Творческий проект "Волшебный мир сказок"
проект (средняя группа)

Чуплыгина Любовь Сергеевна

Сказка - необходимый элемент в жизни ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 54 Киселевского городского округа



Творческий проект

«Волшебный мир сказок»






Автор проекта:

Чуплыгина Л.С.




Киселевский городской округ, 2019 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3

Паспорт проекта…………………………………………………………4

Актуальность проекта…………………………………………………...6

Этапы реализации проекта…………………………………………...…7

Проектная деятельность с воспитанниками………………………..….9

Риски. Предполагаемые результаты……………………………………15

Вывод…………………………………………………………………… 16

Литература……………………………………………………………… 17


Введение

       Сказка - необходимый элемент в жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Сказки вводят детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям.  

       Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, - это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.

Паспорт проекта

Название проекта: «Волшебный мир сказок».

Тип проекта: творческий.

Срок реализации проекта: долгосрочный (в течение учебного года).  

Участники проекта: обучающиеся средней группы «Звездочка», родители, воспитатели группы.

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Проблема: не умение детей взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.

Цель проекта: освоение дошкольниками первоначальных представлений социального характера и включение их в систему социальных отношений общества.

Задачи проекта:

- помочь детям усвоить нормы поведения и ценности, принятые в обществе через сказки;

- формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей;

- развивать эмоциональную отзывчивость и сопереживание героям произведений;

- обогащать словарь детей, совершенствовать диалогическую речь, воспитывать умение использовать в речи разнообразные языковые средства;

- воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие, навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения.

Предполагаемый результат для детей:

- усвоение детьми норм нравственно  воспитания, открытость к добру;

- позитивное отношение к окружающему миру, к другим людям и самому себе;

- умение детей вести себя в различных ситуациях, применяя положительный опыт на примере сказочных героев;

- повышение интереса у детей к чтению сказок.

Предполагаемый результат для воспитателя:

- повысить уровень знаний детей по предложенной теме проекта;

- помочь усвоить нормы нравственного воспитания через авторские сказки;

- научить детей применять полученный положительный опыт в различных ситуациях общения.

Итоговая работа: Создание Книги «Уроки сказок».

Актуальность

       Одним из современных инновационных методов обучения является проектная деятельность – технология, которая учит детей выражать в творчестве свою индивидуальность, дает возможность заинтересовать детей, сделать процесс обучения личностно значимым.

Актуальность проекта состоит в том, что он сочетает в себе средства и способы развития социально-коммуникативных и речевых способностей ребенка. Это происходит через создание развивающей предметно-пространственной среды (РППС). Средством служит театрализованная деятельность, являющаяся одним из источников развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка. Игровая деятельность незаметно активизирует словарь ребенка, совершенствует звуковую культуру речи, ее интонационный, грамматический строй, диалогическую речь. Такие методы как чтение и беседы приобщают его к нравственным ценностям, обогащают его словарный запас, любовь к народному творчеству.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап (аналитический)

Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора, определение цели, задач проекта, подбор литературы, пособий, атрибутов.

Основной (реализация намеченных планов)

Практическая работа (создание условий для социально-коммуникативной, речевой и художественно-эстетической деятельности).

Заключительный этап (презентация, продукт деятельности)

Обобщение результатов работы.

План реализации проекта

Подготовительный этап:

1. Выявление первоначальных знаний детей о сказках.

2. Информация для родителей о предстоящем проекте.

3. Подбор литературы, оборудования.

4. Разработка конспектов, картотеки игр, пособий.

Основной этап:

1. Работа с воспитанниками:

- рассматривание иллюстраций к сказкам;

- чтение и рассказывание сказок, беседа по прочитанной сказке;

- проведение настольно-печатных, дидактических, словесных игр;

- продуктивная, изобразительная деятельность;

- создание атрибутов для игр-драматизаций.

2. Работа с родителями:

- подбор художественной литературы;

- выполнение творческих заданий;

- консультации для родителей.

Заключительный этап:

Изготовление книги сказок.

Выставка детских работ.

Проектная деятельность с воспитанниками

Перспективное планирование

  1. Беседа о русском народном творчестве.

Задачи: учить детей использовать свои представления о жанрах литературных произведений, названиях и авторах книг.

  1. Беседа «В руку книгу я беру».

Задачи: учить детей бережно обращаться с книгой: рассказать, сколько людей трудятся, создавая для нас это чудо – книгу; обсудить правила работы с книгой.

  1. Чтение сказки «Лисичка-сестричка и серый волк».

Задачи: воспитывать у детей любовь и интерес к сказке как одной из форм устного народного творчества; учить выделять основных персонажей, рассказывать о их поступках, характерах.

  1. Рассматривание альбома «Русские народные сказки», «Авторские сказки».

Задачи: развивать у детей эмоциональную отзывчивость на произведения книжной графики; обращать внимание детей на используемые художником выразительные средства.

  1. Д/и «Из какой сказки герой».

Задачи: развивать память, внимание; формировать умение играть в паре.

  1. «Сказки-раскраски».

Задачи: развивать у детей эмоциональную отзывчивость на произведения книжной графики; обращать внимание детей на используемые художником выразительные средства.

  1. Игра-драматизация «Лисичка-сестричка и серый волк». 

Задачи: учить детей передавать образы персонажей, используя различные выразительные средства, точно передавать черты героев сказки.

Сентябрь

  1. Чтение сказки «У страха глаза велики».

Задачи: учить детей внимательно слушать текст, отвечать на вопросы по сюжету сказки, оценивать поступки героев.

  1. Д/и «Из какой сказки герой».

Задачи: закрепить знание детьми правил игры; развивать внимание; формировать умение играть в паре.

  1. Беседа с детьми о характерах сказочных героев.

Задачи: учить оценивать поступки героев.

  1. Игровое задание: «Обведи и раскрась».

Задачи: развивать графические навыки; учить передавать характер героев.

  1. Составление рассказов по сказке «У страха глаза велики».

Задачи: развивать у детей связную речь, эмоциональность речи, воображение; учить внимательно слушать сверстников, дополнять их ответы.

  1. Игра-драматизация «У страха глаза велики».

Задачи: развивать у детей выразительность интонации, мимики, движений; учить подбирать их в соответствии с характером персонажей.

Октябрь

  1. Просмотр мультфильма «Заяц-хваста».

Задачи: учить через зрительное восприятие понимать содержание произведения.

  1. Чтение сказки «Заяц-хваста».

Задачи: учить слушать сказку, понимать содержание произведения.

  1. Беседа «Пойдем в театр!».

Задачи: формировать у детей представления о театре, работе актеров, учить правильно вести себя в театре.

  1. Поделки из природного материала «В гостях у сказки».

Задачи: воспитывать у детей любовь и интерес к сказке как одной из форм устного народного творчества; учить передавать характер героев.

  1. Беседа с детьми о характере сказочного героя.

Задачи: учить оценивать поступки героев.

  1. Рассматривание альбома «Сказочная страна».

 Задачи: развивать у детей эмоциональную отзывчивость на произведения книжной графики; знакомить с иллюстрациями разных художников, обращать внимание детей на используемые художником выразительные средства.

  1. Рассказывание сказки «Заяц-хваста» по цепочке.

Задачи: развивать у детей связную речь, эмоциональность речи, воображение; учить внимательно слушать сверстников, дополнять их ответы.

Ноябрь

  1. Чтение сказки В. Осеевой «Волшебная иголочка».

Задачи: учить детей слушать сказку, отвечать на вопросы по тексту сказки, передавая ее содержание, основные идеи, осмысливая и оценивая поступки персонажей и свои впечатления от прослушанного.

  1. Театрализованная игра «В гостях у сказки».

Задачи: учить детей четко проговаривать слова, последовательно выражать свою мысль; развивать воображение.

  1. Кубики «Сказки».

Задачи: закрепить знание детьми правил игры; развивать внимание; формировать умение играть в паре.

  1. Изготовление масок для театрализованной деятельности. 

Задачи: вызвать желание сделать театр масок своими руками.

  1. Д/и «Из какой сказки герой».

Задачи: закрепить знание детьми правил игры; развивать внимание, речь; формировать умение играть в паре.

  1. Рисование «Любимый сказочный герой».

Задачи: использовать различные средства выразительности; учить передавать характер персонажей.

Декабрь

  1. Игра «Добрые слова».

Задачи: развивать связную, грамматически правильную речь.

  1. Д/и «Расскажи сказку».

Задачи: учить детей располагать картинки с персонажами знакомой сказки в той очередности, в которой они появляются в тексте, сопровождая свои действия пересказом. Развивать связную речь, память, внимание.

  1. Работа в уголке книги: рассматривание иллюстраций.

Задачи: развивать у детей эмоциональную отзывчивость на произведения книжной графики; знакомить с иллюстрациями разных художников, обращать внимание детей на используемые художником выразительные средства.

  1. «Сказки-раскраски».

Задачи: использовать различные средства выразительности.

  1. Составление рассказов по сказке В. Осеевой «Волшебная иголочка».

Задачи: учить составлять небольшие рассказы по сказке; развивать память, внимание, связную речь.

  1. Аппликация «Твой любимый герой сказки».

        Задачи: использовать различные средства выразительности; учить передавать характер персонажей.

  1. Изготовление масок для театрализованной деятельности. 

Задачи: воспитывать у детей любовь и интерес к сказке как одной из форм устного народного творчества; вызвать желание сделать театр своими руками.

Январь

  1. Д/и «Подбери словечко».

Задачи: развивать грамматически правильную речь.

  1. Изготовление настольного театра по сказкам.

Задачи: воспитывать у детей любовь и интерес к сказке как одной из форм устного народного творчества; вызвать желание сделать театр своими руками.

  1. Рассматривание иллюстраций Е. Рачева к русским народным сказкам.

Задачи: познакомить детей с иллюстрациями к сказке.

  1. «Сказки-раскраски».

Задачи: использовать различные средства выразительности.

  1. Отгадывание загадок «Из какой сказки герой».

         Задачи: развивать память, внимание; формировать умение выслушивать задание до конца.

Февраль

  1. Составление рассказа по картинкам.

Задачи: учить отвечать на вопросы по сюжету сказки, использовать выразительные обороты речи.

  1. Д/и «Скажи со словом много», «Подбери слово», «Назови ласково».

        Задачи: закрепить знание детьми правил игры; развивать внимание, речь; формировать умение играть в паре.

  1. Аппликация с элементами рисования «Из какой сказки герой» (совместно с родителями).

Задачи: использовать различные средства выразительности; учить передавать характер персонажей.

  1. Рассматривание иллюстраций разных художников.

Задачи: познакомить детей с иллюстрациями разных авторских сказок.

Март

  1. Д/и «Опиши героя сказки».

Задачи: учить оценивать поступки героев.

  1. Речевая игра «Доскажи словечко».
  2. «Сказки-раскраски».

Задачи: использовать различные средства выразительности; учить передавать характер персонажей.

  1. Рассматривание альбома «В гостях у сказки».

Задачи: развивать у детей эмоциональную отзывчивость на произведения книжной графики; обращать внимание детей на используемые художником выразительные средства.

  1. Игра-драматизация «Заяц-хваста», «Лисичка-сестричка и серый волк», «У страха глаза велики», «Волшебная иголочка».

Задачи: учить детей отвечать на вопросы по тексту, объяснять поступки персонажей, видеть последствия этих поступков.

Апрель

  1. Беседа «Добрые слова".

Задачи: развивать грамматически правильную речь.

  1. Игра «Что сначала, что потом?».

Задачи: учить отвечать на вопросы по сюжету сказки.

  1. Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой»

Задачи: использовать различные средства выразительности; учить передавать характер персонажей.

  1. Викторина по сказкам «Отгадай сказку».

Задачи: учить детей использовать свои представления о жанрах литературных произведений, названиях и авторах книг.

Риски

1.Низкий познавательный интерес.

2.Низкая информированность родителей, их пассивность.

Предупреждение рисков

Для повышения познавательного интереса воспитанников и их родителей провести в группе родительское собрание по разъяснению запланированных задач по проекту «Волшебный мир сказок», привлечь родителей к активному участию в проекте со своими детьми, к пополнению книжного уголка.

Предполагаемые результаты проекта

Развитие общения и умение детей взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивая свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других. Обогащение словаря, развитие диалогической речи, эмоциональной отзывчивости.

Вывод

В. Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства — это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души».

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Дети перестали читать. Телевизор, планшет, компьютер поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Поэтому показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка. А сказка, как сокровищница русского народа, находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста.

Сказка оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое и психологическое развитие. Она развивает художественно – речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребенка, передает представления о жизни, об отношениях людей, даёт понимание о добре и зле. Все эти приоритеты, заложенные в дошкольном возрасте, гармонично развивают ребенка как полноценную личность.

Таким образом, результатом осознания значимости, актуальности и оптимальности использования сказок, в том числе авторских для воспитания детей стало создание авторской Книги «Уроки сказок», в которой представлены сказки, помогающие детям усвоить морально-этические нормы социального взаимодействия, позитивного отношения к миру; учат понимать эмоциональное состояние окружающих людей; воспитывают потребность в сопереживании, доброжелательность.

Список литературы

  1. Кузнецова С.А. Уроки сказок: программы занятий по творческому развитию детей / С.А. Кузнецова. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 282, (1) с.: ил. – (Здравствуй, школа!)
  2. Малахова А.Н. Развитие личности ребенка. Психолого-педагогическая работа со сказкой. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2015. – 224 с. +цв. вкл. 16 с.
  3. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения. – М.: Т Ц «Сфера», 2001.
  4. Савченко В.И. Педагогическая сказка как средство поддержки позитивной социализации старших дошкольников. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2015. – 112 с.
  5. Сертакова Н.М. Методика сказкотерапии в социально- педагогической работе с детьми дошкольного возраста: методическое пособие для педагогов и психологов ДОУ. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 224с.
  6. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста / Ил. З.А. Курбатовой, Н.М. Стариковой, Ю.А. Модлинского, М.Ф. Шевченко. – Харьков: Фолио; М. : ООО «Издательство АСТ», 2000. – 464с. – (Для мам и пап).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект "Мир сказок Х.К. Андерсена

Опты работы по реализации творческого проекта по творчеству Х.К. Андерсена...

Творческий отчет "Театр - сказок"

Данный материал был составлен, написан и проведен с детьми старшей группы в конце года для родителей...

Познавательно-творческий проект "Книга сказок"

В данном материале представлена организация детской проектной деятельности ("Детское книгоиздательство"), в ходе которой у дошкольников совершенствуются умения отражать результаты восприятия литератур...

Краткосрочный информационно - творческий проект «Мир сказок Андерсена»

Хочу поделиться опытом  работы  в проектной деятельности по развитию интереса к чтению, через знакомство с творчеством Ганса Христиана  Андерсена. Современные дети все реже читают книги...

Познавательно-творческий проект "Дорогами сказок дедушки Корнея"

Необходимость приобщения ребёнка к сказкам К.И. Чуковского, начиная с раннего детства, бесспорна. Совершенствуя ум малыша, сказки дедушки Корнея способствует всестороннему развитию личности, помогают ...