Конспект по экспериментальной деятельности в старшей группе
план-конспект занятия (старшая группа)

Анохина Елена Игоревна

Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 92 г.Сочи

Конспект

по экспериментальной деятельности

в старшей группе

Подготовила воспитатель:

I  категории

Анохина Елена Игоревна

2017 г.

Конспект по экспериментальной деятельности в старшей группе

«Свойства бумаги»

Цель: формирование у детей основ знаний и представлений о бумаге, её свойствах.

Программные задачи:

• Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой.

• Формировать и поддерживать интерес детей к окружающему миру, удовлетворять детскую любознательность.

• Развивать словесно-логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, умение делать умозаключение. Учить самостоятельно проводить опыты и эксперименты. Формировать у детей умения самостоятельно делать выводы исследований.

• Продолжать развивать у детей связную речь, продолжать учить детей последовательно излагать свои мысли, обогащать активный словарь.

Ход исследовательской деятельности.

Ребята посмотрите, сколько гостей сегодня пришло. Давайте поздороваемся.

Придумано кем – то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

«Доброе утро!» - солнцу и птицам.

«Доброе утро!» - улыбчивым лицам.

А сейчас улыбнитесь друг – другу и подарите свои улыбки гостям.

Ребята недавно мы с вами говорили о профессиях, а как вы думаете какая профессия самая загадочная и волшебная. Послушайте загадку.

Улыбнётся в толпу хитро 
и тут же без обмана - 
достанет зайца из цилиндра , 
букеты из кармана . 

(фокусник).

Правильно ребята, это профессия называется фокусник.

Фокус – это чудо, это сказка, это превращение

- А вы умеете показывать фокусы?

- Хотите, я научу вас некоторым детским фокусам, и вы сможете показать их родным и близким?

Тогда я предлагаю вам совершить путешествие и посетить «Школу фокусников», все согласны отправиться в дорогу? Тогда садимся в поезд и отправляемся в «Школу фокусников»!

Ребята мы очутились в лаборатории, где фокусники изучают свойства какого-либо материала, с помощью которого будут показывать фокус. Ведь не зная свойств материала – фокус не получится.

А какой сейчас изучают материал в «Школе фокусников» вам поможет загадка:

Она бывает документом,

Салфеткой, фантиком, конвертом,

Письмом, обоями, ,

Альбомом, книгой и при этом

Она бывает и деньгами.

Что это? Догадайтесь сами! (БУМАГА)

- Расскажите мне, пожалуйста, зачем нам нужна бумага?

Посмотрите, пожалуйста, какая разная бывает бумага (на столах лежат различные образцы бумаги: альбомная, тетрадная, салфетка, газета, картон? Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы попытайтесь не только их отгадать, но и подобрать к ответу нужный образец бумаги, который лежит у вас на столе.

В школе деткам помогает, знания их сохраняет (тетрадь) .

Очень жесткий с виду он, а зовут его (картон) .

Очень мягкая на ощупь, вытирает деткам щечки (салфетка) .

Не простое развлеченье, для гуаши, акварели. Детские рисунки в нем, а зовут

его (альбом).

Сохраняют всю на свете информацию в (газете).

Вот какие вы молодцы. Все не только отгадали, но и верно показали.

Ребята, посмотрите, какое необычное дерево растёт в лаборатории! Чем оно необычно? (Листья не настоящие, а бумажные)

- Это дерево поможет нам многое узнать о бумаге. На листьях написаны цифры. Найдите лист с цифрой 1 (Снимаем лист с дерева)

1. «изучи бумагу с помощью рук и глаз»

Гладкая, шершавая, толстая, тонкая, гофрированная, бархатная, прозрачная, мягкая, цветная.

2. «Бумага режется» (схема «ножницы»)

Предложить детям узнать режется бумага или нет. Два вида бумаги: картон, простая альбомная бумага. Попробовать разрезать ножницами сначала бумагу. Бумага разрезалась быстро и легко. При разрезании картона у детей возникли затруднения.

Вывод: картон толще, чем бумага. Бумага режется по легкости в зависимости от толщины.

3. «Бумага пластична и она рвется» (схема «рваная бумага и ее можно сгибать»)

Вывод: картон толще, чем бумага, бумага рвется и сгибается по легкости в зависимости от толщины.

4.  «Бумага мнется и издаёт звук» (схема «мятая бумага и нота»)

Смять сначала бумагу, потом картон.

Вывод: чем толще бумага, тем она труднее мнется.

«Бумага издаёт звук» (схема "нота")

Предложила взять разноцветную бумагу и выполнять движение «стирка белья». Бумага шуршала, скрипела.

Вывод: при смятии, трении – бумага издаёт звук.

5. Может «Бумага намокать» (схема «капля воды») .

Опустить в воду сначала салфетку, затем альбомный листок бумаги. Что произошло?

Вывод: тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага потолще тоже намокает, но ей потребуется больше времени. Бумага боится воды, бумага материал не прочный.

6. Может бумага быть мягкой и твердой? Сможем ли мы с помощью бумаги порезать пластилин?

7. «Бумага впитывает жир? и тогда вода скатывается» (схема «растительное масло») .

8.  «Может бумага гореть?» (схема «спички»)

«Помни правило – ты бумагу и огонь никогда один не тронь»

Поджигать бумагу мы не станем, все знают, что она горит. Ребята, запомните: «Спички детям не игрушка» Вешаем листок на доску

Сейчас мы повторим, что узнали о бумаге (Обращаюсь к листочкам-помощникам, что можно с ней делать, какая она

Молодцы, а теперь настало время отправиться в мастерскую фокусов!

Теперь давайте превратимся в фокусников:

Мы друг другу улыбнулись

Дружно вверх все потянулись

До земли мы поклонились и

Все в фокусников превратились

Колдовать мы начинаем:

Рекс-пэкс-фэкс

Ваша задача в мастерской не только показать фокус но и отгадать его секрет.

Фокус №1: «Живые цветы»

Воспитатель показывает детям цветок сделанный из бумаги.

Воспитатель: Возьмите по цветочку и аккуратно положите на поверхность воды. Давайте скажем все вместе: «Эй, цветочки, просыпайтесь! Лепесточки раскрывайтесь!»

Дети наблюдают за раскрытием лепестков. Наши чудные цветки распускают лепестки.

Воспитатель: Как вы думаете, а в чем секрет этого фокуса?

Воспитатель: Почему лепестки стали раскрываться? (Дети высказывают свои предположения)

Необходимо подвести детей к правильному ответу: бумага впитывает в себя воду и лепесточки под тяжестью воды раскрываются, и ложатся на поверхность воды.

Фокус №2 «Тайное послание».

Посмотрите, на этот чистый лист альбомный сейчас я произнесу волшебные слова, закрашу лист бумаги краской и проявиться тайное послание. Не верите? Вам только нужно взять кисть, набрать краску и закрасить лист краской.

Дети проводят кисть по бумаге, на которой заранее парафином нанесены рисунки и на цветном фоне начинают проявляться различные картинки: домики, солнышко, цветы Волшебник вместе с детьми «рисует» свой рисунок на листе.

Объяснение волшебника: ребята, такой рисунок Вы можете подготовить сами. Нужно только взять белый восковой карандаш, нарисовать что – то, а потом разукрасить лист бумаги краской. Можно подарить такой «волшебный рисунок» другу или родителям.

Вам понравились фокусы?

Итак, подводим итог. Что мы сегодня с вами  делали ? Вам понравилось проводить исследования с бумагой? 

Ребята, сегодня вы справились со всеми заданиями: отгадали загадки, разгадали свойства бумаги с помощью волшебного дерева, показали фокусы и открыли их секреты. Мне очень понравилось как вы сегодня работали, теперь вы можете показывать опыты и рассказывать о бумаге своим товарищам и даже маме и папе! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Волшебное свойство магнита ».

Цель:способствовать расширению и систематизации знаний детей о магните и некоторых его свойствах;учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства;разв...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе по теме: «Волшебница вода»

Конспектопытно-экспериментальной деятельности в старшей группе по теме: «Волшебница вода»Цель: прививать интерес к исследовательской деятельностиЗадачи:- развивать у детей познавательный интерес, чере...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: «Приключения капельки»

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группеТема: «Приключения капельки»...

Конспект по экспериментальной деятельности в старшей группе

Познавательно-исследовательская деятельностьЦель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.Развивать способность делать умозаключение, анализировать...

Конспект опытно - экспериментальной деятельности "Магнит" (старшая группа)

Конспект опытно - экспериментальной деятельности...