Развитие речи детей с ТНР с использованием здоровье сберегащих технологий.
консультация по развитию речи (старшая группа)

Покидаева Жанна Михайловна

В материале представлены здоровьесберегающие технологии: кинезиологические упражнения, позволяющие создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта. Также рассказывается об эффективном методе, для улучшения психокоррекционной работы, которым является биоэнергопластика, способствующий достижению лучших результатов в работе по постановке звуков и создает условия реабилитации детей с органическим поражением ЦНС, тяжелыми речевыми нарушениями (алалия, дизартрия, заикание).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesbregayushchie_tehnologii.docx15.04 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективность использования здоровьесберегающих технологий

в коррекционной работе с детьми с нарушением речи

Современная коррекционная педагогика решает такие проблемы как:

- сохранение физического и психического здоровья детей с нарушениями

речи;

- нормализация двигательной активности и профилактика гиподинамии;

- коррекция недостатков просодической, выразительной, эмоциональной сто-

роны речи;

- успешная социализация детей с нарушением речи.

Основной контингент детей логопедических групп составляют дети с  дизартрией.

Дизартрия (речедвигательное расстройство) – нарушение звукопроизносительной и мелодико-интонационной стороны речи, обусловлено недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата.

При дизартрии наблюдаются расстройства звукопроизношения, голосообразования, темпоритмической стороны речи и интонации.

Дети, приходящие в логопедические группы, редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. У них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения.

Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи

детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Если координация движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, но при этом общая моторика может быть выше нормы. Для преодоления трудностей, связанных с выше сказанными нарушениями, в коррекционной работе успешно применяются методы и приемы здоровьесберегающих технологий.

Одним из методов данного направления выступает кинезиология.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей посредством

определенных двигательных упражнений. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.

В логопедической работе могут быть использованы следующие упражнения:

1. «Кулак-ладонь». Обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз, одна сжата в кулак. Одновременно кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак. И так повторять смену позиций. Движения по мере усвоения можно ускорять, но при этом следить за тем, чтобы сжатия-разжатия производились попеременно. Вот – ладошка, вот – кулак!

     Все быстрее делай так.

2. «Лягушка» (кулак-ребро-ладонь). Три положения руки на столе или на колене последовательно сменяют друг друга: кулак (ладонью вниз), ладонь ребром, ладонь вниз.

Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь),

Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь)!

Еще одним эффективным методом, направленным на улучшение психокоррекционной работы является применение биоэнергопластики.

Биоэнергопластика – содружественное взаимодействие руки и языка. Этот

прием способствует достижению лучших результатов в работе по постановки звуков, создает условия реабилитации детей с органическим поражением центральной   нервной системы, тяжелыми   речевыми     нарушениями (дизартрия, алалия, заикание).

Может быть использован комплекс упражнений «Театр пальчиков и языка.

Пальчики в лесу», с красочными иллюстрациями. Данное направление хорошо представлено в пособии О.И. Крупенчук «Гимнастика для язычка и пальчиков».

Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи обеспечивают полноценное развитие ребенка.

Список литературы:

1. Крупенчук О.И., Воробьева Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика артикуляци-

онных расстройств. – СПб.: «Литера», 2013. – 96с.

2. Крупенчук О.И. Гимнастика для язычка и пальчиков для девочек и мальчиков. – СПб.: «Литера»,

2013. – 32 с.

3. Рудик О.С. С детьми играем – речь развиваем. Учебно-методическое пособие: В 2 ч. Ч.2. – М.:

ТЦ Сфера, 2013. – 128 с.

4. Шевцова Т.И., Хоменко Н.А. Педагогика оздоровления в системе коррекции у детей общего недо-

развития речи // Логопед. – 2008. - №3. – С. 40-45


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение для детей подготовительной группы с использованием здоровье сберегающих технологий "Будь здоров, малыш!"

Образовательная область: "Здоровье", "Безопасность", "Физическая культура", "Познание", "Чтение художественной литературы"....

Конспект НОД для детей младшей группы с использованием здоровье-сберегающих технологий "Волшебный мешочек".

Беседа об игрушках, кто узнает игрушку по описанию, учимся составлять рассказ об игрушке....

Отчёт по самообразованию «Развитие речи детей раннего возраста с использованием здоровье сберегающих технологий»

Отчёт по самообразованию «Развитие речи детей раннего возраста с использованием здоровье сберегающих технологий»...

Развлечение для детей подготовительной группы с использованием здоровье сберегающих технологий "Будь здоров!"

Развлечение для детей подготовительной группы с использованием здоровье сберегающих технологий "Будь здоров!"...

«Привлечение родителей к развитию певческих навыков детей дошкольного возраста с использованием здоровье сберегающих технологий»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 13 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара...

Развитие речи по теме «Мебель» с использованием здоровье сберегающих технологий

Развитие речи по теме «Мебель» с использованием здоровье сберегающих технологий...