Мастер-класс на тему "Музыкально-дидактические игры как средство познавательного развития дошкольников".
консультация

Шуленина Татьяна Петровна

Конспект мастер-класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass_moy.doc96.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида «Золотой петушок»

Мастер-класс на тему:

 

                                                                                 

                                                                                                              Подготовил(а):
                                                              музыкальный  руководитель
                                                                                      Шуленина Т.П.

     

с.Доброе, 2016г.

В связи с новым федеральным государственным образовательным стандартом, с принципом интеграции образовательных областей, а также интегративности всех видов музыкальной деятельности сведения о музыке должны даваться в интересной и познавательной форме для детей. Такой формой являются музыкально-дидактические игры. (слайд №1) 
          «Игра развивает индивидуальность; играя, ребёнок учится воспроизводить свои впечатления и идеи, поэтому игра – могущественное орудие для укрепления способности мыслить и для развития сознания». Эмиль Жак-Далькроз.
(слайд №2) Поэтому тема, на которую мне хотелось бы обратить ваше внимание, звучит следующим образом: «Музыкально-дидактические игры как средство формирования познавательной активности ребёнка».

 Актуальность применения музыкально-дидактических игр и упражнений заключается в музыкально-сенсорном развитии и воспитании дошкольников в определённой системе, с учётом возрастного аспекта и последовательности приобщения детей к целостному, дифференцированному восприятию музыки и познанию окружающего мира.            

         Ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них, а значит являются одним из верных путей к развитию музыкальных способностей и  формированию познавательной активности ребёнка.        
(слайд№3) 
           На сегодняшний день  существует проблема  доступности данного  материала в торговой сети, что  затрудняет его приобретение и освоение. Зачастую, встретив музыкально-дидактические игры в сети Интернет, сложно разобраться в правилах и методах использования  комплектов в образовательной деятельности.
     Итак,
цель  мастер-класса:

  • знакомство со вспомогательным  музыкально-дидактическим
    материалом и использованием его в учебно-педагогическом процессе.

Задачи:

  • раскрыть значение музыкально-дидактических пособий и игр
    для  познавательного развития дошкольников;
  •  совершенствовать  формы и методы обучения в процессе
    использования музыкально-дидактических игр  в различных
    видах деятельности;
  •  обобщить опыт работы по данной теме.(слайд №4)

   Сегодня я хочу поделиться опытом, как можно в образовательном процессе с помощью музыкально-дидактических игр и пособий развивать не только музыкальные способности, но и познавательную активность дошкольников.

   Все комплекты музыкально-дидактических игр, которые имеются в наличии в нашем детском саду, я разделила на несколько групп.

  1. Музыкально-дидактические  игры  на развитие  звуковысотного слуха.   (слайд  5)

Музыкально-дидактическая игра «Птица и птенчики». (слайд 6,7)

Цель игры: упражнять детей в восприятии и различении низких и высоких звуков, развитие звуковысотного слуха.

В комплекте: 1 цветная картинка птицы и птенчиков, 2 черно-белых картинки птицы и птенчиков, разрезные цветные карточки.

Ход игры: Вначале обращаемся к цветному изображению. Рассматриваем, говорим о признаках весны (светит солнышко, почки, листочки, прилетают птицы большие и маленькие). Большая птичка – это мама, маленькие – птенчики. Вспоминаем с играющими голоса птицы и птенчиков (изображаем пение птицы на металлофоне низкими звуками, птенчиков - высокими). Ведущий дает двум детям нераскрашенную картинку. После этого берет маленькие цветные карточки, ударяет по пластинке соответствующий звук и спрашивает: «Кто вас зовёт? Птица или птенчик?» После правильного ответа дети получают маленькую карточку и закрывают ею часть изображения большой картинки. Игра продолжается до тех пор, пока все играющие не сложат всю большую картинку.

Таким образом, знакомя детей с низкими и высокими звуками закрепляем знания по теме «Весна», «Перелётные птицы».

Музыкально-дидактическая игра «Угадай-ка!» (слайд 8,9)

Цель игры: развитие у детей звуковысотного слуха.

             
В комплекте: 6 парных разрезных карт с изображением домашних животных, фишки по 2 на каждого играющего.

Ход игры: вначале обращаемся к цветному изображению, беседуем о домашних  животных. Далее игра проводится за столом с группой детей 4-6 человек. У каждого одна карта и две фишки. Воспитатель поет «Га-га-га» в низком регистре. Дети, у кого на карточке изображен гусь, должны закрыть его фишкой. Воспитатель поёт: «Га-га-га» в высоком регистре, дети закрывают фишкой картинку с гусёнком.

Таким образом, развивая у детей звуковысотный слух, закрепляем знания о высоких и низких звуках, повторяем  материал по теме «Домашние животные».

Музыкально-дидактическая игра «Поющая гусеница» (слайд 10,11)

Цель игры:  развитие навыка пения на одном звуке, поступенного звуковедения снизу вверх, сверху вниз, а также  звуковысотного слуха.

В комплекте: 6 карт с изображением линии звуковедения, обозначением пропеваемого звука, 6 карат с изображением линии звуковедения без обозначения пропеваемого звука, карта со стихом-задачей для начала игры.

Ход игры: приглашаем детей на лесную весеннюю полянку. Говорим о при-метах этого времени года, весенних месяцах.  Встречаемся с гусеницей.
На листочке молодом,
Тёплою весною,
В настроении плохом
Гусеница ноет:
«Очень песни петь хочу,
Пела б днем и ночью,
Только петь я не могу,
Кто же мне поможет?

6 карт перевернуты вниз картинкой. Дети вытягивают по одной, выполняют задание.
        Таким образом,
развиваем  навык  пения на одном звуке, поступенного звуковедения снизу вверх, сверху вниз, а также  
звуковысотный  слух ребёнка. Одновременно с этим закрепляем математические понятия вверх, вниз, закрепляем знания по теме весна.

  1. Музыкально-дидактические игры на развитие эмоционального восприятия музыки. (слайд 12)

Музыкально-дидактическая игра «Зайцы» (слайд 13,14)
Цель игры:  упражнять детей в различении музыки разного характера

В комплекте:  карточки с изображением соответствующим  музыки  веселого, грустного, спокойного характера.

Ход игры: Воспитатель  предлагает детям пойти погулять на полянку, нарисованную на картинке. Звучит мелодия колыбельной или танцевальной музыки, дети определяют характер, выбирают соответствующую картинку.


        Музыкальная деятельность – это одно из средств формирования личности ребёнка. Одной из главных задач музыкальной деятельности, является приобщение детей к музыкальному искусству и формированию музыкальной культуры.  (2-й слайд)

  1. Развитие звуковысотного слуха.
  2. Развитие динамического слуха.
  3. Формирование тембрового восприятия.
  4. Совершенствования чувства ритма.(6-й слайд)

У нас в наличии есть комплекты музыкально-дидактических игр. (7 по 11 слайд)

Сегодня я хочу поделиться с вами своим опытом, как можно в образовательном процессе с помощью музыкально-дидактических игр и пособий, развивать не только музыкальные способности, но и речь дошкольников. И так давайте начнём. Я вам хочу продемонстрировать несколько музыкально –дидактических игр.

Музыкально-дидактическая игра: «Звучащий клубок»

Материал: Яркий клубок ниток, нарисованное солнышко без лучиков

Задачи:

Знакомство с длинными и короткими звуками,  учить детей соотносить длину пропеваемого звука с определённой длины ниткой.

Ход игры:

Берём клубок ярких ниток. Разматываем нить и поём: «У-у-у» звук обрывается- ниточку отрезаем и ложем на фланелеграф. Подобным образом отрезаются нитки разной длины и раскладываются в разной последовательности. Проводя по ниточке пальцем, пропреваю длинные или короткие звуки. А теперь посмотрите на улыбающееся солнышко, но без лучиков. Прикладываем эти ниточки к солнышку и пропеваем их. Таким образом, знакомя детей с длинными и короткими звуками, закрепляем понимание математических слов –длинный - короткий.

Музыкально –дидактическая игра: «Упражнение с ленточкой на палочке»

Материал:ленты на палочке по количеству  играющих.

Задачи:

Учить детей выполнять движения с предметами под музыку.

Ход игры:

Дети стоят в рассыпную,  в руке лента на палочке. Предложить им под музыку рисовать лентами разные геометрические фигуры или цифры.

Таким образом, выполнение этого задания способствует лучшему запоминанию цифр и геометрических фигур.

Музыкально-дидактическая игра: «Три подружки»

Цель: Развивать умение детей передавать характер музыки через мимику, жесты, эмоции; развивать творческую активность детей.

Материал:  Платочки по количеству играющих,  аудиозапись пьес

 Д. Каболевского «Резвушка», «Плакса»,  «Злюка».

Ход игры: Вы знаете, что музыка может выражать разное настроение человека, чувства и даже черты характера. Давайте попробуем передать черты характера музыки движением платочка.

«Плакса»- движения плавные.

«Злюка» - движения резкие.

«Резвушка» - движения лёгкие размашистые.

Таким образом, данная игра развивает эмоциональную отзывчивость на музыку различного  характера.

Музыкально-дидактическая игра:«Волшебный веер»

Цель: Развивать воображение и творчество, закреплять знания жанров музыки, формировать устойчивый интерес к различным видам и жанрам музыкального искусства.

Материал: Кукла и корзиночка с веерами по количеству детей.

Ход игры: Педагог показывает куклу с веером и корзиночку с веерами для детей. Кукла говорит: «Дружок становись со мной в кружок, значит нас детвора ждёт весёлая игра»

(дети становятся в круг) Педагог говорит, что кукла принесла всем ребятам по вееру и раздаёт их.Веер может превращаться в разные предметы. В этой игре нам поможет музыка. Какие вы знаете музыкальные жанры?  (Ответы детей)  и так если вы услышите вальс, веер останется веером, если марш – сложим из веера прямую дорожку, если полька - веер превратится в юбку, а если звучит песенка -  веер станет гармошкой.

      Ещё хочу предложить вам музыкально-дидактическую игру на различие формы музыкального произведения.

Музыкально-дидактическая игра: «Сложи песенку»

Цель: Развивать у детей умение различать форму музыкального произведения – запев, припев в песне.

 Передавать структуру песни, состоящую из повторяющихся элементов в виде условного  изображения.

Игровой материал:  прямоугольники одного цвета и кружки разных цветов.

Ход игры: Педагог включает хорошо знакомую детям песенку и просит определить, есть ли в ней запев, припев, сколько куплетов, сколько раз повторяется припев. После этого предлагает одному из детей сложить песенку с помощью геометрических фигур, каждый новый куплет обозначается кружком разного цвета, а припев – прямоугольником. Таким образом, знакомя детей с куплетной формой музыкального произведения, закрепляем знания о геометрических фигурах круг, квадрат.

Используя музыкально-дидактические  игры в режимных моментах, у детей будут развиваться музыкально-сенсорные способности.  Это не пройдёт бесследно для формирования и развития познавательной активности  дошкольников.(12-й слайд)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс на тему «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа»

Мастер – класс на тему«Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуреи традициям русского народа»...

Мастер – класс на тему «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа»

Мастер – класс на тему  «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре  и традициям русского народа»....

Мастер-класс с аудиторией взрослых «Экологические игры как средство экологического воспитания дошкольников»

Если взрослый сам любит природу и бережно к ней относится, он может передать эти чувства и детям. Научить детей видеть красивое – дело сложное. Вовлекая ребенка в область своих переживаний по по...

Мастер-класс класс для педагогов «Дидактическая игра как средство сенсорного развития у детей дошкольного возраста»

Актуальность: Основным средством для сенсорного развития являются дидактические игры. Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время расширяет представление детей об окружающем мире, ...