Экологическая программа
рабочая программа

Юсупова Елена Владимировна

экологическая программа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение - детский сад №  34 «Светлячок» комбинированного вида  г. Кызыла  Республики Тыва

ПРИНЯТО:                                                            

 На педагогическом совете

протокол № _____

от «___»_________ 20___ г

                

УТВЕРЖДЕНО:

Приказом                         директора

от «     »________20 __ г.

 №_____

______________    Деменкова Н.И.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по экологическому воспитанию

педагога дополнительного образования эколога

на  2019-2020 учебный  год

Кызыл-2019 г

Структура  рабочей программы

1. Целевой раздел:

1.1.     Пояснительная записка.

  1. Цели и задачи основной образовательной программы
  2. Планируемые результаты освоения программы
  3. Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста
  4.     Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов                      освоение рабочие программы
  1.     Содержательный раздел.

2.1    Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями  развития ребенка

2.2. Образовательная область «Познавательное развитие»

2.3 Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы

2.3 Тематический план.

2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

3. Организационный раздел

  1. Материально-техническое обеспечение.

3.2.  Режим работы педагога дополнительного образование  эколога

  1. Целевой раздел

1. Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка

Настоящая программа разработана по программе развития и воспитания детей в детском саду «Детство, В.И Логиновой, Т.И Бабаевой, программы экологического образования  детей «Мы», Н.Н Кондратьевой, Т.А Шиленок, Т.А Макаровой, Т.В Виноградовой  и в соответствии с федеральным государственными образовательными стандартами к структуре основной  общеобразовательной программы дошкольного образования.

Мы определяем это пособие как рабочая - программа, которая направлена на
формирование у воспитанников экологического сознания, как основы для формирования нового типа отношений между человеком и природой, обеспечивающих социальную спешность, сохранение и укрепление здоровья детей, включая этнокультурную составляющую.

Предлагаемая программа представляет собой цикл мероприятий по развитию экологических знаний у детей 4-7 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей взаимно связи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, рассматривания и сравнения. Непосредственно образовательная деятельности (далее НОД) проводится фронтально. Количество НОД по учебной программе составляет 1занятие в неделю продолжительностью 20 минут - средние группы, 25 минут – старшие группы, 30минут - подготовительные группы в соответствии с нормами Сан Пин.

Реализуемая программа строится на принципе личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.

Опираясь на принципы гуманистической педагогики, главной целью педагогической деятельности по достижению эффективности реализации рабочей программы считаем создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника, коррекция речевых нарушений.

        

                                                    1.2 Цели и задачи программы

 

Программа направлена на решение следующих задач в соответствии с ФГОС дошкольного образования:

Цель программы - формирование основ экологической культуры  личности   дошкольников.
Задачи:

1.Расширять и обобщать знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной
системе.

2.Развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, строить
предположения и предлагать способы и проверки, находить причинно- следственные
связи.

3.Формировать осознанное и бережное отношение детей к природе.

4.Формировать умения разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами.

5.Развивать любознательность детей, поддерживать проявления самостоятельности в познании окружающего мира.

6.Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный
мир;

7.Обогащать представление детей о природе родного края и различных природных зон, о
многообразии природного мира, причинах природных явлений, об особенностях
существования животных и растений в сообществе, о взаимодействии человека и
природы;

8. Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и

   эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;

9. Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через                                            понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.

         Таким образом, решение программных задач осуществляется в совместной деятельности
взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках  непосредственно  образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. Построение содержания рабочей - программы в основе своем отталкивается от окружающего мира. Через предметное окружение, явления общественной жизни, знакомства с родным краем, миром природы, ребенок формирует первое представление картины мира, адаптируется и взаимодействует в этом мире.

Принципы и подходы в организации экологического воспитания.

   1.Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие
  ребенка.

   2. Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики).
  3. Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать
поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально
приближаясь к разумному «минимуму»).

 4.Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников.

5.Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

6.Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.
7. Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности
дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при
проведении режимных моментов.

8.Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (игра)

 9. Строится на принципе культуросообразности. Учитывает национальные ценности и традиции в образовании.

Задачи экологического воспитания в средней группе

1 квартал

  • Уточнение представлений об осени по существенным признакам сезона.
  • Узнавание деревьев и кустарников, произрастающих в Республике Тыва. Выделение отличительных признаков деревьев и кустов.
  • Различение и называние 2–3 комнатных растений. Представление о поливе как удовлетворении потребностей растения во влаге.
  • Уточнение представлений о домашних и диких зверях Республике Тыва о приспособлении их к сезонным изменениям в природе.
  • Закрепление представлений о фруктах и овощах и их значении для здоровья людей.

2 квартал

  • Расширение представлений о явлениях неживой природы зимой.
  • Установление связей между живой и неживой природой.
  • Различение хвойных и лиственных деревьев края.
  • Уточнение представлений о жизни диких животных (в том числе в Республике Тыва) зимой: пища, способы добывания, условия жизни.
  • Закреплять умение узнавать, сравнивать и называть комнатные растения.
  • Расширять представления детей о зубах и их функциях.

3 квартал

  • Уточнение представлений о признаках весны, особенностях состояния деревьев.
  • Расширение представлений о жизни диких животных Республике Тыва весной, о птицах края, их образе жизни, размножении, поведении; о насекомых.
  • Упражнение в навыках посадки растений.
  • Развитие наблюдательности, осторожного и доброжелательного поведения во время игры в природе.
  • Развивать умение заботиться о своем здоровье ( соблюдение гигиенических навыков, одежда по погоде, понимание значения зарядки и физкультурных занятий.

Задачи экологического воспитания в старшей группе

1 квартал

  • Обобщение представлений о лете. Формирование об осени как о времени года. Освоение представлений о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха).
  • Конкретизация представлений о функциях растений (питание, дыхание, движение, рост и развитие) на примере растений разных  экосистем (Республика Тыва)
  • Познакомить детей с органами дыхания: дать понятие, как воздух путешествует по организму.
  • Закрепить представление детей об овощных культурах и их пользе.
  • Дать первоначальное представление о значении железной дороги в жизни людей.

2 квартал

  1. Систематизация представлений о зиме.
  2. Формирование представлений о приспособлении зверей, птиц, рыб, насекомых к зимним условиям.
  3. Формирование представления о средах обитания: наземной, воздушной, водной.
  4. Познакомить с реками, протекающими по территории города Кызыла
  5. Понимание детьми роли человека в нарушении и сохранении целостности конкретной экосистемы, освоении правил поведения в ней.
  6. Развитие интереса к профессиям железнодорожников, в том числе познакомить с профессией эколога на железной дороге.
  7. Познакомить с несколькими видами лекарственных растений.

3 квартал

  • Обобщение представлений о характерных признаках весны.
  • Системы представлений о местах обитания домашних животных, диких зверей, насекомых, обитающих в различных природных зонах Красноярского края.
  • Обобщение представлений о том, что все живые существа, растут, развиваются, размножаются.
  • Конкретизация представлений о том, что растения вырастают из семян.
  • Формирование представлений о способности человека и живых существ чувствовать состояние среды (температуру, влажность, наличие пищи, освещенность).
  • Познакомить с органами дыхания человека.

Задачи экологического воспитания в подготовительной к школе группе

1 квартал

  • Систематизация знаний об осени, взаимосвязь живой и неживой природы.
  • Дать понятие Вселенная, Космос, Солнечная система, планеты, определение места планеты Земля в Солнечной системе. Местоположение нашей страны, города, края на глобусе и карте.
  • Расширение представлений об использовании человеком факторов природной среды: Солнца, воды, воздуха для удовлетворения своих потребностей. Понятие охраны окружающей среды.
  • Расширить и закрепить знания детей о человеке (питание, дыхание, чувства, размножение и развитие).
  • Систематизация и обобщение знаний о человеке, об отличии человека от растений и животных.

2 квартал

  • Систематизация и обобщение представлений о типичных зимних явлениях в неживой природе, о зависимости живой природы от неживой.
  • Расширение представлений о жизни на Крайнем Севере и в тундре; о приспособлении человека к жизни в суровых условиях.
  • Развивать творчество и фантазию детей, желание смоделировать поезд в соответствии с новыми экологическими требованиями.
  • Расширять знания о микробах, бактериях, вирусах и путях их попадания в организм человека.

3 квартал

  • Систематизация и обобщение представлений о типичных весенних явлениях в природе.
  • Представление о жизни океанов, тропиков, субтропиков, пустынь.
  • Расширение знаний о жизни живых существ в условиях разных экологических систем Республика Тыва
  • Расширение и уточнение представлений о признаках роста и развития живых организмов (увеличение тела, фазы жизненного цикла).
  • Познакомить детей с органом осязания – кожей. 

        1.3 Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста

                             

Возрастные особенности детей 4-5 лет.

   

Ребенок пятого года жизни отличается высокой активностью. Это создает новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни. Развитию самостоятельности в познании способствует, освоение знаний способствует освоение детьми системы разнообразных обследовательских действий, приемов простейшего анализа, сравнения, умения наблюдать. Ребенок способен активизировать объекты одновременно по 2-3признакам: цвету и  форме, форме и материалу и т.п. он может анализировать предметы по цвету, форме, размеру, запаху, вкусу и другим свойствам, находя различия и сходства.

Возрастные особенности детей 5-6 лет.

В старшем дошкольном возрасте возрастают, возможности памяти возникает, намеренное
запоминание в целях последующего воспроизведения материала; более устойчивым
становится внимание. Происходит развитие всех познавательных психических процессов.
Повышаются острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух, значительно возрастает точность оценок веса и пропорций предметов,
систематизируются представления детей. Расширяется общий кругозор детей. Интересы
старших дошкольников постепенно выходят за рамки ближайшего окружения детского сада и
семьи. Детей привлекает широкий социальный и природный мир, необычные события и
факты. Их интересуют обитатели джунглей и океанов, космоса и далеких стран и многое
другое. Под руководством педагога дети включаются в поисковую деятельность, принимают и самостоятельно ставят познавательные задачи, выдвигают предположения о причинах и
результатах наблюдаемых явлений, используют разные способы: опыты, эвристические
рассуждения, длительные сравнительные наблюдения, самостоятельно делают маленькие
открытия».

Возрастные особенности детей 6-7 лет

На седьмом году жизни происходят большие изменения в физическом, познавательном,

эмоциональном и социально-личностном развитии старших дошкольников, формируется
готовности к предстоящему школьному обучению.

Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта. Дети интересуются событиями прошлого и будущего жизнью разных народов, животным и растительным миром разных стран. Обсуждая с детьми эти проблемы, педагог стремится воспитать детей в духе миролюбия, уважения ко всему живому на земле. Он показывает детям, как их добрые поступки делают жизнь лучше и красивей.

На седьмом году жизни расширяются возможности развития самостоятельной познавательной деятельности Детям доступно многообразие способов познания: наблюдение и самонаблюдение, сенсорное обследование объектов, логические операции (сравнение, анализ, синтез, классификация), простейшие измерения, экспериментирование с природными и рукотворными объектами. Развиваются возможности памяти. Увеличивается ее объем, произвольность запоминания информации. Для запоминания дети сознательно прибегают к повторению, использованию группировки, составлению несложного опорного плана, помогающего воссоздать последовательность событий или действий, наглядно-образные средства.

1.4 Планируемые результаты освоения Программы

        Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.                                                                                                                                                                                             К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

                                             

                    Дети средней группы к концу года могут:

  • Уметь рассказывать о своем родном городе, крае, знать название главной реки края (Енисей) и города (Чулым).
  • Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними.
  • Знать и называть диких животных, которые встречаются на территории Красноярского края.
  • Знать и называть птиц, которых они наблюдали во время прогулок.
  • Делиться своими познаниями о живом и неживом.
  • Не рвать и не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им (не кормить собаку сладостями и т.п.)
  • Знать о значении овощей и фруктов для здоровья людей.

                                                   Дети старшей группы к концу года могут:

  • Знать название родного города, края, страны, знать, как называется главный город края и страны.
  • Анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе.
  • Знать 2-3 вида травянистых растений, 4–5 видов зимующих птиц.
  • Иметь представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот.
  • Знать о растениях и способах их вегетативного размножения.
  • Знать об обитателях комнаты природы.
  • Знать о повадках диких животных.
  • Знать о помощи человека природе.
  • Иметь представления о значении сна в жизни человека
  • Знать некоторые виды лекарственных растений.
  • Иметь представления о влиянии спортивных игр и упражнений на здоровье детей.
  • Знать и понимать значение железной дороги в жизни людей.

                             

             Дети подготовительной группы к концу года могут:

  • Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес и номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада, его название, эмблему, гимн.
  • Знать герб, флаг, гимн России, герб и флаг родного города и края.
  • Знать о людях разных национальностей, населяющих наш край, об их обычаях, традициях, фольклоре и труде.
  • Объяснять экологические зависимости; Устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.
  • Ухаживать за растениями и животными в уголке природы.
  • Иметь представления о различных объектах природы: о растительности леса, луга, сада, поля.
  • Знать о домашних и диких животных и птицах, в том числе о птицах и животных края, Красной книге России и Республика Тыва.
  • Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.
  • Знать о простейших способах использования лекарственных растений.
  • Знать строение своего организма в целом, а так же иметь представление о назначении отдельных его органах и частей.
  • Знать о способах укрепления и оздоровления своего организма.
  • Знать о различных видах спорта, о положительном влиянии спортивных упражнений на организм человека.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения рабочей                                                                                программы.

        Мониторинг детского развития проводиться два раза в год (осенью в сентябре и весной в май). Основная задача  мониторинга заключается в том, что бы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса организуемого в дошкольном учреждении на развитие ребенка.

        Он основывается на анализе достижения детьми промежуточных результатов, которые описаны  в каждом разделе образовательной программы.

   Форма проведения мониторинга  преимущественно представляет  собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом. Данные о результатах мониторинга заносятся в Диагностическую карту  в рамках образовательной программы.

          Анализ карт развития позволяет оценить эффективность образовательной программы и организацию образовательного процесса в группе детского сада.

    В целях предотвращения переутомления воспитанников во время мониторингового исследования занятия не проводятся.  

 Диагностика уровня развития по разделу «Ребенок открывает мир природы» (средняя группа)

Ф. И. ребенка

Знания о травянистых и комнатных растениях,  деревьях и кустарниках

Знания об основных органах (частях) и функциях,  росте и развитии растения

Практические умения. Самостоятельность ребенка в труде

Знания о потребностях и среде обитания животных

Знания о среде обитания птиц

Знания об особенностях питания птиц

Знания о речных и аквариумных рыбах

Знания о сезонных изменениях в жизни

насекомых, умение различать и называть их

Знания о человеке, о здоровом образе жизни

Итого

Диагностика уровня развития по разделу «Ребенок открывает мир природы» (старшая группа)

Ф.И.ребенка

Познавательные

И речевые умения

Практические умения

Знания о травянистых и комнатных растениях, деревьях и кустарниках

Знания об основных органах (частях) растения и их функциях

Представления о стадиях роста растения, сезонных изменениях

Итого

Умение ухаживать за животными

Умение устанавливать связи между внешним видом животных и средой обитания

Представления о зимовье зверей

Умение различать и называть насекомых

Знания о зимующих и перелетных птицах

Знания о среде обитания, особенностях питания птиц

Знания о речных и аквариумных рыбах

Итого

Итого

Диагностика уровня развития по разделу «Ребенок открывает мир природы»

 (подготовительная группа)

Ф. И. ребенка

Знания о травянистых и комнатных растениях,  деревьях и кустарниках

Знания об основных органах (частях) и функциях,  росте и развитии растения

Практические умения. Самостоятельность ребенка в труде

Знания о потребностях и среде обитания животных

Знания о среде обитания птиц

Знания об особенностях питания птиц

Знания о речных и аквариумных рыбах

Знания о сезонных изменениях в жизни

насекомых, умение различать и называть их

Знания о человеке, о здоровом образе жизни

Итого

Вопросы и задания для детей   средней группы

  1. Назови и покажи животных на картинке (по 3-4 вида диких и домашних)
  2. Назови и покажи птиц на картинках (3-4 вида).
  3. Чем птица ест, чем покрыто тело птицы?
  4. Назови и покажи рыб, которые живут в аквариуме.
  5. Назови и покажи части тела рыбы на картинке.
  6. Расскажи и покажи, какие деревья ты знаешь? (2-3 вида)
  7. Как растения приспосабливаются к сезонным изменениям в природе?
  8. Назови и покажи овощи, фрукты (4-5 вида).
  9. Назови и покажи комнатное растение, которое растёт в вашем уголке природы (3-4 вида).
  10.  Назови, какое сейчас время года, какое время года было? (найди и покажи на картинке).
  11. Каких насекомых ты знаешь? (3-4 вида покажи и назови).
  12. Как человек одевается в соответствии с сезонными изменениями?

9-14  – низкий уровень

15-21 – средний уровень

22-27 – высокий уровень

Вопросы и задания для детей старшей группы

  1. Расскажи и покажи, какие деревья, кустарники на нашем участке ты знаешь (3-4 вида).
  2. Назови и покажи комнатные растения нашей группы (5-6 видов).
  3. Назови и покажи части растений.
  4. Покажи, какие растения необходимо часто поливать, какие редко. Объясни почему?
  5. Зачем растению стебель, ствол, листья, корни?
  6. Назови и покажи на картинке животных (5-6 видов диких и домашних).
  7. Как нужно ухаживать за животными?
  8. Чем отличаются домашние животные от диких?
  9. Расскажи, что делают в зимнее время медведь, заяц, волк?
  10. Расскажи, каких насекомых ты знаешь (3-4 вида). Какую пользу приносит пчела, божья коровка?
  11. Назови зимующих птиц (5-6 видов)
  12. Назови перелётных птиц. Почему они улетают в тёплые края?
  13. Д/И «Каждому свой домик» (классификация животных: насекомые, рыбы, птицы, звери – дикие, домашние).
  14. Расскажи о том, кто живёт в нашем аквариуме? Зачем рыбе нужен хвост, плавники?

10-15 – низкий уровень

16-22 – средний уровень

23-30 – высокий уровень

Вопросы и задания для детей  подготовительной группы

  1. Расскажи о комнатных растениях нашей группы (с показом от 6 и более).
  2. Какие условия необходимы для комнатных растений?
  3. Расскажи и покажи, какие деревья, кустарники на нашем участке ты знаешь (5 и более видов).
  4. Определи, какие растения надо полить.
  5. Назови и покажи части растений.
  6. Как нужно ухаживать за растениями? Покажи и расскажи.
  7. Назови, каких домашних животных ты знаешь. Почему они так называются?
  8. Каких зверей можно встретить в лесу? Почему их называют дикими?
  9. Как животные приспосабливаются к сезонным изменениям в природе?
  10. Как называются птицы, улетающие на зиму? Каких перелётных птиц ты знаешь?
  11. Назови зимующих у нас птиц. Почему они так называются?
  12. Расскажи, чем питаются птицы, в зависимости от времени года.
  13. Каких животных, живущих в воде, ты знаешь? Почему рыбы могут жить только в воде?
  14. Расскажи и покажи (картинки), каких насекомых ты знаешь?
  15. Расскажи, какую пользу приносят насекомые (пчела, муравей, божья коровка).
  16. Чем занимаются люди в зависимости от времени года.

9-14 – низкий уровень

15-21 – средний уровень

22-27 – высокий уровень

Оценка уровня овладения ребенком необходимыми навыками  и умениями по экологическому воспитанию:

1балл – ребенок может выполнить предложенные задания оценки, помощь взрослого  не принимает;

2балла - ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания;

3балла - ребенок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого;

4балла – ребенок выполняет самостоятельно с частичной помощью взрослого все предложенные задания;

5балла – ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно.

Таблицы мониторинга  заполняются дважды в год – в начале и в конце года , для проведение сравнительной диагностики. Технология работы с таблицами включает два этапа.

1 этап.  Напротив фамилии  и имени ребенка проставляются  баллы в каждой ячейки указанного параметра по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение можно получить, если баллы сложить(по строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятой долей).Этот показатель необходим для написания характеристики конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения программы.

2 этап, Когда дети прошли диагностику, просчитать итоговый показатель по группе  (среднее значение можно получить, если все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество параметров, округлить до десятых долей). Этот показатель необходим для описания обще  групповых тенденций, а также для ведения учета обще групповых промежуточных результатов освоение программы.

 Наличие математической обработки результатов мониторинга, уровней овладения детьми необходимыми навыками и умениями и освоениями каждым ребенком программы экологического воспитания.

                                                      2.Содержательный раздел

2.1.  Описание экологического воспитания.

        Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей по экологическому воспитанию, и охватывать познавательное направление развития и образования детей.

         Осваивая экологические знания, ребенок узнает о своих собственных конституциональных особенностях, центральных звеньях пространственно-временной организации мира телесности и  конечности живых существ, о непреходящей ценности жизни. Так, знания о живом организме позволяет ребенку в дальнейшем осознать себя Человеком, творением космическим, частью природы. В процессе освоения экологических знаний, умений и навыков ребенок начинает осознавать себя мерой всех вещей, нравственным критерием природоохранного  отношения; причиной всех возможных неблагоприятных последствий взаимодействия с природой и преобразующей силой мироздания. Это существенно совершенствует, нравственную воспитанность, способствует духовному росту личности. Наконец, ребенок начинает ощущать свою видовую принадлежность и привязанность к матери, семье, этническому сообществу, определенному образу жизни. Формируются первичные представления о малой родине и Отечестве представление о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы ,   многообразии стран и народов мира.

        Через познания живого происходит одухотворения бытия, эстетическое восприятие природы, формируется этика взаимодействия человека с миром. Освоение этих представлений в дошкольном  детстве помогает личности утвердиться в мире, уверенность в себе дает возможность выразить себе в общении с окружающим.

2.2Образовательная область  «Познавательное развитие»

        Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы.

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

Развитие познавательно-

исследовательской деятельности

Первичные представления об объектах окружающего мира. Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире, развивать наблюдательность и любознательность.

Ознакомление с миром природы

Расширять представления детей о природе. Знакомить с домашними животными, обитателями уголка природы (с золотыми рыбками, кроме вуалехвоста и телескопа, карасем и др.), птицами (волнистые попугайчики, канарейки и др.). Знакомить детей с представителями класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха), их внешним видом и способами передвижения (у ящерицы продолговатое тело, у нее есть длинный хвост, который она может сбросить; ящерица очень быстро бегает). Расширять представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка). Продолжать знакомить с фруктами (яблоко, груша, слива, персик и др.), овощами (помидор, огурец, морковь, свекла, лук и др.) и ягодами (малина, смородина, крыжовник и др.), с грибами (маслята, опята, сыроежки и др.). Закреплять знания детей о травянистых и комнатных растениях (бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула и др.); знакомить со способами ухода за ними. Учить узнавать и называть 3–4 вида деревьев (елка, сосна, береза, клен и др.). Рассказывать детям о свойствах песка, глины и камня.

Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь и др.), подкармливать их зимой. Расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т. п.). Учить детей замечать изменения в природе. Рассказывать об охране растений и животных. Сезонные наблюдения Осень. Учить детей замечать и называть изменения в природе: похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды, птицы улетают на юг. Устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало — исчезли бабочки, жуки; отцвели цветы и т. д.). Привлекать к участию в сборе семян растений. Зима. Учить детей замечать изменения в природе, сравнивать осенний и зимний пейзажи. Наблюдать за поведением птиц на улице и в уголке природы. Рассматривать и сравнивать следы птиц на снегу. Оказывать помощь зимующим птицам, называть их. Расширять представления детей о том, что в мороз вода превращается в лед, сосульки; лед и снег в теплом помещении тают. Привлекать к участию в зимних забавах: катание с горки на санках, ходьба на лыжах, лепка поделок из снега. Весна. Учить детей узнавать и называть время года; выделять признаки весны: солнышко стало теплее, набухли почки на деревьях, появилась травка, распустились подснежники, появились насекомые. Рассказывать детям о том, что весной зацветают многие комнатные растения. Формировать представления о работах, проводимых в весенний период в саду и в огороде. Учить наблюдать за посадкой и всходами семян. Привлекать детей к работам в огороде и цветниках. Лето. Расширять представления детей о летних изменениях в природе: голубое чистое небо, ярко светит солнце, жара, люди легко одеты, загорают, купаются. В процессе различных видов деятельности расширять представления детей о свойствах песка, воды, камней и глины. Закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи, ягоды и грибы; у животных подрастают детеныши.

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Развитие познавательно- исследовательской деятельности

Первичные представления об объектах окружающего мира. Закреплять представления о предметах и явлениях окружающей действительности. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений. окружающего мира. Формировать желание действовать с разнообразными дидактическими играми и игрушками (народными, электронными, компьютерными и др.). Побуждать детей к самостоятельности в игре, вызывая у них эмоционально-положительный отклик на игровое действие.

Ознакомление с миром природы

Расширять и уточнять представления детей о природе. Учить наблюдать, развивать любознательность. Закреплять представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых растениях. Познакомить с понятиями «лес», «луг» и «сад». Продолжать знакомить с комнатными растениями. Учить ухаживать за растениями. Рассказать о способах вегетативного размножения растений. Расширять представления о домашних животных, их повадках, зависимости от человека. Учить детей ухаживать за обитателями уголка природы. Расширять представления детей о диких животных: где живут, как добывают пищу и готовятся к зимней спячке (еж зарывается в осенние листья, медведи зимуют в берлоге). Познакомить с птицами (ласточка, скворец и др.). Познакомить детей с представителями классов пресмыкающихся (ящерица, черепаха и др.) и насекомых (пчела, комар, муха и др.). Формировать представления о чередовании времен года, частей суток и их некоторых характеристиках. Знакомить детей с многообразием родной природы; с растениями и животными различных климатических зон. Показать, как человек в своей жизни использует воду, песок, глину, камни. Использовать в процессе ознакомления с природой произведения художественной литературы, музыки, народные приметы. Формировать представления о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее. Учить укреплять свое здоровье в процессе общения с природой. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон — растительность — труд людей). Показать взаимодействие живой и неживой природы. Рассказывать о значении солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений

Сезонные наблюдения Осень. Закреплять представления о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных и человека. Знакомить детей с тем, как некоторые животные готовятся к зиме (лягушки, ящерицы, черепахи, ежи, медведи впадают в спячку, зайцы линяют, некоторые птицы (гуси, утки, журавли) улетают в теплые края). Зима. Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры), особенностях деятельности людей в городе, на селе. Познакомить с таким природным явлением, как туман. Весна. Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе: тает снег, разливаются реки, прилетают птицы, травка и цветы быстрее появляются на солнечной стороне, чем в тени. Наблюдать гнездование птиц (ворон и др.). Лето. Расширять и обогащать представления о влиянии тепла, солнечного света на жизнь людей, животных и растений (природа «расцветает», много ягод, фруктов, овощей; много корма для зверей, птиц и их детенышей).

Дать представления о съедобных и несъедобных грибах (съедобные — маслята, опята, лисички и т. п.; несъедобные — мухомор, ложный опенок).

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)

Развитие познавательно- исследовательской деятельности

Первичные представления об объектах окружающего мира. Продолжать расширять и уточнять представления детей о природном мире; о простейших связях между предметами ближайшего окружения.

Ознакомление с миром природы

Расширять и уточнять представления детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях; растениях луга, сада, леса. Конкретизировать представления детей об условиях жизни комнатных растений. Знакомить со способами их вегетативного размножения (черенками, листьями, усами). Учить устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды. Знакомить с лекарственными растениями (подорожник, крапива и др.). Расширять и систематизировать знания о домашних, зимующих и перелетных птицах; домашних животных и обитателях уголка природы. Продолжать знакомить детей с дикими животными. Расширять представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде. Расширять знания детей о млекопитающих, земноводных и пресмыкающихся. Знакомить с некоторыми формами защиты земноводных и пресмыкающихся от врагов (например, уж отпугивает врагов шипением и т. п.). Расширять представления о насекомых. Знакомить с особенностями их жизни (муравьи, пчелы, осы живут большими семьями, муравьи — в муравейниках, пчелы — в дуплах, ульях). Учить различать по внешнему виду и правильно называть бабочек (капустница, крапивница, павлиний глаз и др.) и жуков (божья коровка, жужелица и др.). Учить сравнивать насекомых по способу передвижения (летают, прыгают, ползают). Развивать интерес к родному краю. Воспитывать уважение к труду сельских жителей (земледельцев, механизаторов, лесничих и др.). Учить обобщать и систематизировать представления о временах года. Формировать представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот. Наблюдать такие явления природы, как иней, град, туман, дождь. Закреплять умение передавать свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности. Объяснить детям, что в природе все взаимосвязано. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (если исчезнут насекомые — опылители растений, то растения не дадут семян и др.).

Подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом

зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека. Закреплять умение правильно вести себя в природе (не ломать кустов и ветвей деревьев, не оставлять мусор, не разрушать муравейники и др.). Оформлять альбомы о временах года: подбирать картинки, фотографии, детские рисунки и рассказы. Сезонные наблюдения Осень. Закреплять знания детей о том, что сентябрь первый осенний месяц. Учить замечать приметы осени (похолодало; земля от заморозков стала твердой; заледенели лужи; листопад; иней на почве). Показать обрезку кустарников, рассказать, для чего это делают. Привлекать к высаживанию садовых растений (настурция, астры) в горшки. Учить собирать природный материал (семена, шишки, желуди, листья) для изготовления поделок. Зима. Обогащать представления детей о сезонных изменениях в природе (самые короткие дни и длинные ночи, холодно, мороз, гололед и т. д.). Обращать внимание детей на то, что на некоторых деревьях долго сохраняются плоды (на рябине, ели и т. д.). Объяснить, что это корм для птиц. Учить определять свойства снега (холодный, пушистый, рассыпается, липкий и др.; из влажного тяжелого снега лучше делать постройки). Учить детей замечать, что в феврале погода меняется (то светит солнце, то дует ветер, то идет снег, на крышах домов появляются сосульки). Рассказать, что 22 декабря — самый короткий день в году. Привлекать к посадке семян овса для птиц. Весна. Расширять представления дошкольников о весенних изменениях в природе (чаще светит солнце, зацветают подснежники; распускаются почки на деревьях и кустарниках, начинается ледоход; пробуждаются травяные лягушки, жабы, ящерицы; птицы вьют гнезда; вылетают бабочки-крапивницы; появляются муравьи). Познакомить с термометром (столбик с ртутью может быстро подниматься и опускаться, в зависимости от того, где он находится — в тени или на солнце).

Наблюдать, как высаживают, обрезают деревья и кустарники. Учить замечать изменения в уголке природы (комнатные растения начинают давать новые листочки, зацветают и т. д.); пересаживать комнатные растения, в том числе способом черенкования. Учить детей выращивать цветы (тюльпаны) к Международному женскому дню. Знакомить детей с народными приметами: «Длинные сосульки — к долгой весне», «Если весной летит много паутины, лето будет жаркое» и т. п. Лето. Уточнять представления детей об изменениях, происходящих в природе (самые длинные дни и короткие ночи, тепло, жарко; бывают ливневые дожди, грозы, радуга). Объяснить, что летом наиболее благоприятные условия для роста растений: растут, цветут и плодоносят. Знакомить с народными приметами: «Радуга от дождя стоит долго — к ненастью, скоро исчезнет — к ясной погоде», «Вечером комары летают густым роем — быть теплу», «Появились опята — лето кончилось». Рассказать о том, что 22 июня — день летнего солнцестояния (самый долгий день в году: с этого дня ночь удлиняется, а день идет на убыль).

Знакомить с трудом людей на полях, в садах и огородах. Воспитывать желание помогать взрослым.

          2.3  Формы, способы, методы и средства реализации   программы,                    организации образовательной деятельности.

    Каждая тема программы раскрывается при помощи комплекса занятий различного типа.

Методика работы  предполагает интегрированный подход в обучении. Это организация разнообразных игр, наблюдений (в помещении, на прогулке, в домашних условиях) при использовании музыки, изобразительной деятельности, художественной литературы, спортивно-экологических праздников, инсценировок, экскурсий, исследовательской и трудовой деятельности.

 -Познавательные эвристические беседы

-Чтение художественной литературы.

-Изобразительная деятельность.

-Экспериментирование и опыты.

-Музыка.

- Игры (дидактические, подвижные).   Игры- Путешествия
-  Наблюдения.
- Трудовая деятельность.
- Развлечения, путешествия.

-

             

                                               

                               

                         

                                Методы ознакомления дошкольника с природой

наглядные

практические

словесные

наблюдения

рассматривание
картин,
демонстрация
фильмов

игра

труд в
природе

элементарные опыты

-рассказ

-беседа

-чтение

  -кратковременные
 - длительные

   -определение

    Состояния предмета по      отдельным

 признакам явление картины целого по отдельным

признакам

  • дидактические игры:
  • предметные,
  • настольно-
    печатные,
  • словесные
  • игровые
    упражнения и
    игры-занятия
  • подвижные игры
  • творческие игры в
    т.ч. строительные
  • индивидуальные
    поручения
  • коллективный труд

Методы, позволяющие педагогу наиболее эффективно проводить работу по                                            ознакомление детей с социальным миром.

Методы, повышающие познавательную активность

Методы, вызывающие эмоциональную активность

Методы,

способствующие взаимосвязи различных видов деятельности

Методы коррекции и уточнения детских представлений

 

-Элементарный анализ

-Сравнение по контрасту и подобию, сходству

-Группировка и классификация

- Моделирование и конструирование

-Ответы на вопросы детей

- Приручение к самостоятельному поиску ответов на вопросы

- Воображаемая ситуация

- придумывания сказок

-Игры -драматизации

- Сюрпризные моменты и элементы новизны

-Юмор и шутка

-Сочетание разнообразных средств на одном занятии

-Приемы предложения и обучения способу связи разных видов деятельности

-Перспективное планирование

-Перспективна, направленная на последующую деятельность

- Беседа

-Повторение

-Наблюдение

- Экспериментировав-

нее

-Создание проблемных ситуации

- Беседа

                            Формы работы с детьми по экологическому воспитанию

Содержание

Возраст

Совместная
деятельность

Режимные
моменты

Самостоятел
ьная

деятельность

1.Детское   экспериментирование

2.Формирование целостной картины мира, расширение кругозора

-предметное и социальное окружение

-ознакомление с природой

4-5 лет   средняя группа

5-7лет старшая и подготовительная к школе группа

4-5 лет  средняя группа

5-7лет старшая и подготовительная к школе группа

Обучения в условиях специально оборудованной

полифункциональной интерактивной среды

Игровые занятия с использованием полифункционального игрового оборудования

Игровые упражнения

Игровые экспериментирования (ср. гр.)

Простейшие опыты

Интегрированные занятия

 Экспериментирование

Обучения в условиях специально оборудованной

полифункциональной интерактивной среды

Игровые занятия с использованием полифункционального игрового оборудования

Игровые упражнения

Игры(подвижные , дидактические)

Показ

Тематическая прогулка

КВН (под.гр.)

Сюжетно-ролевая игра

Игровые обучающие ситуации

Наблюдения

Целевые прогулки

Игра-экспериментирование

Исследовательская деятельность

Конструирование

Развивающие игры

Экскурсии

Ситуативный разговор

Рассказ

Беседы

Экологические досуги, праздники. развлечения

Сюжетно-ролевая игра

Игровые обучающие ситуации

Наблюдения

Рассматривание, просмотр фильмов, слайдов

Труд в уголке природе, огороде, цветнике

Целевые прогулки

Экологические акции

Экспериментирование ,опыты

Моделирование

Исследовательская деятельность

Комплексные интегрированные занятия

Конструирование

Беседа

Рассказ

Создания коллекции, музейных экспозиций

Проектная  деятельность

Проблемные ситуации

Экологические досуги, праздники, развлечения

Игровые упражнения Напоминание

Объяснения

Напоминание

Обследование

Наблюдения

Наблюдения на прогулке

Развивающие игры

Игровые упражнения

Напоминание

Объяснения

Обследование

Наблюдения

Наблюдения на прогулке

Развивающие игры

Игры экспериментирования

Проблемные ситуации

Сюжетно - ролевая игра

Игровые обучающие ситуации

Рассматривание

Наблюдения

Труд в уголке природе

Экспериментирование

Исследовательская деятельность

Конструирование

Развивающие игры

Экскурсии

Рассказ

Беседа

Сюжетно - ролевая игра

Игровые обучающие ситуации

Рассматривание

Наблюдения

Труд в уголке природе

Экспериментирование

Исследовательская деятельность-Конструирование

Игры (дидактические,развивающие,подвижные)

Игры экспериментирование

Игры использованием дидактических материалов

Наблюдение

Интегрированная деятельность

 (включение ребёнком полученного сенсорного опыта в его практическую деятельность: предметную,

продуктивную, игровую)

Игры

(дидактические

,развивающие, подвижные)

Игры экспериментирование

Игры использованием дидактических материалов

Наблюдение

Интегрированная деятельность (включение ребёнком полученного сенсорного опыта в его практическую деятельность: предметную, продуктивную, игровую)

Сюжетно-ролевая игра

Игровые обучающие ситуации

Игры с правилами

Рассматривание

Наблюдения

Игра экспериментирование

Исследовательская деятельность

Конструирование

Развивающие игры

Сюжетно-ролевая игра

Игровые обучающие ситуации

Игры с правилами

Рассматривание

Наблюдения

Игра экспериментирование

Исследовательская деятельность

Конструирование

Развивающие игры

Моделированные

                            Тематический план занятий  с детьми 4-5 лет

 п/п

Тема

Содержание

1

«Составление описательного
рассказа об овощах и фруктах»

Рассматривание картинок с овощами и
фруктами, оформление выставки «Дары
осени».

2

«Беседа о насекомых»

Рассматривание иллюстраций с
насекомыми, беседа о жизнедеятельности
насекомых, дидактическая игра
«Зоологическое лото».

3

«Сравнение комнатных
растений: герань душистая и
бальзамин»

Беседа о комнатных растениях, уход за
комнатными растениями в уголке природы,
рассматривание схемы растения (корень,
стебель, лист, цветок).

4

«Наблюдение за рыбкой»

Беседа о водных животных,
рассматривание рыбок в аквариуме.

5

«Как поливать растения»

Уход за комнатными растениями в
уголке природы.

6

«Беседа о подготовке
зверей к зиме»

Беседа о жизнедеятельности животных
в лесу в зимнее время; коллективная
аппликация «Звери в лесу»

7

«Как живут растения зимой»

Беседа о растениях, рассматривание

иллюстраций зимних пейзажей.

8

«Рассматривание и
сравнение воробья и вороны»

Экологическая игра «Птичья столовая»,
рассматривание иллюстраций с ними.

    10

«Как узнать растение
(дерево, куст, траву)»

Рассматривание картинок с деревьями,
кустами, травой, цветами и их классификация.

     11

«Беседа о домашних
животных»

Беседа о жизнедеятельности домашних
животных, рассматривание иллюстраций с
различными животными.

      13

«Жизнь диких зверей
весной»

Беседа о признаках весны,
рассматривание картинок.

     14

«Составление
описательных рассказов о
комнатных растениях»

Беседа о комнатных растениях, уход за
комнатными растениями в уголке природы,
рассматривание схемы растения (корень,
стебель ,лист, цветок).

     

       15

«Птицы»

Рассматривание иллюстраций с
птицами, беседа о них; дидактическая игра
«летает не летает».

16

«Путешествие в весенний
лес»

Беседа о признаках весны,
рассматривание весенних пейзажей,
дидактическая игра «Когда это бывает».

17

«Экологические игры»

Игры: «Где, что зреет», «Собери
урожай».

Тематический план занятий  с детьми 5-6 лет

Тема

Содержание

1

«Домашние животные»

Беседа о жизнедеятельности домашних
животных, рассматривание иллюстраций с
различными животными.

2

«Могут ли овощи принести вред
нашему организму»

Беседа об овощных культурах, об их пользе.

5

«Лекарственные растения»

Рассматривание альбома с
лекарственными растениями, беседа о них.

4

«Работа дежурных в уголке
природы»

Знакомство детей с приемами ухода за
растениями и животными.

5

«Птицы разных стран, почтовый
голубь»

Рассматривание иллюстраций с
птицами.

6

«Осень золотая»

Беседа о времени года осень, ее
приметах; дидактическая игра «Когда это
бывает», оформление выставки «Дары осени».

7

«Земля - наш общий дом»

Рассматривание глобуса,
географической карты. Иллюстрации.

8

«Лошадь и верблюд - наши
помощники»

Рассматривание иллюстраций с
животными, их средой проживания.

9

«Природные зоны Тувы»

Рассматривание географической карты
Тувы, природно-климатических зон,
иллюстрации природных зон, фото животных.

    11

« Водоёмы родного края»

Рассматривание географической карты
Тувы, фото озер и рек республики

   12

«Зимовье зверей»

Беседа о жизнедеятельности животных
в лесу в зимнее время; коллективная
аппликация «Звери в лесу»

  13

«Зима полна серебра»

Беседа о признаках зимы,
рассматривание зимних пейзажей,
дидактическая игра «Когда это бывает».

  14

«Животные наши помощники»

Рассматривание иллюстраций с
животными, их средой проживания

  15

«Человек часть природы»

Беседа о взаимосвязи человека с
природой, экскурсия в парк.

  16

«Береги деревянные предметы»

Знакомство детей с предметами
народного промысла. Иллюстрации деревьев,
деревянных предметов. Спилы деревьев

   17

«Каменный уголь и мел»

Рассматривание и сравнение каменного  угля и мела.

  18

« Что делает человек из глины»

Знакомство детей с различными
изделиями из глины

   19

« Чтобы зубы были крепкие»

Закрепление правил личной гигиены, ухода за зубами и полостью рта.

    20

« Как люди помогают лесным обитателям»

Рассматривание картины «Лоси в зимнем
лесу», рассказ о лесниках и их
природоохранной деятельности

    21

« Посадка лука»

Формирование практических навыков
посадки растений.

    22

« Весна красна»

Беседа о признаках весны, рассматривание
весенних пейзажей, дидактическая игра
«Когда это бывает».

    23

« Вот труба над ней дым»

Рассматривание фото заводов, ТЭЦ, автомобилей

   

    24

« Как люди заботятся о своем здоровья весной»

«Как люди заботятся о своем
здоровье весной»

Уточнить представление детей о пользе
укрепления организма.

 25  

Природные стихии

Уточнить представления детей о природных стихиях ( огонь, вода, ит.д)

26

« О чем поют птицы весной»

Рассматривание картин «Перелетные птицы», зимующих птиц. Аудиозапись «Голоса птиц».

    27

« Мы ветры»

Знакомство детей с природным явлением -
ветер.

    28

« Хлеб всему голова»

Иллюстрации «Вспашка», «Посев», «Уборка»,
«Хлеборобы». Рассказ Я.Тайца «Я здесь».

    29

« Кто такие насекомые»

Рассматривание иллюстраций насекомым, беседа о жизни насекомых ,дидактическая игра «Зоологическое лото»

    30

« Насекомые и цветы созданы друг для друга»

Рассматривание иллюстрации с насекомыми. Беседа о жизнедеятельности насекомых. Иллюстрации лугов, лесов, полян с цветами.

                                       

                           Тематический план занятий с детьми 6-7 лет.

№п/п

Тема

Содержание

1

«Что нам делать, как нам быть»

Развитие умения детей решать проблемные
ситуации при помощи схематичных моделей.

2

«Кто, где живет и почему»

Рассматривание картинок о
приспособленности животных к разным
средам обитания.

3

«Наш дом природа»

Рассматривание картинок природных
объектов и искусственных, созданных
человеком объектов живой природы.

4

«Зеленая аптека»

Иллюстрации с изображением
лекарственных растений, картинки зверей.

5

«Экскурсия в лес»

Рисунки с изображением листьев,
ядовитых грибов.

6

«Природа чудесница»

Рассматривание картинок растительного
и животного мира.

8

«Перелетные птицы»

Рассматривание иллюстраций с
птицами, беседа о них; дидактическая игра
«летает не летает».

9

«Природные зоны России»

Рассматривание географической карты
России, природно-климатических зон,
иллюстрации природных зон, фото животных.

10

«Растительный и животный мир
северных республик»

Рассматривание географической карты
России, картинки животных и растений севера

11

«Тува-край гор и степей»

Рассматривание географической карты
Тувы.

12

«Редкие животные Тувы»

Рассматривание географической карты
Тувы, беседа о красной книге, о значении
охраны природы иллюстрации животных.

13

«Водоемы нашей республики»

Рассматривание географической карты
Тувы, фото озер и рек республики.

14

«Наши зубы»

Закрепление правил личной гигиены,
ухода за зубами и полостью рта.

15

«Как узнать зиму»

Беседа о признаках зимы,
рассматривание зимних пейзажей,
дидактическая игра «Когда это бывает».

16

«Австралия и Антарктида»

Рассматривание географической карты
России, глобус, иллюстрации с изображением
флоры и фауны Австралии и Антарктиды.

17

«Африка и Америка»

Рассматривание географической карты
России, глобус, иллюстрации с изображением
флоры и фауны Африки и Америки.

18

«Путешествие по родному
городу Кызылу»

План - карта г. Кызыла, открытки с
видами городских достопримечательностей.
Фото городских улиц, клумб, парка.

19

«»В гостях у морского царя»

Беседа а водных животных, показ видео
ролика о жителях водоемов.

20

«Сравнение диких и домашних животных»

Беседа о жизнедеятельности диких и
домашних животных, рассматривание
иллюстраций с различными животными

21

«Я - человек»

Беседа о взаимосвязи человека с природой,
экскурсия в парк

22

«Беседа о весне»

Беседа о признаках весны, рассматривание
весенних пейзажей, дидактическая игра
«Когда это бывает»

23

«Деревья и кустарники»

Беседа о растительном мире и отличие деревьев от кустарников

24

«День и ночь»

Рассматривание макета солнечной системы,
картинки с изображением дня и ночи,
дневных и ночных животных

25

«Природа вокруг нас»

«Деревья и кустарники»

Рассматривание картинок растительного и
животного мира

26

«Космос звезды вселенная»

Рассматривание макета солнечной системы,
созвездий

27

«Полет на Луну»

Рассматривание макета Луны, фото Земли и
Луны.

28

«Планета Земля - наш общий дом»

Рассматривание макета солнечной системы,
фото Земли

29

«Солнечная система»

Рассматривание макета солнечной системы,
беседа о солнце и его значении для природы.

30

«Красная книга сигнал опасности»

Беседа о красной книге, о значении охраны
природы, показ видеоролика с растениями и
животными исчезающего вида

                           

                          2.3. Взаимодействие с семьями воспитанников

Система работы с родителями воспитанников строится через наглядные формы предъявления информации. На стендах мы размещаем информацию для родителей : консультации, оформляем папки-передвижки. Проводим устные консультации с родителями.

Основная задача - обеспечение преемственности между воспитанием ребенка в детском учреждении и в семье, установление партнерских взаимоотношений.

План работы с родителями на 2019-2020учебный год

Месяцы

Название мероприятия

Форма работы

Сентябрь

Анкетирования родителей «Экологическое воспитание в семье»

Консультация «Экологическое Воспитание детей в семье»

Выставка « Дары осени»

Контроль и руководство

Консультация

Контроль и руководство

Октябрь

 Стенгазета «Золотая осень»

Памятка «Учимся наблюдать за изменениями  в природе»

Фотовыставка

Контроль и руководство

Ноябрь

Роль родителей в экологическом воспитании в ДОУ

Акция «Книга своими руками о природе»

Консультация Контроль и руководство

Декабрь

Консультация «Зимние игры детей с участием родителей»

Фото выставка  «Зимние игры дома»

Папка-передвижка «Как защитить зеленую красавицу»

Консультация

Контроль и руководство

Январь

 Консультация «Проблема мусора Мы можем ее решить»

Поделки из бросового материала.

Рекомендация для родителей «Чеснок и лечение им»

Консультация  выставка поделок

Февраль

Воспитание любви к природе

Экологическая акция «Поможем  нашим пернатым»

Папка – передвижка «Люби и охраняй окружающую природу»

Консультация Выставка кормушек

Март

Правила поведения в природе

«Природа в вокруг нас»

Консультация Экологическая газета

Апрель

Огород на подоконнике

КВН «День земли»

Консультация

Контроль и руководство

Подготовительная группа

Май

Ландшафт и озеленение

Акция «Озеленение участков»

консультация

руководство и контроль

 

                               

                                  3.Организационный раздел.

3.1. Материально-техническое обеспечение экологического кабинета

       

Предметно-пространственная среда в кабинете экологи состоит из экспозиции «Природа нашего края», разнообразных растений, живого уголка и многочисленных наглядных пособий.

Экспозиция «Природа родного края» состоит из четырех отделов:

  1. «Покровы животных»;
  2. «Дома животных»;
  3. «Следы пищевой деятельности животных», «Растительное многообразие»
  4. «Мини музей горных пород»

        В сборе материалов принимали участие сотрудники детского сада, родители, дети, а также студенты факультета начального обучения Тувинского государственного университета.

«Покровы животных»- данная экспозиция дает возможность наглядно продемонстрировать
дошкольникам разнообразие кожных покровов (шерсть, перья, чешуя, роговые образования и т. д.), их значение для животного (сохранение температуры тела, использование для защиты отестественных врагов), а также приспособления к обитанию в определенной среде.

«Дома животных»- данная экспозиция демонстрирует разнообразие укрытий животных и
представлена гнездом зяблика, фото-серией «Развитие птенцов мухоловки», осиным гнездом, фотографиями норы даурской пищухи, морскими раковинами и т.д.

«Следы пищевой деятельности животных»- данная экспозиция представлена заготовкой
«стога» сена даурской пищухи, большое количество голых стержней от шишек, обгрызенных белками.

       «Мини музей горных пород»-данная экспозиция предоставлены коллекция горных      пород.                            

«Растительное многообразие»- данная экспозиция представлена коллекцией грибов,           различной коры деревьев.

В живом уголке нашего детского сада содержатся разнообразные животные:

  1. Тритоны

2.аквариумные рыбки;

Дети, наблюдая, играя и ухаживая за животными, учатся распознавать настроение живого
существа, его своеобразие, а также позволяет ребенку увидеть результат своей помощи
живому, почувствовать радость дружеских контактов с миром природы. Это существенно
совершенствует эмоционально-волевую сферу личности ребенка, а также способствует
формированию чуткости и душевной отзывчивости.

Для экологического воспитания детей также собраны многочисленные наглядные пособия:
плакаты; демонстрационные материалы; муляжи овощей и фруктов; путешествия, редкие
животные республики на электронных носителях и многие другие необходимые для изучения
экологии и родной страны материалы

Демонстрационный материал:

-Зимующие птицы

-Собаки друзья и их помощники

-Рыбы морские и пресноводные

-Животные жарких стран

-Дикие животные и их детеныши

-Животный мир Австралии

-Звери средней полосы

-Животные жарких стран

-Насекомые

-Цветы луговые, лесные, полевые

-Овощи

-Фрукты

- Жизненный  цикл животных

- Деревья  (самые нужные игры)

-Двойняшки насекомые и рептилии

-Как кто устроен?

-Времена года. Мир вокруг нас

-Продукты

- Валеология или  здоровый малыш

- Мир вокруг нас звери 

-Огромный атлас мира      

           

            Плакаты

-Как устроен человек

-Красная книга

-Карта мира

- Карта Республики Тува

-Природные явления

-Строения солнечной системы

-Съедобные грибы

-Птицы средней полосы

-Растения (как и люди, они рождаются, растут, размножаются и умирают)

- Птицы

- Рыбы

- Растения (деревья и кустарники и травы)

-Растения (деревья, кусты и травы)

- Дикие животные

-Строение солнечной системы

- Дикие животные (жарких стран)

- Домашние животные

- Карта нашей родины           

-Цикл развития птенцов

         

Демонстрационные игрушки

- Домашние животные

-Животные севера

-Животные жарких стран

-Насекомые

-Морские жители

                             Муляжи

-Овощи

-Фрукты

-Гербарии важнейших культурных растений

-Гербарии, дико растущие растение

-Гербарии важнейших культурных растении

-Основные виды промышленного сырья

-Коллекция минералы и горные породы

       

                 Дидактические игры

-Лото ботаническое

-Подводный мир

-Викторина животный мир

3.2.Обеспечение методическими рекомендациями и средствами обучения и воспитания

                   Перечень программ, технологий

  1. Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» В.И Логиновой и др. СПб. Акцидент,1999.
  2. Деменкова Н.И  Окружающий мир. Хурээлел. Пособие для воспитателей  дошкольных учреждений. Кызыл:  Издательство ИРНШ МОН и МН РТ,2008.
  3. Программа экологического образование детей – «Мы» Н.Н Кондратьевой и др. Санкт-Петербург  «Детство-Пресс» 2001.

                                               

                                       Перечень пособий

  1. С.Н Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду»;
  2. Т.М. Бонларенко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет»;
  3. О.А. Воронекевич «Добро пожаловать в экологию» библиотека программы Детство»;
  4. Л.Г. Гогъкова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников»;
  5.  М.Н. Сигимова «Познание мира животных. Занятия с детьми 3-7 лет»;
  6. Т.Д. Нуждина «Энциклопедия для малышей ЧУДО - ВСЮДУ мир животных и растений»;
  7. В.А. Степанова, И.А. Королева «Листок на ладони» библиотека программы Детство»;
  8.  В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова Конспекты занятий в старшей А.И. Иванова «Мир животных»;
  9. С.Н. Николаева «Экологическое воспитание младших дошкольников»;
  10.  С.Н. Теплюк «Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста»;
  11.  М.Н. Сигимова «Познание мира растений. Занятия с детьми 4-7 лет»;
  12.  М.Д. Маханева «Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста»;
  13. Е.И. Золотова «Знакомим дошкольников с миром животных»;
  14.  Л.И. Егоренков «Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников»;
  15. Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова «Мини - музей в детском саду»;
  16.  Н.А. Рыжова «Волшебница вода»;
  17. Н.А. Рыжова «Воздух - невидимка»;
  18. В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич «Прогулки в природу»;
  19. Л.Н. Прохорова, Н.В. Кузнецова, Л.С. Скрипченко, Т.А. Балакшина, Е.В. Тукмакова. Л.М. Степанова «Экологическое воспитание дошкольников»;
  20. Н.В. Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду»;
  21. О.В. Мариничева, Н.В. Елкина «Учим детей наблюдать и рассказывать».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественно - экологическая программа по изобразительной деятельности "Маленькие художники"

Природа, являясь средой обитания человека, источником, питающим его жизненные силы и вдохновляющим на сбережение ее богатств, заключает в себе и огромный потенциал всестороннего развития личности. Шир...

Весенняя музыкально- экологическая программа "Веснушкина дискотека"

Музыкально-экологическоен соревнование команд "Птицы", "Насекомые" и "Цветы" в знаниях о природе и ее охране....

Весенняя музыкально- экологическая программа "Веснушкина дискотека"

Музыкально-экологическоен соревнование команд "Птицы", "Насекомые" и "Цветы" в знаниях о природе и ее охране....

Экологическая программа для детей младшего дошкольного возраста "Капелька"

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к се...

Экологическая программа как способ формирования целостного представления об окружающем мире у детей дошкольного возраста.

Экологическая программа направленная на позитивное отношение к природе, себе и окружающим людям....

Экологическая программа "Наш дом - природа" Занятие по экологическому воспитанию для обучающихся подготовительной к школе группы в форме викторины с домашним заданием для родителей и детей

Основная цель экологической программы "Наш дом - природа" - воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной принимать и любить окру...

Доклад-выступление на тему «Экологическое воспитание в детском саду в рамках экологической программы «Хранители природы».

Доклад-выступление на тему «Экологическое воспитание в детском саду в рамках экологической программы «Хранители природы».Автор: Минакова М.О., воспитатель МАДОУ детский сад № 44....