Конспект НОД «В гости Облако пришло, о погоде спрашивало ... »
материал (старшая группа)

Курдюкова Екатерина Сергеевна

Цель:

- закрепить представления дошкольников о природных явлениях, знания детей об облаках;

- о приборах, используемых для наблюдения за погодой;

- упражнять в определении температуры воздуха, направления и силы ветра;

- накапливать у детей конкретные реалистичные знания об окружающем мире, учить наблюдать, мыслить.

- способствовать развитию познавательной активности, развитию речи, психических процессов.

- воспитывать интерес к наблюдениям за погодой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_4.docx21.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД «В гости Облако пришло, о погоде спрашивало ... »

Цель:

- закрепить представления дошкольников о природных явлениях, знания детей об облаках;

- о приборах, используемых для наблюдения за погодой;

- упражнять в определении температуры воздуха, направления и силы ветра;

- накапливать у детей конкретные реалистичные знания об окружающем мире, учить наблюдать, мыслить.

- способствовать развитию познавательной активности, развитию речи, психических процессов.

- воспитывать интерес к наблюдениям за погодой.

Ход НОД

Дети выходят на территорию детского сада. Воспитатель предлагает детям оглянуться вокруг, послушать и отгадать загадку:

Что за время года, будто царица,

Приказ свой послала, чтобы красота вставала.

Она надежду всем внушает и к труду призывает.

Она приходит с лаской и со своей сказкой.

Как только встряхнет рукавом -

Синеют подснежники кругом.

(Весна)

Воспитатель. Правда, правда, отгадали,

Вижу, весну вы узнали.

- А какие картины рисует вам ваше воображение, когда вы слышите слово «весна»? (Прилет птиц, мамин праздник, появление весенних цветов, журчание ручейков, беленькие пушистые облака плывут по небу).- Смотрите! А вот и облачко. (Появляется воспитатель в костюме облака. Она приглашает подойти детей к столу. На столе миски с водой, воронки, губки, барабан, пенопласт, кусочки разноцветной бумаги).

Облако предлагает детям выполнить игровые задания. И подчеркивает, что если они выполнят все задачи, она их поблагодарит. Если не справятся с задачами - спрячет солнышко.

Облако приглашает нескольких детей (по желанию) подойти к столу, взять губки (разные по размеру) намочить их и отжать. Еще одному ребенку предлагает спокойно вылить воду из лейки в мисочку.

Облако. Слышите звуки? (Да). На что они похожи?

Дети. Эти звуки похожи на звуки дождя.

Облако. Что произойдет, если подуть на измельченный пенопласт? (Предположение детей) Попробуйте?

Дети дуют, и подтверждают, что пенопласт разлетелся в разные стороны.

Облако интересуется, на что это похоже?

Дети. Это похоже на снег.

Облако. А теперь возьмите в руки кусочки цветной бумаги. Поднимите руки вверх и подбросьте бумагу. Что происходит?

Дети. Кусочки бумаги летят на землю.

Облако. Что это вам напоминает?

Дети. Это напоминает осенний листопад.

Облако. А когда же бывает листопад?

Дети. Он бывает только осенью.

Облако (ударяет в барабан). Что напоминает вам этот звук?

Дети. Эти звуки похожи на раскаты грома.

Облако. Что вам напоминает все то, что мы только видели и слышали?

Дети. Все, что мы увидели и услышали напоминает нам явления природы.

Облако. Эти явления природы оказывают большое влияние на состояние погоды. Люди говорят, что у природы не бывает плохой погоды. Я знаю, что вы в детском саду тоже наблюдаете за погодой. А за чем именно вы наблюдаете?

Дети. Мы наблюдаем за ветром, небом, осадками, температурой воздуха.

Облако. Действительно, к составляющим погоды относятся облачность, ветер, осадки, температура воздуха, а еще его влажность.

Воспитатель просит детей пройти между деревьев на лужайке, остановиться неподалеку от метеоплощадки. Облако предлагает дошкольникам взглянуть в небо. Интересуется, а что это по небу летит словно птицы, распустив крылья, солнце могут закрыть? Что же это за?

Дети. Это облака.

Облако. Расскажите-ка мне, что вы знаете об облаках.

Дети. Облака бывают разной формы. Облака состоят из капелек воды. В солнечную погоду облака легкие, а перед дождем - тяжелые.

Облако. Так, так. Подождите. У меня в сумке есть предметы, которые помогут вам вспомнить, какие именно бывают облака по форме. (Достает перышко).

Дети. Облака бывают перистые.

(Достает кучи ватных шариков)

Дети. Облака бывают кучевые - они держатся группами.

Облако. А еще, какими бывают облака?

Дети. Облака бывают «высокими» и «низкими».

Облако. Какими облаками было покрыто небо зимой?

Дети. Зимой небо было покрыто серыми тяжелыми облаками. Они подолгу висели над землей.

Облако. А сегодня, какое небо?

Дети. Наступила весна и небо синее-синее. Пол нему плывут белые пушистые кучевые облака.

Облако. Если облака плывут, то какая погода?

Дети. Погода - ветреная.

Облако незаметно заходит на территорию метеоплощадки. Удивленно оглядывается вокруг. Куда же я попала? Дети объясняют ей, что это метеоплощадка. На ней установлены приборы, которые помогают определить состояние погоды.

Облако. Как интересно! Ну-ка, юные метеорологи, чему вы научились и что знаете? Вы сказали, что погода сегодня ветреная. А что такое ветер?

Дети. Ветер - это движение воздуха.

Облако. Какие бывают ветры?

Дети. Ветры бывают теплые, приятные, сильные, холодные.

Облако. Так, ветры на земле дуют различной силы - слабые, умеренные, сильные.

Воспитатель. Дети, скажите-ка Облаку, какие явления в природе может вызвать ветер в разные времена года? (Осенью - опадение листьев, зимой - метели, весной - таяние снега, летом - прохладу).

Воспитатель. В какую погоду - ветреную или тихую - мы мерзнем сильнее?

Дети. Сильнее мерзнем в ветреную погоду.

- В какое время года - жарким летом или холодной зимой - мы радуемся ветру, когда выходим на улицу? Почему?

Дети. Конечно же, жарким летом. Ветер приносит прохладу.

Облако. Что вам о ветре «рассказывают» вот эти флажки?

Дети. По движению флажков можно определить есть ветер или нет. Какой он силы?

Облако. Присмотритесь-ка к птице,

Сидящей там на спице!

День сидит и два сидит,

В синее небо не летит

Не летает, не поет,

Только странную привычку имеет:

Длинную шею крутит,

Откуда ветер дует!

- Что это у вас за птица?

Дети. Это флюгер. Он помогает определить, откуда именно дует ветер. (Дошкольники с воспитателем определяют направление ветра)

Облако. А ветер имеет свой голос?

Дети. Имеет и в любое время года этот голос разный.

Воспитатель. Наши дети даже стихи о голосе ветра знают. (Дети читают).

1. Ветер плачет, ветер воет,

Дождь осенний мелко сеет,

2. Зимой ветер гудит-шумит,

За окном мороз трещит.

Воспитатель. Облако, ты знаешь, что весной ветер любит пошалить. Именно о том, как ветер бесчинствует, нам хочет прочитать стихотворение наша Катя.

Я березку качну,

Я тебя подтолкну.

Налечу, засвищу,

Даже шапку сорву.

Воспитатель. Дорогие мои, расскажите облаку, что может ветер-озорник делать?

Дети. Летать за птицами, сорвать платок с девочки, отряхнуть яблони, груши в саду, разворошить волосы, свистнуть в ухо.

Облако. Есть ли на вашей метеоплощадке прибор, которым измеряют температуру воздуха?

Дети. Да есть. Это термометр (Подходят ближе).

Воспитатель. Давайте дети расскажем Тучке, какие основные части у термометра?

Дети. Стеклянная трубка, внутри которой жидкость, шкала (вроде линейки).

Воспитатель. Что обозначает на шкале каждое деление?

Дети. Каждое деление обозначает один градус.

Воспитатель. Что есть в середине шкалы?

Дети. В середине шкалы ноль.

Воспитатель. Что он символизирует?

Дети. Ноль - граница между градусами тепла и мороза.

Воспитатель. Что показывает конец столбика жидкости в трубке термометра?

Дети. Он показывает сколько градусов.

Облако просит нескольких детей определить температуру воздуха.

Проверяет, правильно ли дошкольники определили температуру.

Облако. А был ли сегодня ночью дождь? Как вы об этом узнаете?

Дети. Дождя не было. Во-первых, земля сухая. Луж нет. Во-вторых, наш осадкомер пустой. (Дети демонстрируют Тучке пустую бутылочку с делениями. И обращают внимание на пустую емкость, вкопанную на уровне с землей.)

Воспитатель. Какой вы знаете явный признак того, что дождь приближается?

Дети. Это мрачные темно-серые облака на небе.

Воспитатель. Почему через них не проходит солнечный свет?

Дети. Потому что эти облака наполненные влагой и очень плотные.

Воспитатель. А какие бывают дожди?

Дети. Сильные, слабые, кратковременные, долговременные, теплые и холодные.

Воспитатель. Облако, дети, хочет узнать, сколько дождей вы знаете? А поможет нам вспомнить наша Оля. Итак, слушайте и считайте.

Ребенок читает стихотворение

Сколько знаю дождей?

Сосчитайте поскорей:

Дождик с ветром,

Дождь грибной,

Дождик с радугой-дугой,

Дождик с солнцем,

Дождик с градом,

Дождик с рыжим листопадом.

Воспитатель. Так, сколько вы насчитали дождей?

Дети. Всего 6 разновидностей дождей.

Воспитатель. А ты, тучка?

Облако. И я столько же. Молодцы, ребята.

Воспитатель. Наши деды и прадеды свой мудрый жизненный опыт об изменениях в состоянии погоды передавали из поколения в поколение. А с помощью чего?

Дети. С помощью примет.

Воспитатель. На нашей метеорологической площадке спрятались маленькие мешочки жизненного опыта предков. Предлагаю найти, открыть и, рассмотрев картинки, попробовать вспомнить примету, которая в них скрылась.

Дидактическая игра "Приметы на картинках"

На карточках в мешочках «спрятались» приметы:

- Солнце заходит за тучи - будет дождь (Предметные картинки: солнце, облака, дождь)

- Много звезд – к погоде, нет - будет дождь (Звезды. Небо. Дождь)

- Ласточка летает низко - будет дождь, высоко - к хорошей погоде (Ласточка. Небо. Солнце. Дождь. Земля.)

- Если весной летает много паутины - лето будет жаркое (Паутина. Веер. Солнце)

- Ворона купается - на непогоду (Ворона. Ванная)

- Голубь прячет одну ножку в перья - похолодает (Голубь. Перышко)

- Весной снег растаял от солнца, год будет урожайный, а когда от дождя - берегитесь засухи (Снег. Солнце. Дождь.)

- Когда сначала листьями покрывается береза, жди сухого лета, когда клен - влажного. (Береза. Клен. Листья березы. Листья клена. Дождь).

Облако. Как много знают наши дети. Умеют определять состояние погоды, пользоваться приборами и сокровищами народной мудрости.

Воспитатель. Тучка, прогноз погоды сегодня можно услышать по радио, увидеть по телевизору, узнать из Интернета. А наши дети могут передать прогноз погоды с помощью эмоций, мимики и пантомимики.

Игра «Прогноз погоды»

Оборудование: карточки с рисунками (схематическими изображениями) состояний погоды.

Ход игры.

Ребенок - «диктор телевидения» (по желанию), подходит к столу, позади которого на мольберте карта России. На столе рисунок или карточка с определенным схематическим изображением состояния погоды. Он должен ознакомить других с прогнозом погоды без слов. Другие дети вместе с Тучкой пытаются прогноз погоды отгадать.

Облако. Малыши, а зачем людям знать прогноз погоды?

Дети. Состояние погоды влияет на здоровье людей, на поведение животных, птиц. Нужно знать прогноз погоды, чтобы правильно одеться, выбрать время поездки.

Облако прощается. Выражает благодарность за то, что оправдали ее надежды, выполнили все задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "В гости к нам пришла Зимушка- Зима"

Конспект НОД " В гости к нам пришла Зимушка- Зима", образовательная область музыка.Возраст 6-7лет. Направление " Здоровьесберегающие технологии". Вид занятия- логоритмическое занят...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в области «Коммуникация» в группе общеразвивающей направлнности детей от 2 до 3 лет на тему игра – ситуация «В гости Машенька пришла»

Прог. сод.: Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством, воспитывать поэтическое восприятие; вовлекать в совместное пересказывание знакомой сказки, побуждать к игре с движениями. Ме...

Конспект НОД "В гости осень к нам пришла"

Конспект нод в области "познания" первой младшей группы с использованием знакомых  игр....

Конспект занятия «В гости кошечка пришла…»

Материал может быть полезен воспитателям раннего возраста...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «В гости облако пришло, о приметах спрашивало..»

Цель:- закрепить представления дошкольников о природных явлениях, знания детей об облаках;- о приборах, используемых для наблюдения за погодой;- упражнять в определении температуры воздуха, напра...

конспект занятия по познавательному развитию "Пришла осень принесла погод восемь"

Конспект занятия по познавательному развитию "Пришла осень принесла погод восемь"....