План по самообразованию воспитателя на тему: «Роль сказки и театральной деятельности в воспитании дошкольников»
рабочая программа (средняя группа)

Аракчеева Елена Борисовна

План по самообразованию воспитателя  на тему: «Роль сказки и театральной деятельности в воспитании дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arakcheeva.plan_samoobrazovaniya.kapelki.docx27.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа

«Кудровский ЦО № 1»

 (дошкольное отделение №3)

                                                                                        УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                        Директор МОБУ «СОШ

                                                                                                     «Кудровский ЦО № 1»

02.09.2019года

__________ Е.А. Кузнецовой

СОГЛАСОВАНО

Руководитель СП №3

__________    Т.Н. Фёдорова

                             

План по самообразованию воспитателя

Аракчеевой Елены Борисовны

на тему:

«Роль сказки и театральной деятельности в воспитании дошкольников»

Ленинградская область

Всеволожский район

г. Кудрово

2019-2020

Пояснительная записка.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно – нравственного развития ребёнка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. 

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театрализованная деятельность. 

Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.

Актуальность:

Несомненно, на сегодняшний день данная тема очень актуальна. Сказки создают словесные картины человеческой жизни, мира животных и оживляют детскую фантазию. Поступки, чувства, мысли персонажей, их взаимоотношения, события, которые с ними происходят, предметы, которые их окружают, - все это отражено в слове, несущем в себе номинативно-образное и эмоциональное значение. Дети верят всему, о чем говорится в сказке, становятся как бы соучастниками событий, волнуются за персонажей, радуются их успехам, печалятся неудачам.

Пересказ сказки, ее разыгрывание, оказывают большое влияние на познавательное и нравственное развитие ребенка.

Актуальность театрализованной деятельности в детском саду заключается в том, что организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей.

Во время занятий педагог включает театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игре.

Цели:

- воспитание и развитие детей через сказки с использованием музыкального, театрального и изобразительного искусства;

- формировать на эмоциональном уровне представление о театре, как виде искусства;

- развивать артистические способности детей через театрализованную деятельность;

- формирование творческой личности ребенка.

Задачи:

1. Образовательные:

- Познакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр теней, пальчиковый и др).

- Приобщить детей к театральной культуре.

- Формировать умение свободно чувствовать себя на сцене.

- Учить импровизировать игры- драматизации на темы знакомых сказок

2.Развивающие:

- Развивать интерес и любовь к сказкам разных народов, разного исторического времени.

- Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

- Развивать память, внимание, воображение, фантазию.

- Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных героев.

- Активизировать словарь детей.

3. Воспитательные:

- Создать условия для развития творческой активности детей.

- Воспитывать артистические качества, способствовать раскрытию творческого потенциала;

- Воспитание коммуникативных способностей детей.

Формы работы с детьми:

  1. Чтение и совместный анализ сказок.
  2. Проигрывание отрывка из сказок.
  3. Прослушивание сказок, потешек, стихотворений с использованием компьютера.
  4. Режиссерская игра (со строительным и дидактическим материалом).
  5. Рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок с речевым комментарием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.
  6. Словесные, настольные и подвижные игры.
  7. Пантомимические этюды и упражнения.
  8. Дыхательная гимнастика.
  9. Артикуляционная гимнастика.
  10. Пальчиковые игры со словами.
  11. Разучивание чистоговорок.

Итогом детской деятельности может служит театральная постановка по мотивам русской народной сказки.

Форма подведения итогов: отчет.

Предполагаемый результат:

Дети должны знать признаки, по которым мы узнаем сказку, какие бывают сказки;

Знать сказки народов;

Выразительно передавать содержание сказок, замечать характерные особенности изображения персонажей в книжных иллюстрациях;

Уметь передавать р рисунке эпизоды знакомых сказок.

Сроки проведения:

сентябрь 2019-май 2020 год.

Этапы работы

Раздел плана

Сроки

Форма работы

Практические результаты

Работа с детьми

Сентябрь

- Изучение опыта работы других педагогов по обозначенной теме в ДОУ и на интернет-сайтах;

-изучение специальной литературы

-Составление перспективного плана по самообразованию на учебный год 2019-2020

Изучение и подбор литературы

Составление конспектов НОД; праздников, театральных представлений.

- Повышение профессионального уровня.

Октябрь

1.Беседа «Здравствуй, театр!»

2.Инсценировка сказки «Репка»

3. Театрализация по песне «Огородная – хороводная»

Игровая деятельность.

- Дидактическая игра: «Угадай сказку»

Познакомить с волшебным миром театра.

Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество.

Ноябрь

1.Мимика – «Подбери маску»

2.Инсценировка сказки «Три поросёнка»

3.Жесты – этюды на выразительность жестов.

4.Пантомимика – игра «Походка»

5.Игровая деятельность.

- Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?»

Развивать эмоциональный мир ребёнка, обучать «языку эмоций», совершенствовать способности различать основные эмоциональные состояния.

Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество.

Учить разыгрывать несложные представления, применяя для воплощения образа выразительность жестов.

Учить детей, не говоря ни слова, с помощью  языка выразительных движений показывать своё настроение.

Декабрь

1.Игры с разными видами театров «Придумай сказку».

2. Беседа «Разнообразие театров»

3. Проведение Новогоднего утренника по мотивам русских народных сказок.

4.Игровая деятельность.

- Мини-викторина «Русские сказки»

Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество.

Январь

1.Игры «Камушки на песке», «Подарки для куклы», «На что это похоже»

2. Инсценировка сказки «Петушок и бобовое зернышко»

3.Этюды «Зеркало»

4.Моделирование сказки «Заюшкина избушка»

5.Игровая деятельность.

- Дидактическая игра: «Из какой сказки герой»

Учить видеть в различных предметах возможных заместителей других предметов, пригодных для той или иной игры, учить пользоваться заместителями, соотносить картинки с определёнными значками.

Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество.

Развивать умение выражать свои эмоции жестами, мимикой.

Продолжать развивать умение использовать заместители персонажей сказки, умение понимать сказку на основе построения наглядной модели.

Февраль

1. Театрализованные этюды «Зимушка, зима!»

2.Моделирование сказки «Три медведя»

3. «У страха глаза велики» - театр на лопатках.

4. Игры с разными видами театров «Придумай сказку»

5.Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото).

Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, учить в жестах и движениях передавать зимние явления природы (кружение снежинок, вьюги, метели).

Продолжать развивать умение использовать заместители персонажей сказки, умение понимать сказку на основе построения наглядной модели.

Продолжать развивать умение использовать заместители персонажей сказки, умение понимать сказку на основе построения наглядной модели.

Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество.

Март

1.Этюды «Зеркало»

2.Инсценировка сказки «Лисичка со скалочкой»

3. «Зимовье зверей» разыгрывание сказки с кружками.

4. Игры с разными видами театров «Придумай сказку».

Развивать умение выражать свои эмоции жестами, мимикой.

Продолжать развивать умение использовать заместители персонажей сказки, умение понимать сказку на основе построения наглядной модели.

Учить подбирать заместители по заданным признакам (величине и цвету), продолжать учить передавать своё отношение к поступкам героев.

Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество.

Апрель

1.Театрализованные этюды «Весна!»

2. Игры с разными видами театров «Придумай сказку».

3.Чтение стихов о весне.

4. Жесты – этюды на выразительность жестов.

Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, учить в жестах и движениях передавать весенние явления природы

Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество.

Продолжать учить рассказывать стихотворения выразительно, проникновенно.

Работа над речевой выразительностью.

Май

Показ итогового спектакля по мотивам русских народных сказок

Игра-пантомима «Поиграем-угадаем» А.Босеева.

Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество.

Учить детей, не говоря ни слова, с помощью  языка выразительных движений показывать своё настроение.

Работа с родителями

Сентябрь

1. Анкетирование родителей на тему: «Как часто вы читаете с ребенком сказки и посещаете театр».

Вызвать интерес у родителей к посещению детских спектаклей.

Октябрь

1.Выставка семейных рисунков «Наши любимые сказки».

2.Создание папки-передвижки- «Зачем водить ребенка в театр?»

Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах: для чего детям нужны сказки и театральная деятельность.

Ноябрь

Консультации «Учите детей любить книгу»

Декабрь

Консультации для родителей- «Сказко - терапия или сказочное лечение души».

- «Как подружить ребенка с книгой»

Январь

Консультация для родителей «Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста»

Февраль

МК для родителей- «Кукольный театр дома, своими руками»

Март

Консультация для родителей - «Как выбрать полезную сказку для малыша»

 «Рисовать- это важно!».

Апрель

Привлечение родителей к подготовке спектакля. (изготовление атрибутов, декораций)

Май

1.Тетрализованное представление для родителей по мотивам русских народных сказок.

2. Родительское собрание. Подведение итогов проекта. Результаты работы.

Литература.

1.Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-N4.

2.Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.-М., 2013.

3. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М., 2011

4. Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. М., 2007.

5. Жданова В. А. Театрализованная деятельность в детском саду. // Воспитатель №6, 2009.

6. Журнал «Театр и дети» Буренина А. И. СПб., 2008.

7.Зимина И.Театр и театрализованные игры в детском саду//Дошк.восп., 2005.-N4.
8.Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника.-М. 2004.
9. Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М., 2009.

10.Маханева М.Театрализованная деятельность дошкольников //Дошк.восп.–2010

11. Фурмина Л. Театр-дома// Дошкольное воспитание №12, 2009

12. Интернет ресуры, образовательные порталы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ «НЕТРАДИЦИОННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Никогда не прекращайте вашей самообразовательнойработы и не забывайте, что, сколько бы ни учились,сколько бы ни знали, знанию и образованию нетни грани, ни пределов.Н.А. РубакинПроблемы вызваны осозна...

«Роль сказки и театральной деятельности в воспитании экологической культуры дошкольников»

Расширить знания по теме «Роль сказки и театральной деятельности в воспитании экологической культуры дошкольников» с целью повышения профессиональных навыков....

План по самообразованию на тему: "Роль сказки в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"

В данном материале представлено планирование педагогической деятельности по теме :" Роль сказки в развитии речи младшего дошкольного возраста"...

План по самообразованию воспитателя. Тема: «Предметно-развивающая среда как эффективный способ воспитания дошкольников».

Эмоции ребёнка, положительные или отрицательные, рождаются в процессе общения его с материальным миром. Педагогам и родителям необходимо направить их на развитие таких индивидуальных качеств, как взаи...

План работы по самообразованию на тему: «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников» для детей младшего среднего дошкольного возраста

Сказка доступна пониманию дошкольника. Ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, ...

План работы по самообразованию на тему: «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников» для детей средней группы".

Воспринимая сказку, ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочными героями, и это позволяет ему почувствовать и понять. Что не у него одного есть проблемы и переживания. С другой стороны,...

План по самообразованию на тему "Роль художественных произведений в развитии связной речи дошкольников" 2023-2027гг

Ллан по самообразованию "Роль художественных произведений в развитии связной речи дошкольников расчитан на пять лет  с учетом ФГОС и возрастных особенностей воспитанников....