Экологическая программа для детей младшего дошкольного возраста "Капелька"
учебно-методический материал по окружающему миру (младшая группа) на тему

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_kapelka.docx397.43 КБ

Предварительный просмотр:

E:\Аттестация\скан экология.jpg

Оглавление 

Содержание

Стр.

ВВЕДЕНИЕ

1.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.

Пояснительная записка

2

1.2.

Цели, задачи программы.

Принципы и подходы к формированию Программы.

Характеристика возрастных и психофизических особенностей воспитанников.

4

1.3

Планируемые результаты освоения Программы

9

1.4.

Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе

11

2.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ       РАЗДЕЛ

2.1.

Образовательная деятельность

12

2.2.

Взаимодействие взрослых с детьми, особенности руководства

13

2.3.

Особенности взаимодействия педагога с семьями воспитанников

14

2.4.

Формы работы с детьми

16

2.5.

Перспективное  планирование

16

3.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ        РАЗДЕЛ

3.1.

Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка

16

3.2.

Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды

17

3.3.

Материально-техническое обеспечение Программы

19

3.5.

Обеспечение методическими материалами

19

3.5.

Перечень литературных источников

20

Приложение

  1. Целевой раздел

  1. Пояснительная записка

Природа и человек …. Когда-то эти понятия в сознании людей были слиты воедино, человек чувствовал целостность мира и считал себя его частью.

В наше время отношения человека и природы претерпели изменения. Земля наш общий дом, поэтому экологические проблемы сегодня затрагивают каждого человека и его интересы.

От уровня сознания людей зависит решение всех экологических проблем, ведь в первую очередь за все живое на Земле несет ответственность человек.

Поэтому в наши дни насущной задачей экологического воспитания и образования наших детей является формирование у них «экологической совести», осознанной культуры их сознания и мышления.

Нужно учить детей видеть красоту природы, давать им определенные знания о природе, относиться ко всему живому бережно, с любовью.

С какого возраста и как нужно начинать экологическое воспитание и образование?

В раннем возрасте у ребенка зарождается любовь к родным и близким ему людям: маме, папе, бабушке, дедушке, к братьям и сёстрам, к родному дому. Помочь детям представить себя частицей огромного мира, научить его вести себя правильно в этом мире, жить в созвучии с природой, умножать и беречь все живое и прекрасное на нашей планете нужно еще в дошкольном возрасте. Сознание ребенка в это самое время распахнуто для восприятия, охотно откликается на добрые и хорошие дела, жаждет знаний об окружающем его мире.

Как начинается познание мира ребенком? Он начинает делать свои самые первые шаги в нашем мире, у него множество вопросов обо всем, что окружает его и он с большим нетерпением ждет ответов. Вот так начинается для него познание мира. Важно в это время обратить внимание детей на жизнь природы, на единство всего живого, зависимость всего живого от происходящего вокруг. У детей постепенно формируется свой взгляд на сказочный мир природы, появляется желание узнать и понять ее законы и научиться жить в гармонии с природой.

Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей  - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.

Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе. Данная программа включает развитие у детей умений постановки и проведения простейших опытов. Например, выращивание рассады для цветников детского сада. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы, дошкольники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе. 

1.2. Цели, задачи, принципы Программы

Цель

 Познакомить детей с  природным миром родного края, который их окружает;

Расширить знания об экологической ответственности, навыки природоохранного поведения.

Задачи

образовательные:

- Формирование  представлений, умений о том, что Россия очень большая, богатая, многонациональная страна, а город и край  является её частью;

- Помочь раскрыть уникальность родного края  разнообразие животного и растительного мира, сезонные изменения в природе, взаимодействие человека с природой в условиях ХМАО);

- Знакомство  с народными традициями и правилами, по которым веками живут коренные жители Севера;

- Развитие потребности у детей в здоровом образе жизни (здоровье человека в условиях Севера);

- Формирование любви к родному краю и интерес к его прошлому и настоящему;

развивающие:

- развивать психические процессы (внимание, память) и мыслительные операции (сравнение, обобщение);

- развивать познавательные и творческие способности детей, коммуникативное общение;

- развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать   правильные решения по ее улучшению;

  воспитательные:

- формирование экологической культуры ребёнка, воспитание духовно богатой личности. воспитывать целостную личность, сочетающую в себе нравственные, моральные, гражданские и многокультурные черты;

Принципы и подходы к формированию рабочей программы

 

Принцип научности предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования основ его мировоззрения.

Доступность предполагает также значимость для ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окраску.

Принцип гуманистичности реализуется  через воспитание культуры потребления. Содержание экологического образования должно способствовать также формированию у ребенка представлений о человеке как части природы, воспитывать уважительное отношение ко всем формам жизни на планете. 

Системность. Принцип системности имеет особое значение в обучении дошкольников, так как его применение способствует их умственному развитию в целом.

Регионализм проявляется  в отборе для изучения объектов живой и неживой природы, прежде всего своего края.

Краткая психолого-педагогическая характеристика особенностей психофизиологического развития детей

В этом возрасте зарождается самосознание и выделение образа Я» – выделение себя из окружающих, что стимулирует развитие личности и индивидуальности.

Ребёнок начинает чётко осознавать, кто он и какой он.

Внутренний мир ребёнка начинает наполняться противоречиями:

  1. он стремится к самостоятельности и, в то же время, не может справиться без помощи взрослого;
  2. он любит близких, они для него очень значимы, но не может не злиться на них из- за ограничений свободы.

По отношению к окружающим у ребёнка формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых, «Я — хороший; Я — плохой». Для осознания себя хорошим ребёнок должен больше получать

позитива  от окружающих, чтобы не начала сформироваться заниженная самооценка, а потом «комплекс неполноценности». Не надо бояться «перехвалить» ребёнка, страшнее недооценить.

Активность и неутомимость малышей в этом возрасте проявляются в постоянной готовности к деятельности. Ребёнок уже умеет гордиться успехами своих действий, критически оценить результаты своего труда. Формируется способность к целеполаганию: он может более чётко представить результат, сравнить с образцом, выделить отличия.

В этом возрасте ребёнок способен восприниматъ предмет без его обследования, т.е. начинает формироваться целостное восприятие предметов.

На основе наглядно-действенного мышления начинает формироваться наглядно-образное мышление, т. е. происходит постепенный отрыв действий ребёнка от конкретного предмета, перенос ситуации в «КАК БУДТО».

В 3-4 года преобладает воссоздающее воображение, т.е. ребёнок способен воссоздать только образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого.

Большое значение в развитии воображения играют опыт и знания ребёнка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него. Поэтому утверждать, что ребёнок врёт, обманывает в подобных ситуациях чревато. Ребёнок в этом возрасте способен фантазировать, а не врать.

Память дошкольника характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с деятельностью ребёнка, было ему интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго.

Ребёнок не способен длительно удерживать своё внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.

В эмоциональном плане характерны резкие перепады настроения и зависимость от ощущения физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, поэтому характеристики, которые ребёнок даёт другим людям, очень субъективны. И всё же, эмоционально здоровому дошкольнику присущ ОПТИМИЗМ.

В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений с детьми.

   

Основания разработки рабочей программы (документы и программно-методические материалы)

-Закон РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ);

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ МОиН РФ от 17.10.2013 № 1155);

- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольных образовательных организаций (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15. 05. 2013 г. № 26).

- Вариативная образовательная программа «От рождения до школы», Н.Е. Веракса.

- На основе базовых рекомендаций Министерства образования России по организации учебно-воспитательной работы в центрах дополнительного образования, типовых образовательных программ по кружкам технического моделирования и творческих наработок педагога.

– Уставом ДОУ;

– Программой развития ДОУ.

Срок реализации рабочей программы

2015-2016 учебный год

1.3. Планируемые результаты освоения Программы

Воспитанник должен

 

ЗНАТЬ

- название улицы,  поселка  в котором живёт;

- существенные признаки растений, воды, снега, льда, песка, глины;

- названия 2-3 деревьев, травянистых растений, кустов, грибов, лесных ягод родного края;

- названия домашних и диких животных, птиц, рыб, насекомых родного края;

- некоторые способы удовлетворения потребностей диких животных;

- наиболее характерные признаки сезонных изменений;

УМЕТЬ

- различать основное состояние погоды: пасмурно, солнечно, идет снег, дождь;

- сообщить о потребностях животных – зверей, рыб, птиц, насекомых;

- показать характерные признаки хорошего и неудовлетворительного состояния животного;

- распознавать «намерения» животных по их выразительному поведению

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ.

- о потребностях и состоянии  растения ( свет, влага, тепло);

- об особенностях внешнего вида растений и животных, обитающих на территории ХМАО – Югре;

Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?) Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики,  и т.п. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

Форма подведения итогов реализации программы: участие в городском конкурсе, создать фотоотчет.

1.4. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе

        Система мониторинга динамики развития детей

      Реализация  Программы    предполагает  проведение  педагогической  диагностики  для  оценки динамики  развития  детей,  динамики  их  образовательных  достижений.  Такая  оценка производится  для  определения  эффективности педагогических  действий и  лежащей  в  основе их дальнейшего планирования.  Педагогическая диагностика проводится в ходе  наблюдений за активностью детей в совместной и самостоятельной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики  —   карты  наблюдений  детского  развития,  позволяющие фиксировать  динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:

- игровой деятельности;

- познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);

- проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);

- художественной деятельности;

Педагогическая диагностика достижений ребенка направлена на изучение:

-  уникальности родного края,  разнообразие животного и растительного мира, сезонные изменения в природе, взаимодействие человека с природой в условиях ХМАО);

- Знакомство  с народными традициями и правилами, по которым веками живут коренные жители Севера;

- Развитие потребности у детей в здоровом образе жизни (здоровье человека в условиях Севера);

- Формирование любви к родному краю и интерес к его прошлому и настоящему;

       Педагогическая  диагностика  проводится  два  раза  в  год  (в  сентябре  и  мае).  

Результаты  педагогической  диагностики   используются  исключительно  для  решения  следующих образовательных задач:

1)  индивидуализации  образования  (в  том  числе  поддержки  ребенка,  построения  его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

Мониторинг  сформированности экологической культуры детей заносятся в карты развития ребенка (См. приложение №1.)

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ  РАЗДЕЛ

Пояснительная записка.

Важнейшим условием реализации программы  является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды. Пребывание в детском саду должно доставлять ребенку радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными. Все ситуации повседневной жизни, в которых оказывается ребенок  в детском саду, имеют образовательное значение: на прогулке и во время  режимных моментов ребенок выстраивает отношение к себе и другим,  учится быть инициативным и принимать решения, использовать свое мышление и воображение.

Важнейшие образовательные ориентиры:

• обеспечение эмоционального благополучия детей;

• создание условий для формирования доброжелательного и внимательного отношения детей к природе;

• развитие детской самостоятельности (инициативности, автономии и ответственности);

• развитие детских способностей, формирующихся в разных видах деятельности.

2.1. Образовательная деятельность.

Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает деятельностный подход к определению содержания и организации образовательного процесса детей дошкольного возраста. Экологическое образование дошкольников можно осуществлять по всем образовательным областям. Например, содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, в том числе и по отношению к природным объектам; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Содержание образовательной области «Познание» направлено на формирование первичных представлениях об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, причинах и следствиях и др.); о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов; расширение кругозора детей. Содержание образовательной области «Речевое развитие» предполагает знакомство с детской литературой, в том числе и с природоведческой. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает становление предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы; формирование эстетического отношения к окружающему миру в целом. Образовательная область «Физическое развитие» направлена на становление ценностей здорового образа жизни у дошкольников. Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей и может реализовываться в различных видах детской экологически направленной деятельности.  

2.2. Взаимодействие взрослого  с детьми, особенности руководства

          Воспитатель главная  фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно «переходила» в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка.

Сотрудничество, благодаря которому развиваются взаимопонимание, сочувствие и согласие, так необходимые при формировании экологической культуры, эффективней всего может проявляться в повторяющейся совместной деятельности воспитателя и детей, объединенных достижением общей цели. 

2.3. Особенности взаимодействия педагога с семьями воспитанников

Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. (п.3.2.5. ФГОС ДО)    

Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:

1. Подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней.
2. Расширить представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить ее и уметь охранять.
3. Повысить уровень экологической культуры и информированности родителей о проблеме обращения с отходами с помощью информационных сообщений.
4. Побудить интерес к созданию благоприятной окружающей среды нашего села.
5. Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе. 
6. Учить родителей на личном примере относиться к природе бережно, охранять и защищать ее.

Формы работы с родителями

- Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности.
- Беседы за круглым столом, родительские собрания, консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.
- Совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д. 
- Домашнее задание - участие в выставках, смотрах-конкурсах, педагогические ширмы и т.д. 
- Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.
- Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания. 
- Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок-передвижек.
Деятельность педагогов по приобщению семей к экологическому воспитанию  детей, позволит формировать у дошкольников ответственное отношение к окружающей среде, достигнуть более высокого уровня их воспитанности.

2.4. Формы работы с детьми:

Основные формы и методы работы:

Наглядные методы:

  • экскурсии, целевые прогулки;
  • наблюдения;
  • показа сказок (педагогом, детьми);
  • рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
  • проведение дидактических игр;

Словесные методы:

  • чтение литературных произведений;
  • беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

Игровые методы:

  • проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);
  • загадывание загадок;

Практические методы

  • организация продуктивной деятельности детей;
  • оформление гербария растений, плодов;
  • постановка сказок, отрывков литературных произведений;
  • изготовление с детьми наглядных пособий;
  • Экспериментальная деятельность;

2.5.   Перспективное  планирование.

(Приложение №2)

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ  РАЗДЕЛ

3.1 Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка

Программа предполагает создание следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами.

1. Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора  партнера, средств и пр.; обеспечивается опора на его личный опыт игры, освоенный с родителями при освоении новых знаний.

2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, стимулирование самооценки.

3. Формирование д/и как одного из важнейшего фактора развития ребенка.

4. Создание развивающей образовательной среды, способствующей социально-коммуникативному, познавательному, речевому,  развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.

5. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской, творческой деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности.

6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка дошкольного возраста.

7. Профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие профессиональных компетентностей, в том числе коммуникативной компетентности и мастерства мотивирования ребенка, а также владения правилами безопасного пользования Интернетом, предполагающее создание сетевого взаимодействия педагогов и управленцев, работающих по Программе.

3.2.Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

      Успешность работы по экологическому воспитанию дошкольников определяется не только разработанной  технологией, выделением ее цели и задач, подбором соответствующих методов воздействия, но и организационными условиями, в том числе существенную роль играет оснащение предметно-развивающей среды.    

       Развивающая предметная среда  в «Экологическом кабинете» отвечает принципам интеграции, обогащённости, наукоёмкости, полифункциональности;  требованиям эстетики и современного дизайна, соответствует  возрасту детей и критериям функционального комфорта. Комната подразделяется на ряд функциональных зон:

«Маленький ученый»:
- Представлены различные приборы: весы, увеличительные стекла,
магниты, микроскопы, лупы;
- Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла,
пластмассы; Природные материалы: листья, песок, глина, земля,
семена;
- Гайки, винтики, гвоздик, проволока;
- Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки,
вата, бинт;
- Бросовый материал: пластмасса, пенопласт, кусочки ткани, кожи, меха,
опилки, стружка;
- Сыпучие продукты (мука, зерна, крупа, соль, сода); свечи, фонарики;
- Детские халаты, фартуки;
- Схемы для проведения опытов;
- Журнал для фиксирования результатов.
«Уголок природы»:
- Календарь природы, модель календаря природы;
- Уголок цветов (эстетически оформлен; растения подобраны и расположены в соответствии с их особенностям, паспорта растений);
- Различные емкости (лейки; ведра; пластиковые, различных цветов
бутылки);
- Воронки;
- Природный материал (шишки, камни, желуди, мох, куски коры и древесины);
- Металлические, пробковые, деревянные и пластиковые предметы;
- Игрушки (песочные наборы, резиновые игрушки, кораблики…);
- Экологические наборы «Пруд», «Лес», «Евразия» (коробки с необходимыми материалами для моделирования среды обитания).
«Огород на подоконнике»:
- Мини – огород (контейнеры для выращивания рассады цветочных, овощных культур; семена цветов, овощных и злаковых культур);

- Уголок – садовода (инструмент для полива, рыхления, ухода за растениями);
«Умелые ручки»:
Центр оборудован столами, мольбертами, открытыми шкафами. Детям предложены различные материалы:

- Для рисования (гуашь, пастель, ц/карандаши, акварель, кисти…);
- Для лепки (пластилин, глина, соленое тесто)
- Для аппликации (ц/бумага, б/бумага, клей, ножницы, трафареты…).
Здесь же организуются выставки репродукций известных художников (по темам, по сезонам…)    и работ самих детей, выполненных в различных техниках.
«Экологическая тропа»:
Центр организован на территории детского сада. Для работы воспитанников предоставляется детский садовый инвентарь: лейки, ведра, перчатки, лопатки, грабельки, рыхлители, ящики для рассады.

3.3. Материально-техническое обеспечение.

Материально-техническая база МАДОУ ДС «Журавушка» соответствует санитарным нормам, педагогическим требованиям, современному уровню образования. Организовано «экологическое пространство» в помещении детского сада:  создан, оснащен и пополняется «Экологический уголок», в котором дети знакомятся с объектами живой природы (растениями), организована мини-лаборатория для организации экспериментальной деятельности детей, оформлена библиотека познавательной и художественной литературы экологического содержания. В достаточном количестве имеется разнообразное оборудование, пособия, игры, гербарии и др. Место, организация, оснащение и санитарное состояние нашего центра отвечают требованиям СанПиН. Закрепление знаний осуществляется в совместной деятельности. Все материалы периодически обновляются и доступны детям в любое время.

  1. 4. Перечень литературных источников

Список литературы:

  • Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002.
  • Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998.
  • Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 1999
  • Н.Г.Калегина «Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников»Книжный дом Казань-1994
  • «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», Москва 1992 Артемова Л. Н.
  • «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», Москва 1995 Николаева С. Н.
  • «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста», Москва 1991 Богусловская З. М., Смирнова Е. О. 
  • Гризик Т. Познаю мир. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника.
  • Корчинова О. В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях.- Ростов – на – Дону. «Феникс» - 2002 г.
  • Маневцова Л. Ребёнок познаёт мир природы.- М.: Дошкольное воспитание, №8, 2004 г.
  • Мой дом север. Сказки. Легенды. «Европа – печать и издательство». ЕООД София ТОО  «Вилад» Москва, 2001 г.
  • Молданова Т. А. Орамент //Югория; энциклопедия Ханты – Мансийского автономного округа-Ханты–Мансийск, 2000.- С. 313 – 314.
  • Няруй В.Н., Сэрпиво В.М. Ненцы: уроки предков/ Научно-методическое пособие для педагогов и родителей.  - СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2008 г.
  • Нина Искренко «Стихи о Родине».
  • Рыбалова М. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. - М. Дошкольное воспитание, №6, 2003 г.
  • Серов Б.Н. Поурочные разработки по курсу «Государственная символика» Гимн.Герб.Флаг. – М.: Вако,2005 г.
  • Сусой Е.Г. Из глубины веков. Тюмень,1994 г.
  • С чего начинается Родина?: Опыт работы по патриотическому воспитанию / под ред Л.А.Кандрыкиной.- М.: «Сфера», 2003 г.
  • Соловар В. Н., Морокко С. Д.Хантыйские загадки. Под редакцией Н. Б. Кошкаревой.Ханты –  Мансийск, 1997, 23 с.Издательство «Н. И. К.»1. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество.-М. «Просвещение» - 1985 г.
  • Ханты-Мансийский автономный округ. Атлас. Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР. Москва 1980
  • Шишкин П. Е., Шабалина И. Д. Мансийские орнаменты /Е. И. Ромбандеева – отв. редактор.-СПб.: отд-ние издательства «Просвещение», 1993.- ил.:88 с
  • Ярыгина Н. А. Декоративно – прикладное искусство как средство эстетического воспитания дошкольников. /Н. А. Ярыгина// Начальная школа плюс До и После.- 2008.- № 4.- С. 38 – 40

   

.

Мониторинг  сформированности экологической культуры детей

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Цель:  определение уровня экологической воспитанности младших дошкольников.

Экологическое воспитание дошкольного возраста предполагает:

-во-первых, формирование осознанно – правильного  отношения к природным явлениям и объектам:

-во-вторых, ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, то есть опора на основополагающие идеи и понятия экологии.

Эти два направления неразрывны: чтобы научить детей правильно относится к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе. Отсюда следует, что диагностику экологической воспитанности дошкольников следует необходимо проводить с учетом  их возрастных особенностей по двум направлениям: формирование экологических знаний  и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Критерии сформированности экологических знаний:

1) знания о неживой природе;

2) знания о растительном мире;

3) знания о мире животных.

Задания для определения уровня экологической воспитанности младших дошкольников.

Задание 1. Определение знаний  о характерных особенностях  времен года (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Дидактические игры, упражнения, вопросы: описание картинки.

Материал: картинка с изображением характерных особенностей сезона, одежды и деятельности детей.

Содержание диагностического задания. 1 задание:  Педагог показывает ребенку картинку, на которой изображены дети в осенний период.

Инструкция: рассмотри картинку.

Вопросы:

-Как одеты дети? Почему?

-Какое время года изображено на картинке?

Примечание: в начале учебного года детям предлагается картинка с изображением осени, на середину года – картинка с изображением зимы, на конец года картинка с изображением весны.

Критерии оценки:

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

2 балла – ребенок справляется с заданием с помощью педагога или со второй попытки.

1 балл – ребенок не справляется с заданием.

Задание 2. Умение определять и называть изменения в погоды: наблюдение за изменением погоды, беседа по вопросам.

Содержание диагностического задания. Педагог предлагает понаблюдать за особенностями погоды. Вопросы:

- Как узнать какая сегодня погода? (Посмотреть на солнце, на небо: если ярко светит солнце, небо чистое, голубое – погода солнечная; если нет солнца, на небе облака, тучи – погода пасмурная.)

- Как определить, дует ли ветер? (по деревьям: если ветки качаются, значит, дует ветер, погода ветренная)

Критерии оценки:

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает  на вопросы.

2 балла – ребенок справляется с заданием с помощью педагога или со второй попытки.

1 балл – ребенок не справляется с заданием.

Задание 3. Умение различать и называть разные виды растений: деревья, кустарники, травянистые растения.

Упражнения на классификацию растений.

Материал: предметные картинки (береза, тополь, сосна, ель, сирень, шиповник, одуванчик, астра, анютины глазки, мак).

Содержание диагностического задания. Педагог раскладывает перед ребенком картинки, на которых изображены разные растения. Задание: выбери знакомые растения  и назови их.

Вопрос: какое из выбранных тобой растений являются деревьями (кустарниками, цветами)?

Критерии оценки:

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает      на вопросы.

2 балла – ребенок справляется с заданием с помощью педагога или со второй попытки.

1 балл – ребенок не справляется с заданием.

Задание 4. Умение называть и показывать части растений (дерева, кустарника, цветка), отличительные признаки дерева от кустарника.

Задание «Назови части растений»

Материал: предметные картинки: береза, сирень, мак.

Содержание диагностического задания. Педагог выкладывает перед ребенком картинки, на которых изображены береза, сирень, мак.

Задание 5: найти картинку, на которой нарисовано дерево. Как называется это дерево? Назови и покажи части дерева (один толстый высокий ствол, много тонких веток, на ветках много листьев).

-Найти картинку, на которой нарисован кустарник. Как называется этот кустарник? Назови и покажи его части (несколько стволов, много веток с листьями).

-Расскажи, чем отличается дерево от кустарника (у дерева один толстый высокий ствол, много тонких веток, которые находятся высоко от земли, а у кустарника несколько стволов, расположенных близко от земли, они тоньше чем у  дерева).

-Найти картинку, на которой нарисован цветок. Как называется этот цветок? Назови и покажи его части (тонкий гибкий стебель, на нем есть листья, цветок)

Критерии оценки:

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает  на вопросы.

2 балла – ребенок справляется с заданием с помощью педагога или со второй попытки.

1 балл – ребенок не справляется с заданием

Задание 6: Умение различать и называть овощи и фрукты, место их произрастания (сад, огород).

Дидактическая игра «Овощи и фрукты»

Материал: набор натуральных (или муляжей) овощей (морковь, помидор, огурец, свекла, редис, репа) и фрукты (яблоко, груша, апельсин, лимон, виноград, банан); корзинка, ваза; картины «На огороде», «В саду».

Содержание диагностического задания. На столе перед ребенком выложены овощи и фрукты.

Задание: положи в корзинку все овощи. Назови и покажи овощи, которые ты положил в корзинку. Назови их одним словом. Назови и покажи, что осталось на столе. Как это назвать одним словом? Положи все фрукты в вазу. Что ты положил в вазу? (Фрукты.) Педагог показывает картины «В саду», «На огороде».

Вопросы:

- Где растут овощи? (На огороде)

- Где растут фрукты? (В саду)

Критерии оценки:

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

2 балла – ребенок справляется с заданием с помощью педагога или со второй попытки.

1 балл – ребенок не справляется с заданием.

Задание 7. Умение различать и называть домашних и диких животных.

Дидактическая игра «Дикие и домашние животные».

Материал: предметные картинки с изображением животных: домашние (кошка, собака, корова, коза, лошадь), дикие (заяц, лиса, медведь, волк).

Содержание диагностического задания. Педагог выкладывает перед ребенком картинки с изображением домашних и диких животных.

Задание: назови и покажи животных, которых ты знаешь. Назови и покажи домашних животных. Почему этих животных называют домашними? (Живут рядом с человеком). Назови и покажи диких животных. Почему их называют дикими? (Живут в лесу).

Критерии оценки:

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает  на вопросы.

2 балла – ребенок справляется с заданием с помощью педагога или со второй попытки.

1 балл – ребенок не справляется с заданием.

Задание 8. Знание о характерных признаках внешнего вида домашних и диких животных.

Рассматривание картин «Кошка» и «Зайцы»

Материал: картины «Кошка», «Зайцы».

Содержание диагностического задания. Педагог предлагает ребенку рассмотреть картину «Кошка». Вопросы:

- Кто это?

- Какое это животное – дикое или домашнее?

- Что это у кошки? (Голова)

- Что есть на голове? Чем смотрит? Чем слышит? Чем нюхает? Чем ест? Что есть во рту? (Острые зубки, шершавый язык)

- Что это? (Туловище)

- Чем покрыто туловище (Шерстью)

- Какая шерстка? (Серая, мягкая , пушистая)

- У кошки есть…(Лапы)

- А на лапках? (Острые коготки)

- Зачем ей острые коготки?

- Еще что есть? (Хвост)

- Чем кормят кошку?

- Что она делает с молоком? (Лакает)

- Как кошка голос подает?

Педагог предлагает ребенку рассмотреть картину «Зайцы». Вопросы:

- Кто это?

- Какое это животное – дикое или домашнее?

-Назови части тела. (Голова, туловище, лапы, маленький, короткий хвост)

- Что есть на голове? (Длинные уши, глаза, нос, усы, рот)

- Чем покрыт заяц?

- Какого она цвета?

Критерии оценки:

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает      на вопросы.

2 балла – ребенок справляется с заданием с помощью педагога или со второй попытки.

1 балл – ребенок не справляется с заданием.

Задание 9. Знание о детенышах животных.

Дидактическая игра «Назови детенышей».

Материал: картинки с изображением животных и их детенышей.

Содержание диагностического задания. Педагог показывает ребенку картинку с изображением взрослого животного и его детеныша. Инструкция: назови детеныша коровы (кошки, собаки, козы, лошади, зайца, лисы, медведя, волка).

Критерии оценки:

3  балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

2 балла – ребенок справляется с заданием с помощью педагога или со второй попытки.

1 балл – ребенок не справляется с заданием.

Задание 10. Умение называть и различать птиц.

Дидактическая игра «Найди картинку».

Материал: предметные картинки с изображением  птиц.

Содержание диагностического задания. Педагог раскладывает перед ребенком набор  картинок. Задание: Найди картинку на которой изображен воробей (ворона, голубь). Как называется эта птица?

Критерии оценки:

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает   на вопросы.

2 балла – ребенок справляется с заданием с помощью педагога или со второй попытки.

1 балл – ребенок не справляется с заданием.

Задание 11. Умение называть и различать насекомых.

Дидактическая игра «Найди картинку».

Материал: предметные картинки с изображением насекомых.

Содержание диагностического задания. Педагог раскладывает перед ребенком набор картинок. Задание: Найди картинку на которой изображена бабочка (божья коровка, жук, кузнечик). Как называется это насекомое?

Критерии оценки:

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает   на вопросы.

2 балла – ребенок справляется с заданием с помощью педагога или со второй попытки.

1 балл – ребенок не справляется с заданием

Высокий уровень – 27-30  баллов; достаточный уровень – 18-20 баллов; недостаточный уровень –  9 -10 баллов.

Описание уровней экологических знаний детей.

1 уровень – недостаточный. У ребенка наблюдается некоторая заинтересованность в выполнении задания. Содержание ответов в большинстве случаев не соответствует эталонам. Узкие, неадекватные знания, частые заблуждении.

2 уровень – недостаточный.  У ребенка есть заинтересованность в выполнении задания. Ребенка увлекает процесс работы. Ответы детей соответствуют половине эталону. Нарастание полноты знаний о многообразии особенностей и наиболее существенных сторонах объектов. Более верно находят причины наблюдаемых явлений, выделяет несколько существенных признаков. Предложенные задания встречает с выраженным интересом. Ребенком понимается общая цель и содержание задания.

3 уровень – высокий.  Предложенные задания встречает с выраженным интересом. Верно, называет и находит причины наблюдаемого явления, выделяет существенные признаки, правильно находит общее и различное в объектах и явлениях. Системные знания. Объекты рассматриваются целостно, в закономерных связях.

Карта развития ребенка

Группа: вторая младшая

Воспитатель:____________________________________________________________________

Дата проведения: ________________________________________________________________

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Знает  и называет  свой домашний адрес,  название улицы, в котором живет.

Выделяет наиболее характерные сезонные изменения

Знает и называет некоторые растения , животных ХМАО

Может  показать и назвать некоторые виды лесных ягод и грибов

Может рассказать о связи животных и растений со средой обитания

Различает  и называет признаки воды, снега, льда, песка, глины

Знает элементарные способы ухода за комнатными растениями

Соблюдает правила личной гигиены

Проявляет бережное и осторожное отношение к природе

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Перспективное  планирование.

I год обучения

Дата

тема

задачи

содержание

Сентябрь
1 неделя

«Где мы живем?» (мой город, мой дом)

Расширять представления детей о  городе, в котором они живут: его названии, объектах (улица, дом, адрес) закреплять название местности, в которой живут и ее характерные особенности. Познакомить с гербом и флагом родного города.

Проект совместно с родителями:  «Дом в котором я живу»

2 - 3 неделя

Мой край –ХМАО

«Деревья, кусты, травы»

Познакомить с основными жизненными формами растений, стадиями развития, цикличностью, учить различать характерные признаки травянистых растений, кустов, деревьев. Сформировать представление о потребностях и состоянии растения. Дать первоначальные сведения о местообитании растений, способе существования.

Изготовление игр экологического содержания.

3 неделя.

«Почва»

Формирование представлений детей о почве: что это такое, что находится в почве (черви, жуки, корни растений)

1. Просмотреть обучающий фильм «География для самых маленьких».

2. Беседа «почему нельзя загрязнять почву»

Экспериментирование «Посадка лука в прозрачную тару с землей»

4неделя

«Глина и земля»

Познакомить детей с природными материалами-земля, глина. Учить сравнивать землю и глину.

1. Рассказ о свойствах земли и глины. Как используются эти природные материалы.

2. Рассмотреть землю и глину. Чем они отличаются.

3. Совместно с детьми посадить в землю цветок (комнатное растение).

Наблюдение за ним.

Октябрь
1 неделя

«Царство грибов»

Познакомить детей с грибами, где они растут. Дать понятие съедобные, несъедобные. Побеседовать о пользе грибов.

1. Рассмотреть иллюстрации «Грибы»

2. Рассказ воспитателя о грибах.

3. Рисование «Грибы»

2 неделя

«Что нас окружает?»

Формировать  представлений  детей об осени (сезонные изменения в  природе, одежде людей, на участке детского сада). Учить   различать, называть  состояние погоды по существенным признакам: дует ветер, идет дождь (снег); пасмурно, солнечно. Формировать умение устанавливать причинно – следственные связи: в жаркую погоду вода в лужах высыхает быстрее, в холодную - медленнее

Собирание с детьми на прогулке разноцветных листьев, рассматривание их, сравнение по форме и величине.

3неделя

«Олени и собаки в жизни народов Югры

Познакомить с основными домашними животными коренных жителей Севера, их значение в жизни народов севера.

Коллективная лепка «Собачья упряжка»

4неделя

«Северный олень»

Способствовать развитию и углублению представлений о северных оленях: особенностях их строения, месте их обитания, потребностях, о значении их в жизни северного коренного народа.  Формировать умение устанавливать взаимосвязь между живой и неживой природой.

Аппликация «Северный олень» – вклеивание декоративных элементов (мелко нарезанных нитей в определённых частях силуэта), передавая эффект пушистой шёрстки.

Ноябрь
1 неделя

«Человек и природа»

Познакомить детей с действиями людей, направленными на благоустройство родного города.

2 неделя

«Здорово быть здоровым»

Познакомить с правилами здорового образа жизни, необходимости закаливания. Формировать знания о некоторых лекарственных растениях нашего края

Спектакль «Зеленая аптека тундры»

3 неделя

«Вода вокруг нас»

Формировать представление детей о значении воды в нашей жизни, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. Воспитывать бережное отношение к воде

«Вода в окружающей среде.

1. Просмотр слайдов

2. Рассказ о значении воды в нашей жизни, о необходимости бережного отношения к ней.

4 неделя.

«Человек и его здоровье»

Развивать у детей понимание необходимости гигиенических процедур для сохранения здоровья.  Отметить влияние воды на здоровье человека. Формировать привычку к здоровому образу жизни

Декабрь 
1 неделя

«Осинины»

«Вот пришли морозы и зима настала»

Формировать знания детей о сезонных изменениях в природе в осенний период: Знакомить с особенностями труда людей осенью (сбор урожая, заготовка грибов, орехов) Знакомство с особенностями поведения лесных зверей и птиц осенью.

Расширение  представлений о зиме. Формирование представления о безопасном поведении зимой на улице, исследовательского и познавательного интереса в ходе экспериментирования  с водой и снегом. Формировать элементарные представления о зиме (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада).

Знакомить детей с народными зимними играми и забавами.

Выставка детского творчества

Выставка детского творчества: «Зимушка-зима»

2неделя

«Кто живет в реке»

познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности, приспособленность к жизни именно в водной среде. Разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания.

рисунки с изображением подводного мира, пластилин.

3 неделя

«Речные и морские

камни»

Формировать представление о том, что камни могут быть не только на земле, но и в реках и в морях. Развивать у детей познавательный интерес. Развивать сенсорные ощущения.

1. Рассмотреть камни речные и морские

2. Назвать их свойства и особенности.

2. Вместе с детьми придумать сказку «Как камень из моря в детский сад попал»

4 неделя

«Маленькие исследователи»

Развивать умение различать и называть признаки воды, снега, льда, песка, глины (снег белый, холодный; вода льется, может быть теплой, холодной; лед твердый, скользкий; песок сыпучий, из влажного песка можно лепить; засохшая глина – твердая, а когда она влажная, можно лепить) Знакомство  детей с различными свойствами воды на примере простейших опытов с водой и другими предметами. Формирование знаний детьми элементарных способов применения воды.

Игры с песком, глиной и водой

Опыт «Волшебная льдинка»

- Формировать интерес к свойству льда с помощью опытов. Активизировать словарь детей: опасный, холодный лед.

Январь
1неделя

«Малая Родина - милая Родина»

Формировать у ребенка этническое мировоззрение как выражение национального характера. Расширять знания о географическом положении места, где живет ребенок. Помочь осознать принадлежность к своему народу. Учить соотносить изображение на фотографиях с реальными местами родного поселка. Развивать связную речь: продолжать учить составлять короткие рассказы на тему из личного опыта. Воспитывать любовь к своему народу, гордость за свою малую родину. 

Экскурсия по поселку к значимым местам.

2 неделя

Знакомство с Красной Книгой

Дать представление о редких видах животных и растениях ХМАО. Познакомить с Красной книгой. Воспитывать бережное отношение к природе.

Просмотр слайдов, иллюстраций из красной книги

Рисование черного аиста из красной книги ХМАО - югры

3 неделя

«Будем беречь  и охранять природу»

Развивать представления детей о том ,какие действия человека вредят природе, а какие способствуют восстановлению и сохранению.

Рассматривание иллюстраций, беседа, д.игра


4 неделя

 

«Защитите ель и сосну»

Знакомить детей с понятием, что в шишках находятся семена хвойных деревьев. Формировать умение детей различать еловую и сосновую шишку. Активизировать словарь детей: ель, сосна.        

Наблюдение, беседа, игра  «Найди по описанию

Февраль 1 неделя

«Воздух»

Формировать знания о свойствах воздуха и способами его обнаружения. Уточнить значение воздуха в жизни человека и других живых организмов. Развивать познавательную актив-

ность в процессе экспериментирования.

Формировать навыки проведения опытов, способность сравнивать, делать выводы. Воспитывать бережное отношение к окр. среде.

1. Познакомить детей с воздухом и его свойствами,

способами его обнаружения.

2. Рассказ «Значение воздуха в жизни всего живого

3. Игра – эксперимент «Дуем – играем»

2 неделя

«Как рождается

ветер»

Дать представление о движении воздуха (ветре). Показать детям роль ветра в природе и жизни человека. Закреплять знания детей о воздухе. Развивать познавательную активность

1. Видеофильмы «Что такое воздух?», «Как рождается ветер?»

2. Наблюдение за ветром

(использование вертушек)

3 неделя

«Малая Родина - милая Родина»

Формировать у ребенка этническое мировоззрение как выражение национального характера. Расширять знания о географическом положении места, где живет ребенок. Помочь осознать принадлежность к своему народу. Учить соотносить изображение на фотографиях с реальными местами родного поселка. Развивать связную речь: продолжать учить составлять короткие рассказы на тему из личного опыта. Воспитывать любовь к своему народу, гордость за свою малую родину. 

Экскурсия по  значимым местам.


4 неделя

Сезонные изменения в природе

Формировать представление о характерных особенностях начала и конца зимнего сезона. Закреплять знания детей о быте коренных народов севера в данный период времени. Познакомить с национальной одеждой и жилищем.

Март

1 – 2 недели

«Волшебница весна»

Закрепить представления детей о весне, о характерных особенностях данного времени года. Обратить внимание детей на первые признаки весны. Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.

Беседа, художественное слово, аппликация из ткани «Полянка цветов»

3 - 4 недели

«Знакомство с народной культурой и традициями»

Знакомить с народным творчеством на примере народных игрушек. Знакомить с устным народным творчеством (песенки, сказки и др.). Использовать фольклор народов Севера при организации всех видов детской деятельности

Выставка детского творчества. Организация выставок «Моя любимая книжка», «Книги моей семьи»;

4 неделя

«Человек – живой

организм»

Подвести к осознанию себя как живого существа, которое имеет свои особенности и потребности. Формировать представление детей, о некоторых органах человека, о положительном и отрицательном влиянии на них.

1. Рассмотреть энциклопедию «Тело

человека»

2. Рассказ воспитателя о некоторых органах человека

3. Беседа «Что для человека вредно, а что полезно»

Апрель 
1 - 2 недели

«День Земли»

Формирование у детей понятия, что наш общий дом – это планета Земля. На Земле живут люди и животные. Воспитывать уважительное, бережное отношение ко всему живому на нашей планете.

«Планета Земля» выставка детских рисунков.

3-4 недели

«Ягодный край

Ознакомление  детей с особенностями флоры  родного края (дикорастущие ягоды), формирование любви и бережного отношения к природе, формирование знаний о пользе растений, необходимости их охраны. Закрепление навыков экологической культуры поведения.

Знакомство   детей с названиями дикорастущих ягод, их внешними признаками, обобщающим словом «ягоды»; формирование любовь и бережного отношения к природе родного края.

Изготовление альбома «Ягоды

Май 1 неделя

 Экологическая тропа

Развивать умение наблюдать,

Экскурсия, рассматривание обитателей тропы, чтение стиха «Берегите природу».подв.игра» Раз, два,три к дереву беги»

2 – 3 недели

Юные  помощники природы

Формирование  желания трудиться в природе. Развитие элементарных трудовых умений, желание  ухаживать за растениями. Расширение  представлений детей  о  лете, о сезонных изменениях (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада).  Формировать элементарные представления о садовых и огородных растениях. Формировать исследовательский  и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и  песком. Воспитывать бережное отношение  к  природе, умение замечать красоту летней природы.

Проект «Выращиваем  цветы».  Выставка детского творчества   «Родные края

4 неделя

Радуга в комнате.

Познакомить детей с природным явлением – радугой. Формировать навыки экспериментирования.

Экспериментирование:

Поймай свою радугу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Весеннее экологическое развлечение для детей младшего дошкольного возраста "Насекомые - наши друзья"

Музыкальное развлечение на экологическую тему, с элементами математики....

Конспект весеннего экологического развлечения для детей младшего дошкольного возраста по теме "Наши соседи - насекомые""

Экологическое развлечение как завершение проектной деятельности по теме "Наши соседи - насекомые"...

Учебная рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)

Основой для разработки рабочей учебной программы для детей общеразвивающей направленности от 3  до 4 лет стали следующие нормативно-правовые документы:- закон РФ «Об образовании» №273-ФЗ от 29.12...

Рабочая программа «Развитие экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с природой села Мамонтово».

Рабочая программа «Развитие экологических представлений у  детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с природой села Мамонтово»....

Рабочая программа «Развитие экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с дикими животными Алтайского края»

Рабочая программа «Развитие экологических представлений у  детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с дикими животными Алтайского края»...