Повышение музыкальной эрудиции педагогов ДОУ с использованием программы « Я и музыка»
статья

Реализация  программы взаимодействия с педагогами, направленная  на повышение их музыкальной эрудиции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povyshenie_muz_eruditsii_pedagogov.docx29.79 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Повышение музыкальной эрудиции

педагогов ДОУ с использованием программы « Я и музыка»

     Анализ психолого-педагогической литературы и результатов констатирующего эксперимента позволил определить цель преобразующей части эксперимента, реализовать программу взаимодействия с педагогами, направленную на повышение их музыкальной эрудиции.

     Задачи:

1. Описать программу для педагогов ДОУ “Я и музыка”.

  1. Проанализировать участие педагогов в освоении содержания предлагаемой программы.
  2. Выявить динамику изменений музыкальной эрудиции педагогов в результате освоения данной программы.

      Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что  музыкальная эрудиция педагогов  соответствует низкому уровню, что непосредственно влияет на уровень музыкального развития детей.

     В связи с этим появилась необходимость в разработке определенной программы взаимодействия с педагогами, которая повысила бы музыкальную эрудицию воспитателей. Таким образом, было определено содержание и формы его реализации в виде программы “Я и музыка”, включающей в себя несколько этапов.

     Рассмотрим эти этапы и нацеленность каждого из них на реализацию определенного содержания  по разработанной программе:

Этап 1  - Подготовительный – включает в себя 2 направления

  • диагностику музыкальной эрудиции педагога;
  • подготовку условий для реализации программы.

Этап 2 – Обучающий – связан с реализацией содержания программы и включает в себя 5 блоков:

 1 “Мир музыки”

 2 “Композиторы -  детям”

 3 “Играй маэстро!”

 4 “За кулисами театра”

 5 “Музыкальная олимпиада”

   

  Каждый блок нацелен на  совершенствование, углубление знаний педагогов в области музыкального искусства и реализуется в форме занятий, по 2 занятия в каждом блоке. Сами занятия предполагают использование следующих организационных форм взаимодействия с педагогами: дискуссии, систему заданий для самостоятельной проработки, деловые игры.

Блок № 1 “Мир музыки”

Занятие 1

  • тематическая консультация “Музыка в жизни взрослого и ребенка”
  • беседа, дискуссия по материалам консультации;
  • домашнее задание для педагогов, частично определяющее содержание взаимодействия на следующем занятии.

Занятие 2

  • деловая игра “Музыкальный кроссворд” по материалам домашнего задания;

Блок № 2 “Композиторы - детям”

Занятие 1

  • знакомство с композиторами-классиками русскими и зарубежными, создававшими музыку для детей;
  • беседа экспериментатора с педагогами, участие в беседе музыкального руководителя.

Занятие 2

  • деловая игра “Музыкальная карусель”

Блок 3 “Играй маэстро!”

     Нацелен на совершенствование знаний педагогов о детских музыкальных инструментах, овладением игрой на них, использовании в педагогическом процессе.

Занятие 1

  • выступление эксперта с тематической консультацией о детских музыкальных инструментах с использованием наглядности (образцы детских музыкальных инструментов) и прослушивании  звучания инструментов в оркестре и автономно с привлечением аудио- и видеозаписей;
  • беседа с воспитателями о значении исполнительских навыков в музыкальном развитии детей, их возможностях;
  • домашнее задание, заключающееся в создании вариативного музыкального инструмента на основании полученных знаний и представлений. Выполнение его возможно самостоятельно педагогом, а возможно совместно с детьми. Для создания звучащего инструмента педагог использует любые сподручные материалы.  

Занятие 2

  • представление музыкального инструмента, его использование автономно и в импровизированном оркестре. Обсуждение возможностей его использования в работе с детьми;
  • знакомство с приемами игры на различных музыкальных инструментах;
  • проведение дидактических музыкальных игр “Угадай что звучит”, “Человек-оркестр”

Блок № 4 “За кулисами театра”

     Воспитатели получают представления об искусстве музыкального театра, совершенствуют умения сочинять сценарии детских театральных спектаклей с использованием музыки.

Занятие 1

  • тематическая консультация “О роли музыкального театра в музыкальном развитии ребенка”;
  • знакомство с различными видами детского музыкального театра: детская опера, театр детского танца, музыкальная пластика, кукольный театр, оперетта и др.        
  • музыкальное сопровождение в спектакле  как одна из форм создания и передачи художественного образа ребенком в процессе драматизации. Музыкальное развитие ребенка в процессе взаимодействия с музыкой.
  • домашнее задание, заключающееся в подборе музыкального сопровождения к игре-драматизации на выбор педагога.

Занятие 2

- представление домашнего задания, обсуждение, анализ.

 

- проведение игры “Музыкальные фантазии”

Блок № 5 “Музыкальная олимпиада”

    Этот блок является завершающим в реализации данной программы и нацелен на подведение итогов проделанной работы. Олимпиада носит одновременно обучающий и состязательный характер, что вызывает интерес и активизирует педагогов к участию в ней. Предлагаемые в данном виде взаимодействия конкурсы включают использование педагогом всех знаний и умений, которые он приобрел, обогатил, усовершенствовал.

     Педагоги делятся приобретенным опытом, дают друг другу рекомендации о возможных путях и способах повышения музыкальной эрудиции и использовании приобретенных знаний в процессе музыкального развития ребенка.

Примерные конкурсы музыкальной  олимпиады :

  • “Звучи моя музыка”
  • “Приглашаю танцевать”
  • “Играй маэстро!”
  • “Сказка за сказкой”

     Кроме того, в процессе освоения содержания предлагаемой программы воспитателям оказывалась педагогическая поддержка в форме сопроводительного документа “Страничка эрудита”. Данная форма предполагала заполнение разработанной странички педагогом после каждого занятия и в процессе участия в нем.

   Страничка включает в себя следующие графы:

  • узнал новое в процессе взаимодействия с экспертом;
  • мои общие впечатления от каждой формы работы (тематической консультации, деловой игры, домашнего задания и др.), мои музыкальные впечатления (особо понравившееся музыкальное произведение для взрослых, для детей, яркое эмоциональное переживание музыки).
  • хочу узнать (появившиеся музыкальные интересы, потребности в изучении какой-либо темы более подробно).
  • рекомендации (заполняется экспертом по итогам индивидуальной работы с педагогом, подразумевает рекомендации педагогу по посещению музыкальных учреждений нашего города, чтению литературы по интересующим проблемам, выполнении дополнительных заданий).  

     Данная страничка также  позволит определить,  как изменилось отношение воспитателей к  музыкальному искусству, насколько вырос их интерес к музыке, как они планируют свою дальнейшую деятельность в данном направлении.

    Рассмотрим особенности взаимодействия с педагогами ДОУ в процессе освоения программы “Я и музыка”.

Полученные данные свидетельствуют, что музыкальная эрудиция педагогов изменилась еще в процессе работы по программе. В первую очередь появился интерес к музыке как виду искусства. Об этом ярко свидетельствуют вопросы, которые педагоги задавали во время занятий. Воспитатели принимали активное участие в беседах по содержанию тематических консультаций. Многих интересовали факты из жизни композиторов-классиков, история создания того или иного произведения. Например, был задан такой вопрос: “Почему произведение В. Моцарта “Реквием” называют бессмертным?”                                                                                                                        

     Узнав историю создания этого шедевра, воспитатели прониклись искренне добрыми чувствами и к автору и к его музыке, захотели прослушать его в живом исполнении.

    С удовольствием педагоги принимали участие в выполнении домашних заданий, где проявили свои часто скрываемые качества, такие как  артистизм, находчивость, импровизация, творчество. Также с интересом  воспитатели участвовали в изготовлении детских музыкальных инструментов из подручного материала, проявляя следующие качества – выдумку, сноровку, изобретательность. Каждый педагог представлял инструмент, сделанный своими руками с выраженным восторгом, интересом, желанием, особенно в игре “Человек-оркестр”, и как оказалось, сами педагоги были немало удивлены открывшимися возможностями в данной деятельности для себя как человека развивающегося и как педагога, работающего с детьми. Главным стало то, что воспитатели поняли смысл этой деятельности и ее полезность в педагогическом процессе (изготовление таких музыкальных инструментов в группе с детьми, их простота и доступность).

     

Занятия в четвертом блоке “За кулисами театра” следует отметить особо. С интересом были приняты такие задания как создание маленького спектакля или постановки танцевальной сюиты. Были сделаны  выводы о важности этой музыкальной деятельности в коллективе детей, об участии в ней взрослых в т.ч. родителей воспитанников. Отмечена также необходимость поддержки руководства дошкольного учреждения.

С домашним заданием этого занятия справились практически все участники. Для его выполнения воспитатели объединились в подгруппы, что является положительным моментом в работе коллектива.

     Завершающий этап программы “Музыкальная олимпиада” превратился во всеобщий праздник ДОУ.

   

 В конкурсе “Звучи моя музыка” воспитатели называли большое количество музыкальных произведений, в том числе и детских, причем не только изученных по предложенной программе “Я и музыка”, а взятых из других источников.

   

  В танцевальном конкурсе участвовали все сотрудники ДОУ и дети старших групп. Следует отметить, что воспитатели  грамотно, точно, легко реагировали на характерные изменения танцевальной мелодии, темпа, ладовых интонаций.

    Великолепным было выступление самодеятельного оркестра, состоящего из педагогов, которые с чувством передавали  звучание своего инструмента в общем “хоре”, слышали друг друга, т.е. ансамбль звучал достаточно гармонично.

   

 Доминантой праздника стало путешествие “Сказка за сказкой”. Педагоги проявили все свое мастерство и в исполнении своих ролей в сценах спектакля, и в изготовлении костюмов, атрибутов к спектаклю, декораций.

     Практика показала, что требуется  индивидуальный подход к решению поставленной задачи - повышению  музыкальной эрудиции, посредством более частых встреч, активного общения с музыкальным руководителем, тщательного подбора учебно-методического материала и использовании творческих заданий с постепенным их усложнением, учитывая интересы и возможности молодых педагогов.


Общие выводы исследования.

Основной целью данного исследования было разработать и реализовать педагогические условия, при которых совершенствовалась музыкальная эрудиция педагогов как фактор музыкального развития дошкольника. К этим условиям относятся:

  • организация самодиагностики педагогом особенностей музыкальной эрудиции;
  • реализация программы, нацеленной на повышение музыкальной эрудиции педагогов с учетом выявленных особенностей;

В рамках выделенных условий, была разработана самодиагностика по изучению особенностей музыкальной эрудиции педагогами ДОУ.

Были определены задачи и содержание программы “Я и музыка”.

Программа “Я и музыка”, включала в себя пять основных блоков, каждый из которых  нацелен на совершенствование знаний в таких видах музыкальной деятельности как: слушание и изучение классической музыки, музицирование, театрализованная деятельность.

     Таким образом, такая форма работы как участие педагогов в  программе “Я и музыка” может стать одним из средств развития их музыкальной эрудиции. Важным в реализации задач программы  является целостность и последовательность их решения, участие педагогов в каждом блоке программы поэтапном освоении ее содержания. В результате проведенного исследования подтверждается предположение о том, что музыкально-эрудированный педагог готов к решению задач музыкального развития дошкольников, использование музыки в педагогическом процессе группы ДОУ.              

     В дальнейшем, можно осуществлять более сложный этап реализации  программы “Я и музыка”,  предполагающий не только повышение  музыкальной эрудиции, но и повышение музыкальной культуры педагогов в целом.

Перечень и краткое описание игр,

используемых в процессе реализации

программы «Я и музыка».

«ЗВУЧИ МОЯ МУЗЫКА»

В игре-конкурсе используются  фрагменты  музыкальных произведений различных форм и жанров, написанные советскими и зарубежными композиторами 19, 20 веков в т.ч. детская музыка (композиторов-классиков и современных авторов).

Звучит отрывок музыкального произведения. Педагог должен определить, назвать произведение, назвать его автора и составить краткий,  рассказ о творчестве данного композитора.

Критерием оценки данного конкурса является:

  • правильность ответа
  • краткость и содержательность составленного рассказа

«ПРИГЛАШАЮ ТАНЦЕВАТЬ»

В конкурсе педагогам предлагается прослушать несколько танцевальных мелодий разного характера. Затем каждый педагог выбирает одну из них и импровизируя,  исполняет танец.

Оценивается умение четко определить характер музыки, ее темповую и динамическую окраску, а также  образность и артистичность  передачи своего восприятия музыки в танцевальных движениях.

«ИГРАЙ МАЭСТРО!»

/Конкурс состоит из двух частей./

1 часть.

Педагогам предлагаются  (на выбор) детские музыкальные инструменты. Звучит фрагмент музыки (классической, народной, поп музыки, детской песни). Воспитатель под звучание фонограммы исполняет соло на выбранном музыкальном инструменте.

Оценивается :

  • точность исполнения
  • чувство ритма
  • гармоничность звучания
  • оригинальность

2 часть

Проводится жеребьевка (разыгрываются музыкальные инструменты). Под звучание фонограммы, без предварительной подготовки, играют все оркестранты.

Оценивается:

  • умение гармонично влиться в общий «хор» инструментов
  • находчивость и оригинальность игры на музыкальном инструменте

«СКАЗКА ЗА СКАЗКОЙ»

Конкурс состоит из двух частей.

1 часть

По принципу «экзамена» воспитатели выбирают билет,  в котором указано кого или что он должен изобразить (театр-мим).

Оценивается :

  • точность передачи образа своего персонажа
  • находчивость, решительность, выдумка, смелость, артистичность
  • творческое исполнение

2 часть

Педагогам предлагается принять участие в постановке предложенного спектакля. Роли разыгрываются жеребьевкой.

Оценивается:

  • умение быстро сориентироваться
  • умение «включиться» в свою роль, передать ее более образно и точно
  • находчивость решения в выборе костюма своего героя (из имеющихся в «гримерной» атрибутов)
  • артистичность

«Музыкальные фантазии или сказка на новый лад»

Ведущий игры предлагает воспитателям одну из знакомых детских сказок (желательно с большим количеством разных персонажей). Каждому участнику достается роль, которую на свое усмотрение он может изменить (например злой волк становится слабым и трусливым, Кощей – добрым волшебником, а добрая Фея превращается в бабу Ягу и т.п.). В процессе игры-инсценировки меняется первоначальный сюжет сказки  на противоположный. Каждый исполнитель (участник спектакля) самостоятельно готовится к исполнению своей роли, подбирая себе костюм, музыкальное сопровождение (из заранее подготовленной фонотеки), соответствующие своему «новому» герою.

Такое действие и предложенные условия игры требуют от педагога умение максимально использовать свои творческие способности и актерский талант, а также  находчивость и фантазию.

«Музыкальная карусель»

Предлагаемая музыкальная игра состоит из двух частей:

теоретическая  и практическая.

Задание 1: Рассказать о творчестве предлагаемого композитора, назвать как можно больше созданных им произведений в том числе детских.

  • прослушать отрывок классического произведения.

Задание 2: Сделать зарисовку «Как я вижу эту музыку», защитить свою работу перед коллективом педагогов.

Задание 3 : Узнать  по рисунку ребенка музыкальное произведение, назвать автора этого произведения и определить, что хотел передать ребенок в своем рисунке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека использования видео на слушании музыки по программе О.П.Радыновой

Данная картотека соответствует разделам программы О.П.Радыновой "Музыкальные шедевры", в ней указаны публичные ссылки на каждое видео....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА музыкального руководителя Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» направление «Музыка» для детей дошкольного возраста от 1,5 до 8 лет

Рабочая программа музыкального руководителя разработана в сответствии с ФГОС, для проведения воспитательно - образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в образовательной области "Худож...

Программа работы Школы педагогического опыта «Повышение профессионального уровня педагогов по использованию инновационной технологии ТРИЗ в воспитании и развитии воспитанников, через групповые формы методической работы»

Программа работы Школы педагогического опыта «Повышение профессионального уровня педагогов по использованию инновационной технологии ТРИЗ в воспитании и развитии воспитанников, через групповые фо...

Использование программ внутриорганизационного персонифицированного повышения квалификации персонала образовательной организации в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога

В представленном материале рассказывается о повышение квалификации персонала образовательной организации в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога посредством использования пр...

ПОВЫШЕНИЕ ИКТ- КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ПУТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММ INSHOT И CANVA ДЛЯ СОЗДАНИЯ БУКЛЕТОВ, ВИДЕОРОЛИКОВ О ЖИЗНИ ДЕТСКОГО САДА, ПЛАКАТОВ, ОБРАБОТКИ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ И ДР.»

Если мы хотим идти вперед, то одна нога должна оставаться на месте, в то время как другая делает следующий шаг. Это - первый закон всякого прогресса, одинаково применимый как к целым народам, так и к ...