конспект познавательного занятия во 2 младшей группе
план-конспект занятия (младшая группа)

Абросичкина Наталья Алексеевна

Цели:

Создавать условия для развития у детей представлений о семье, семейной

принадлежности. Закреплять умение называть членов семьи. Формировать

понимание роли взрослых и детей в семье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

. Конспект познавательного занятия во второй младшей группе на тему:

«Моя семья».

Программное содержание:

Обогащение представлений о семье, о том, что семья – это все, кто живет

вместе с ребенком. Воспитание любви к близким людям. Совершенствование

умения рисовать красками.

Цели:

Создавать условия для развития у детей представлений о семье, семейной

принадлежности. Закреплять умение называть членов семьи. Формировать

понимание роли взрослых и детей в семье.

Обогащать словарный запас детей (названия пальцев рук), активизировать

употребление прилагательных в речи.

Формировать умение различать и называть геометрические фигуры,

закрашивать контурные картинки.

Развивать восприятие формы и цвета, внимание, память, речь, общую и

мелкую моторику, эмоциональную сферу детей.

Создавать условия для воспитания любви, внимательного и заботливого

отношения к членам своей семьи.

Материалы и оборудование:

- Кукла Антошка

- макет дома

- силуэт ладошки из картона- шапочки на каждый палец ладошки с изображением лица мамы, папы,

бабушки, дедушки, ребенка

- контурные картинки

- изобразительный материал

Ход занятия:

Дети вместе с воспитателем подходят к домику:

Что за башенка стоит?

А в окошке свет горит!

К этой башне подойдём,

А зовётся башня – дом.

- Мы постучим, тук- тук. Никого?

- Постучим по громче, ведь звонка нет, тук-тук.

Кто-то выглядывает в окно.

- Здравствуй мальчик, как тебя зовут?

- Здравствуйте, я Антошка.

- Антошка с кем ты живешь в этом домике?

- Один.

- Один? Ребята, как вы думаете, может ли жить ребенок один в доме? (Нет).

А кто должен жить вместе с ним? (Мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра).

Правильно, а все вместе, это семья.

Сейчас внимательно послушайте загадку и постарайтесь её отгадать:

Пять да пять - родные братцы,

Так все вместе и родятся.

Если вскапываешь грядку –

Держат все одну лопатку.

А зимою все гурьбою

Дружно прячутся в теплушки.

Вот какие «пять да пять»,

Угадайте, как их звать? (Пальцы)

Правильно, это пальцы. А что это за теплушки, в которые они прячутся?

(Перчатки)

Давайте поиграем в пальчиковую игру «Семья». Сожмите левую руку в

кулак, а правой, будете постепенно разгибать на левой руке каждый палец.

Движение сопровождается текстом:

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот – пальчик мамочка,

Этот пальчик – я,Вот и вся моя семья!

Воспитатель. Как вы думаете, о чем эта игра? (Эта игра о семье)

Показывает детям силуэт кисти руки.

Давайте найдем самый маленький палец – мизинец. Кто в вашей семье

самый маленький? Как вас называют дома? Поищем на разносе шапочку,

обозначающую ребенка, и наденем её на мизинец.

Садитесь по удобнее и послушайте стихотворение:

Мы с мамой делали котлеты,

А за окошком дождик шёл.

Мы с мамой думали при этом,

Как вместе быть нам хорошо.

Почему девочке было хорошо с мамой? Расскажите, какая у вас мама?

(Ласковая, любимая, милая, хорошая и т. д.). Найдите шапочку «маму» и

наденьте на безымянный палец.

Послушайте еще одно стихотворение:

Не терпит мой папа безделья и скуки.

У папы умелые, сильные руки.

И если кому - нибудь надо помочь,

Мой папа всегда поработать не прочь.

Что можно сказать про такого папу? Какие ласковые слова вы хотели бы

сказать про своего папу? (сильный, смелый, храбрый и т. д.) Найдите шапочку

«папа» и наденьте её на средний палец.

А сейчас все в круг скорей да играйте веселей.

Педагог читает стихотворение и сопровождает слова движениями.

Ладушки, ладушки, где были? У бабушки (хлопают в ладоши)

А у бабушки ладони все в морщинки собраны (показывают ладони)

А у бабушки ладони добрые - предобрые (поглаживают ладони одну о

другую)

Ведь работали ладони долгими годами (постукивают кулачками)

Пахнут добрые ладони щами, пирогами (подносят ладони к лицу)

По кудрям меня погладят добрые ладони (имитируют поглаживание)

И с моей печалью сладят теплые ладони (подносят ладони к лицу,

дуют на них)

Ладушки, ладушки, где были? У бабушки (хлопают в ладоши)

Что же умеет делать бабушка? Что вы любите делать вместе с бабушкой?

Давайте похвалим свою бабушку: «Моя бабушка самая…(милая, умная,красивая, добрая, хорошая, умелая). Найдите на разносе шапочку с

изображением бабушки и наденьте ее на указательный палец силуэта руки.

У нас остался один палец – большой. Как вы думаете, кто это? (дедушка).

Правильно, дедушка. Послушайте стихотворение:

У меня есть дедушка, как зима, седой,

У меня есть дедушка с белой бородой.

Мне на все мой дедушка может дать ответ.

И не стар мой дедушка, хоть ему сто лет!

Что вы можете сказать о своем дедушке? Какой он? (Добрый, сильный, умелый,

сильный, храбрый). Давайте на большой палец силуэта наденем шапочку с

изображением дедушки. Получились большие дружные семейки.

Ребята, а где будут жить наши дружные семейки? (в доме)

Посмотрите, какие красивые есть у меня картинки, а на них нарисованы дома.

Только они не раскрашены. Что делать? Давайте мы их раскрасим и поселим

туда наши семьи.

Дети подходят к столам и рисуют.

По окончании работы проводится игра: «Вот какой красивый дом».

Становитесь в круг, и покажем, какой дом мы нарисовали для дружной

семейки.

Вот какой красивый дом: раз, два, три, четыре, пять (руки на поясе,

повороты вправо, влево)

Будем рисовать, играть (ритмичные приседания)

Дом большой, высокий строим (на носочках, руки вверх, тянутся)

Окна ставим, крышу кроем (прыжки)

Вот какой красивый дом: будет жить семейка в нём. (показывают руки

вперёд)

А давайте устроим выставку наших домов. Куда мы повесим домики,

чтобы их все увидели?

После размещения рисунков дети любуются своими работами.

. Буклет для родителей на тему: «Моя родословная»

Рассматривая свою родословную, ребенок наглядно видит и более отчетливо

понимает, что такое «отчество», каково его происхождение.В дошкольном детстве закладываются основы формирования чувства

ответственности перед памятью своих предков. Оно имеет существенное

педагогическое значение, несет в себе огромный нравственный потенциал для

дальнейшего развития ребенка. В школьные годы часто стремление «не

огорчить маму», «не опозорить свою фамилию, свой род» является более

эффективным сдерживающим началом, нежели любые наказания или

поощрения.

Работа по составлению родословной в детском саду нужна и для обеспечения

преемственности со школьным обучением. Поиск своих корней в семье

продолжается, и когда в школе ребенок будет составлять родословную, в ней

уже может появиться шестое, седьмое поколение.

Такая работа способствует установлению преемственности в широком смысле

этого слова — преемственности поколений, исторического развития в целом.

"Семья"

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

 Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к

своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных,

профессиональных корней своего рода в разных поколениях.

 Семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление

очень важных и глубоких постулатов:

 корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и

страны;

 семья – ячейка общества, хранительница национальных традиций;

 счастье семьи – счастье и благополучие народа, общества, государства.

 Важным условием для проведения эффективной работы по ознакомлению

дошкольников с родословной является овладение знаниями о том, что такое

родословная, зачем ее составляют, каковы истоки традиции. Родителям самим

необходимо разобраться в теоретических вопросах, попробовать составить свою

родословную.

 Понятие «родословная» можно определить как перечень поколений людей

одного рода, устанавливающий происхождение и степени родства, с указанием

о каждом представителе рода того, что его отличает.

 Существует два основных способа ее ведения — по восходящей и

нисходящей линиям. Собственно родословная отражает отношения кровного

родства. Восходящая прямая линия родства — это та, которая идет от данного

лица, от нас с вами, к предкам. Запись поколений можно начать с себя. В таком

случае себя и считают первым поколением, мать, отца — вторым, дедушек и

бабушек — третьим и т.д. Называется такая родословная смешанной

восходящей. «Смешанная» означает, что в родословную включают предков и

мужского, и женского пола. «Восходящая» означает, что родословная восходит

все к более и более отдаленным поколениям.

 Родословная, где в восходящих поколениях записываются только прямые

предки мужчины, называется мужской восходящей родословной

. Составление родословной лучше всего начинать со смешанной восходящей

родословной. Этот вид родословной можно составлять, опрашивая

родственников, не обращаясь к архивам. Когда уже имеется смешанная

восходящая родословная и установлен наиболее отдаленный предок, появляется возможность составить нисходящую родословную — самый распространенный и обычный вид родословной. Однако для ее составления необходимо обратиться к метрическим книгам, архивам. В составлении родословной могут помочь воспоминания, старинные адресные и справочные издания.

 Родословную можно представить в виде дерева. Имя родоначальника

располагается на стволе дерева, имена его потомков — на разветвлениях и

ветвях.

 Изучение истории своей семьи, воспитание гордости за принадлежность к

своему роду, своей фамилии, желание стать продолжателями лучших качеств

своих предков — задачи, которые следует адресовать родителям в большей

степени, нежели детям. К тому же история предков может рассказать о том,

какие склонности и таланты могут быть у потомков, по какому пути лучше их направить.

 В процессе ознакомления с родословной у детей формируются представления об отношениях родства, расширяются знания о семье, словарный запас обогащается терминами родства, развивается словесно-логическое мышление.

Литература:

 Программа «Детство»

 Зверева О.Л., Кротова Т.В. «Общение педагога с родителями в ДОУ»:

Методический аспект». – М.: ТЦ Сфера, 2007

 Маркина С. М. «Год семьи» в детском саду». // Воспитатель Дошкольного

Образовательного Учреждения Практический журнал – 2008 - № 8, с. 102

 Мячина Л.К., Зотова Л.М., Данилова О.А. «Маленьким детям – большие

права»: Учебно-методическое пособие. – СПб.: «Детство» – Пресс, 2007



Предварительный просмотр:

. Конспект познавательного занятия во второй младшей группе на тему:

«Моя семья».

Программное содержание:

Обогащение представлений о семье, о том, что семья – это все, кто живет

вместе с ребенком. Воспитание любви к близким людям. Совершенствование

умения рисовать красками.

Цели:

Создавать условия для развития у детей представлений о семье, семейной

принадлежности. Закреплять умение называть членов семьи. Формировать

понимание роли взрослых и детей в семье.

Обогащать словарный запас детей (названия пальцев рук), активизировать

употребление прилагательных в речи.

Формировать умение различать и называть геометрические фигуры,

закрашивать контурные картинки.

Развивать восприятие формы и цвета, внимание, память, речь, общую и

мелкую моторику, эмоциональную сферу детей.

Создавать условия для воспитания любви, внимательного и заботливого

отношения к членам своей семьи.

Материалы и оборудование:

- Кукла Антошка

- макет дома

- силуэт ладошки из картона- шапочки на каждый палец ладошки с изображением лица мамы, папы,

бабушки, дедушки, ребенка

- контурные картинки

- изобразительный материал

Ход занятия:

Дети вместе с воспитателем подходят к домику:

Что за башенка стоит?

А в окошке свет горит!

К этой башне подойдём,

А зовётся башня – дом.

- Мы постучим, тук- тук. Никого?

- Постучим по громче, ведь звонка нет, тук-тук.

Кто-то выглядывает в окно.

- Здравствуй мальчик, как тебя зовут?

- Здравствуйте, я Антошка.

- Антошка с кем ты живешь в этом домике?

- Один.

- Один? Ребята, как вы думаете, может ли жить ребенок один в доме? (Нет).

А кто должен жить вместе с ним? (Мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра).

Правильно, а все вместе, это семья.

Сейчас внимательно послушайте загадку и постарайтесь её отгадать:

Пять да пять - родные братцы,

Так все вместе и родятся.

Если вскапываешь грядку –

Держат все одну лопатку.

А зимою все гурьбою

Дружно прячутся в теплушки.

Вот какие «пять да пять»,

Угадайте, как их звать? (Пальцы)

Правильно, это пальцы. А что это за теплушки, в которые они прячутся?

(Перчатки)

Давайте поиграем в пальчиковую игру «Семья». Сожмите левую руку в

кулак, а правой, будете постепенно разгибать на левой руке каждый палец.

Движение сопровождается текстом:

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот – пальчик мамочка,

Этот пальчик – я,Вот и вся моя семья!

Воспитатель. Как вы думаете, о чем эта игра? (Эта игра о семье)

Показывает детям силуэт кисти руки.

Давайте найдем самый маленький палец – мизинец. Кто в вашей семье

самый маленький? Как вас называют дома? Поищем на разносе шапочку,

обозначающую ребенка, и наденем её на мизинец.

Садитесь по удобнее и послушайте стихотворение:

Мы с мамой делали котлеты,

А за окошком дождик шёл.

Мы с мамой думали при этом,

Как вместе быть нам хорошо.

Почему девочке было хорошо с мамой? Расскажите, какая у вас мама?

(Ласковая, любимая, милая, хорошая и т. д.). Найдите шапочку «маму» и

наденьте на безымянный палец.

Послушайте еще одно стихотворение:

Не терпит мой папа безделья и скуки.

У папы умелые, сильные руки.

И если кому - нибудь надо помочь,

Мой папа всегда поработать не прочь.

Что можно сказать про такого папу? Какие ласковые слова вы хотели бы

сказать про своего папу? (сильный, смелый, храбрый и т. д.) Найдите шапочку

«папа» и наденьте её на средний палец.

А сейчас все в круг скорей да играйте веселей.

Педагог читает стихотворение и сопровождает слова движениями.

Ладушки, ладушки, где были? У бабушки (хлопают в ладоши)

А у бабушки ладони все в морщинки собраны (показывают ладони)

А у бабушки ладони добрые - предобрые (поглаживают ладони одну о

другую)

Ведь работали ладони долгими годами (постукивают кулачками)

Пахнут добрые ладони щами, пирогами (подносят ладони к лицу)

По кудрям меня погладят добрые ладони (имитируют поглаживание)

И с моей печалью сладят теплые ладони (подносят ладони к лицу,

дуют на них)

Ладушки, ладушки, где были? У бабушки (хлопают в ладоши)

Что же умеет делать бабушка? Что вы любите делать вместе с бабушкой?

Давайте похвалим свою бабушку: «Моя бабушка самая…(милая, умная,красивая, добрая, хорошая, умелая). Найдите на разносе шапочку с

изображением бабушки и наденьте ее на указательный палец силуэта руки.

У нас остался один палец – большой. Как вы думаете, кто это? (дедушка).

Правильно, дедушка. Послушайте стихотворение:

У меня есть дедушка, как зима, седой,

У меня есть дедушка с белой бородой.

Мне на все мой дедушка может дать ответ.

И не стар мой дедушка, хоть ему сто лет!

Что вы можете сказать о своем дедушке? Какой он? (Добрый, сильный, умелый,

сильный, храбрый). Давайте на большой палец силуэта наденем шапочку с

изображением дедушки. Получились большие дружные семейки.

Ребята, а где будут жить наши дружные семейки? (в доме)

Посмотрите, какие красивые есть у меня картинки, а на них нарисованы дома.

Только они не раскрашены. Что делать? Давайте мы их раскрасим и поселим

туда наши семьи.

Дети подходят к столам и рисуют.

По окончании работы проводится игра: «Вот какой красивый дом».

Становитесь в круг, и покажем, какой дом мы нарисовали для дружной

семейки.

Вот какой красивый дом: раз, два, три, четыре, пять (руки на поясе,

повороты вправо, влево)

Будем рисовать, играть (ритмичные приседания)

Дом большой, высокий строим (на носочках, руки вверх, тянутся)

Окна ставим, крышу кроем (прыжки)

Вот какой красивый дом: будет жить семейка в нём. (показывают руки

вперёд)

А давайте устроим выставку наших домов. Куда мы повесим домики,

чтобы их все увидели?

После размещения рисунков дети любуются своими работами.

. Буклет для родителей на тему: «Моя родословная»

Рассматривая свою родословную, ребенок наглядно видит и более отчетливо

понимает, что такое «отчество», каково его происхождение.В дошкольном детстве закладываются основы формирования чувства

ответственности перед памятью своих предков. Оно имеет существенное

педагогическое значение, несет в себе огромный нравственный потенциал для

дальнейшего развития ребенка. В школьные годы часто стремление «не

огорчить маму», «не опозорить свою фамилию, свой род» является более

эффективным сдерживающим началом, нежели любые наказания или

поощрения.

Работа по составлению родословной в детском саду нужна и для обеспечения

преемственности со школьным обучением. Поиск своих корней в семье

продолжается, и когда в школе ребенок будет составлять родословную, в ней

уже может появиться шестое, седьмое поколение.

Такая работа способствует установлению преемственности в широком смысле

этого слова — преемственности поколений, исторического развития в целом.

"Семья"

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

 Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к

своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных,

профессиональных корней своего рода в разных поколениях.

 Семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление

очень важных и глубоких постулатов:

 корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и

страны;

 семья – ячейка общества, хранительница национальных традиций;

 счастье семьи – счастье и благополучие народа, общества, государства.

 Важным условием для проведения эффективной работы по ознакомлению

дошкольников с родословной является овладение знаниями о том, что такое

родословная, зачем ее составляют, каковы истоки традиции. Родителям самим

необходимо разобраться в теоретических вопросах, попробовать составить свою

родословную.

 Понятие «родословная» можно определить как перечень поколений людей

одного рода, устанавливающий происхождение и степени родства, с указанием

о каждом представителе рода того, что его отличает.

 Существует два основных способа ее ведения — по восходящей и

нисходящей линиям. Собственно родословная отражает отношения кровного

родства. Восходящая прямая линия родства — это та, которая идет от данного

лица, от нас с вами, к предкам. Запись поколений можно начать с себя. В таком

случае себя и считают первым поколением, мать, отца — вторым, дедушек и

бабушек — третьим и т.д. Называется такая родословная смешанной

восходящей. «Смешанная» означает, что в родословную включают предков и

мужского, и женского пола. «Восходящая» означает, что родословная восходит

все к более и более отдаленным поколениям.

 Родословная, где в восходящих поколениях записываются только прямые

предки мужчины, называется мужской восходящей родословной

. Составление родословной лучше всего начинать со смешанной восходящей

родословной. Этот вид родословной можно составлять, опрашивая

родственников, не обращаясь к архивам. Когда уже имеется смешанная

восходящая родословная и установлен наиболее отдаленный предок, появляется возможность составить нисходящую родословную — самый распространенный и обычный вид родословной. Однако для ее составления необходимо обратиться к метрическим книгам, архивам. В составлении родословной могут помочь воспоминания, старинные адресные и справочные издания.

 Родословную можно представить в виде дерева. Имя родоначальника

располагается на стволе дерева, имена его потомков — на разветвлениях и

ветвях.

 Изучение истории своей семьи, воспитание гордости за принадлежность к

своему роду, своей фамилии, желание стать продолжателями лучших качеств

своих предков — задачи, которые следует адресовать родителям в большей

степени, нежели детям. К тому же история предков может рассказать о том,

какие склонности и таланты могут быть у потомков, по какому пути лучше их направить.

 В процессе ознакомления с родословной у детей формируются представления об отношениях родства, расширяются знания о семье, словарный запас обогащается терминами родства, развивается словесно-логическое мышление.

Литература:

 Программа «Детство»

 Зверева О.Л., Кротова Т.В. «Общение педагога с родителями в ДОУ»:

Методический аспект». – М.: ТЦ Сфера, 2007

 Маркина С. М. «Год семьи» в детском саду». // Воспитатель Дошкольного

Образовательного Учреждения Практический журнал – 2008 - № 8, с. 102

 Мячина Л.К., Зотова Л.М., Данилова О.А. «Маленьким детям – большие

права»: Учебно-методическое пособие. – СПб.: «Детство» – Пресс, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия в младшей группе "Пирожки для Миши"

Данное занятие дает положительный результат по детскому экспериментированию. Дети с удовольствием занимаются пескотерапией в процессе деятельности....

Конспект познавательного занятия в младшей группе «Путешествие в зимний лес».

Представленный конспект – является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:• Принцип непрерывности (занятие было построено на основе пр...

Конспект познавательного занятия для младшей группы на тему: «В гости к солнышку»

Конспект познавательного занятия для младшей группы на тему:«В гости к солнышку»...

Конспект познавательного занятия в младшей группе "Подарок для Нюши"

В данном конспекте ООД доступно продолжается знакомство детей с окружающим миром (миром растений) через героев любимого и знакомого мультфильма "Смешарики". Присутствует интеграция с другими...

Конспект познавательного занятия в младшей группе «Бумага, какая она?»

Мотив выбранной темы заключается в том, что эксперименты и опыты формируют у детей познавательный интерес.- у детей развивается творческая способность, мыслительная деятельность, наблюдательность;- ре...

Конспект познавательного занятия в младшей группе. Темазы: «Хуулгаазын кажыктарым»

Темазы: «Хуулгаазын кажыктарым»Сорулгазы: Тыва чоннун база бир национал оюннары кажык – биле таныштырары. Геометриялыг хевирлер дугайында билигни быжыглаар. Чувенин он-чузунун, ...

Конспект познавательного занятия в младшей группе на тему «Пдд, Транспорт»

Конспект познавательного занятия в младшей группе на тему «Пдд, Транспорт» Педагог ГБДОУ детский сад №15 Адельшина Альфия Ирнистовна. Программное содержание:   Цель: За...