Статья "Адаптация детей в условиях детского сада"
статья

Матуль Светлана Анатольевна

“Детство — это важнейший период человеческой жизни, не подготовка

   к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И

   от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и

   сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, ка-

   ким человеком станет сегодняшний малыш”.

                                                                                        /В.А. Сухомлинский/

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptatsiya_v_d.s.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

        ГДОУ детский сад № 39

Красносельского района Санкт-Петербурга

Статья: «Адаптация ребёнка

в условиях детского сада»

                                                                                                       Подготовила воспитатель

                                                                                                     группы № 10

                                                                                                     Матуль

                                                                                                     Светлана

                                                                                                     Анатольевна

       

         Проблема детского сада — хорошо это или плохо, отдавать ребенка или

    не отдавать — рано или поздно возникает в каждой семье. Актуальность

    проблемы почти не зависит от уровня благосостояния семьи и от занятос-

   ти родителей, каждый из которых имеет свой собственный опыт и свое

   личное мнение о достоинствах и недостатках детских дошкольных учреж-

   дений.

         Вне всякого сомнения, принятие решения родителями во многом опреде-

   ляется вышеупомянутым личным опытом. Тем не менее посещение детского

   сада имеет свои плюсы и минусы, определенные не с точки зрения конкрет-

   ных мамы и папы, а с точки зрения науки, точнее, наук — педагогики, меди-

   цины, психологии, социологии. Сразу же отметим, что с точки зрения науки

   в целом детский сад однозначно рассматривается как фактор положитель-

   ный, абсолютно необходимый для полноценного воспитания. И с этим нельзя

   не согласиться, потому что человек с незапамятных времен — существо

   коллективное. Искусство общения с другими членами сообщества во многом

   определяет всю жизнь человека. Этому, несомненно, стоит учиться с дет-

   ства — никакая семья, никакие няньки-гувернантки, никакие неработающие

   бабушки не в состоянии заменить детский сад.

         Оформляя ребенка в детский сад, родители часто переживают: как

    встретят ребенка? Будет ли ему хорошо в детском саду? Как его будут

    кормить, поить, укладывать спать? Волнение это вполне объяснимо: роди-

   тели впервые оставляют ребенка с незнакомыми людьми. До этого все про-

   исходило на их глазах. Было внимание, любовь всех близких. А будут ли лю-

   бить ребенка в детском саду?

         Это волнение усугубляется, если ребенок не хочет расставаться с при-

   вычным и близким, отказывается порой идти в группу. Мамы или проника-

   ются еще большим сочувствием к ребенку, порой в ущерб интересам воспи-

   тателей, или, стараясь не реагировать на слезы и просьбы сына, дочери,

   молча ведут их в детский сад.

         Все ли дети ведут себя одинаково при поступлении в детский сад? Одни

   дети приходят в группу уверенно, внимательно рассматривают окружаю-

   щее, выбирают, чем им заняться, и начинают играть. Другие делают это с

   меньшей уверенностью, больше наблюдают за воспитателем и выполняют

   предложенные им действия. Третьи проявляют по отношению к воспитате-

   лю негативизм, отклоняют все предложения, боятся не только расстаться,

   но и отойти от мамы, много и громко плачут. Чем же объясняется такое

    разное поведение детей?

         Причины могут быть самыми разными:

            - отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского

              учреждения;

            - наличие отрицательных привычек (сосание соски, укачивание при

              укладывании);

            - неумение занять себя игрушкой;

            - несформированность необходимых культурно-гигиенических навыков

              и др.

         Однако главной и основной причиной такого поведения является отсут-

    ствие у ребенка опыта общения со взрослыми и детьми. Особенно страда-

    ют при вхождении в группу те дети, опыт общения которых был сужен до

    минимума (мама — ребенок, бабушка — ребенок), ограничен рамками семьи

    (отец, мать, бабушка, дедушка). Знакомство с новыми людьми, установле-

    ние с ними контакта весьма затруднительно для таких детей. Чем более

    узок был круг общения до поступления в детское учреждение, тем труднее

    ребенку, тем длительнее формируются у него отношения с воспитателем.

   Привязанность только к близким людям, умение общаться только с ними,

   неумение войти в контакт с незнакомыми людьми определяют характер по-

   ведения.

        Когда у ребенка опыт общения со сверстниками ограничен, большое коли-

   чество детей в группе вызывает у него страх, стремление уединиться,

   скрыться от всех. Такой ребенок, если у него есть положительный опыт

   общения с посторонними взрослыми, льнет к воспитателю, заглядывает ему

   в глаза, хочет убедиться в постоянной поддержке.

         Дети, у которых уже имеется положительный опыт общения со взрос-

   лыми и сверстниками, составляют самую благоприятную группу по харак-

   теру поведения, и привыкают они к детскому саду сравнительно быстро.

   В процессе общения ребенок познает окружающее, узнает, как действовать

   в той или иной обстановке, учится устанавливать взаимоотношения со

   взрослыми и детьми. А главное, в общении он узнает себя, границы своих воз-

   можностей. Поэтому чем шире у ребенка практика общения, тем легче он

   входит в детский коллектив, и наоборот, чем меньше опыт ребенка, тем

   ему труднее.

         Общение ребенка связано с игрой, учебой, трудом, оно воспринимается

   как само собой разумеющийся процесс. Поэтому взрослые учат ребенка иг-

   рать, учиться, трудиться и довольно редко учат умению общаться.

  Научить ребенка вступать в общение со взрослыми и детьми — важная

  задача при подготовке его к поступлению в детское учреждение.

  Особое значение в период привыкания ребенка к условиям общественного вос-

  питания имеют и такие факторы, как привычка к режиму, уровень культур-

  но-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и т. д. На это следует

  обращать постоянное внимание в семье. К концу первого года жизни у ребён-

   ка необходимо сформировать умение садиться на стул, самостоятельно

   пить из чашки. С 1 года 2 месяцев необходимо учить ребенка пользоваться

   ложкой, есть суп с хлебом, разнообразные блюда, хорошо пережевывать

   пищу, после еды задвигать свой стул. Ребенок должен активно участвовать

   в раздевании, умывании.

         С 1 года 6 месяцев ребенка надо приучать самостоятельно мыть руки,

   есть, соблюдая во время еды чистоту, пользоваться салфеткой, снимать

   расстегнутую и развязанную взрослым одежду, называть предметы одеж-

   ды. К 2 годам он должен знать свое место за столом, место для полотенца

   и одежды, спокойно сидеть за столом, тихо вести себя за столом и в спаль-

   не. Очень трудно дается детям перенос сформированных навыков в новую

   обстановку. В связи с этим при поступлении в детское учреждение наблю-

   дается временная их утрата. Поэтому необходимо не только упражнять

   детей в применении сформированных навыков, но и контролировать выпол-

   нение бытовых правил в разных ситуациях, пояснять их значение. Дети, у

   которых в соответствии с возрастом сформированы и навыки общения, и

   культурно-гигиенические навыки, быстро и безболезненно привыкают к усло-

   виям общественного дошкольного воспитания, успешно развиваются умст-

   венно и нравственно, растут крепкими и здоровыми.

        Как подготовить ребёнка к детскому саду?

      ☻   Расскажите ребёнку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети,

   почему Вы хотите, чтобы малыш пошёл в сад.

      ☻   Проходя мимо детского сада,   с радостью напоминайте ребёнку, как

   ему повезлоскоро он сможет хо дить в детский сад. Рассказывайте родным

   и знакомым в присутствии малыша о своей радости, гордитесь своим ребён-

   ком, ведь он уже большой и скоро будет ходить в детский сад.

      ☻ Подробно расскажите ребёнку о режиме детского сада: что, как и в

   какой последовательности, он будет делать. Чем подробнее будет ваш рас-

   сказ и чем чаще вы будете его повторять, тем  спокойнее и увереннее будет

   чувствовать себя ваш ребёнок, когда пойдёт в сад.

      ☻ Поговорите с ребёнком о возможных трудностях, к кому он сможет

   обратиться за помощью, как это сделать. Например: "Если ты захочешь

   пить, подойти к воспитателю и скажи: "Я хочу пить", и Анна Николаевна

   нальёт тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом". Не создавайте

   у ребёнка иллюзий, что всё будет исполнено по первому требованию и так,

   как он хочет. Объясните ему, что в группе будет много детей и иногда ему

   придётся подождать своей очереди. Вы должны сказать малышу: «Воспи-

   татель не сможет сразу одеть всех детей, тебе придётся немного подож-

   дать". Попробуйте поиграть с ребёнком во все эти ситуации дома.

      ☻ Приготовьте вместе с ребёнком "радостную коробочку", складывая ту-

   туда недорогие вещи. Это могут быть небольшие игрушки, которые оста-

   ются привлекательными для вашего ребёнка и, уж точно, обрадуют других

   детей. Это могут быть красивые бумажные салфетки или лоскутки прият-

   ной на ощупь ткани, книжки с картинками и т.д.

      ☻  Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к нам по

   имени, просить, а не отнимать игрушки, предлагать свои игрушки, свои ус-

   луги другим детям.

      ☻  Разработайте вместе с ребёнком несложную систему прощальных зна-

   ков внимания, и ему будет проще отпустить вас.

     ☻ Помните, что на привыкание ребёнка к детскому саду может потребо-

   ваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Луч-

   ше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к осо-

   бенностям адаптации своего малыша.

     ☻ Убедитесь в собственной уверенности, что в вашей семье детский сад

   необходим именно сейчас. Ребёнок отлично чувствует, когда сомневаются в

   целесообразности садовского воспитания. Любые ваши колебания ребёнок

   использует для того, чтобы воспротивиться расставанию с родителями.

   Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы

   детскому саду.

      ☻ Ребёнок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и

   взрослых сможет построить отношения. Помогите ребёнку в этом. Позна-

   комьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в

   присутствии вашего ребёнка по именам. Поощряйте обращение вашего ре-

   бёнка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии. Чем

   лучше будут ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их

   детьми, тем проще будет привыкнуть вашему ребёнку.

      ☻ Совершенных людей нет, будьте снисходительны и терпимы к другим.

   Тем не менее, прояснять ситуацию, тревожащую вас, необходимо. Делайте

   это в мягкой форме или через воспитателей.

      ☻ В присутствии ребёнка избегайте критических замечаний в адрес дет-

   ского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребёнка детским садом.

      ☻ В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы

   проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения.

   Чаще обнимайте ребёнка.

      ☻ Если через месяц ваш ребёнок не привык ещё к детскому саду, проверь-

   те список рекомендаций и попытайтесь выполнить те рекомендации, о ко-

   торых вы забыли.

Прогноз вероятной степени адаптации ребёнка к условиям детского сада.

ЛЁГКАЯ АДАПТАЦИЯ

         Ребёнок спокойно входит в группу, внимательно осматривается, прежде

   чем остановить своё внимание на чём-либо. Он смотрит в глаза незнакомо-

   му взрослому, когда тот к нему обращается. Ребёнок вступает в контакт

   по своей инициативе, может попросить о помощи. Умеет занять себя сам,

   использует в игре предметы-заменители, например, понарошку кормит кук-

   лу, настроение бодрое или спокойное, пантомимика выразительная, эмоции

   легко распознаются. Ребёнок придерживается установленных правил пове-

   дения, адекватно реагирует на замечание и одобрение, корректируя после

   них своё поведение. Он умеет играть рядом с другими детьми, доброжела-

   телен к ним.

АДАПТАЦИЯ СРЕДНЕЙ ТЯЖЕСТИ 

         Ребёнок вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действия-

   ми воспитателя, либо через включение телесных ощущений. Напряжённость

   первых минут постепенно спадает, ребёнок может вступать в контакт по

   своей инициативе, может развернуть игровые действия. На замечания и по-

   ощрения реагирует адекватно, может нарушать установленные правила и

   нормы поведения (социальное экспериментирование).

ТЯЖЁЛАЯ АДАПТАЦИЯ.

         Контакт с ребёнком удаётся установить только через родителей. Ма-

   лыш переходит от одной игрушки к другой, ни на чем, не задерживаясь, не

   может развернуть игровых действий, выглядит встревоженным, замкну-

   тым. Замечание или похвала воспитателя оставляют ребёнка либо безучас-

   тным, либо он пугается и ищет поддержку у родителей.

ОЧЕНЬ ТЯЖЁЛАЯ АДАПТАЦИЯ.

         С ребёнком не удаётся установить контакта. Родители находятся в

   слиянии с ребёнком, сомневаются в том, что он сможет освоиться в детс-

   ком саду. Часто родителя авторитарны, вступают в конкуренцию с воспи-

   тателями, демонстрируют свою сверх компетентность во всех вопросах.

         Необходимое условие успешной адаптации — согласованность действий

   родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особен-

  ностям ребенка в семье и детском саду.

         Задача воспитателя — успокоить прежде всего взрослых: пригласить их

  осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рас-

  сказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с ре-

  жимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации. В свою оче-

  редь, родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога,

  принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ре-

  бенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родите-

  лями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстанов-

  ке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей 2-3 лет в группе кратковременного пребывания «Адаптация детей к условия детского сада»

Адаптация к детскому учреждению - это время, необходимое для приспособления всех функций организма ребенка (физиологических и психологических) к пребыванию в новой обстановке, изначально чуждой ребенк...

Пространственно развивающая среда -как условие успешной адаптации детей к условиям детского сада

Пространственно развивающая среда -как условие успешной адаптации детей к условиям детского сада во второй младшей группе....

Тематический контроль по теме: «Адаптация детей к условиям детского сада. Анализ работы воспитателей по адаптации детей в I-ой младшей группе №1 и №2 МБДОУ №1 «Русалочка»

Тематичессский контроль по теме:  «Адаптация детей к условиям детского сада. Анализ работы воспитателей по адаптации детей в I-ой младшей группе №1 и №2 МБДОУ №1 «Русалочка» (план и карты контрол...

«Проблема адаптации детей к условиям детского сада. Осуществление работы с детьми в адаптационный период в условиях ДОУ»

В презентации раскрывается сущность понятия "адаптация", а также описываются приемы работы с детьми в период адаптации к ДОУ....

«Здравствуй, здравствуй, детский сад!». Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации детей к условиям детского сада

​Программа по адаптации детей к детскому саду является частью основной образовательной программы дошкольного образования, которая реализуется в МКДОУ детский сад № 4 «Скворушка» Данна...

Аналитическая справка «Адаптация детей 1 группы раннего развития детей к условиям детского сада"

Цель: выявление уровня адаптации детей раннего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении....

Предметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей к условиям детского сада.

В данной статье вы ознакомитесь, как необходимо организовать предметно - пространственную среду, чтобы она способствовала наиболее легкой адаптации детей в группе раннего возраста....