Отчёт по самообразованию «Развитие речи детей раннего возраста с использованием здоровье сберегающих технологий»
материал (младшая группа)

Епифанова Надежда Анатольевна

Отчёт по самообразованию

«Развитие речи детей раннего возраста с использованием здоровье сберегающих технологий»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отчёт по самообразованию

«Развитие речи детей раннего возраста с использованием здоровье сберегающих технологий»

Цель: развитие речи детей раннего возраста посредством здоровье сберегающих технологий.

Задачи:

-повысить собственный уровень знаний в области речевого развития детей раннего возраста путем       изучения педагогической литературы;

- работы с банком педагогической информации в системе интернет;

- разработать и реализовать систему работы с детьми;

- использовать в работе с детьми раннего возраста здоровье сберегающие технологии;

- обобщить свой педагогический опыт и распространить его. 

Актуальность проблемы (обоснование выбора, новизна)

Родной язык помогает людям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Именно в раннем возрасте нужно обогащать словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.

Не секрет, что в группах для таких маленьких детей в основном заботятся о создании комфортных условий и гигиене малышей. А ведь именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования целевые ориентиры речевого развития детей раннего возраста следующие:

— владеет активной речью, включенной в общение;

— может обращаться с вопросами и просьбами;

— понимает речь взрослых;

— знает названия окружающих предметов и игрушек;

— стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях;

— проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки;

— эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.

Данные ориентиры отражают согласованные ожидания общества относительно речевого развития детей раннего возраста и представляют собой возрастной портрет ребенка. Владение активной речью, включенной в общение, рассматривается как условие полноценного личностного развития малыша. Задача педагога — развивать такой тип общения, в процессе которого побуждать ребенка к выполнению различных движений, действий, к речевому взаимодействию.

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей.

Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.

Теоретическое обоснование:

1. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010

2. Волошина Н. Л, Организация здоровьесберегающего пространства. – Дошкольное воспитание, 2004 №12 с. 107 -109

3. Рунова М. А, Двигательная активность ребенка в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез 2002

4. Красавина Т. А. « Современные здоровьесберегающие технологии»,http://nsportal.ru/, опубликовано 13.02.2013

5. Острикова М. А. «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду», http://nsportal.ru/, опубликовано 04.02.2013

6. Кузнецова А.Е. «Лучшие развивающие игры для детей от 1 года до 3 лет», РИПОЛ КЛАССИК ДОМ. 21 век .Москва,2007

7. Цвынтарный В.В. « Играем пальчиками и развиваем речь». Нижний Новгород. Издательство «Флокс», 1995.

8. Узорова О.В ,Нефедова Е.А «Пальчиковая гимнастика» Москва,АСТ- Астрель,2005

9. Л.В.Гаврючина «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»-методическое пособие, ТЦ Сфера 2

Для  речевого развития  детей  я  использую  следующие приёмы здоровье сберегающих технологий:

Если мы хотим научить ребёнка говорить красиво и чётко, следует  обучить его правильному дыханию. В своей работе я использую упражнения  дыхательной гимнастики. Провожу их ежедневно в течение 5 -10 минут, использую их как физкультминутки в процессе образовательной деятельности или как его часть, направленную на развитие речевого дыхания. В результате чего возрастает объём и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных мышц, координируются и ритмизируются дыхательные движения, и в целом улучшается функциональная деятельность всех органов и систем организма.

Общеукрепляющая гимнастика – это организованное общение детей в процессе двигательной деятельности. Во время гимнастики повышается эмоциональный тонус, развивается двигательная активность, ребенок получает положительные эмоции от движений в коллективе сверстников. Снимается напряжение от пробуждения после ночного сна, собирается внимание, дисциплинируется поведение.

Бодрящая гимнастика или гимнастика пробуждения проводится после дневного сна для запуска всех жизненно важных процессов организма. Является хорошим стимулом для поднятия настроения.

Пальчиковая гимнастика. В. А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

Исследования В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.

М. М. Кольцовой было доказано, что существует тесная взаимосвязь между уровнем развития тонких движений пальцев рук и развитием речи. Речевая деятельность формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Развитие ребёнка связано с развитием движений пальцев рук. Третья часть всей двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка. Воздействуя на тонус руки ребёнка, с помощью комплекса пальчиковой гимнастики, происходит прямое воздействие на тонус речевого аппарата.

Артикуляционная гимнастика – это система упражнений для развития речевых органов. Цель такой гимнастики – выработка полноценных движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков и подготовка речевого аппарата для речевой нагрузки. Проведение артикуляционной гимнастики способствует рождению правильных звуков и усвоению слов сложной слоговой конструкции.

Использование физкультминуток во время проведения организованной образовательной деятельности способствует снижению утомления у детей, а также активизируется мышление и повышается умственная работоспособность.

Самомассаж. Одним из эффективных направлений по подготовке дошкольников к

письму является самомассаж рук. Под воздействием несложных массажных

упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция

тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре

головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается

речевая функция. При проведении массажа рекомендуется обучать детей не

надавливать силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями

пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая. Приемы самомассажа проводят в

такой последовательности: поглаживание, растирание, разминание и вибрация

(потряхивание). Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных

реакций ребенка. Массажные движения выполняются с речевым сопровождением. Главная ценность

массажа заключается в том, что он, прежде всего, влияет на нервную систему малыша,

помогает ребенку снять общую усталость, помогает всем органам и системам работать

бесперебойно и эффективно.

Гимнастика глаз

Бытует мнение, что глаза - зеркало души. Чистые блестящие глаза детей - признак хорошего здоровья, а здоровье необходимо беречь, а глаза тем более, потому что до 80% информации из окружающего мира, мы получаем через органы зрения.

Подвижные игры

Подвижные игры способствуют развитию двигательной активности детей, направлены на социализацию, формирование нравственности и познавательного развития.

И завершая, интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно.

Однако для закрепления мысли необходимо движение. Иван Петрович Павлов (учение

о высшей нервной системе) считал, что любая мысль заканчивается движением.

Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических

действиях, например ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу

и др. Вот почему следует помнить, что неподвижный ребёнок не обучается!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста с использованием здоровье сберегающих технологий. Интеграция областей: коммуникация, социализация. ОО « Здоровье» с использованием ИКТ.

Образовательная область: «Здоровье»Интеграция областей: коммуникация, социализация.Цель : воспитывать валеологическую культуру для формирования осознанного отношения к своему здоровью.Задачи :ОО «Здор...

"Как котик стал музыкальным" НОД для детей старшего дошкольного возраста с использованием здоровье-сберегающих технологий

Непосредственно-образовательная деятельность музыкального руководителя Куликовой Е.В.с использованием здоровье-сберегающих технологий на тему "Как котик стал музыкальным" для детей старшего дошкольног...

Развитие речи детей с ТНР с использованием здоровье сберегащих технологий.

В материале представлены здоровьесберегающие технологии: кинезиологические упражнения, позволяющие создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развит...

«Привлечение родителей к развитию певческих навыков детей дошкольного возраста с использованием здоровье сберегающих технологий»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 13 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара...

План по самообразованию "Развитие связной речи детей раннего возраста посредством русских народных сказок".

Роль художественных произведений в жизни дошкольников непременно важна. Самым интересным и актуальным жанром является сказка. Сказка для детей-это особый мир, источник представлений о времени и простр...