Авторская программа по билингвальному образованию “Говорящие пальчики”
рабочая программа (младшая группа)

Авторская программа

по билингвальному образованию

Говорящие пальчики

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ДЕТСКИЙ САД №1

«ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» г.АГРЫЗ АГРЫЗСКОГО РАЙОНА

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

                    ПРИНЯТО:                                                                                                                     УТВЕРЖДАЮ:                               педагогическим советом                                                                                       Заведующий     МБДОУ-д/с №1                                           МБДОУ «Детский сад №1 «Золотой ключик»»                                                      _________Г.Р. Шурманова                                                                                                                                   Протокол от _____________                                                              

Авторская программа

по билингвальному образованию

“Говорящие пальчики” 

(для детей 2-3 лет, срок реализации-1год)

                                                                                     Автор - составитель: Закирова

Гульшат                                                                                                                              Фирдависовна

                                                                                                                 

2019-2020

Содержание

I.Пояснительная записка……………………………………………...……..……......3

II.Перспективное планирование……………………………………………..……….9

III. Работа с родителями………………………………………………………..……23

IV. Заключение……………………………………………………………..………...24

V. Список литературы…………………………………………………..……………25

   Приложение…………………………………………………………………………26

  1. Пояснительная записка

Значительная часть коммуникативных процессов в мире приходится на межкультурное общение, основным носителем этнокультурных норм служит язык, функционируя в качестве коммуникации и трансляции. Это требует от человека, с одной стороны, готовности к диалогическому взаимодействию в широком поликультурном пространстве, а с другой, — безбарьерного использования языкового потенциала, удовлетворяющего конкретной ситуации поликультурного взаимодействия.

           Для каждого человека родной язык - самое дорогое и святое богатство. В условиях новой языковой ситуации в нашей Республике формирование маленького человека происходит под влиянием двух национальных культур, традиций.

             В наше время наблюдается процесс упрощения богатого татарского языка, исчезают его красота, образность. В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками. Важнейшим источником развития речи, речевой культуры детей являются произведения устного народного творчества. Детский фольклор – обширная область устного народного творчества. Это целый мир - яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. В нем находится ключ к пониманию возрастной психологии детских художественных вкусов, детских творческих возможностей. “Когда Ваш ребенок станет взрослым, что он вспомнит из своего детства? Поверьте, он забудет и лакомства, и обновки, но не забудет, как родители играли с ним и читали сказки. И это воспоминание согреет ему душу” ( В.А. Сухомлинский). Поэтому очень важно в развитии детей, чтобы они каждый день слушали народные песенки, колыбельные, потешки, народные сказки. С помощью поэзии достигается эмоциональный контакт. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения, которые используются  на двух языках, что  способствует по моему мнению межкультурному общению, формированию интереса к языкам. Осваивая его красоту, лаконичность, приобщаются к культуре своего народа. Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. 

          Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль, за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он может «рассказывать пальцами» целые истории. Вот поэтому данная Программа и называется «Говорящие пальчики», т.к многие дети не умеют говорить, но могут показывать и рассказывать с помощью рук. Благодаря этому они будут развивать мелкую моторику рук, которая поможет им в будущем  уметь логически рассуждать, у них будут достаточно развиты память, внимание и связная речь.

Ведь специфика двуязычия состоит в том, что коммуникативная функция языков обеспечивает межкультурное общение. В условиях билингвизма человек не просто овладевает другим языком, он «входит» в культуру народа, язык которого для него является неродным. Центральное место в теории изучения билингвизма занимает рассмотрение поведения человека в условиях языкового контакта, то есть поведение двуязычного говорящего. На основании родного языка формируются первичные навыки речевого взаимодействия, а второй язык служит средством общения с другими этническими сообществами.

Обучение детей двум государственным языкам в детском саду – одна из самых сложных методических задач. Но сейчас в ДОУ созданы все условия для успешного  усвоения детьми двух  государственных языков. Педагогические работники детского сада совместно проводят работу по приобщению детей дошкольного возраста к языку в игровой форме. Если раньше в преподавании языков доминировали академичность, теория, то сейчас идет обращение к практике ориентированности, мультимедийности, обучения с помощью игр, сказок, мультфильмов. То есть дети теперь учатся играя. Игра – естественная форма детского существования. И самый прямой путь к достижению взаимопонимания с ребенком лежит через игровое действие.

Педагог поддерживает интерес к игре при сохранении положительно окрашенного эмоционального фона на занятии. Поэтому дети на занятиях не утомляются, раскрепощены, сохраняют заинтересованность. Чем более комфортны условия на занятиях, тем интенсивнее происходит усвоение языка. Игра с детьми требует от воспитателя высокого профессионализма, пробуждения многих способностей и талантов.

Практическая деятельность показала большую популярность проводимой работы среди родителей, так как их дети без ущерба для здоровья, без интеллектуальных перегрузок изучают язык. Однако, на мой взгляд, на сегодняшний день имеется необходимость в осмыслении сущности и создании модели дошкольного образовательного учреждения с билингвальным компонентами образования с целью развития ребенка в условиях тесного взаимодействия с культурой народов, овладения вторым языком.

Процесс общения с детьми выстраивается с учетом особенностей развития памяти. Нужно построить коммутацию в игровой форме наиболее рационально, с учетом направления психофизических возможностей дошкольников (память, работоспособность, утомляемость, потребность в чередовании разных видов деятельности). Игра является эффективной и доступной формой деятельности при обучении русских детей татарской устной речи. Дети даже не задумываются, что они учатся, сами того не замечая, намного лучше усваивают татарские слова, фразы, предложения и на этой основе у них отрабатывается правильное произношение специфических татарских звуков.

По моему мнению данная Программа представляет собой развивающий (обновленческий этап) реализации билингвального развития ДОУ. Поэтому сейчас возникла необходимость ее разработки в развитии билингвального образования, как документа, более конкретно отражающего план действий ДОУ по реализации регионального  компонента в обучении детей младшего дошкольного возраста.

Данная Программа направлена  на развитие билингвального компонента  в образовании  – нормативная модель совместной деятельности всех участников образовательного процесса, определяющая исходное состояние системы, образ желаемого будущего состояния, состав и структуру действий по переходу от настоящего к будущему.

Программа разработана на период с 2019 по 2020 год. В ней отражены тенденции развития билингвального компонента образования ДОУ, охарактеризованы главные проблемы и задачи работы участников воспитательно-образовательного пространства, представлены мероприятия содержания и организации образовательного процесса.

        Актуальность  заключается  в  том,  что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей  младшего  возраста способствует  формированию  интеллектуальных способностей,  речевой  деятельности на русском и татарском языке,  психического  и  физического  развития ребёнка.  

        Цель программы: способствовать повышению своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по вопросу использования детского фольклора в развитии речевой культуры детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации  по билингвальному образованию.

         Задачи:

Обучающие:

  1. Научить детей четко произносить слова потешек, скороговорок и стихотворений, сочетая их с движениями.
  2. Формировать навыки исполнительского мастерства.

Развивающие:

  1. Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
  2. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

Воспитательные:

  1. Воспитывать в детях усидчивость.
  2. Воспитывать внимательность к выполнению заданий.

        Методы работы:

-пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры на русском и татарском языке;

-самомассаж кистей рук;

-упражнения  для  развития  тактильной  чувствительности  пальцев  и  кистей рук.

        Организация работы:

Возраст детей участвующих в реализации данной программы 2-3 года.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Работа сдетьми по программе проводится один раз в неделю (во второй половине дня, продолжительностью по 8-10 минут).

Формы организации образовательной деятельности – игры-занятия проводятся по подгруппам и индивидуально.

Необходимые материалы и оборудования:

- резиновые игрушки, мячики;

- конструктор, шнуровки, мозаика, прищепки, счетные палочки, крупы, мелкие игрушки, пуговицы, бусины;

- фигурки пальчикового театра;

- картотека пальчиковых игр;

- картотека художественного слова (стихи, загадки);

        Ожидаемые результаты и способы определения из результативности:

Обучаясь по данной программе, к концу обучения дети

должны знать:

  • народные потешки, небольшие по размеру пальчиковые игры с движениями, соответствующие тексту

должны уметь:

  • управлять своими действиями и концентрировать внимание на одном виде деятельности
  • согласовывать движения кистей рук со словами пальчиковых игр, потешек
  • выполнять движения пальчиковых игр как левой, так и правой рукой и обеими вместе.
  • у детей развивается гибкость и подвижность пальцев и кистей рук.
  • В результате работы данной программы нужно повысить уровень развития мелкой моторики рук у детей, разучить с ними большое количество пальчиковой гимнастики, массажа, игр. Разные виды деятельности способствованные  развитию таких психических функций у детей, как мышление, память, внимание, речь; улучшать ориентировку в пространстве; воспитывать такие качества, как усидчивость, терпение, желание доводить начатое дело до конца. Чтобы дети приобрели практические умения и навыки, необходимые в жизни. Родители  должны ознакомиться с работой, которая проводится в группе по данной теме и её значении, в которой охотно должны  принимать участие в совместной деятельности.

       

  1. Перспективное планирование

Сентябрь

1 неделя.

1. Пальчиковая игра «Я веселый майский жук».

2. «Солнышко» - выкладывание палочек по контуру.

3. Игра «Следы от капели» (на манке ставить пальчиками точки).

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев и ритмично ставить точки указательным пальцем.

4.Пальчиковая игра ««Капелька и ладошка»

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

5.  Бармак уены: «Өй» ( Пальчиковая игра: « Дом»)

Куллар өскә караган. Баш бармакларның, берсе янына икенчесе ята, калган бармакларның очлары (бер чәнче бармактан тыш) тоташа. Уң кулның чәнче бармагы өскә күтәрелә.

Бармакларны тоташтырып

Өй төзедек без сырлап,

Морҗасын да куйыйк әле,

Торсын өйне матурлап.

2 неделя.

1. Массаж пальчиков (мячик еж) «Этот мячик не простой».

Цель: Развивать мелкую моторику рук и пальцев.

2.Выкладывание снежинки из счетных палочек по контуру.

3. Пальчиковая игра «Снежок».

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

4.«Лепим снежки большие и маленькие» - сминаем бумагу в комочки и катаем их между ладонями.

5.“Чәп-чәп-чәбәкәй” уены. ( Игра “Ладушки”)

Чәп-чәп-чәбәкәй

Кулларыбыз бәләкәй

Ә хәзер тизрәк-тизрәк

Чәбәклә күңеллерәк

3 неделя.

1.Массаж пальцев «Колечко» надеваем и снимаем колечко.

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.

2.Игра «Волшебный шнурок» - учить вкладывать шнурок в  дырочку.

3.Пальчиковая игра «Капуста»

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

4. Бармак уены:”Кәрзин”                        “Корзина” пальчиковая игра

-Кулыма кәрзин тотып                         -В огород корзину я беру

Матур бакчага барам .                        И морковь в нее кладу.

Кишерләр җыеп

Кәрзингә салып  барам.

(Бармакларны бер-берсе белән аралаштыру. Ладони на себя, пальчики переплетаются и локотки разводятся в сторону).

4 неделя.

1. Массаж пальчиков крупными бусинами. «Непослушные шарики».

Цель: Развивать ловкость движений пальцев и кисти рук.

2. Игра «Снежные хлопья».

Цель: Учить детей круговыми движениями между ладонями катать шарики из ваты. (Чтобы мишке было теплее) стихотворение «Как на горке снег, снег».

3. Пальчиковая игра «Медвежонок».

Цель: Развивать координацию общих движений.

Октябрь

1 неделя.

1.Массаж пальцев «Колечко» надеваем и снимаем колечко.

Цель: Развивать мелкую моторику.

2.Игра «Большие и маленькие листочки»

3.Пальчиковая игра «Вышли пальчики гулять»

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

4.Пальчиковая игра ««Капелька и ладошка»

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

5. Бармак уены: “Минем гаилә”    “Моя семья” пальчиковая игра

Бу бармак -бабай,                                            Этот палец-дедушка

Бу бармак -әби,                                        Этот палец-бабушка

Бу бармак -әти,                                        Этот палец-папа

Бу бармак -әни,                                        Этот палец-мама

Бу бармак -бәби,                                             Этот палец-ляля

Аның исеме Чәнти.                                         Его зовут Мизинец.

Таких игр существует большое количество, потому что практически любое стихотворение или рифмовку можно обыграть при помощи пальчиков и рук.

2 неделя.

1.Массаж пальцев. Игра «Кулачок».

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.

2. Игра «Чудесный мешочек»

Цель: Развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь из мешочка (фрукты, овощи).

3.Пальчиковая игра «Компот».

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

4. Бармак уены:”Яшелчәләр”    “Овощи” пальчиковая игра

Бу бармак -кабак,                        Этот палец-тыква

Бу бармак -кыяр,                               Этот палец-огурец

Бу бармак -помидор,                   Этот палец-помидор

Бу бармак -суган,                                Этот палец-лук

Бу бармак -кишер,                      Этот палец-морковь

Яшелчә уңган,                                  Много овощей.

 Бик күп булган.  

(Вместо овощей можно брать любую пройденную тему, например, фрукты, животные и т.д.)

3 неделя.

1.Массаж пальцев «Колечко» надеваем и снимаем колечко.

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.

2.Игра «Волшебный шнурок» - учить вкладывать шнурок в  дырочку.

3.Пальчиковая игра «Капуста»

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

4. Бармак уены:”Кәрзин”                        “Корзина” пальчиковая игра

-Кулыма кәрзин тотып                         -В огород корзину я беру

Матур бакчага барам .                        И морковь в нее кладу.

Кишерләр җыеп

Кәрзингә салып  барам.

(Бармакларны бер-берсе белән аралаштыру. Ладони на себя, пальчики переплетаются и локотки разводятся в сторону).

4 неделя.

1.Массаж пальцев пальчиков грецким орехом.

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.

2.Игра «Собери орешки для белочки»

 Материал: Орехи, игрушка «белка», пластиковая бутылка с вырезанным «дупло».

Скачет белочка по веткам.
Соберёт орешки деткам.
Все бельчата-сладкоежки,
Обожают грызть орешки.

3.Пальчиковая игра «Белочка»

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

  1. Бармак уены:                                                Пальчиковая игра

“Ояда кош балалары”                                           “Птенчики в гнезде”

-Оясына оча кош                                                  -Птичка крылышками машет

Җилпеп зур канатларын.                                     И летит к себе в гнездо.

Анда көтә кошчыклар                                 Птенчикам своим расскажет

Зур ачып авызларын.                                 Где она взяла зерно.

(Уң кул бармакларын икенче кул белән җыеп тоту һәм бармакларны селкетү. Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить.)

Ноябрь

1 неделя.

1. Массаж пальчиков грецким орехом.

2. Игра «Чудесный мешочек».

Цель: Развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь из мешочка (подарки  для белочки: грибочки орехи).

3. Пальчиковая игра «Грибы».

4. «Что это?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями грибов, орехов, листочков.

5. Бармак уены:  “Куян”  (“Зайчик”)

-Ушки длинные у зайки,

Из кустов они торчат.

Он и прыгает и скачет,

Веселит своих зайчат. Как зайчонок на татарском? (Куян баласы).

(Пальчики в кулачок. Выставить указательный и средний пальцы. Ими шевелить в стороны и вперед).

2 неделя.

1.«Кто это?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями домашних птиц.

2. «Угощение для птиц» - сортировка семян.

3.Пальчиковая игра «Петушок».

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

4. Бармак уены: “Йорт хайваннары” ( Пальчиковая игра: “ Домашние животные)

-Раз, два, три, четыре, пять – бер, ике, өч, дүрт, биш

Как животных нам назвать? (поочередно загибаем пальчики на левой руке)

Самых близких, самых верных –

Каждый знает их наверно (хлопаем в ладоши).

Лошадь, корова, собака и кошка – ат, сыер, эт, песи

(указательным пальцем левой руки загибаем пальцы на правой руке).

Как назовем их?

Подумайте  немножко (разводим руки в стороны, как бы спрашивая у окружающих).

В доме с хозяином дружно живут (изображаем руками крышу дома над головой),

Значит, домашними их зовут.

-Ат, сыер. эт, песи – йорт хайваннары.

3 неделя.

1.Массаж пальчиков катушкой «Дровишки» - катание катушки между ладошками по всей длине пальчиков.

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.

2.Пальчиковая игра «Домик».

3.Игра «Помоги зайчику найти дорожку к домику». 

(Пальчиком провести дорожку к домику).

Цель: Развивать координацию рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.

4.Пальчиковая игра «Зайчик».

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

5.  «Кәҗәкәй» уены. (« Идет коза рогатая» пальчиковая игра)

Әлеге уенны бала өлкәннәр сөйләмен аңлый башлагач ук уйный башлый. Кул “кәҗә” ролен башкара. Учны аска таба каратып бармаклар йодрыклана, ә баш бармак белән чәнчә бармак алга таба сузыла. Бу вакытта түбәндәге шигырь юллары әйтелә:

Кәҗ, кәҗ, кәҗәкәй,

Минем улым (кызым) бәләкәй,

Ул – акыллы, ул – тәтәй,

Тимә аңа, кәҗәкәй!

Соңгы сүз әйтелгәч, бармаклары бөгелгән “кәҗә” “Сөзәм, сөзәм, сөзәм!” — дип, бала тәненең кайсы да булса бер өлешен жиңелчә генә кытыклый. Бала чыркылдап көлә.

4 неделя.

1. Массаж пальчиков грецким орехом.

Цель: Развивать мелкую моторику.

2. Игра «Подарок для мышей и мышат». (Сортировка семечек тыквы и подсолнуха)

Цель: Развивать мелкую моторику рук и пальцев.

3.Пальчиковая игра «Веселая мышка».

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

4.  « Туп» уены («Мяч»)

Түгәрәкләндерелгән уч төпләре туп рәвешендә бер-берсе белән тоташа. Бер бала “тубын” икенче баланың кул өстенә куя. Алар кара-каршы басып, “туп” чөеп уйныйлар:

Рөстәм, сиңа туп бирәм,

Әйдә, уйныйбыз бергә,

Кирәк аны, чөеп-чөеп,

Тотып ала белергә.

Декабрь

1 неделя.

1. Массаж пальчиков карандашами (катание гладкого и ребристого карандаша между ладонями).

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

2. Игра «Снегопад в лесу». (На зеленой елке из бархатной бумаги разложить комочки ваты).

Цель: Учить детей круговыми движениями между ладонями катать шарики из ваты.

3. Пальчиковая игра «Снежный пирог».

Цель: Развивать мелкую моторику рук, умение воспроизводить движения в соответствии с текстом.

4. « Песием, песием…» уены. («Кошечка»)

Бер бала икенче балага кул сыртын сузып тора. Икенчесе: “Песием, песием, песием” дия-дия, аның кул аркасын сыйпый да кинәт; “Прес-с!” дип, җиңелчә генә аның кулына сугып ала. Бу вакытта бала тиз генә кулын тартып алып өлгерергә гиеш. Әгәр кулын алып өлгерсә, ул — җиңүче, өлгермәсә — отылган була. Рольләр алмашына һәм уен дәвам итә.

2 неделя.

1. Массаж пальчиков «Покатай, покатай»(Катание катушек по столу).

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

2. Игра «Мы повесим шарики». 

Цель: Учить детей застегивать и расстегивать пуговицы.

3. Пальчиковая игра «Елочка».

Цель: Развивать мелкую моторику; учить воспроизводить движения пальчиками в соответствии с текстом.

4.    «Өй» уены. («Дом»)

Куллар өскә караган. Баш бармакларның, берсе янына икенчесе ята, калган бармакларның очлары (бер чәнче бармактан тыш) тоташа. Уң кулның чәнче бармагы өскә күтәрелә.

Бармакларны тоташтырып

Өй төзедек без сырлап,

Морҗасын да куйыйк әле,

Торсын өйне матурлап.

3 неделя.

1. Массаж пальчиков крупными бусинами «Непослушные шарики».

2. Пальчиковая игра «Фонарики».

Цель: Развивать мелкую моторику; учить воспроизводить движения пальчиками в соответствии с текстом.

3.«Собери бусы на елку» - нанизывание бусин на нитку.

4. « Куян» уены. («Зайчик»)

Бармаклар йодрыклана. Имән һәм урта бармаклар өскә күтәрелә.

Ак куянкай утырган,

Колакларын селкетә:

Менә шулай, менә шулай,

Колакларын селкетә.

Шигырь юлларын сөйләгәндә, бармаклар селкетелә.

4 неделя.

1. Массаж пальчиков теннисным шариком.

2. Игра «Чудесный мешочек» - новогодние подарки для зверей (белочке, зайчику, ежику).

Цель: Развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь из мешочка (орех, гриб, морковка).

3.Пальчиковая игра «Будем ёлку наряжать».

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

4.    «Бармак уеннары.» уены. (Пальчиковая игра «Моя семья»)

Бармак уеннары сабыйлар усешендә зур роль үти. Андый уеннар баланың баш миен эшләтә һәм тизрәк «телен ачарга» ярдәм итә.

Сабый әле бик кечкенә булганда, аның бармакларын сыйпарга кирәк, уч төбенә узегезнең бармагыгызны куярга мөмкин-ул үзенә күрә массаж була.

Бала үсә бара, бармак уеннарына күчә алабыз, моның өчен безгә татар халык иҗаты ярдәмгә килер:):

Бу бармак-бабай,

Бу бармак-әби,

Бу бармак-әти,

Бу бармак-әни,

Бу бармак-нәни бәби,

Аның исеме- чәнти!

Январь

1 неделя.

2 неделя.

3 неделя.

1. Массаж пальчиков (мячик еж) «Этот мячик не простой».

Цель: Развивать мелкую моторику рук и пальцев.

2.Выкладывание снежинки из счетных палочек по контуру.

3. Пальчиковая игра «Снежок».

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

4.«Лепим снежки большие и маленькие» - сминаем бумагу в комочки и катаем их между ладонями.

5.   “ Песием, песием”  уены («Кошечка»)

( Баланың кул аркасын сыйпап.)

Песи, песи, пес итәр,

Ана песи, сөт эчәр,

Ана песи, сөт эчкәндә

Ата песи күз кысар

Ал дигәндә алмасаң

Лап итәр дә шап итәр!

(“Лап итәр” дигәндә сыйпаган теге баланың кулын тартып алып өлгермәсә, тегесе сыйпаучы, монысы сугучы була)

4 неделя.

1. Массаж пальчиков крупными бусинами. «Непослушные шарики».

Цель: Развивать ловкость движений пальцев и кисти рук.

2. Игра «Снежные хлопья».

Цель: Учить детей круговыми движениями между ладонями катать шарики из ваты. (Чтобы мишке было теплее) стихотворение «Как на горке снег, снег».

3. Пальчиковая игра «Медвежонок».

Цель: Развивать координацию общих движений.

4.         “Чебиләр” уены (“Цыплята”)

Өй алдында чебиләр (Кулларын артка җәеп, як-якка борылалар)

Чип-чип- чип! – дип йөриләр. (Куллар як-якка җәяләр)

Кечкенә канатлары (Бармаклар бии)

Муеннары сап-сары,

Бу аларның туннары. (Башларын чайкыйлар)

Февраль

1 неделя.

1.Массаж пальчиков «Покатай, покатай» - катание гладкого и ребристого карандаша между ладошками.

2.Пальчиковая игра «Варежка».

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

3.Игра «Сладкие конфеты». Учить детей аккуратно заворачивать катушку, пробку в фантик.

2 неделя.

1.Игра «Чудо - прищепки» прикрепляем бельевые прищепки к горизонтально натянутой веревке.

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев и рук.

2. Игра «Посыпаем дорожку».

Цель: Учить детей посыпать тремя пальчиками крупу, развивать мелкую моторику пальцев.

3. Пальчиковая игра «Мы во двор пошли гулять».

Цель: Развивать мелкую моторику рук; учить выполнять движения в соответствии с текстом.

4.  “Кап та коп уены!”уены (“Пальчиковая игра”)

Без, без, без идек

Без унике кыз идек,

Базга төштек, бал ашадык

Келәткә кердек , май ашадык,

Бер тактага тезелдек,

Таң атканчы юк булдык.

Кап та коп!

Авызыңны ач та йом!

3 неделя.

1. Массаж пальчиков (мячик еж). Игра «Колючий ежик».

Цель: Развивать мелкую моторику рук, ручную умелость; формировать навыки выразительности, пластичности движений.

2. Игра «Ежики и ежата» (вставить спички в большой и маленький пластилиновый комочек).

Цель: Совершенствовать мелкую моторику пальцев и рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию, активизировать словарь «игла».

3. Пальчиковая игра «Ежик».

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

4.   «Өй» уены. («Дом»)

Куллар өскә караган. Баш бармакларның, берсе янына икенчесе ята, калган бармакларның очлары (бер чәнче бармактан тыш) тоташа. Уң кулның чәнче бармагы өскә күтәрелә.

Бармакларны тоташтырып

Өй төзедек без сырлап,

Морҗасын да куйыйк әле,

Торсын өйне матурлап.

4 неделя.

1. Массаж пальчиков «Колечко».

Цель: стимулировать активные точки  пальцев, развивать  мелкую мускулатуру пальцев рук.

2.«Что у кого?» - разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями рыб.

3. Пальчиковая игра «Рыбки».

4. Пальчиковая игра «Лодочка ».

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Март

1 неделя.

1. Массаж пальчиков и перебирание бусин. 

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.

2. Игра «Бусы для мамы».

Цель: Развивать мелкую моторику рук; развивать соотношение движений рук, хватанию; формировать навыки действия со шнуром.

3. Пальчиковая ирга «Помощники».

Цель: Развивать моторику пальцев.

4. «Куян» («Зайчик»)

Бармаклар йодрыклана. Имән һәм урта бармаклар өскә күтәрелә.

Ак куянкай утырган,

Колакларын селкетә:

Менә шулай, менә шулай,

Колакларын селкетә.

Шигырь юлларын сөйләгәндә, бармаклар селкетелә.

2 неделя.

1. Массаж пальчиков. Игра «Зубная щетка».

2. Игра «Светит солнышко».

 Выложить из счетных палочек солнечные лучи вокруг желтого кружка.

Цель: Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию; активизировать словарь «лучик».

3. Пальчиковая игра «Солнышко».

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

4. Бармак уены: “Минем гаилә”    “Моя семья”

Бу бармак -бабай,                                Этот палец-дедушка

Бу бармак -әби,                            Этот палец-бабушка

Бу бармак -әти,                            Этот палец-папа

Бу бармак -әни,                            Этот палец-мама

Бу бармак -бәби,                                  Этот палец-ляля

Аның исеме Чәнти.                              Его зовут Мизинец.

Таких игр существует большое количество, потому что практически любое стихотворение или рифмовку можно обыграть при помощи пальчиков и рук.

3 неделя.

1. Массаж. Игра с резинкой для волос

Я - пальчик первый, я большой!

Указательный - второй!

Третий пальчик - средний!

Четвёртый - безымянный!

А пятый мизинчик -

Он самый маленький, румяный!

Цель: стимулировать активные точки  пальцев, развивать  мелкую мускулатуру пальцев рук.

2.  Пальчиковая игра «Птичка».

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

3. «Червячки для грачей» - лепка из пластилина.

4. «Посмотри, кто спрятался в комочке?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с изображениями контуров птиц.

4 неделя.

1.Массаж рук  «Покатай, покатай» теннисные шарики по столу. 

Цель: стимулировать активные точки  пальцев и ладоней, развивать  мелкую мускулатуру пальцев рук.

2. «Солнышко» - выкладывание палочек по контуру.

3. Игра «Кто скоро проснется после зимней спячки?» - разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями.

4. Пальчиковая игра «Динь – дилень».

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

4. Бармак уены:”Яшелчәләр”    “Овощи”

Бу бармак -кабак,                        Этот палец-тыква

Бу бармак -кыяр,                               Этот палец-огурец

Бу бармак -помидор,                   Этот палец-помидор

Бу бармак -суган,                                Этот палец-лук

Бу бармак -кишер,                      Этот палец-морковь

Яшелчә уңган,                                  Много овощей.

 Бик күп булган.  

(Вместо овощей можно брать любую пройденную тему, например, фрукты, животные и т.д.)

Апрель

1 неделя.

1. Массаж  пальчиков  «Покатай, покатай» теннисные шарики по столу. 

Цель: стимулировать активные точки  пальцев и ладоней, развивать  мелкую мускулатуру пальцев рук.

2. Игра с прищепками (солнышко, ежик, цыпленок).

Цель: Развивать мелкую моторику рук. Учить детей расстегивать и застегивать прищепки.

3. Пальчиковая игра «Игрушки».

Цель: Развивать соотношения движения рук.

2 неделя.

1. Массаж. Катание карандаша между ладошками.

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

2. Игра «Светит солнышко» (разложить  лучики из счетных палочек вокруг желтого кружка).

Цель: Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию; активизировать словарь «лучик».

3. Пальчиковая игра «Солнышко».

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

4. «Куян» уены. («Зайчик»)

Бармаклар йодрыклана. Имән һәм урта бармаклар өскә күтәрелә.

Ак куянкай утырган,

Колакларын селкетә:

Менә шулай, менә шулай,

Колакларын селкетә.

Шигырь юлларын сөйләгәндә, бармаклар селкетелә.

3 неделя.

1.Массаж крупными бусинами.

2. Игра «Достань бусинки ложкой из стакана».

 Цель: Развивать мелкую моторику рук.

3. Игра «Следы от капели» (на манке ставить пальчиками точки).

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев и ритмично ставить точки указательным пальцем.

4. Пальчиковая игра «Кто приехал?»

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.

5. «Бармак»  уеннары. («Пальчиковые игры»)

Бармак уеннары сабыйлар усешендә зур роль үти. Андый уеннар баланың баш миен эшләтә һәм тизрәк «телен ачарга» ярдәм итә.

Сабый әле бик кечкенә булганда, аның бармакларын сыйпарга кирәк, уч төбенә узегезнең бармагыгызны куярга мөмкин-ул үзенә күрә массаж була.

Бала үсә бара, бармак уеннарына күчә алабыз, моның өчен безгә татар халык иҗаты ярдәмгә килер:):

Бу бармак-бабай,

Бу бармак-әби,

Бу бармак-әти,

Бу бармак-әни,

Бу бармак-нәни бәби,

Аның исеме- чәнти!

4 неделя.

1. Массаж. Игра с резинкой для волос

Я - пальчик первый, я большой!

Указательный - второй!

Третий пальчик - средний!

Четвёртый - безымянный!

А пятый мизинчик -

Он самый маленький, румяный!

2.Игра «Кто спрятался?» «в сухом бассейне».

3. Игра «Я рисую»  (на подносе манная крупа).

4. Пальчиковая игра «Семья».

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Май

1 неделя.

1. Пальчиковая игра «Я веселый майский жук».

2. Пальчиковая игра «Оса села на цветок».

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

3. Пальчиковая игра «Дарики - дарики».

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

4.«Разноцветные крышечки» - закручивание пробок на пластмассовых бутылках.

5.  «Кәҗәкәй» уены. («Коза»)

Әлеге уенны бала өлкәннәр сөйләмен аңлый башлагач ук уйный башлый. Кул “кәҗә” ролен башкара. Учны аска таба каратып бармаклар йодрыклана, ә баш бармак белән чәнчә бармак алга таба сузыла. Бу вакытта түбәндәге шигырь юллары әйтелә:

Кәҗ, кәҗ, кәҗәкәй,

Минем улым (кызым) бәләкәй,

Ул – акыллы, ул – тәтәй,

Тимә аңа, кәҗәкәй!

Соңгы сүз әйтелгәч, бармаклары бөгелгән “кәҗә” “Сөзәм, сөзәм, сөзәм!” — дип, бала тәненең кайсы да булса бер өлешен жиңелчә генә кытыклый. Бала чыркылдап көлә.

2 неделя.

1. Массаж пальчиков. Игра «Катание бусин».

Цель: Учить детей катать бусины по очереди каждым пальчиком.

2. Игра «Кто больше соберет фасоли?»

(собираем фасоль в бутылочку с широким и узким горлышком)

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев рук.

3. «Сухой бассейн» находим спрятанные предметы в емкости с горохом и фасолью.

4. Пальчиковая игра «Топ-топ».

 Цель: развивать мелкую моторику рук.

5.  «Куян» уены. («Зайчик»)

Бармаклар йодрыклана. Имән һәм урта бармаклар өскә күтәрелә.

Ак куянкай утырган,

Колакларын селкетә:

Менә шулай, менә шулай,

Колакларын селкетә.

Шигырь юлларын сөйләгәндә, бармаклар селкетелә.

3 неделя.

1.Игра  «Собери горошинки» (фасоль в кастрюлю).

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, формирование захвата указательным и большим пальцем.

2. Игра «Чудесный  мешочек».

 Цель: Развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь (игрушки).

3. Пальчиковая игра «Дождик лей».

Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

4 неделя.

1.  Игра «Красивый одуванчик» (вставить  спички в пластилиновый комочек.)

2. Пальчиковая игра «Наши алые цветы».

3. Коллективная работа «Весенний луг» - небольшие цветные листочки бумаги смять, крепко сжать в кулаке, скатать между ладошками и приклеить на общий зеленый фон.

4. Бармак уены: “Минем гаилә”    “Моя семья”

Бу бармак -бабай,                    Этот палец-дедушка

Бу бармак -әби,                            Этот палец-бабушка

Бу бармак -әти,                            Этот палец-папа

Бу бармак -әни,                            Этот палец-мама

Бу бармак -бәби,                      Этот палец-ляля

Аның исеме Чәнти.                  Его зовут Мизинец.

Таких игр существует большое количество, потому что практически любое стихотворение или рифмовку можно обыграть при помощи пальчиков и рук.

  1. Работа с родителями

   Формы работы с родителями:

  1. Анкетирование
  2. Консультации

Основная цель сотрудничества: возрождение традиций семейного воспитания и вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс

Задачи сотрудничества:

  1. устанавливать партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для билингвального образования детей;
  2. повышать психолого-педагогическую компетентность родителей в области билингвального образования; поддерживать уверенность в собственных педагогических возможностях.

Система работы с родителями  включает:

  • ознакомление родителей с результатами работы ДОУ на общих родительских собраниях;
  • обучение конкретным приемам и методам билингвального образования и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях.      

                                         

IV. Заключение

      Опыт работы показал, что изучение татарского и русского языка в дошкольном учреждении может быть успешно реализовано в том случае, если язык будет выступать не только в качестве предмета изучения, но и будет регулярно, активно использоваться детьми в их повседневной жизни и деятельности.

      Поэтому во всех режимных моментах звучит как русская, так и татарская речь воспитателя. Организация и проведение всевозможных праздников, как русских народных, так и татарских повышают интерес не только к культуре народов, но и к языковой культуре. Именно, такой комплексный подход к реализации инновационных программ и технологий по обучению детей дошкольного возраста татарскому и родному языку может дать хорошие результаты.

V. Список литературы

  1. Государственная программа Республики Татарстан «Развитие образования и науки Республики Татарстан на 2014-2020 годы», утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.02.2014 №110;
  2. Государственная программа «Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2014-2020 годы», утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.10.2013 № 794;
  3. Г.Юнысова “Балачак аланы” Хрестоматия. 2000;
  4. Е.С.Анищенкова “Пальчиковая гимнастика” Пособие для родителей и педагогов. Владимир: Астрель, 2006;
  5. «Играем пальчиками и развиваем речь» В. В. Цвынтарный Санкт – Петербург 1997г.;
  6. «Игры с пальчиками» Т. Н. Щербакова журнал «Карапуз» 02.1998г.;
  7. «Игры и стихи для развития эмоциональной сферы младших дошкольников» Т. Б. Полянская Санкт – Петербург ДЕТСТВО – ПРЕСС 2011г.;    
  8. Интернет ресурсы;
  9. «Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики» Н. В. Нищева Санкт – Петербург 2008г.;
  10. К.В. Закирова “Иң матур сүз” Казан: Мәгариф, 2000;
  11. Л.Данилова  “Пальчиковые игры”. Москва “Росмэн”, 2008;
  12. Стратегии развития образования в Республике Татарстан на  2017 – 2021 годы и на период до 2030 года;
  13. “ Сөенеч – Радость познания” региональная образовательная программа дошкольного образования,2016 г.

Приложение

        Картотека пальчиковые игры (младший дошкольный возраст)

1.                       Детский сад.

(4- я неделя августа- 1 я неделя сентября)

«Дружат в нашей группе».

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Дружат в нашей группе

пальцы обеих рук соединяются в замок

Девочки и мальчики

Мы с тобой подружим

ритмическое касание пальцев обеих руках начиная с мизинца

Маленькие пальчики

Раз, два, три, четыре, пять

поочередное касание пальцев на обеих рук

Начинай считать опять:

Раз, два, три, четыре, пять

Мы закончили считать.

руки опустить вниз, встряхнуть кистями

2.                     Осень.

(2- я – 4 – я недели сентября) 

«Осенью».

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

 

Ветры яблони качают.

Руки стоят на столе, опираясь на локти (стволы), пальцы разведены в стороны (кроны яблонь). Покачивать руками.

Листья с веток облетают.

Кисти рук расслаблены, расположены параллельно столу. Плавными движениями из стороны в сторону медленно опускать кисти рук на поверхность стола (листья опадают).

Листья падают в саду,

Их граблями я гребу.

Пальцы обеих рук подушечками опираются о поверхность стола (грабли). Приподнимая руки, поскрести пальцами по поверхности стола, изображая работу граблями

 

3.            «Листопад».

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

 

Листопад, листопад!

Листья по ветру летят:

Руки поднять вверх. Покачивая кистями из стороны в сторону, медленно опускать руки (листья опадают).

С клёна – кленовый,

Пальцы выпрямить и максимально развести в стороны.

С дуба – дубовый,

Пальцы выпрямить и плотно прижать друг к другу.

С осины – осиновый,

Указательный и большой соединить в виде колечка.

С рябины- рябиновый.

Пальцы выпрямить и слегка развести в стороны.

Полны листьев лес и сад

То-то радость для ребят!

Хлопки в ладоши.

 

4.                «Фрукты»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

 

 Жёлтый-жёлтый наш лимон,  

(Одноимённые пальцы соединяются подушечками – показываем лимон.)

Кислым соком брызжет он.

(Пальцы резко разводим в стороны.)

В чай его положим 

(Соединяем большой, указательный и средний пальцы одной руки и опускаем лимон в чай».)

Вместе с жёлтой кожей.

(Пальцы в том же положении, делаем вращательные движения – «помешиваем чай».)

5.        Я в мире человек.

(1-я – 2 я недели октября)

 

«Это я».

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

 

Это глазки. Вот, вот.

Это ушки. Вот, вот.

Это нос, это рот.

Там спинка. Тут живот.

Это ручки. Хлоп-хлоп.

Это ножки. Топ- топ.

Ох устали вытрем лоб!

Дети показывают части тела и выполняют движения в соответствии с текстом.

6.        «Семья»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

 

С каждой строкой дети загибают по одному пальчику, начиная с большого.

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья!

 

7. Мой дом.

(3 – я неделя октября – 4 - я неделя ноября)

 

«Помощник»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

 

Посуду моет наш Антошка,

Моет вилку, чашку, ложку,

Потирать ладошки друг об друга («мыть посуду»).

Вымыл блюдце и стакан

И закрыл покрепче кран.

Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Выполнять имитирующие движения.

8.              «Мебель»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

 

 На кроватке мы поспали,       

  (Руки под щёку.)

Вещи в шкаф уже убрали. 

(Свободно двигаем руками – «убираем вещи».)

Мы на стуле посидели 

(Ладонью одной руки накрываем кулак другой.)

И за столиком поели. 

(Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.)

9.            «Стул»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

 

Ножки, спинка и сиденье –

Вот вам стул на удивленье.

Левая ладонь – вертикально вверх. К её нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе)

10.                «Транспорт»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

 

По шоссе идут машины, 

     (Крутим воображаемый руль.)

По асфальту едут шины. 

(Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу.)

По дороге не беги,

 (Погрозили пальцем.)

Я скажу тебе: «Би-би».

 (Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».)

11.     Новогодний праздник.

(3 – я неделя ноября – 4-я неделя декабря)

 

«Новогодний праздник»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

- Здравствуй, Дедушка Мороз!

(Ладонь поглаживает подбородок – «бороду» Деда Мороза.)

Что в подарок нам принёс?

(Руки вперёд ладонями вверх.)

- Громкие хлопушки,

(Хлопнуть в ладоши.)

Сладости, игрушки.

(Вертим кистями.)

12.«Зима»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

 

Снег ложится на дома, 

(Руки разводим в стороны, ладонями вниз.)

Улицы и крыши. 

(Руки «домиком».)

Тихо к нам идёт зима, 

(Палец к губам. «Идём»)

Мы её не слышим…

(Рука за ухом.)

13.           «Зимние забавы»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

 

        Что зимой мы любим делать?     

(Поочерёдно соединяют большой палец с остальными.)

В снежки играть,

На лыжах бегать,

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.

 

14.                 «Ёлочка»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

 

Перед нами ёлочка.

Пальцы переплетены, большие подняты вверх.

Шишечки, иголочки,

Кулачки, «иголочки»- раздвинуть пальцы.

Шарики, фонарики,

Ладошки держать «ковшиком».

Зайки и свечки,

«Зайчики» - указательные пальцы.

Звёзды, человечки.

Ладошка в виде звезды, «человечки» - походить пальчиками

15.«Новогодние игрушки»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

 

Праздник приближается,

(поднимают руки вверх и, опуская вниз,)

Ёлка наряжается.

(разводят в стороны.)

Мы развесили игрушки:

(хлопки ладошками.)

Бусы, шарики, хлопушки.

(сжимают и разжимают пальчики.)

А здесь фонарики висят,

(ручки вверху - «фонарики».)

Блеском радуют ребят.

16. «Что зимой мы любим делать?»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

 

Что зимой мы любим делать? 

   (поочерёдно соединяют большой  палец с остальными.)

В снежки играть, на лыжах бегать,

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться. 

17.              Зима.

(1  я - 4 – я недели января)

 

«Снегири»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

 

Вот на ветках, посмотри,

Четыре хлопка руками.

В красных майках снегири.

Распушили пёрышки.

Изображают «крылышки»

Греются на солнышке.

Головой вертят,

Повороты головой.

Улетать хотят.

Кыш! Кыш! Улетели!

За метелью, за метелью!

Вращательные движения кистями рук.

 

18.                 « Снежинки»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

 

Ла-ла-ла, ла-ла-ла,

Туча по небу плыла.

Пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить в форме шара (туча).

Вдруг из тучи над землёй

Полетел снежинок рой.

Руки поднять вверх, пальцы развести в стороны. Поворачивать кисти, медленно опуская руки (снежинки летят).

Ветер дунул, загудел –

Подуть на кисти рук (губы округлить и слегка вытянуть вперёд).

Рой снежинок вверх взлетел.

Встряхнуть кистями рук, поднимая вверх, вращать ими (снежинки летят).

Ветер с ними кружится,

Может быть подружится.

Вращать кистями, попеременно скрещивая руки.

19. «Я перчатку надеваю»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

 

Я перчатку надеваю,

Я в неё не попадаю.

Поглаживают по очереди одной рукой другую, как будто надевают перчатки.

Сосчитайте-ка ребятки,

Сколько пальцев у перчатки.

Начинаем вслух считать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Загибают пальчики

 

20.  «Обувь».

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

 

Загибать на обеих руках пальчики по одному, начиная с больших пальцев.

Как у нашей кошки

На ногах сапожки.

Как у нашей свинки

На ногах ботинки.

А у пса на лапках

Голубые тапки.

А козлёнок маленький

Обувает валенки.

А сыночек Вовка –

Новые кроссовки.

Вот так, вот так,

Новые кроссовки.

«Шагать» указательным и средним пальчиками по столу.

21.             Мамин день.

(1 –я неделя февраля – 1 – я неделя марта) 

«Цветочек для мамочки»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

 

Ой, в нашем цветнике

Большой цветок на стебельке.

Раскрывать и закрывать кулачок, пальчики, будто лепестки.

От ветерка качается,

Движения руками вправо-влево.

И мне улыбается!

Я мамочку поцелую

И цветочек подарю ей!

Мимика, жесты.

22.            «Мамин праздник»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

 

Мамочка хорошая,

(Воздушный поцелуй над ладонью.)

Мамочка любимая!

(Поцелуй над другой ладонью.)

Очень я её люблю,

(Сдуваем с ладони поцелуй.)

Поцелуи ей дарю!

(Сдуваем поцелуй с другой ладони.)

 

23.«Большая стирка»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

С мамой мы белье стирали,

Ребенок трет один кулачок о другой.

В речке вместе полоскали. 

Ребенок водит раскрытыми ладонями вправо-влево, имитируя полоскание белья.

Выжали, повесили 

Ребенок сжимает и разжимает кулачки, имитируя развешивание белья.

– То-то стало весело! 

Ребенок выполняет круговые движения кистями рук, ладони вверх, пальцы разведены в стороны.

24.«Радуются взрослые и дети»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

 

Кто ещё радуется солнышку?

Радуется дедушка,

Радуется бабушка,

Радуется мамочка,

Радуется папочка,

Очень радуюсь я.

Рада солнцу вся семья!

Выполнение по образцу за педагогом движений: на каждую строку дети загибают пальчик, 6 строка – сжимать и разжимать кулачок.

 

25.         «8 марта»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

8 марта мамин праздник,

Тук-тук стучится в гости к нам

(стучим кулачком правой руки по ладошки прямой  левой рукой).

А мы поможем маме- в доме подметем,

 Пирогов напечем,

Рубашки постираем

(имитация с движением)

И вместе помечтаем

(сделаем мечтательное выражение лица)

26.                    Игрушки.

(2 – я – 4 – я недели марта)

«Шарик».

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

 

Все пальчики обеих рук – «в щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел –

Стал он тонкий и худой.

27.            «Мои игрушки».

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук. 

Покажу я вам игрушки:

Это курочки пеструшки,

Указательный и большой пальцы каждой руки соединить подушечками (клюв), остальные пальцы направить вверх и слегка согнуть (гребешок).

Это зайка,

Средний и указательный пальцы правой руки направить вверх (ушки зайца), остальные прижать к ладони.

Это пёс.

Ладонь правой руки стоит на ребре (мордочка пса), большой палец направлен вверх (ушко).

Вот машинка без колёс.

Правую ладонь сложить в виде пригоршни и накрыть ею ладонь левой руки.

Это книжки-раскладушки.

Вот и все мои игрушки.

Руки рёбрами поставить на стол, ладони прижать друг к другу, а затем раскрыть.

28. «Юла»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

 

Я юлу кручу, верчу,

И тебя я научу.

Большим пальцем проводить по кончикам других пальцев, от указательного до мизинца и наоборот. Выполнять как правой, так и левой рукой.

29.  Весна.

(1 – я – 4 – я недели апреля)

«К нам весна пришла»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

К нам весна пришла,

Цветы красивые принесла!

Ручки протягивают вперёд «с букетом».

В палисадник мы пошли

И венок себе сплели!

Пальчики двигаются, будто плетут венок.

30.      «Жаворонок»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

 

Птичка, птичка, прилетай!

Весну-красну зазывай!

Птичка крылышками машет,

Веселит детишек наших!

Дети показывают движениями кистей рук как летит птичка.

                       

31.  «Собака»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

 

У собаки острый носик,

Есть и шейка,

Есть и хвостик.

Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх, указательный, средний, безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается («лает собака»)

32. «Повстречались».

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

 

На каждую фразу соединять одноимённые пальцы левой и правой рук по одному начиная с мизинца. На последнюю фразу показать «рога», одновременно выпрямив указательные пальцы и мизинцы.

Повстречались два котёнка: «Мяу – мяу».

Два щенка: «Ав – ав». Два жеребёнка: «И-го-го»

Два телёнка, два быка: «Му-у». Смотри, какие рога!

33.  Лето.

(1 – я – 4 – я недели мая)

«Колокольчики»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

 

В прятки пальчики играют

Сжимать и разжимать пальцы рук.

И головки убирают,

Открывать и закрывать глаза.

Словно синие цветки,

Распускают лепестки

Сводить и разводить пальцы «веером».

Наверху качаются,

Низко наклоняются.

Качание и наклоны кистей вправо-влево.

Колокольчик голубой

Поклонился, повернулся

К нам с тобой.

Круговые движения кистями.

Колокольчики-цветы

Очень вежливы, а ты?

Повороты кистями вправо-влево, ладони сверху опустить на стол.

34.  «Что делать после дождика?»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

 

Что делать после дождика?

Соединяем по очереди все пальцы с большими.

По лужицам скакать!

Щёпоть одной руки приставляем в центр ладони другой.

Что делать после дождика?

Соединяем все пальцы рук с большими.

Кораблики пускать!

Рисуем обеими руками восьмёрку.

Что делать после дождика?

Соединяем все пальцы с большими.

На радуге кататься!

Руки перед грудью, кисти опущены вниз, каждая рука очерчивает дугу.

Что делать после дождика?

Соединяем все пальцы с большими.

Да просто улыбаться!

Улыбаемся.

 

35.  «Насекомые»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

 

Дружно пальчики считаем-

Насекомых называем:

Сжимать и разжимать кулачки.

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зелёным брюхом.

Поочерёдно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.

Это кто же тут звенит?

Ой, сюда комар летит!

Вращать мизинцем.

Прячьтесь!

Спрятать руки за спину.

                            

36.«Бабочка»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

 

Бабочка-коробочка,

Улетай под облачко.

Там твои детки

На берёзовой ветке.

Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. «Бабочка сидит». Имитировать полёт «бабочки».             

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА БИЛИНГВА"

Билингвизм.

О билингвизме сегодня говорят очень много. И надо сказать, эта тема достойна столь пристального внимания.

Слово «билингвизм» происходит от двух латинских: bi – «двойной» и «lingua» - язык») .Таким образом, билингвизм – это способность владения двумя языками, причем степень владения тем или иным языком может быть весьма различной. Отсюда, билингв – человек, который может разговаривать на двух языках.

Виды билингвизма.

Различают следующие виды билингвизма:

В зависимости от ситуации:

- национальный билингвизм (употребление нескольких языков в определенном сообществе) ;

- индивидуальный билингвизм (выбор языка для индивида диктуется конкретной ситуацией) ;

- естественный (бытовой (встречается, в основном, у детей от смешанных браков или в семьях эмигрантов, возникает без видимых усилий благодаря языковому окружению (в т. ч. радио и телевидению) и богатой языковой практике, без осознания специфики языка.) ;

- искусственный (учебный (напротив, характеризуется тем, что знание языка приобретается посредством осознанных действий, включая понимание и применение на практике особенностей языковой системы) .

Согласно возрастным периодам билингвизм имеет следующее разделение:

- ранний, обусловленный пребыванием и жизнедеятельностью в двуязычной культурной среде;

- поздний, при котором овладение вторым языком происходит в старшем возрасте, после овладения родным языком.

С точки зрения степени владения языками и количества речевых действий различаютследующие виды билингвизма:

- рецептивный (воспринимающий) понимание иностранных текстов и речи без умений говорить и писать.

- репродуктивный (воспроизводственный) билингвизм позволяет билингву не только воспринимать (пересказывать) тексты на иностранном языке, но и воспроизводить прочитанное и услышанное.

- продуктивный (порождающий) билингвизм позволяет билингву понимать и продуцировать иностранные тексты, а также создавать их.

Модели организации билингвального образования в ДОУ

Самыми распространенными моделями организации билингвального образования можно назвать три:

- Модель «Один Человек, Один Язык». В соответствии с данной моделью, один воспитатель разговаривает по-русски, а второй - на изучаемом языке, обеспечивая в сознании ребенка соотнесенность языка и человека, говорящего на этом языке.

- «Иммерсионная модель» (иммерсия – погружение) дети погружаются в «языковую ванну». Овладение вторым языком происходит в ходе привычной ежедневной деятельности ребенка (рисование, пение, игра, конструирование и т. д.) .

-«Пространственная модель»заключается в том, что одно из помещений детского сада отводится изучению второго языка. Оно оформляется соответствующим образом и оснащается необходимыми учебно-методическими материалами и инвентаре

ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ ВТОРОМУ ЯЗЫКУ В ДОУ

В этот период формируются физиологические механизмы речевого аппарата. А также происходит формирование пассивного словарного запаса, который в дальнейшем переходит вактивный (ребенок произносит все слова на свой лад, сокращает их, выбрасывает из них слоги, буквы, заменяет их другими, или, наоборот, добавляет буквы и слоги, которых в слове нет) .

Известно, что ребенок, несмотря на бессознательность процесса, овладевает речью не механически, а проводит сложные «мыслительные операции» - анализирует, выводит правила, классифицирует и обобщает. И доказательством тому служат так забавляющие нас «ошибки» и неправильности детской речи.

Ребенок сознательно прилагает усилия для поиска эквивалентов в другом языке, начинает четко дифференцировать оба языка и отвечать на том языке, на котором к нему обращаются. Это означает, что у ребенка сформировались две лингвистические системы, т. е. ребенок приобретает способность мыслить на обоих языках.

Преимущества билингвизма

Раннее обучение языкам требует больших затрат времени и сил. Логичен вопрос: а стоит ли оно того? Чтобы определиться с ответом, приведем несколько фактов.

Факт первый.

Ученые-психофизиологи выяснили, что изучение иностранных языков меняет плотность серого вещества. При этом оказалось, что плотность нейронов больше у тех, кто изучает языки с детства. Это может означать, что у билингвов значительно выше потенциал интеллектуальных возможностей.

Факт второй.

Чтобы ребенок начал активно использовать какое-либо слово, он должен предварительно услышать его около 100 раз. Так как для обозначения одного и того же понятия билингв слышит информацию сначала на одном, затем на другом языке, для того, чтобы перейти к активной речи, он вынужден запомнить в два раза больше слов. То есть усвоение двух языков требует большего объема вербальной памяти.

Факт третий.

Исследователями было установлено, что двуязычное обучение дошкольников положительно влияет на успеваемость в школе. Причем по всем предметам! Ученые сделали вывод, что необходимость общения на двух языках способствует развитию гибкости и активности мышления, что сказывается на усвоении школьной программы и творческих способностях ребенка.

Факт четвертый.

Переключаясь с одного языка на другой, билингвы способны лучше фокусироваться, выполнять несколько задач одновременно.

Факт пятый.

Дивергентное мышление (способность придумать множество способов использовать какой-нибудь предмет, например, скрепку) развито лучше у билингвов, чем у монолингвов. Взрослые билингвы обладают умственной гибкостью, их мозг более устойчив к старческим заболеваниям.

Основные трудности

Наблюдая за развитием двуязычного ребенка, следует опасаться только одного: того, что ни один из языков не будет развит на достаточном уровне. "Мониторинг" должен проводиться в отношении каждого из взаимодействующих языков, но позаботиться нужно только тогда, когда ребенок не в состоянии выразить себя, не может найти контакта со сверстниками, не интересуется происходящим, не хочет "развиваться", узнавать новое, читать, играть ни на одном из них. Двуязычие не является препятствием развитию, а наоборот, способствует этому процессу. Но если у ребенка есть проблемы психического плана, то они будут достаточно ярко проявляться и в его речи.

В развитии двуязычного ребенка, отмечают специалисты, оба языка могут начать развиваться позже, чем у одноязычного, каждый из языков может быть представлен несколько меньшим словарным и грамматическим запасом, но вместе они будут перекрывать потенциал одноязычного ребенка. Многоязычие - это не отдельный вид спорта, а многоборье, где побеждают только всесторонне развитые личности. Познавательная функция речи заставляет родителей открывать ребенку мир через свой родной язык, приобщаться к системе ценностей, типичным способам формулирования своих мыслей, именует окружающее, отделяя осознанное от массы видимого и слышимого. Если эта функция не работает, значит, что-то делается неправильно. Даже если ребенок усваивает оба языка практически одновременно, "второй" язык все равно зависит от "первого", надстраивается над ним.

УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ БИЛИНГВАЛЬНОЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДОУ

Со стороны администрации ДОУ:

- обеспечение учебно-методическим комплектом, литературой;

- оснащение кабинета современным оборудованием, которое включает ИКТ, игровой и демонстрационный материал, наглядный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирующий речевую активность;

- организация семинаров совместно с образовательными учреждениями по взаимодействию и обмену опытом педагогов по проблеме билингвального образования и воспитания;

- обеспечение психолого – педагогического сопровождения образовательного процесса;

- проведение коррекционных логопедических занятий по постановке звуков.

 

Со стороны педагогов:

-создание и реализация образовательной программы, при необходимости гибкое и оперативное внесение соответствующих изменений в организацию образовательной микросреды;

- осуществление контроля выполнения тематического планирования;

- нахождение возможности для общения в разных ситуациях, чтобы отражаемая в речи действительность давала повод для расширения словарного запаса, грамматики и совершенствования коммуникативных навыков;

- трансляция образцов речи и культуры через различные виды деятельности;

- регулярные беседы с родителями о развитии их ребенка;

- изучение опыта работы различных ДОУ с целью применения новых методик и технологий в обучении детей, а также распространение этого опыта.

Немаловажным условием для работы с детьми-билингвами является и профессионализм педагогов. Педагоги используют разнообразные методы и примы, формы работы, стимулирующие речевую деятельность детей. Это практические занятия, проектная деятельность, создание проблемных ситуаций, в которых ребенку необходимо высказаться (высказать свою просьбу, мнение, суждение и т. д., игры, загадки, использование опорных схем и картинок в обучении рассказыванию и др.

Педагогические работники ДОУ осуществляют в своей работе с детьми - билингвами следующие виды деятельности:

- коммуникативная (реализация потребности в коммуникации, умение слушать и слышать “другого”, вовлечение в различные формы речевого общения) ;

- общественная (проведение праздников, конкурсов, выставок, фестивалей) ;

- игровая (развитие познавательной и двигательной активности) ;

- художественно-эстетическая.

Со стороны родителей

Для успеха и уверенности в своих силах детям необходимо ежедневное соучастие в процессе образования не только педагогов, но также и родителей. Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием адаптации и полноценного речевого развития ребенка.

Ни одна, даже самая лучшая образовательная программа не может дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей. Для этого в ДОУ должны создаваться условия для привлечения родителей к участию в образовательно-воспитательном процессе:

- привлечение родителей обучающихся к проведению различных культурно-массовых мероприятий;

- проведение открытых итоговых занятий, отчетных мероприятий с приглашением родителей обучающихся;

- проведение индивидуальных консультаций для родителей;

- оформление и обновление информационного стенда для родителей в холле.

Анкета для  родителей

Уважаемые родители!

Для достижения взаимопонимания в вопросах воспитания и развития детей, а также оказания вам при необходимости профессиональной помощи специалистами и педагогами дошкольного образовательного учреждения, которое посещает ваш ребенок, предлагаем вам ответить на вопросы данной анкеты.

  1. Укажите возраст вашего ребенка _________________________________________________.
  2. Следите ли вы за статьями в журналах, программами радио и телевидения по вопросам воспитания и развития детей по билингвальному образованию? (укажите название) ______________________________________
  3. Читаете ли вы специальную литературу на данную тему? (укажите название книг) __________________________________________________________________________________.
  4. Определите уровень своего доверия дошкольному образовательному учреждению в вопросах воспитания и развития ребенка на русском и татарском языке (нужное подчеркнуть):
  • доверяю;
  • трудно сказать;
  • не доверяю____________________________________________________________________.
  1. Испытываете ли вы трудности в воспитании ребенка? ________________________________
  2. Помощь каких специалистов дошкольного образовательного учреждения вы хотели бы получить:
  • воспитателя татарского языка;
  • педагога-психолога;
  •  учителя-логопеда;
  • музыкального руководителя;
  • инструктора по физической культуре.

Спасибо за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ "СКАЗКА ЗА СКАЗКОЙ" (авторская программа, рецензия)

программа работы в театральной студии для детей старшей группы...

Авторская программа по тестопластике "Волшебные пальчики"

Данная авторская программа по тестопластике разработана для детей 4 - 6 лет. Дети познакомятся с приемами лепки, а так же научатся создавать поделки из соленого теста....

Авторская программа "Ловкие пальчики" по развитию мелкой моторики.

Авторская программа "Ловкие пальчики" по развитию мелкой моторики....

Программа по билингвальной среде

В многонациональном российском государстве, где судьбы многих народов соединены глубокими историческими корнями, национальные языки развивались, оказывая разные влияния один на другой, включая процесс...

Авторская программа "Веселые пальчики"

Уже давно известно, какие блага несет моторика руки: это развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания, подг...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования «Говорящие пальчики» по художественно – эстетическому направлению.

Пояснительная запискаУченые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. В мозгу ребенка центры, отвечающие за речь, и те, что управляют...