"Театр и мы"
проект (подготовительная группа)

Корнилова Ольга Валерьевна

Как в ДОУ заниматься театрализованной деятельностью в рамках проектной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_teatralizavannaya_deyatelnost_v_dou.docx28.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

детский сад №21 городского округа Кинешма  (МБДОУ д/с №21)

Адрес: 155814, Ивановская область, г.Кинешма , пер.Баумана , д.8а,

тел./факс 8(49331) 2-39-76

е-mail: kindetsad21@yandeх.ru

ИНН 3703010311; КПП 370301001; ОГРН 1023701274299

        

Проект «Театр и мы»

Вид проекта: долгосрочный проект по театрализованной деятельности среди детей дошкольного образовательного учреждения.

Сроки реализации: 2018 – 2019гг.

Участники:

актеры - дети подготовительной группы,

зрители - воспитатели, родители, дети старшего и младшего возраста.

Руководитель проекта: музыкальный руководитель – Корнилова Ольга        Валерьевна    

Содержание проекта:

     1. Введение.

 2. Актуальность проекта.

3. Цели, задачи, ожидаемые результаты проекта.

4. Аннотация проекта.

5. Этапы реализации проекта программы.

     6. План мероприятий.

7. Риски и пути преодоления рисков.

8. Выводы.

9. Использованная литература.

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.»

                                                                                  В.А Сухомлинский.

     

Введение

Предоставляя детям возможность как можно больше играть, тем самым развивая их актерские способности, мы развиваем в детях Личность. Учим лучше понимать и выражать себя, управлять собой, тренируем когнитивные способности — память, внимание, речь, а также вырабатываем навыки, позволяющие чувствовать себя в жизни увереннее.

Среди множества разнообразных форм обучения и воспитания детей в дошкольном возрасте особое место занимает театр и театрализованные игры, т.к. игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.

 Что такое спектакль? Это игра, в основе которой лежит школа общения - ролевого, дружеского, делового. Театральная деятельность совершенствует артикуляционный аппарат, стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса. 

 Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя интонации и выразительные средства, соответствующие поступкам героев, их характеру, ребенок старается говорить четко, чтобы его все поняли, таким образом улучшается звуковая культура речи. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.

Актерами в дальнейшем станут не многие, но яркие, приятные воспоминания останутся у большинства.

 «Необходимо научить ребенка с детства волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, пробудить в восприимчивой детской душе эту драгоценную способность сопереживать, порадоваться, сострадать…»

                                                                                                         К. И. Чуковский

Актуальность проекта.

Почему именно театрализованная деятельность?

Театрализованная деятельность это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

 Театральная деятельность направлена на создание условий развития ребёнка как личности, развития его инициативы и творческих способностей   соответствующим возрасту.

Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном.

В процессе организации театрализованной игры у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки. Речь активизируется, становится эмоционально насыщенной, расширяется словарный запас, совершенствует артикуляционный аппарат. Дети лучше усваивают содержание произведения. Деятельность педагогического коллектива нашего детского сада направлена на формирование у дошкольников коммуникативных навыков, культуры общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, добывать информацию из разных источников, создание языковой среды, способствующей возникновению естественных потребностей в общении.

Я ежедневно сталкиваюсь с тем, что у современных детей плохо развита связная монологическая речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения.  Несомненно, при полной реализации данного проекта речь детей значительно улучшится.

Создание комфортной психологической атмосферы имеет важнейшее значение для развития детского творчества.

Аннотация проекта.

В ходе реализации проекта дети ознакомятся с историей возникновения театра, правилами поведения в театре, о различных жанрах.

Особое внимание акцентируется на влиянии театрализованной деятельности на развитие высших психических функций, особенно речи. Также очень важным является влияние театрализованной деятельности на   социально - коммуникативное развитие детей: 

-формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;

-воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.);

воспитание у ребёнка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;

-развитие эмоций;

-воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.

Актуальность данного проекта ещё и в том, что всё своё свободное время дети проводят в компьютерных играх, а это губительно влияет на речь детей, на коммуникативные способности и приводит к негативным психологическим последствиям.

Цели, задачи, ожидаемые результаты проекта.

Цели проекта: 

Организовать реализацию данных задач, через все виды детской деятельности, направленных на формирование в детях творческого начала и личности ребёнка.

-Развивать артистические и творческих способности детей через театрализованную деятельность.

-Помочь овладеть следующими средствами образной выразительности:

ИНТОНАЦИЕЙ - предлагаем произносить детям отдельные слова и предложения с различной интонацией (вопрос, просьба, удивление, грусть, страх и т. д.) самостоятельно, без подсказки взрослого. Цель работы над интонацией - добиться выразительности и естественности.

ПОЗАМИ – выбор позы относительно образа: (Баба Яга, Мойдодыр, лисичка.)

ЖЕСТАМИ - начинаем с простых сценических заданий: как жестом показать состояние или ощущение человека (очень горячо, я замёрз, мне больно и т.п.) следующие упражнения включают уже несколько действий (пришиваю пуговицу, мою посуду, рисую красками и т. п.)

МИМИКОЙ - учим детей по выражению лица (глазами и бровями, губами) определить настроение человека, а затем с помощью мимики выражать своё эмоциональное состояние или реакцию на воображаемое событие (съел сладкую конфетку, кислый лимон, горький перец и т. п.) Собран альбом с фотографиями эмоций, выраженных мимикой.

ПАНТОМИМИКОЙ, в которой сочетаются пластические позы, жесты и мимика. Предлагаем детям с помощью указанных образных средств представить следующие ситуации: " Я мыл посуду и случайно разбил чашку", " Я пришивала пуговицу и уколола палец иголкой". Потом просим детей "изобразить" распускающийся цветок, прыгающую лягушку, засыпающего ребёнка, качающееся на ветру дерево и т. д.

Задачи проекта:

- последовательное знакомство детей с видами театра;

- познакомить с правилами поведения в Театре;

- развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;  

- поэтапное освоение детьми видов творчества;

-совершенствование артистических навыков детей;

- раскрепощение детей;

- развивать воображение, фантазию, внимание, мышление;      
- совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность;

- обогащать и активизировать словарь;
 -развивать диалогическую и монологическую речь;
- воспитывать гуманные чувства у детей;

-создать условия для развития творческой активности

-обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе (музыкальные занятия, физкультурные досуги, экскурсии и т.д.).

Принципы работы:

-принцип возрастных показателей– содержание деятельности выстраивается в соответствии и учетом возраста детей.
-принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей, интересов и потребностей ребёнка;

-принцип системности – работа проводится систематически.

-принцип интеграции - содержание театрализованных игр взаимосвязаны с другими разделами программы воспитания и обучения детей в детском саду.  
-принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях детского сада и семьи – родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье. 

Методы и приемы:

- творческая деятельность (игровое творчество, песенное, танцевальное, импровизация на детских музыкальных инструментах);
- экспериментирование;
- сочинения сказок
- игры-драматизации;
- беседы после просмотра спектаклей;
- коррекционно-развивающие игры;
- упражнения по дикции;
- упражнения на развитие мимики, детской пластики;
- репетиции и обыгрывание сказок и инсценировок.
Использование разнообразных средств: театральные уголки в группах, разнообразные виды театров, костюмы, декорации, фонотека, детские музыкальные инструменты, наглядные иллюстрации.

Формы работы с детьми:

- образовательная деятельность;  
- показ спектаклей, драматизация сказок;
- презентации разных видов театра;
- выставки театральных костюмов.

Работа с родителями:

Ведущая идея – активное вовлечение родителей в творческий процесс развития театральной деятельности детей.

Формы взаимодействия работы с родителями:
- анкетирование;
- индивидуальные беседы;
- совместная деятельность;                                                                                                        - посещение театра;
- выставки театральных костюмов;
- помощь в изготовлении костюмов и декораций для детских спектаклей.

Этапы реализации проекта программы.

I этап: организационно – подготовительный.

- Изучить уровень знаний детей о Театре.

- Изучить литературу по театральной деятельности дошкольников: задачи, средства, методы работы.

-Определить стратегию проекта.

- Составить план работы по реализации проекта.

- Проектирование театральной зоны в группе.

- Разработать картотеку бесед, постановок, игр и упражнений, разные виды кукольного театра, разнообразные материалы для изготовления атрибутов к спектаклям и т.д. по теме проекта.

- Создать наглядный материал “Художественное слово о театре”.

- Организовать выставку детских творческих работ по теме «Театр».

- Провести просветительскую работу с родителями по теме «Театрализованная деятельность в детском саду по ФГОС”.

- Систематизировать методическую деятельность по разработке и реализации проекта и представить данный опыт коллегам в ДОУ.

II этап - этап внедрения:

Содержание работы:

-воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.

-подводить детей к созданию выразительного образа в этюдах, драматизациях, в песенных и танцевальных импровизациях.

-расширять представления об окружающих предметах. Развивать умение вычленять признаки предметов (цвет, форма, величина), определять материал, из которого изготовлены игрушки, декорации, атрибуты к театральным спектаклям. Расширять знания о персонажах, участвующих в театрально-игровой деятельности.

-пополнять и активизировать словарь детей (существительные, прилагательные, глаголы для обозначения действий персонажей).

-формировать умение определять и называть местоположение театральных персонажей, предметов, декораций (справа, слева, прямо, сбоку), характеризовать душевное состояние и настроение персонажей.

-стимулировать внимание, память, мышление и воображение детей.

-развивать представления о нравственных качествах человека,

-поощрять желание детей самостоятельно играть с театральными куклами.

-формировать у детей стремление включать в самостоятельные игры песенные и танцевальные импровизации.

-поддерживать желание выступать перед детьми, родителями, сотрудниками.

III этап: показательный:

Показательные выступлении (показ подготовленных сюжетов, спектаклей сотрудникам дошкольного отделения и детям младшего и старшего возраста).

IV этап: заключительный.

Награждение грамотами детей и родителей, которые активно участвовали в проекте, всех, кто был задействован.

План мероприятий:

  1. Организационно – подготовительный этап.

1. Приобщаем детей к театральной культуре (знакомим с устройством театра, театральными жанрами);

- учим различать эмоции людей по внешним проявлениям;  

- развиваем творческую активность детей;

- формируем умение импровизировать средствами выразительных движений под музыку;

- воспитываем интерес к театральному искусству.

2. Знакомим детей с правилами поведения в театре. 

3. Создание наглядного материала «Художественное слово о театре».

4.  Создание выставки творческих работ по теме «Театр».

5. Проведение просветительской работы с родителями по теме «Театрализованная деятельность в детском саду по ФГОС».

6. Чтение детям стихов и рассказов о театре, отгадывание загадок по данной теме.

7. Консультации «Театрализованные занятия в детском саду» «Возрождаем домашнее чтения».

8. Конкурс рисунков «Театр и мы».

9. Проведение досуга «День театра» 27 марта с показом спектакля.

II. Этап внедрения.

Подготовка к постановке спектаклей: «Колобок», «Золушка», «Пенал - Теремок», «Сорока – белобока».

- распределение ролей;

-разучивание ролей;

-подготовка декораций;

-подготовка костюмов;

- репетиции.

III. Показательный этап.

-Выступления:

«Колобок» на День пожилого человека,

«Золушка» на Новый год,

«Сорока – белобока» на весенний утренник,

«Пенал – теремок» на выпускном.

IV. Заключительный этап.

- награждение грамотами маленьких актеров;

- грамоты родителям за активное участие родителей в жизни детского сада.

Риски и пути преодоления рисков.

Если вдруг возникнут карантинные риски, то спектакль будет перенесен на другую дату. Путями преодоления станут здоровьесберегающие технологии.

Для того чтобы не возникли следующие риски: неосведомленность родителе,  слабая заинтересованность, отсутствие мотивации, воспитателями ведётся  ежедневная работа с родителями и детьми.

Пути преодоления рисков:

Путями преодоления рисков являются;

1) проведение информационной работы среди детей и родителей;

2) отслеживание деятельности по реализации проекта;

3) организация и проведение круглых столов, открытых уроков, ежедневная работа с родителями, репетиции, групповая и индивидуальная работа с детьми.

Выводы

Театральная деятельность будет способствовать развитию нравственных представлений, активному развитию речи, творческой инициативы, эстетического вкуса и творческого потенциала дошкольников.

В результате совместной деятельности воспитателей,  с детьми и родителями  в ДОУ наши дети активно приобщаются к художественной литературе, к театральной деятельности, расширяется кругозор  о сказках,  их авторах,   формируется отношение к положительным  и отрицательным поступкам героев, сформирован запас литературных впечатлений, дети научились входить в образы, воображать, рассуждать, мечтать, по заданию  менять образы, настроения, научились инсценировать .

Родители наших дошкольников начали активнее проявлять интерес к чтению художественной литературы, определили роль морали сказок и их поучительных сюжетов в нравственно- эстетическом воспитании гармонично развивающейся личности ребенка. Родители по совету воспитателей стали больше читать детям художественной литературы, посещать детские театры, некоторые планируют продолжать развивать в детях актерские способности с последующей записью детей на театральные кружки дополнительного образования.

Проектный метод активно формировал навыки сотрудничества педагогов с родителями, улучшил и разнообразил отношения детей с родителями.

Технология проектирования мотивировала наших детей стать активными участниками воспитательного процесса, что ведет к разностороннему развитию детей.

Непременно в ходе реализации проекта у детей   появится эмоциональный подъём, проявятся позитивные качества характера (находчивость, взаимоподдержка, смелость, умения сопереживать, поддерживать, приходить на помощь, разовьются сила характера, воля. )

Список литературы:

1. Васильева М.В, Гербова  В.В, Комарова Т.С. «Программа воспитания и обучения в детском саду»;

2. Веракса Н.Е, Васильева М.В, Комарова Т.С. «Программа «От рождения до школы»;

3.Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. -

     М.: ТЦ Сфера, 2006.

4. Волшебный праздник/ Сост. М. Дергачева/. -  М.: РОСМЭН, 2000.

  .Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010.

5. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.

6. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. -  М.: ТЦ Сфера, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР» ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР»

В статье представлен опыт работы по формиравнию сценического мастерства дошкольников....

Детско-родительский проект "Театр! Театр! Театр!"

В проекте  рассказывается об истории создания кукольного театра С.В.Образцова.О работе ребят в группе, показ сказки "Заюшкина избушка",коллективной поделки "Афиша"и создании макета часов с ф...

"Театр! Театр! Театр!" Социальный проект развитие коммуникативных способностей, через театрально - игровую деятельность в соответствии с ФГТ

       Не редко приходится слышать, как дошкольник 6-7 лет обращается ко взрослому, уважаемому человеку на «ты», а вместо «здравствуйте» звучит «привет»; или как разгорается...

Мастер-класс для педагогов ДОУ. Изготовление настольного кукольного театра из бумаги. Театр оригами и театр тантамарески.

Изготовление настольного кукольного театра из бумаги. Театр оригами и театр тантамарески.Цель: повышение компетентности педагогов в применении театральной деятельности в детском саду, развитие фантази...

Лэпбук "Театр, театр, театр"

Консультация для воспитателей старшей группы...

В ГБОУ ШКОЛА 2075 прошёл конкурс «Театр,театр, театр! »

В этом учебном году одной из приоритетных задач детского сада является театрализованная деятельность.Этой задаче посвящались консультации для родителей, педагогов, семинар, открытые мероприятия и смот...

Консультация "Лэпбук "Театр,театр, театр""

КОНСУЛЬТАЦИЯЛэпбук «Театр, театр, театр».Выполнила: Калинкина Н. А. Театр — это волшебный край, в котором ребёнок                  ...