«Роль сказки и театральной деятельности в воспитании экологической культуры дошкольников»
статья (старшая группа)

Кривенко Елена Александровна

Расширить знания по теме «Роль сказки и театральной деятельности в воспитании экологической культуры дошкольников» с целью повышения профессиональных навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.17 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34 комбинированного вида Красносельского района

Санкт-Петербурга

Статья

На тему:

«Роль сказки и театральной деятельности в воспитании экологической культуры дошкольников»

Подготовила:

Воспитатель Кривенко Е.А.

Санкт-Петербург 2019

 «Роль сказки и театральной деятельности в воспитании экологической культуры дошкольников»

Удивительный мир природы. Он встречает ребенка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать. В сердце каждого из нас с детства остаются нежные и щемящие воспоминания: узкая тропинка в лесу, пронизанном особым светом, наполненном звуками и запахами, тихий пруд с зелеными берегами – эти картины согревают сердце. А если бы ничего этого не было, и мы никогда бы не видели разноцветных лугов, не смотрелись в лесные озера-зеркала, не слышали пение птиц, потому что детство было отгорожено от живой природы безразличным отношением к ней взрослых. Экологическое воспитание – это единство сознания и поведения гармоничного с природой, - это воспитание нравственности, духовности и интеллекта. На формирование экологического сознания оказывает влияние экологические знания и убеждения. Ответственное отношение к природе – сложная характеристика личности, что означает понимание законов природы. Она проявляется в понимании соблюдения нравственных и экологических принципов природопользования по изучению и охране среды, в пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей среде.

В настоящее время очень остро встала проблема экологического воспитания дошкольников. В век скоростей и технологий не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за родной природой. Нехватка общения детей с природой оборачивается впоследствии черствостью, безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому. Поэтому экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – большой потенциал всестороннего развития.

Наряду с традиционными формами работы, такими как наблюдения, проведение опытов, чтение художественной литературы на экологическую тематику, прогулки и экскурсии, игровые обучающие ситуации, экологические занятия, воспитатели приобщают детей к эколого-природоведческому образованию посредством чтения экологических сказок и экологического театра.

Экологическая сказка даёт возможность, благодаря хорошо развитому у детей воображению, понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких животных, отправиться в путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство. В сказке всё возможно, в ней происходят нереальные события, чудесные превращения. В природе, наоборот, всё взаимосвязано, её характеризует течение и смена строго закономерных явлений, событий: природа пронизана зависимостями, причинно-следственными связями. Именно поэтому в системе методов экологического воспитания ведущими являются наблюдение за живой природой, практическое взаимодействие с растениями и животными, непосредственно окружающими детей. Но сказка, представленная сочетанием образного слова с иллюстрациями в книге или с театрализацией игрушками, сильно воздействует на эмоции детей. Поэтому специально подобранная по содержанию сказка будет хорошим дополнением к наблюдениям за живыми объектами в природе. Так же это наиболее любимый детьми литературный жанр, поэтому в развитии экологической культуры целесообразно применить сказку. Приоритетной задачей сказок является формирование у детей целостно-окрашенного мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит формирование в сознании детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к природному окружению.

Главное в любой сказке – это мораль, сказка учит нравственности, доброте. Сказку, рассказ можно обсудить, инсценировать, по их мотивам можно поставить кукольные спектакли, создавать серии иллюстраций. Сюжет любой сказки можно использовать для ролевой игры, театрализованного представления, включать в занятия по формированию реалистических представлений о животных.

Так же помимо сказки  популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. Занятия экологическим театром предоставляют возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним. Играя в театрализованных представлениях, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Экологический театр это одно из инновационных направлений работы ДОУ по экологическому воспитанию - экологический театр и экологическая агитбригада, открывающие широкие возможности творческого поиска, результатом которого становятся не только новые постановки, но, прежде всего, новые знания о нашем общем доме, о наших соседях по планете, о взаимозависимости человека и природы.

Задачами экологического театра являются:

• совершенствование форм и повышение эффективности работы по

экологическому воспитанию;

• развитие творческих способностей детей;

• вовлечение детей в активную природоохранную деятельность;

• привлечение внимания населения к проблемам окружающей среды.

На базе экологического театра возникла экологическая агитбригада, обладающая мощным воспитательным потенциалом. Это одна из инновационных форм экологического образования и воспитания детей. Занятия экологическим театром предоставляют возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним.

Таким образом, сочетание природоведческой сказки и театра, поможет заложить основу для воспитания экологической культуры дошкольников. Ребенок должен понять, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе – есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред и человеку. Следовательно, действия, в результате которых разрушается наш общий для всех Дом, безнравственны.

«Если хотите научить ребенка мыслить

и чувствовать, ведите его в природу».

К. Д. Ушинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание экологической культуры дошкольников через музыкальную деятельность

Воспитание ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. В нашем детском саду экологическое направление является  приоритетным, поэтому формирование экологической культ...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ

В статье отражен опыт нашего детского сада по проектной деятельности...

Проектная деятельность как форма воспитания экологической культуры дошкольников

Природа оказывает важное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, трудовое и физическое воспитание. Какими вырастут наши дети, зависит от нас. Мы должны научить их не только брат...

План по самообразованию воспитателя на тему: «Роль сказки и театральной деятельности в воспитании дошкольников»

План по самообразованию воспитателя  на тему: «Роль сказки и театральной деятельности в воспитании дошкольников»...

Конспект организации игровой деятельности для воспитания экологической культуры дошкольников в средней группе «Весна-красна»

Цель: - учить детей замечать и рассказывать об изменениях в природе с приходом весны, устанавливать простейшие причинно-следственные связи;- закреплять знание детьми строение растений;- развивать набл...

Роль экспериментальной деятельности в воспитании экологической культуры у дошкольников.

Данная презинтация ,отражает значимость эксперементирования в детском саду....

РМО. Взаимодействие с родителями по воспитанию экологической культуры дошкольников. Экологическая сказка «Приключения Травянчика»

Сегодня остро стоит вопрос защиты экологии и охраны окружающей среды. К сожалению, с развитием научно-технического прогресса и стремлением человечества создавать что-то новое, расширять добычу природн...