только дурное. А вы на кого хотите быть похожими?

Что такое красота?

Дети: Это доброта.

Что такое грязная лужа?

Дети: Это плохие дела?

Ведущий: Теперь  понятно почему выбрали пчелу.

Жить привыкла красота

Там, где рядом доброта

И не исчезнет красота

Если в каждом сердце будет доброта.


Песня «Доброта»
Пирамида «Добра».

Творите добро, дарите добро.

Посейте его и там, и тут.

Пусть каждого оно коснется,

И к тебе вернется.