РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования «Говорящие пальчики» по художественно – эстетическому направлению.
рабочая программа (младшая группа)

Пояснительная записка

Ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. В мозгу ребенка центры, отвечающие за речь, и те, что управляют движениями пальцев рук, находятся в тесном соседстве и стимулируют друг друга. Именно поэтому можно смело сказать: чем больше малыш умеет делать руками, тем он умнее.

Гармонизация движений мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_govoryashchie_palchiki_v_1_ml.gr_.docx28.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад № 31

городского округа города Райчихинска Амурской области

«ПРИНЯТО»                                                                                     «УТВЕРЖДЕНО»

на заседании педагогического совета                                      Заведующий МДОАУ д/с № 31

Протокол №______________________                                      _______________О.В.Морозова

От «_______»_____________20_____г.                                     «______»____________20____г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования

     «Говорящие пальчики»

по художественно – эстетическому направлению

Возраст детей: 2 – 3 года

Срок реализации программы: 8 месяцев

                                                                            Составитель:

                                                                           воспитатель

                                                                                        1 младшей группы,

                                                                            Маевская С.В.

   

г.Райчихинск, 2020г.

Пояснительная записка

Ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. В мозгу ребенка центры, отвечающие за речь, и те, что управляют движениями пальцев рук, находятся в тесном соседстве и стимулируют друг друга. Именно поэтому можно смело сказать: чем больше малыш умеет делать руками, тем он умнее.

Гармонизация движений мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.

Работа пальцами и разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения, речи, памяти; помогает подготовить руку к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчает развитие навыков письма.

Пальчиковые игры — это замечательный материал для быстрого овладения простейшими математическими понятиями, начиная от счета и кончая такими категориями, как вправо — влево, выше — ниже, дальше — ближе, длиннее - короче, больше – меньше. Следовательно, пальчиковые игры – это стимуляция и развитие речи, универсальный тренинг мелкой моторики рук.

Возрастные и индивидуальные особенности детей 3 года жизни, рекомендованные авторами примерной программы Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой  лежат в основе планирования и проектирования образовательного процесса 3-го года жизни детей.

План работы составлен на принципе культуросообразности.

Образовательный процесс дополнительного образования:

-соответствует развитию личности каждого ребенка;

-обеспечивает единство целей и задач;

-сочетает интеграцию образовательных областей;

-основной является комплексно тематическое планирование в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей в режимных моментах.

Цель:

Развитие речи и мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста

Задачи:

1. Оптимизировать условия для развития речи и мелкой моторики детей соответствующие возрасту, потребностям и их интересам.

2. Обогащать и активизировать словарь детей.

3. Совершенствовать умение детей внятно произносить гласные и согласные (парные) звуки.

4. Развивать мелкую моторику рук.

5. Формировать умение отчетливо произносить слова и короткие фразы.

6. Совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительными, употреблять правильно предлоги.

7. Развивать диалогическую речь.

8. Вовлекать родителей в партнерские взаимоотношения по развитию речи  и мелкой моторики детей через пальчиковые игры и упражнения.

Для решения данных задач выработаны следующие принципы:

 

принцип системности (от простого к сложному, от частного к общему);

- принцип насыщенной предметно-игровой среды по сенсомоторному воспитанию детей;

- принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и физического развития;

- принцип интеграции воспитательных, образовательных и развивающих задач;

- принцип обеспечения активной познавательно-сенсорной практики.

 

Условия реализации программы

8 месяцев обучения, занятия рассчитаны на возраст детей 2-3 года. Всего 31 занятие. Продолжительность каждого занятия 10 минут и 5 минут на подготовку материала. Проводятся один раз в неделю. Во время занятий дети могут сидеть в кругу (на ковре) или за столами, передвигаться по игровой комнате, в зависимости от хода занятия.

Формы работы:

- Упражнения для массажа рук;

- Упражнения, развивающие координацию движений пальцев рук;

- Упражнения без предметов;

- Упражнения с различными предметами;

- Гимнастика для пальцев;

- Упражнения, укрепляющие мышцы кистей рук;

- Разучивание стихов – основы, на которой развивается речь и чувство ритма

- Проговаривание речевого материала

- Комментирование пальчиковых действий.

Система занятий  рассчитана на одно занятие в неделю. Технология программы предусматривает проведение занятий до 15 человек.

Занятия включают в себя пальчиковую гимнастику, самомассаж, пальчиковые игры, речевые разминки. Работа с  материалами (пластилин, краски,  бумага, природный материал, крупы). Рисование нетрадиционными способами.

         Одной из активных форм развития мускулатуры кисти является пальчиковый массаж. Он усиливает кровообращение мышц, делает их более эластичными, улучшает контроль центральной нервной системы за состоянием мышечно-связочного аппарата. Применение пальчиковой гимнастики – это и есть опосредованное тренировочное воздействие, ускоряющее и способствующее становлению навыков письма.

 Ожидаемые результаты

- развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи.

- развитие у детей на основе разнообразной деятельности и эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках.

- способности устанавливать контакты, осуществлять взаимодействие в различных группах, проявлять нравственное отношение к окружающему миру.

Перспективный план работы на год

МЕСЯЦ

СОДЕРЖАНИЕ

ЦЕЛЬ

ОКТЯБРЬ

Массаж пальчиков карандашами «Дровишки» – катание карандаша между ладошками по всей длине пальчиков.

 Игра «Помоги зайчику найти дорожку к домику» (пальчиком провести дорожку к домику)

 Пальчиковая гимнастика «Зайчики»

Развивать мелкую моторику пальцев.

 Развивать координацию рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности. Обогащать словарный запас существительными

ОКТЯБРЬ

Массаж поверхностей ладоней мячиками-ежиками.

Игра «Подарок для мышей и мышат». (Сортировка семечек тыквы и подсолнуха)

 Пальчиковая игра «Кошки – мышки»

Развивать мелкую моторику. Развивать

общую координацию движений, учить

выполнять движения в соответствии с

текстом.

Обогащать словарный запас глаголами,

обозначающими трудовые действия

ОКТЯБРЬ

 Самомассаж кистей и пальцев рук (зубная щетка)

Пальчиковая игра «раз, два, три ,четыре ,пять вот пошел снежок опять»

Аппликация «Первый снег»

Учить детей рвать салфетки и скатывать

мелкие шарики. Развивать мелкую моторику

рук, умение воспроизводить движения в соответствии с текстом. Активизировать

словарь.

ОКТЯБРЬ

Пальчиковая игра «Снегопад»

Лепка «Пирожное»

Развитие мелкую моторику; учить воспроизводить движения пальцев в соответствии с текстом.

НОЯБРЬ

Пальчиковая игра «Пальчики в лесу»       Лепка Пирамидка

Массаж пальчиков мячиком ежиком «Мой веселый мяч – прыгун».

Учить детей лепить круговые предметы, скатывая круговыми движениями ладоней шарики.

Развивать мелкую моторику рук и пальцев., координацию общих движений

НОЯБРЬ

Чтоб Мишке было теплее

Пальчиковая  игра: «сидели два медведя»

Игра «Чудесный мешочек»

Развитие мелкой моторики рук. Учить мелко, рвать бумагу, потом засыпать Мишку «в берлоге».Развивать умение воспроизводить движения в соответствии с текстом.

Развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь (из мешочка

НОЯБРЬ

Аппликация

«Забавный барашек»

Массаж пальчиков с прищепками. Игра «Чудо – прищепки»

Развитие тактильной чувствительности пальцев рук, развитие мелкой моторики рук, ориентировка в малом пространстве, упражнять детей в изготовлении аппликации

НОЯБРЬ

Рисование «Подарок жеребёнку».

Игра «Чудесный мешочек»

Дидактическая игра «теплый – холодный?

Развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, ориентировка в малом пространстве, формирование навыка правильного нажима на карандаш, закреплять умение доводить начатую работу до конца. Развивать речевой слух, правильное речевое дыхание.

 

ДЕКАБРЬ

Идет снег»

 

Пальчиковая игра «Мы во двор пошли гулять»

Учить детей делать аппликацию манной крупой. Развивать мелкую моторику пальцев. 

учить выполнять движения в соответствии с текстом

ДЕКАБРЬ

Апликация «Коврик для котёнка».

 

Игра «Назови ласково елку»

 

Развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности пальцев рук, ориентировка в малом пространстве, формирование навыка оперирования ножницами, формирование навыка со дружественного движения руки и глаз. Развивать речевую активность детей; упражнять их в правильном звукопроизношении.

 

ДЕКАБРЬ

Игра «Ежики и ежата» (втыкание спичек в большой и маленький пластилиновый комочек)

П.и два веселых гуся с пропеванием

Совершенствовать мелкую моторику пальцев и рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию.

Формировать умением пользоваться высотой и силой голоса.

ДЕКАБРЬ

Пальчиковая игра «Ну-ка, ну-ли».

Рисование «Коврик»

Формировать умение проговаривать строки стихотворения (п.и)произнести звуки, которые издают домашние и дикие животные и птицы.

Развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности пальцев рук.

ЯНВАРЬ

 Массаж крутить карандашом (Катание гладкого и ребристого карандаша между ладонями)

Игра «облака ». На трафарете  из бумаги приклеить комочки ваты.

Развивать мелкую моторику рук.

Учить детей из ваты катать круглые предметы круговыми движениями между ладоней шарики. Обогащать словарный запас прилагательными, обозначающими цвет.

ЯНВАРЬ

Игра «Покатай, покатай». (Катание карандаша по столу) .

 Лепка «Новогодняя шарики на елку».

 

Развивать мелкую моторику рук. Учить детей лепить круглые предметы, скатывая круговыми движениями ладоней шарики. Формировать контроль за мышечными ощущениями. Отрабатывать ритмичность в выполнении действий (сильно, слабо надавливание указательным пальцем на шарик) .

ЯНВАРЬ

Пальчиковая игра «Елочка».

Аппликация «Собери бусы на елку» - приклеивание бус на нитку.

Формировать умение согласовывать движения рук с речью, договаривать строки стихотворения

ФЕВРАЛЬ

Пальчиковая игра «Большие и маленькие шары»

«Снежные хлопья» - отрывание маленьких кусочков белой бумаги и приклеивание их на лист.

Выполнять упражнения в повороте

 кистей рук. Обогащать словарный запас существительными.

ФЕВРАЛЬ

«Снегопад в лесу» (на трафарете зеленой елки из бархатной бумаги приклеить комочки ваты).

Застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков.

Развивать мелкую моторику рук и пальцев

Учить мелко рвать вату.

ФЕВРАЛЬ

Аппликация «Подарок папе»

П.и Снежинки

Массаж пальчиков мячиком ежиком «Этот мячик не простой»

Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов. Приучать слушать речь, понимать, о чем говориться в потешке, соотносить слова с действиями пальцев, развивать речь.

ФЕВРАЛЬ

Игра «Чтоб Мишке было теплее».

Развивать мелкую моторику рук и пальцев

Учить мелко, рвать бумагу, потом засыпать Мишку  «В берлоге».

МАРТ

Пальчиковая игра «Есть у каждого свой дом».

Активизировать словарь детей

МАРТ

Аппликация крупой «Посыпаем дорожку».

 

Учить детей посыпать тремя пальчиками

 песок (крупу, развивать мелкую моторику пальцев).

МАРТ

Игра «Следы от капели» (на манке ставить пальчиками точки) .

Рисование по мокрому на свободную тему

Развивать способность к произвольному запоминанию текста. Помочь ребенку понять содержание песенки, развивать речевую активность. Развивать мелкую моторику пальцев и ритмично ставить точки указательным пальцем.

МАРТ

Пальчиковая игра «Пальчик о пальчик».

«Червячки для грачей» - лепка из пластилина.

Выполнять упражнения в повороте кистей рук. Активизировать словарный запас

АПРЕЛЬ

 «Покатай, покатай» - катание гладкого и ребристого карандаша между ладошками.

Аппликация « Ракета»

Учить называть цвета карандашей

Обогащать словарный запас существительными.

Развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности пальцев рук.

АПРЕЛЬ

Массаж пальчиков с прищепками. Игра «Чудо - прищепки»

Рисуем ватными палочками

«Полянка»

Обогащать словарный запас прилагательными

Развитие мелкой моторики рук,

 тактильной чувствительности пальцев рук.

АПРЕЛЬ

Пальчиковая игра «Мы во двор пошли гулять».

Аппликация приклеить из спичек солнечные лучи вокруг желтого кружка.

Развивать мелкую моторику рук; учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Выполнить плавные движения рукой перед собой. Способствовать развитию речи.

АПРЕЛЬ

Массаж пальчиков мячиком ежиком. Игра Колючий ежик».

Игра «Ежики и ежата». (Втыкание спичек в большой и маленький пластилиновый комочек)

Развивать мелкую моторику рук, ручную умелость; формировать навыки выразительности, пластичности движений.

Совершенствовать мелкую моторику пальцев и рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию, активизировать словарь «игла».

МАЙ

Рисование «Салют над городом»

П.и «Весна»

Учить выполнять движения ладонями в одну сторону. Обогащать словарный запас глаголами

МАЙ

Массаж крутить карандашом (Катание гладкого и ребристого карандаша между ладонями)

Аппликация «Багульник»

 

Учить дуть поочередно на одну ладонь, затем на другую. Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата

 

Развивать мелкую моторику рук, ручную умелость

Материальное обеспечение: дидактические, подвижные игры, картины и иллюстрации, фланелеграф,  картотека пальчиковых игр, необходимые материалы и инструменты

Техническое обеспечение: музыкальный центр, компьютер, проектор.

Список литературы:

1. Железнова Е. Пальчиковые игры / Е. Железнова - М. : Феникс, 52 с.

2. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить; М., «Советская Россия», 1973. (интернет-ресурсhttp://pedlib.ru/Books/5/0362/5_0362-1.shtml)

3. Крупенчик О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Младшая группа детского сада. – СПб. : издательский Дом «Литера», 2011. – 32с.

4. Черенкова Е. Ф. Оригинальные пальчиковые игры / Е. Ф. Черенкова - М. : Рипол Классик, 2010. - 45 с.

5. Мальцева И. В. Пальчиковые игры для детей. От 3 до 7 лет. / И. В. Мальцева - М. : Азбука-классика, 2010. - 117 с.

6.Примерная общеобразовательная программа  «От рождения до школы» Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

7. Электронные ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА музыкального руководителя по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направление «Музыкальное развитие» на 2015 – 2016 учебный год

Рабочая программа музыкального руководителя разработана для детей от 2-х до 8-ми лет и определяет обязательную  часть  основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей от...

Рабочая программа дополнительного образования «Умные ручки» по художественно-эстетическому развитию для детей 3-4 года Срок реализации - 1 год

Истоки творческих способностей  и дарований детей на кончиках их пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшиеручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем бо...

Рабочая программа дополнительного образования «Выжигание по дереву» (художественно – эстетическое развитие») Возраст детей: 5-7 лет Срок реализации программы – 8 месяцев

Образовательная программа «Выжигание» является модифицированной.  Разработана на основе программы Куруленко Т.Ю.   Книги Стефан Пул «Выжигание по дереву» Москва: &laq...

Программа для детей дошкольного возраста по художественно-эстетическому направлению «Волшебные пальчики»

Цель: Создание благоприятных условий для выявления, развития и поддержки талантливых детей, обеспечение их самореализации в соответствии с их  интересами, способностями и возможностями...

Рабочая программа дополнительного образования «Очумелые ручки» по художественно-эстетическому развитию для детей 4-5 лет

Проблемы развития детского творчества в настоящее время является одной из актуальных проблем. Ведь речь идет о важнейшем условии индивидуального своеобразия личности ребенка уже на первых этапах ее ст...

Рабочая образовательная программа дополнительного образования «Мир глазами детей» (художественно-эстетическое развитие)

Программа «Мир глазами детей» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и Федеральной образовательной программы...

Рабочая программа кружка "Веселая мастерская" старшая группа художественно- эстетической направленности

ull; Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами разных техник.• Обучать различным приемам работы с бумагой.• Формировать умения следовать устным инструкциям....