Сказкотерапия (примеры сказок)
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Столчнева Татьяна Николаевна

Даны несколько сказок, направленных на коррекцию поведения дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazki_korrektsiya_povedeniya.docx22.71 КБ

Предварительный просмотр:

Сказка о мере

«СЛОНЕНОК С ШАРИКАМИ»

Е. Белинская

Задачи:

1) коррекция нежелательных черт характера и поведения;

2) коррекция негативных поведенческих реакций.

Жил-был маленький слоненок. Мама и папа его очень лю¬били. Они вместе играли, гуляли, купались в реке и пускали фонтаны из своих длинных хоботов. Маленький слоненок очень любил проводить время со своими родителями.

Но однажды, гуляя с мамой и папой по парку, слоненок увидел у обезьянки большой воздушный шарик. Слоненку он очень понравился, и он захотел такой же.

— Мама, папа, я тоже хочу такой шарик, купите мне, пожа¬луйста!

(Ребенку предлагается показать, как слоненок просил шарик.)

Мама и папа очень любили своего сыночка и решили пора¬довать малыша. Они купили ему красивый желтый шар.

Слоненок был счастлив, он повсюду ходил со своим шари¬ком. А когда ложился спать, привязывал его к своей кроватке.

Вскоре, гуляя по парку, слоненок увидел у медвежонка очень красивый зеленый шар и, конечно же, попросил родите¬лей купить ему такой же. Мама и папа не хотели расстраивать своего любимого сына и купили ему зеленый шарик. Слоненку он очень понравился.

Но вскоре малыш захотел иметь красный шар и синий тоже. И любящие родители снова не смогли ему отказать... Но сло¬ненку хотелось еще и еще воздушных шариков, а у родителей уже не осталось денег. И тогда малыш стал капризничать и говорить:

— Ну купите, купите мне этот шарик, ведь у меня такого еще нет!

(Ребенок показывает, как слоненок требовал шарик.)

Тогда родителям слоненка пришлось брать дополнитель¬ную работу, чтобы заработать побольше денег на шарики. И чем больше сын просил у них шариков, тем дольше они стали за¬держиваться на работе. Они меньше стали бывать со слонен¬ком, играть с ним, а совместные прогулки по парку совсем прекратились.

Слоненку становилось грустно одному, и даже многочис¬ленные воздушные шарики его уже не радовали».

И вот настал день, когда в комнату к слоненку уже невоз¬можно было войти. В ней было столько шаров, что малыш не мог даже пошевелиться.

Тогда слоненок собрал все шары и вышел на улицу. Но шаров оказалось так много, что они стали поднимать слоненка высоко-высоко в небо. Малыш испугался, что навсегда улетит от родителей, и стал звать на помощь.

Он кричал:

— Помогите! Помогите!

Прилетели воробьи и острыми клювами стали клевать шары — один за другим. Так постепенно слоненок опустился на землю.

Он сел на траву и задумался.

«Как ты думаешь, о чем задумался слоненок? Может быть, он задумался о том, как было хорошо с папой и мамой гулять, играть, купаться в реке и пускать большие фонтаны из хобота?..

Как ты думаешь, что может слоненок для этого сделать? Подскажи ему, пожалуйста».

РЕБЕНОК ДЕРЕТСЯ

СКАЗКА ПРО ДОБРОГО ПЕТЮ

Ирина Маниченко

В одном городе жил-был мальчик по имени Петя. Петя очень хотел иметь много друзей. Но он совсем не умел дру¬жить, а умел только драться. Он думал, что только дракой и грубостью можно что-то кому-то доказать или привлечь к себе внимание. Ребята его боялись, и друзей у него почти не было.

Однажды Петя увидел на дороге большую лужу с раз¬ноцветными грязными пятнами. Он подошёл поближе, чтобы лучше рассмотреть её. И вдруг проезжающий мимо автомобиль обрызгал его водой с ног до головы.

Петя, весь мокрый и грязный, хотел было бежать до¬мой. Но тут заметил, что находится внутри прозрачного большого мыльного пузыря. Сначала Петя очень удивился и принялся его разглядывать. Но потом испугался, потому что понял: выбраться из пузыря он не сможет. Пузырь был очень прочным и никак не хотел лопаться.

А ещё Петю очень расстроило то, что его плохие дела обратно к нему же и возвращаются. Например: пытается Петя кого-нибудь ударить, а пузырь удары ему обратно воз¬вращает. Бросит Петя в кого-нибудь камень, а тот летит об¬ратно - прямо в Петю.

- Это что же получается? Я теперь сам себя бить буду?- подумал Петя, и ему стало очень больно и обидно.

Как же мне теперь играть с ребятами? - заплакал мальчик.

Так он и ходил несколько дней в пузыре. Драться боялся, ведь себя бить больно и неинтересно. Играть одному скуч¬но. А от пузыря никак не мог избавиться.

И вот, уже совсем отчаявшись, Петя сидел на лавочке на детской площадке и наблюдал, как весело играют дети. Вдруг он увидел очень симпатичную девочку с куклой. Де¬вочка не знала, что Петя любит драться, и не испугалась его, а, наоборот, позвала играть. Петя очень обрадовался её предложению и решил угостить девочку яблоком, которое было у него в кармане. Он протянул ей яблоко, и тут слу¬чилось чудо - пузырь лопнул! Петя был просто счастлив. Наконец-то он освободился от этого противного пузыря!

Когда Петя пришёл домой, он увидел на столе два боль¬ших яблока.

- Странно, - подумал Петя, - откуда бы им тут взяться? Ведь последнее яблоко я подарил девочке во дворе.

На следующий день Петя опять пошёл во двор к ребятам и дал им свою машинку поиграть. А когда вернулся домой - увидел две новые красивые машинки. И стал Петя заме¬чать, что, как только он сделает кому-то доброе дело, это добро к нему возвращается, да ещё в двойном размере.

С тех пор Петя делал только добрые дела. У него появи¬лось очень много друзей. Он научился дружить со всеми и совсем перестал драться. Ведь в пузырь ему больше не хотелось!

Важно не просто прочитать сказку ребёнку, но и по¬думать, чем вызвано такое поведение малыша. Возможно малыш таким способом привлекает к себе внимание: хочет больше времени проводить с вами, что вполне нормально для ребёнка.

Возможно ему не хватает нового опыта, он не знает куда, на что направить свою энергию, ему скучно.

Возможно малыш пытается самоутвердиться, показать, что он тоже чего-то стоит. В этом случае повышайте его самооценку, хвалите его за любые достижения, покажите другой способ самоутверждения.

А может быть ребёнок просто копирует чьё-то поведе¬ние? Если родитель позволяет себе хоть иногда шлёпнуть малыша, это значит, что ребёнок будет поступать точно так¬же. Такими действиями мы сообщаем ребёнку, что драться можно! Если ребёнок ударил другого малыша или вас, ни в коем случае не бейте его в ответ. Объясните на словах о вреде его поступка, расскажите перед сном сказку на эту тему, но никогда не поднимайте на него руку. Ведь, если мы себе это хоть раз позволим, то и ребёнок будет следовать нашему примеру.

РОЖДЕНИЕ ВТОРОГО РЕБЕНКА

СКАЗКА ПРО МЕДВЕЖОНКА

Татьяна Зинкевич-Евстигнеева

В одном сказочном лесу жила-была семья медведей: Папа-медведь, Мама-медведица и маленький Медвежонок. Жили они дружно. Ходили за вкусными ягодами, дружили с лесными пчелами, и те делились с ними лесным медом, загорали на солнышке, купались в речке, - словом, все делали вместе.

И вот однажды Мама-медведица сообщила всем радостную новость - скоро в семействе медведей будет пополнение. Действительно, Медвежонок замечал, как мамин живот рос день ото дня. Ему было очень любопытно, кто же родится?

Вот, наконец, настал счастливый день. Все поздравляли Маму, и Папу, и его. Правда, Сестрёнка медвежонка оказалась совсем не такой, какой он её себе представлял. Но самое неприятное было то, что она постоянно требовала к себе внимания. Особенно Мамы.

Жизнь в семье медведей изменилась. Теперь уже за яго¬дами и медом редко ходили все вместе. Уходя, Папа и Мама оставляли Медвежонка присматривать за сестрой. Нельзя сказать, что это ему особенно не нравилось или было труд-но. Просто было очень-очень обидно, когда, приходя домой; родители первым делом бежали к сестрёнке, беспокоились о ней, расспрашивали: «Как она?» Когда вся семья была в сборе, играли с малышкой, а не с ним.

«А я, что же, больше им не нужен?» - спрашивал себя Медвежонок. И так ему становилось горько, что хотелось даже уйти из дома.

И однажды так и случилось. Медвежонок шел по лесной дорожке и думал о том, как несправедливы к нему Папа и Мама. Ему хотелось их чем-то наказать: «Вот когда я умру, они поймут, кого потеряли, но будет поздно!» От этих мыслей слезы навернулись на глаза, так Медвежонку стало жаль себя.

Шел-шел Медвежонок и пришёл к домику зайцев. В их семье тоже было пополнение. Медвежонок наблюдал, как старшие братья с удовольствием учат маленьких зайчат грызть морковку. «Что с них возьмешь, - зайцы!» - продумал Медвежонок и пошел дальше.

Вскоре тропинка привела его к семейству лис. Старший лисенок с любовью укачивал свою маленькую сестру. Странно, похоже, он совсем не испытывал тех чувств, что Медвежонок. «Где ему меня понять, - подумал Медвежонок. - Что с них взять, - лисы!» И наш герой, махнув рукой, пошел прочь.

Неподалеку стоял дом семейства волков. И Медвежонок видел, как старший волчонок весело кувыркался с младшим, учил его охотиться. «Да он притворяется, что ему нравится играть с младшим братом!» - подумал Медвежонок и пошел дальше.

Стемнело, стал накрапывать дождик, Медвежонок проголодался, чувствовал себя одиноким и усталым, ему очень хотелось домой. Но вернуться он не мог.

Как ты думаешь, почему?

Ноги привели Медвежонка к старому дубу, в ветвях которого находился домик Мудрой Совы.

- Ух, - удивилась Сова, - что ты делаешь здесь в поздний час, Медвежонок?

- Да ничего, просто гуляю и все! Я - самостоятельный.

• Это верно, - согласилась Сова, - слышала я от Сороки, что Мама с Папой разыскивают тебя по всему лесу.

• Да это они просто перед сном с сестрёнкой гуляют! -ответил Медвежонок.

• Э-э-э, видно ты в обиде на родителей? - догадалась Сова.

- Да нет, просто... - Медвежонок не знал что сказать.

- Просто, да непросто... - глубокомысленно изрекла Сова и, помолчав, добавила: - Похоже, мне придется открыть тебе один секрет... правда, я обещала Папе-медведю никому не рассказывать...

- Что это за секрет?

• Дело в том, что вскоре после того, как ты родился, ко мне приходил Папа-медведь. Он был очень расстроен тем, что его жена-медведица больше его не любит. «Теперь у неё есть сын, а я ей совсем не нужен», - так говорил он...

• Не может быть! - воскликнул Медвежонок. - Папа так не мог говорить!

- Ты почему так думаешь?

- Но не мог же он чувствовать то же, что и я! -А разве ты чувствуешь то же самое?! Медвежонок опустил голову. Мудрая Сова слетела на

землю и обняла его за плечи. Помолчав некоторое время, Сова сказала:

Помолчав некоторое время, Сова сказала:

- Знаешь, когда рождаются маленькие дети, они тре¬буют к себе очень много внимания, а жизнь семьи пере¬стает быть прежней. В маленькое существо нужно вложить много любви, терпения и добра, прежде чем оно вырастет. Поэтому все внимание членов семьи отдается малышу. А некоторые, забыв или не зная об этом, могут чувствовать себя обиженными, ненужными и нелюбимыми...

• Так, значит, я покинул родителей в то время, когда они во мне особенно нуждались?! Мне так стыдно.

• Чувства, которые руководили тобой, может испытать каждый. Иногда непросто увидеть любовь, если тебе уде¬ляют немного внимания. Иди скорей домой, тебя там ждут и очень любят...

Медвежонок побежал по тропинке, ведущей к дому. А Мудрая Сова ещё долго смотрела ему вслед.

РЕБЕНОК БЕРЕТ ЧУЖОЕ

КАК ВАЛЯ НАУЧИЛАСЬ ДАРИТЬ ПОДАРКИ

Ирина Маниченко

Жила-была девочка Валя. Была она очень хорошенькой и доброй девочкой. Только любила она брать чужие вещи без спроса. Очень нравилось ей забираться в папин карман или в мамину сумку и рассматривать, что же там лежит. Нравилось ходить в гости, заглядывать в чужие шкафы и забирать себе все, что ей казалось интересным. Очень Валя была любопытной и обожала всякие новые вещи. А то, что они могут кому-то ещё пригодиться, это ей и в голову не приходило.

И вот как-то раз Валя переходила через дорогу и увидела старенькую бабушку. Старушка еле шла, Вале стало её жалко, ведь она была доброй девочкой, и Валя помогла бабушке перейти на другую сторону улицы. Бабушка горячо поблагодарила девочку и дала ей конфетку со словами: «Вот тебе, деточка, волшебная конфета. Загадай желание, съешь её, и оно тут же исполнится».

Валя взяла конфету и радостная пошла домой.

• Что же мне такого загадать? - думала она по дороге.

• Вот! Придумала! - воскликнула Валя. Пусть все интересные вещи, которые есть у людей нашего города, прилетят ко мне домой!

С этими словами Валя развернула конфету, засунула себе в рот и вприпрыжку побежала домой.

Как только она открыла дверь квартиры, на неё посыпались всякие интересные вещи - все, о чем она могла только мечтать. Валя весь вечер разглядывала их и радовалась свой удаче.

Но на следующий день, выйдя на улицу, Валя заметила что-то странное: все люди ходили грустные, с опущенными головами, никто не улыбался и ничему не радовался.

- Что произошло? - удивилась Валя. - У меня отличное настроение, но им не с кем поделиться, даже солнышко спряталось за тучу. Почему все такие печальные?

Она пошла на детскую площадку и встретила по дороге бабушку, которая горько плакала.

- Почему вы, бабушка, плачете? - спросила Валя.

- У меня был замечательный синенький платочек, - отвечает ей бабушка, - который я купила своей любимой внучке. Но сегодня он куда-то пропал.

Тут Валя вспомнила о своём желании, о куче вещей, которые лежали у неё дома и о том, что она видела этот платочек вчера у себя. Она сбегала домой и принесла его старушке. Бабушка сразу повеселела и начала улыбаться.

Пошла Валя дальше и увидела плачущего мальчика.

- Ты чего плачешь? - спросила у него Валя.

- Я вчера сделал моей маме в подарок красивую картинку и хотел сегодня её подарить, а она пропала. И машинка моя любимая тоже потерялась, - грустно ответил мальчик.

- Подожди здесь и никуда не уходи!

Валя принесла из дома картинку с машинкой и протянула их мальчику.

- Вот! Возьми! Я не знала, что они так тебе нужны, и взяла себе поиграть. Прости меня, пожалуйста! - сказала Валя.

Мальчик очень обрадовался и побежал поздравлять свою маму.

Тут Валя поняла, почему все грустят. Это она сделал их грустными, сама того не желая.

Валя стала выносить из дома вещи, о которых вчера просила, и отдавать их обратно людям. Радостных людей становилось все больше и больше, и Валя решила, что жить в городе счастливых людей гораздо приятнее, а дарить подарки даже радостнее, чем получать их. С тех пор Валя чужих вещей не брала, а если находила на улице что-то интересное, то обязательно писала объявление и с радостью возвращала это хозяину.

О ГРУБОСТИ

О принцессе, волшебном цветке и подсказке из Космоса.

Автор - Наталья Берязева

Жила – была принцесса. Настоящая, сказочная. И такая же красивая, как о них пишут в книжках. То есть белокурая, с осиной талией и большими голубыми глазами. В королевстве, где она жила, все только и говорили об ее красоте. Только принцесса была вечно недовольна. То трон ей поставили жесткий, то шоколад слишком горький. И ворчала она круглыми сутками.

Как-то услышала она от мальчишки, бежавшего за ее каретой, непривычные громкие слова. И такая в них была злость и какая-то странная сила, что принцесса смекнула, если эти слова в королевстве употреблять, то ее точно все испугаются и от этого еще больше будут любить. Так она и стала делать. Что не по ней, тут же кричит: «Ты урод, скотина безмозглая», - и слуги сразу расступаются, а батюшка спрашивает, не изволит ли она чего особого. Больно уж сердится потому что. Принцесса и поняла, что в злых словах есть сила великая и стала использовать их налево и направо, чтобы власть свою укрепить…

Но однажды случилось вот что. Пошла белокурая принцесса, как всегда ворча и ругая всех, в свой любимый сад. Здесь она могла побыть одна и полюбоваться на плавающих в пруду лебедей. Проходя знакомой дорогой, она вдруг заметила новый экзотический цветок. Он был великолепен. Принцесса склонилась над ним, вдохнула его запах и вымолвила: «Откуда ты, Чудо-цветок?» А цветок ответил ей человеческим голосом, что прилетело его семечко с далекой галактики, чтобы помочь жителям Земли решить их заморочки и, если нужно, дать советы. Мол, миссия его такая. Подружились принцесса и цветок. И царь-батюшка стал в сад захаживать, все совета спрашивать, как дела государственные вести разумно и правильно. И стало это царство образцово-показательным. Со всего света поехали сюда послы, чтобы получить указ, как лучше и правильней жить. Вот только о принцессе стали говорить меньше. И о ее красоте тоже. Хотя она по-прежнему была прекрасна.

Стала обижаться принцесса. Придет к цветку и начинает: «Я думала ты только меня любить будешь, мне одной помогать. А уж я вижу, что скоро для меня и времени не будет - все эти послы да бездельники из других стран. И так стало повторяться каждый день. Принцесса все больше и больше была недовольна, все больше и больше ругала тех, кто отнимает у нее любовь и ее цветок.

Однажды она проснулась в дурном настроении: «Ах, я проснулась, а кофе еще не готов? Где эта бездельница служанка? А где мое новое платье – отец вчера велел этим негодяям расшить его бисером? И что сегодня тучи такие грязные наползли, весь замок стоит как в чернилах?». Принцесса ворчала и чертыхалась. Всем с утра от нее достались ругательства и даже тумаки. «Да что это со мной сегодня?, - подумала принцесса. - Пойду, спрошу совета у этого гадкого цветка. Из-за него меня стали меньше любить. Все только им восхищаются».

Шла по парку принцесса, и ничто ее не радовало. Ни изумрудная трава, ни золотые рыбки, ни грациозные лебеди. И ее чудный цветок, когда она подошла ближе, оказался увядшим и безжизненным. «Что с тобой?», - вопрошала принцесса. «Я твоя душа,- отвечал цветок. – Сегодня ты меня убила. Я больше не смогу никому помочь. Единственное, что я еще в состоянии сделать, - это сохранить твою красоту. Но при одном условии. Сейчас посмотри на себя в зеркало…». Принцесса взглянула и обомлела: из зеркала на нее смотрела злая страшная ведьма вся в морщинах и с перекошенным ртом. «Кто это?» - вскрикнула принцесса.

 «Это ты, - отвечал цветок. - Такой ты станешь через несколько лет, если будешь использовать грубые слова, наполненные злой силой. Эти слова присылают вам с галактик, которые хотят разрушить земную красоту и завоевать ваш мир. В этих словах и звуках огромная сила. Они уничтожают все, а прежде всего красоту и самого человека. Ты хочешь стать такой?». «Нет», - прошептала принцесса. «Тогда умру я. Но помни, если ты даже нечаянно произнесешь грубое слово, ты превратишься в ту, что смотрит на тебя из зеркала». И с этими словами цветок умер. Принцесса долго плакала и поливала слезами умерший стебель растения. Она плакала и просила у него прощения.

С того самого дня принцесса очень изменилась. Она просыпалась с радостью, осыпала поцелуями папеньку, благодарила всех, кто помогал ей в течение дня. Она вся светилась светом и счастьем. Весь мир снова заговорил о ее красоте и о ее замечательном и легком характере. И скоро нашелся тот, кому она с радостью сказала «да» и вышла за него замуж. И они были очень счастливы.

Только обязательно раз в день принцесса ходила в уголок сада с хрустальным ведерком. Она поливала невидимый цветок и верила, что однажды здесь появится новый росток, ведь, если любишь и поливаешь, то цветы прорастают снова, потому что количество добра в мире должно увеличиваться. Это ей сказал на прощание цветок, и она в это искренне верила.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учим детей безопасности на примере сказок

                            Рекомендации  для родителей, как научить ребенка безопасности...

Тәрбияле бала – гаилә терәге (Г.Тукай әкиятләре мисалында) - Воспитанный ребенок - опора семьи (на примере сказок Г.Тукая)

Балаларга яхшы тәрбия бирү - ата-аналарның, балалар бакчасының, мәктәпнең төп бурычларыннан берсе. Кече яшьтән, балалар бакчасыннан ук балаларны яхшы әсәрләргә җәлеп итү әлеге максатка ирешүдә зур ярд...

Формирование духовной нравственности дошкольников на примере сказок.

Формирование в ребенке - дошкольнике благородных чувств, общечеловеческих положительных качеств, потребности совершать хорошие поступки и дела одна из педагогических проблем педагога. Один из варианто...

«Методы исследования особенностей восприятия детьми дошкольного возраста художественной литературы на примере сказок»

Дошкольный возраст - возраст сказки. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр.На протяжении дошкольного возраста ребенок проходит длительный путь в развитии отношения к художественному произвед...

Как воспитать положительные качества у дошкольников на примере сказок.

Воспитательное воздействие русских народных и литературных сказок на детей дошкольного возраста Решение воспитательных задач по областям развития...

Учебный материал на примере сказок (презинтация)

Сказка – это всегда тайна, интрига, которую так хочется разгадать! Её с одинаковым вниманием и желанием готовы часы напролет слушать и супер активные живчики, и флегматично неповоротливые молчун...

Консультация для воспитателей "Что такое экологическая сказка? Примеры сказок"

В настоящее время существует немало литературы в помощь изучению экологии. Сюда можно отнести любую детскую книжку, где в занимательной форме описана жизнь каких-либо животных, растений, явлений приро...