Мастер- класс на тему: «Музыкально- дидактические игры»
методическая разработка

Балашова Екатерина Сергеевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalno_did_igry_master_klass.docx19.98 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №35 «Ёлочка»

Мастер- класс на тему:

«Музыкально- дидактические игры»

                                                                                                                                      Стажировочная площадка

«Игра- путь детей к познанию мира,

в котором они живут»

по теме «Музыка как средство развития

эмоционального мира ребенка»

Музыкальный руководитель:

Столярчук Екатерина Сергеевна

г.о. Электрогорск

23 марта 2016 год

Основное назначение музыкально-дидактических игр – формирование у детей музыкальных способностей, в доступной игровой форме. Также способствовать активному восприятию музыки дошкольника,

Вызвать интерес, активность у детей, развить самостоятельность в музыкальной  деятельности, которая приобретает творческий характер.

        Задачи:     -  вызвать   интерес к музыке и творчеству;

                           - развивать музыкально-сенсорные способности;

                           -приобщать детей к музыкальной культуре;

                           - формировать знания о средствах музыкальной выразительности

  и свойствах музыкального звука (громкость, длительность, высота).

         Музыкально-дидактические игры – это вид музыкальной деятельности, где музыкальные знания приобретаются в процессе игры с использованием наглядности: карточки, картинки, портреты композиторов, игрушки, музыкальные инструменты и т. д.

С их помощью дети учатся различать звуки по высоте, тембру, отмечать ритмический рисунок, следить за направлением движения мелодии. Игры можно классифицировать следующим образом:

1.Для развития звуковысотного слуха.

 Музыкальное лото. ( старший возраст).

Ход игры: ребенок –ведущий играет на инструменте мелодию вверх , вниз или на одном звуке. Дети должны на карточке выложить ноты –кружочки от первой линейки до пятой, или от пятой до первой, или на одной линейки.

Кого встретил Колобок? ( старший возраст)

Ход игры: педагог предлагает вспомнить детям сказку  «Колобок» и ее

Персонажей. Звучат соответствующие мелодии. Когда дети усвоят

Звучание какого  регистра соответствует художественному образу

Каждого животного, им предлагается  определить на слух ,какой персонаж изображен в музыке и выбрать картинку ( либо  в качестве

Творческого задания взять игрушку и изобразить животного) .

 2. Для развития чувства ритма.

Прогулка. ( младший возраст)

Ход игры: «Сейчас , дети, пойдем с вами на прогулку, но она необычная, возьмем с собой деревянные ложки.  Вот мы с вами спускаемся по лестнице

( педагог медленно ударяет ложками друг о друга. Дети повторяют тот же ритмический рисунок). А теперь мы вышли на улицу, светит солнышко,

Все обрадовались и побежали ( частыми ударами ударяем ложками). Таня взяла мяч и стала медленно ударять им о землю ( медленные удары ложками) Остальные дети стали быстро прыгать ( быстрые удары ложками).

Но вдруг на небе появилась туча и спрятала солнышко, и пошел дождь. Сначала это были маленькие, редкие капли, а потом начался сильный ливень. Испугались ребята и побежали в детский сад».

Учитесь танцевать

Игровой материал. Большая матрешка и маленькие (по чис¬лу играющих).

Ход игры: Игра проводится с подгруппой детей. Все сидят вокруг стола. У воспитателя большая матрешка, у детей ма¬ленькие. «Большая матрешка учит танцевать маленьких»,— го¬ворит воспитатель и отстукивает своей матрешкой по столу несложный ритмический рисунок. Все дети одновременно повто¬ряют этот ритм своими матрешками.

При повторении игры ведущим может стать ребенок, пра¬вильно выполнивший задание.

Наше путешествие (средний и старший)

Игровой материал. Металлофон, бубен, угольник, ложки, му¬зыкальный молоточек, барабан.

Ход игры:. Воспитатель предлагает детям придумать неболь¬шой рассказ о своем путешествии, которое можно изобразить на каком-либо музыкальном инструменте. «Послушайте, сначала я вам расскажу,— говорит воспитатель.— Оля вышла на улицу, спустилась по лестнице (играет на металлофоне).

Увидела подружку, она очень хорошо прыгала через ска¬калку. Вот так (ритмично ударяет в барабан). Оле тоже захотелось прыгать, и она побежала домой за скакалками, перепры¬гивая через ступеньки (играет на металлофоне).

Мой   рассказ   вы   можете   продолжить   или   придумать, свой рассказ». Игра проводится во второй половине дня.

3.Для развития тембрового слуха.

Музыкальные загадки

Игровой материал. Металлофон, треугольник, бубенчики, бубен.

Ход игры: Дети сидят полукругом перед ширмой, за которой на столе находятся музыкальные инструменты и игрушки. Ребенок-ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте. Дети отгадывают. За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется большее число фишек.

Игра проводится в свободное от занятий время.

Мишка и Петрушка

На ширме появляется Петрушка с погремушкой.

Я -весёлый Петрушка,

У меня есть погремушка.

Под музыку звенит погремушкой и прячется за ширму.

Появляется медвежонок с бубном.

А я - Мишка косолапый,

Вот как бью по бубну лапой.

Под музыку бьет в бубен и прячется за ширму.

Педагог:  Ни Петрушки нет, ни Мишки-

Убежали шалунишки.

Кто играет- отгадайте,

Поскорее отвечайте.

Дети отгадывают кто играет за ширмой.

В конце Мишка и Петрушка приглашают детей потанцевать.

Звучит русская народная мелодия "Ах, вы сени".

Игра «Узнай, какой инструмент звучит?»

Музыкально – дидактический материал: Треугольник, бубен, металлофон.

Ход игры: Дети строятся в три колонны. Под звуки треугольника танцуют дети первой колонны. Под звуки бубна – второй колонны, под звуки  металлофона – третьей колонны.

 2 вариант. Дети располагаются в трёх кругах. Дети первого круга двигаются лёгким бегом под звучание треугольника и замирают на месте под звучание других инструментов. Дети второго круга маршируют под звучание бубна. Дети третьего круга выполняют поскоки под звучание металлофона.

4. Для развития динамического слуха.

Громко-тихо запоем

Игровой материал. Любая игрушка.

Ход игры. Дети выбирают водящего. Он уходит из комнаты. Все договариваются, куда спрятать игрушку. Водящий должен найти ее, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поют все дети: звучание усиливается. по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удале¬ния от нее. Если ребенок успешно справился с заданием, при повторении игры он имеет право спрятать игрушку.

Игру можно провести как развлечение.

Колобок

Игровой материал. Игровое поле, молоточек, колобок и не¬сколько различных небольших предметов, изображающих стог сена, бревно, пенек, муравейник, елку. Все это расставляется на игровом поле в любом порядке.

Ход игры. Дети рассматривают фигурки на игровом поле, затем выбирают водящего, он выходит за дверь или отвора¬чивается от остальных играющих. Дети договариваются, за какую фигурку они спрячут колобок, и зовут водящего:

«Укатился колобок, колобок — румяный бок, Как же нам его найти, к деду с бабой принести? Ну-ка, Ира, по дорожке походи, походи И по песенке веселой колобок отыщи».

Все поют любую знакомую песню. Водящий ходит по дорожке, заглядывает под кустик, за дерево. Если водящий находится далеко от того атрибута, за которым спрятан ко¬лобок, то дети поют тихо, если близко — громко.

Игра проводится с подгруппой детей в свободное от занятий время.

Принц и принцесса. (старший возраст).

Ход игры:   дети стоят  в кругу. Выбирается принц, который закрывает глаза,

И в это время в ладони одной из девочек кладут бантик. Она принцесса.

Принц должен узнать принцессу  по громкой музыке. Звучит «Вальс» , принц медленно идет под музыку по кругу рядом с детьми. Взрослый регулирует музыку от тихого звучания до громкого.

  Слыша  громко звучащую музыку, принц указывает на принцессу.

Девочка раскрывает ладошки, показывая бантик. В качестве усложнения принц и принцесса  должны станцевать ( придумать свой танец).

И в заключении, чтобы каждая из вас сегодня побывала в роли принцессы , я предлагаю вам небольшие сувениры - бантики принцессы.

5. Для развития восприятия характера музыки

Три цветка

Демонстрационный материал : три цветка из картона ( в середине цветка нарисовано «лицо»-

Спящее, плачущее или весёлое), изображающих три типа характера музыки:

1. Грустная, жалобная.

2. Весёлая, радостная, плясовая, задорная.

Можно изготовить не цветы, а три солнышка, три тучки и т.д.

Раздаточный: у каждого ребёнка- один цветок, отражающий характер музыки.

Ход игры:

1 вариант. Музыкальный руководитель исполняет произведение.

Вызванный ребёнок берёт цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его. Все дети активно участвуют в определении характера музыки. Если произведение известно детям, то вызванный ребёнок говорит его название и имя композитора.

2 вариант. Перед каждым ребёнком лежит один из трёх цветков. Музыкальный руководитель исполняет произведение, и дети, чьи цветы соответствуют характеру музыки, поднимают их.

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «СОБЕРИ КАРТИНКУ»

для детей среднего возраста

«Собери казака»

 

Забавную игра для детей дошкольного возраста, при помощи которой ребенок развивает певческие навыки, слух, мелкую моторику.

Используется на музыкальных занятиях, в свободной деятельности детей.

Учить на куплет песни собирать картинку казака.

Развивать ловкость, чувство соревнования.

Материал:

Разрезная картинка «казак» 2 шт.

Руководство.

Все дети поют песню. На куплет песни 2 ребенка собирают картинку казака. Кто быстрее собрал, тот и победил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс для воспитателей " Музыкально- дидактические игры на развитие творческих способностей дошкольников"

Использование дидактических игры способствует укреплению  психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей.Музыкально-дидактические игры воздействую...

Презентация. Мастер-класс на тему: "Музыкально-дидактические игры".

Музыкально-дидактические игры как средство формирования познавательной активности дошкольников....

Мастер - класс на тему: Создание дидактической игры для детей раннего возраста «Книжка - развивайка»

Цель: Изготовление дидактической игры для малышей.Задачи: - развивать мелкую моторику рук;- учить находить предмет по словесной инструкции;- закреплять цвета;- развивать тактильные ощущения...

Мастер-класс для воспитателей "Музыкально-дидактические игры для развития творческих способностей дошкольников"

Цель: Освоение и последующее применение различных вариантов творческих методов и приемов для развития музыкальных способностей дошкольников. Материал и оборудование:- разноцветные нотк...

мастер -класс для педагогов «МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА В ПРОСТРАНСТВЕ ДОУ»

В своей практике столкнулась с тем, что иногда музыкально - дидактическая игра не выходит за рамки музыкального занятия. Воспитатели, не имеющие специального образования, не всегда могут оценить прави...