ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
план-конспект занятия (старшая группа)

Козырева Лариса Владимировна

Зимующие птицы СИБИРИ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ32.46 КБ
Файл ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ2.54 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по познавательному развитию

в старшей группе

«Зимующие птицы»

                                               Воспитатель первой категории

МБДОУ Юрьевского детского сада

                                    Козырева Л.В.

2017г.

Тема: Зимующие птицы.

Цель: способствовать уточнению и закреплению представлений детей о внешнем виде и особенностях поведения зимующих птиц; об их роли в природе и жизни человека; вызвать у детей желание помогать птицам в трудное для них время, воспитывать любовь к родной природе; развивать любознательность, наблюдательность.

Материал: компьютер, мультимедийный проектор, экран, журнал «Зимующие птицы»(внутри раскраски),  запись голосов птиц, шапочки птиц для детей, изображение зимнего леса, картинки птиц.

Подготовительная работа: беседы о зимующих птицах, наблюдение за птицами на прогулках, изготовление с детьми кормушек, подкормка птиц, рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций на тему, прослушивание голосов птиц,  дидактические игры «Что это за птица?», «Отгадай птицу по описанию», составление картинок зимующих птиц из пазлов, чтение художественных произведений о птицах: загадки, стихи, рассказы: В.Бианки «Синичкин календарь» («Сова», «Тетерева в лунках»), Г.Скребицкий «Крылатые соседи», С.Алексеев «Снегирь», Н.Павлова «Зимние гости», заучивание стихотворений о птицах, коллективная работа (аппликация) «Снегири».

Ход занятия

  -Ребята, я предлагаю вам сейчас отправиться на прогулку в лес. В лесу тихо, везде снег, потому что сейчас…(зима). Давайте поздороваемся с лесом.

Дети:Здравствуй, лес, зимний лес!

          Полный загадок и чудес!

             Все открой, не утаи,

             Ты же видишь, мы –свои!

-Мы постараемся разгадать тайны леса. И вот вам первая загадка. Посмотрите, кто это нас встречает в лесу? (Птицы)  на деревьях картинки –дятел, синица, ласточка, снегирь

-А почему вы думаете, что это птицы?

(Тело покрыто перьями, они умеют летать, у них два крыла, клюв, две лапки).

-Посмотрите внимательно, среди этих птиц есть одна лишняя. Попробуйте догадаться, какая? (Ласточка). Почему ласточка лишняя? (Это перелетная птица, а остальные –зимующие).

-А что это за птицы такие –зимующие, почему их так называют?

(Это птицы, которые с наступлением холодов не улетают   в теплые края, а остаются зимовать в родных местах).

- Давайте присядем.        

Раздается стук дятла (запись).

-Ребята, вы догадались, кто это стучит? (дятел).

На одного из детей надеть шапочку дятла. Дятел приносит с собой журнал.

  -Посмотрите, к нам прилетел дятел и принес что –то интересное. Это журнал. Он называется «Зимующие птицы». Он необычный –говорящий и звучащий. Хотите рассмотреть его? Сейчас он появится у нас на экране.

-Открываем первую страницу журнала. Она называется «На лесной опушке».

1. –Давайте послушаем, что расскажет нам наш гость –лесная птица дятел.

Ребенок в шапочке дятла говорит:

        Хоть я не молоток –по дереву стучу.

        В нем каждый уголок обследовать хочу.

        Хожу я в шапке красной

        И акробат прекрасный.

-Что помогает дятлу держаться на дереве?

(Хвост  и цепкие коготки).

  -Действительно, благодаря  хвосту из упругих жестких перьев и сильным лапкам с коготками дятел очень хорошо лазает по деревьям, как настоящий акробат.

-А как люди часто называют дятла? (Лесным доктором). А почему его так называют, кто знает?

                             (Он «лечит» деревья от вредных жуков).

-Верно, дятел ищет себе корм и очищает дерево от жуков и их личинок.

-Давайте посмотрим, как дятел ищет себе корм. (Включается видеоролик).

-Чем еще питается дятел зимой, кроме найденных под корой насекомых?

           (Семенами сосновых и еловых  шишек).

2.   -Давайте попробуем узнать по песенке другую птицу, которую мы часто видим на улице во время прогулок (включается запись голоса синицы).

Если дети не отгадали, загадать загадку.

Загадка:

        С желтой грудкой у окошка

        Собирает шустро крошки.

        Отгадайте, что за птица?

        Называется… (синица).

Выходит ребенок в шапочке синички и говорит:

        Пусть я птичка –невеличка,

        У меня, друзья, привычка,

        Как начнутся холода,

        Прямо из лесу  сюда.

-Давайте посмотрим на этих шустрых и бойких птичек.        (Включается

видеоролик).

-Синички прилетают с наступлением холодов поближе к людям из леса, когда там  исчезают насекомые. Они уничтожают очень много вредных насекомых,  личинок, гусениц. За один только день  одна синичка  может съесть насекомых больше, чем весит сама.

-Посмотрите на картинку нашего журнала и скажите, какие еще птицы зимуют  в наших лесах? (Глухарь, сова). Каких других лесных зимующих птиц вы знаете? (Сойка, поползень, корольки, пуночки, чечетки, щеглы, куропатки).

-Откроем вторую страницу журнала. Она называется «Гости с севера».   

3.  –Отгадайте загадку про нашего следующего гостя:

Выходит ребенок с шапочкой снегиря в руках  и говорит:

        Я красногрудый, чернокрылый,

        Люблю я зернышки клевать.

        С первым снегом на рябине

        Появлюсь у вас опять.

Когда отгадали, одевает шапочку на голову.

-Давайте посмотрим на снегиря и послушаем его песенку. (Включается видеоролик).

-Снегиря считают первым вестником зимы – прилетели снегири, значит настоящая зима началась.

4.  –Сегодня мы познакомимся с еще одним зимним гостем.

Выходит  ребенок в шапочке свиристели и говорит:

Прилетели свиристели,

Заиграли на свирелях,

Засвистели: «Свири –свир!

Мы в лесу устроим пир!»

-Давайте посмотрим и послушаем нашего гостя –свиристеля.

(Включается видеоролик)

Физминутка

-Встали перед стульчиками.

-А сейчас вы все будете птицами. Вокруг себя повернитесь и в синичек превратитесь…

        Скачет шустрая синица,                              (дети прыгают)

        Ей на месте не сидится.

        Прыг –скок, прыг –скок,

        Завертелась, как волчок.                               (кружатся вокруг себя)

-Вокруг себя повернитесь, в свиристелей превратитесь…

        Прилетели свиристели,                               (машут «крыльями)

        Под окном на ветки сели.                           (присели)

        Ярче солнце засветило,                             (машут руками вверху)

        Все вокруг нам стало мило.

-Вокруг себя повернитесь, в снегирей превратитесь…

        Вот на ветках, посмотри,                           (хлопают себя руками по бокам)

        С красной грудкой снегири.     (важно поворачиваются, показывая грудку)

        Распушили перышки,                                  (прихорашиваются)

        Греются на солнышке.                              

        Головой вертят,                                          (руки на поясе, повороты головы)

        Улететь хотят.                                             («полетели»)

5.  -А сейчас для вас загадка про необыкновенную птицу:

        Гнездо на ели птицы той,

        Птенцы выводятся зимой,

        У птицы нос крестом,

        Зовут ее… (клестом)

-А для чего клестам такой клюв –кривой, похожий на щипцы?

                                                               (Чтобы доставать семена из шишек).

 -Хотите посмотреть, как клесты ловко расправляются с шишками? (Включается видеоролик).

 -Снегири, свиристели, клесты – этонаши гости. Они прилетают к нам зимовать с далекого холодного севера. Там зима очень холодная,  наступает раньше, чем у нас. Вот и летят к нам северные гости подкормиться.

-Откроем третью страницу нашего журнала «Наши соседи».

6.  -Посмотрите на картинку. Каких еще зимующих птиц, которых мы постоянно видим рядом, вы можете назвать? (Сорока, ворона, галка, голубь).

-Вот прилетела стайка маленьких, сереньких птичек. (Включается видеоролик). Что это за птицы? (Воробьи)

-Воробьи, так же, как и синицы, приносят большую пользу, спасая сады и огороды от вредителей.

-А как называется последняя страница нашего журнала, отгадайте:

        В зимний день среди ветвей

        Стол накрыли для гостей.

                                        (Кормушка).

-Эта страница называется  «Птичья столовая».

-Ребята, как мы заботимся о зимующих птицах, чем мы им помогаем? (подкармливаем).

-Да, мы сделали кормушки для птиц.

-Почему  нужно заботиться о зимующих птицах?

(Потому что им голодно зимой)

-А как вы думаете, что для птиц страшнее зимой  –голод или холод?  (Голод).

-Правильно, от холода птичек защищают перышки и если птица сыта, то и

мороз может пережить, а вот если голодна, то может и погибнуть.

-Ребята, а почему  птицы, о которых мы сегодня говорили,  остаются зимовать у нас, а не улетают, как другие,  в теплые края? Чем питаются зимующие птицы в природе?

(Потому что кроме насекомых, они могут есть и другой корм: семена и ягоды растений; корм, которым помогают люди).

-А зачем нужно заботиться о птицах? Какую пользу они приносят?

(Очищают леса и сады от насекомых –вредителей; радуют нас своим пением).

  -Да, а еще птицы –украшение наших лесов.

 -Будем заботиться о птицах и они обязательно отблагодарят нас красивыми песнями весной и летом.

- А теперь я предлагаю вам поиграть.

ИГРЫ: «Какая птичку лишняя?»

             «Какая птичка улетела?»

-Молодцы, погладьте себя по головке. Вы хорошо поработали.

А давайте-ка посмотрим, что нам принес дятел.

В папке лежат раскраски с зимующими птицами.

-А давайте их раскрасим, и в нашем уголке природы появится новая папочка с ЗИМУЮЩИМИ ПТИЦАМИ.

Дети выполняют задание (во время выполнения задания включить фонограмму записи голосов птиц.

-Ребята, вам понравилось наша прогулка? Что было особенно вам интересно?

В конце занятия включить запись песенки  «Кто такие птички».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация на тему: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ» Подготовила воспитатель 1 категории МБДОУ Юрьевского детского сада Козырева Л.В.

Слайд 3

На лесной опушке

Слайд 4

Хоть я не молоток – по дереву стучу. В нем каждый уголок обследовать хочу. Хожу я в шапке красной И акробат прекрасный.

Слайд 5

С желтой грудкой у окошка Собирает шустро крошки. Отгадайте, что за птица? Называется….

Слайд 6

Лесные зимующие птицы

Слайд 7

Гости с севера

Слайд 8

Я красногрудый, чернокрылый, Люблю я зернышки клевать. С первым снегом на рябине Появлюсь у вас опять.

Слайд 9

Прилетели свиристели, Заиграли на свирелях, Засвистели: «Свири – свир ! Мы в лесу устроим пир!»

Слайд 10

Гнездо на ели птицы той, Птенцы выводятся зимой, У птицы нос крестом, Зовут ее …

Слайд 11

Наши соседи

Слайд 12

Птичья столовая В зимний день среди ветвей Стол накрыли для гостей

Слайд 13

Какая птичка лишняя?

Слайд 14

Какая птичка лишняя?

Слайд 15

Какая птичка улетела?

Слайд 18

Чей голосок?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту

Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...

презентация о зимующих птицах нашего края "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"

Презентация к занятию по окружающиму миру на тему : "Зимующие птицы "....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

Конспект НОД подготовительной к школе группы на тему: «Расширение и усвоение знаний о зимующих птицах» (в рамках тематической недели «Зимующие птицы»)

Цели: Расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц, закрепление обобщающего понятия «Зимующие птицы», совершенствование грамматических категори...