Консультация «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТИРОВАНИЕ»
консультация (средняя группа)

Ибрагимова Диана Гаджимурадовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_proektnaya_deyatelnost.docx30.18 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Администрации Г. о. Подольск

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 57 «Ладушки»

                                         

Консультация

«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТИРОВАНИЕ»

(Формирование проектно-исследовательских умений и навыков)

                       

                                                Подготовила:

воспитатель первой категории

                                                Ибрагимова Д.Г.

Г. о. Подольск, 2018 г.

Детство – уникальный и волшебный мир. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Действительно, для него все впервые: страх и радость, солнце и дождь. Пятилетних детей называют «почемучками», так как в этом возрасте познавательная активность очень высокая: каждый ответ на вопрос рождает новые вопросы.

 Самостоятельно ребенок дошкольного возраста не всегда может найти ответы на все, интересующие его, вопросы  – в этом ему помогают педагоги. Но наряду с объяснительно-иллюстративным методом обучения должны использоваться дополнительные методы. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно – ориентированного подхода к образованию является  проектная деятельность. В ее основе лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструировать свои знания, а также идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат. Проектная деятельность является также средством самовыражения и самореализации  ребенка.

Развитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста  в последнее время весьма актуальна по целому ряду причин:

 Во-первых, ребенок как можно раньше должен получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Уникальность личности проявляется не в ее внешности, а в том, что вносит человек в свое социальное окружение. Если то, что кажется ему наиболее значимым, представляет интерес и для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию.

Методика работы с детьми в рамках метода проекта

При отборе содержания проекта воспитатель опирается на имеющиеся у детей потребности и интересы, особое внимание уделяется созданию условий для превращения детей в субъектов своей деятельности. Педагог продумывает мотивацию, заранее моделирует проблемные ситуации, дети участвуют в выдвижении ближайших и перспективных целей своей деятельности, предлагая различные варианты решения проблем, действуют преимущественно не по инструкции, данной воспитателем, а на основе самостоятельно принятого решения.

Специфика метода проектов заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающей средой (природной и социальной); педагогическое взаимодействие осуществляется совместной с ребенком деятельностью, опирается на его собственный опыт. Метод проектов хорошо сочетается с принципом событийности, который предполагает погружение ребенка в определенную тему или проблему.

Метод проектной деятельности можно использовать в работе со средними дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.  

 Наибольшую популярность в детском саду получили межпредметные, практико - ориентированные проекты. Именно они позволяют опираться на личный опыт детей, поддерживать долгое время интерес к деятельности. При работе с дошкольниками чаще используются групповые проекты, в ходе подготовки которых развиваются коммуникативные умения, способность к сотрудничеству и взаимодействию, которые воспринимаются в современном обществе,  как неотъемлемые позитивные характеристики человека в любых сферах жизнедеятельности.

 В практике дошкольной педагогики условно выделяют четыре группы проблем: семья, природа, рукотворный мир, общество и его культурные ценности.

В практике обучения детей в дошкольном учреждении метод проектов традиционно используется в рамках занятий по:

  • ознакомлению с социальной действительностью (например, по программе С.А. Козловой «Я-человек»), при этом используется информационно-практико-ориентированные и творческие проекты;
  • экологическому воспитанию и образованию детей (например, по программе Н.А. Рыжовой): чаще всего проекты, которые осуществляются на данных занятиях, носят исследовательский характер;
  • развитию изобразительного творчества (в частности, в процессе работы над изготовлением коллективных коллажей): данные проекты, в основном, имеют исследовательский и творческий характер;
  • музейной педагогике (например, в ходе осуществления проектов «История вещей, и др.»): большинство используемых проектов – комплексные
  • развитию театрализованной деятельности детей и в процессе подготовки к праздникам: проекты данного рода относятся к ролево-игровым.

  Особая педагогическая значимость данной работы по организации проектной деятельности детей заключается в практико-ориентированной сущности, что позволяет оценить позицию ребенка как субъекта педагогического взаимодействия.

Система работы в дошкольном учреждении по работе с проектами включает в себя следующие блоки:

Первый блок предполагает педагогическое сопровождение ребенка в деятельности по освоению окружающего мира.

Второй блок способствует актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению.

Третий блок стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности.

В постановке задачи, подготовке проекта, его планировании основная роль принадлежит воспитателю и детям. В практической реализации проекта принимают участие дети, родители, а также все сотрудники детского сада.

Доминирующие методы, используемые в работе над проектом могут быть игровые, творческие, познавательные и др. Также педагоги разрабатывают различную тематику проектов.

Темы игровых проектов могут быть следующими:

  • «Игра-путешествие в подводное царство»;
  • «Театр» (сюжетно-ролевая игра);
  • «Строим город будущего» (игра);
  • «Путешествие в древний мир»;
  • «Строим сказочный снежный городок».

Темы творческих проектов:

  • осенний, весенний, зимний вернисаж (т.е. от времени года);
  • музыкальная сказка (по выбору детей);
  • настольный театр (придумывание сказки, изготовление персонажей, декораций и показ спектакля малышам и родителям);
  • «Веселая ярмарка» (изготовление пособий, открыток, атрибутов и др.);
  • создание фильмотеки рисованных диафильмов.

Темы познавательных проектов:

  • фестиваль искусств «Весенняя капель»;
  • журнал «Почемучка» (вопросы о природе, ОБЖ и др.);
  • «Путешествие в Царство Математики»;
  • КВН;
  • конкурс «Моя родословная»;
  • музей народной культуры; (история чаепития, история колыбельных песен, история одежды и др.);
  • «Красная Книга» (создание книги из рисунков редких и исчезающих видов растений, животных, птиц).

По продолжительности проекты в детском саду могут быть краткосрочными (от 1 занятия до 1 дня) и длительными (от 1 недели до 3 месяцев), но чаще педагоги используют длительные.

Работа педагога над проектом, включает составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода и проходит в несколько этапов:

1) постановка цели;

2) поиск формы реализации проекта;

3) разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;

4) организация развивающей, познавательной, предметной среды;

5) определение направлений поисковой и практической деятельности;

6) организация совместной творческой, поисковой и практической деятельности с педагогами, родителями и детьми;

7) работа над частями проекта, его коррекция;

8) коллективная реализация проекта, его демонстрация.

Педагоги ДОУ в основном используют метод проектов с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Проект–это продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно. На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, педагоги уделяют внимание и продумывают организацию среды в ДОУ, таким образом, чтобы она являлась фоном к эвристической и поисковой деятельности, развивала у дошкольника любознательность.. Например, работая над проектом организации экологического музея, в книжном уголке можно поставить яркие книги, энциклопедии для детей, альбомы с изображением растений, животных, птиц, «Красную Книгу» природы. В игровом уголке можно систематизировать и поставить игры на эмпирическую тему. В групповой комнате можно организовывать «фитобар», а на коробочках с фиточаем наклеить изображение данного растения. «Официанты», подавая чай, могут рассказывать о его целебных свойствах, побуждая детей узнавать новые рецепты. На стене в групповой комнаты и в приемной можно повесить плакаты экологического содержания, выполненные детьми.

К организации поисковой и творческой деятельности детей должны быть подключены родители и родственники, так как один ребенок с этой деятельностью не справится. По теме проекта воспитатель предлагает детям задания (приготовить макет лесной полянки, альбом с рисунками диких растений, плакат в защиту животных, гербарий полевых цветов, фотографии местных зимующих птиц и т.д.), которые ребята вместе с родителями выбирают на свое усмотрение. Очень важно, чтобы они были не слишком трудоемкими и выполнялись с желанием и радостью, а в случае необходимости воспитатель предоставляет справочный, практический материал или рекомендует, где его можно найти.

Последний этап проекта – защита. Это всегда самый зрелищный момент. На защиту приглашают гостей, родителей, малышей. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала и ее необходимо усилить социальной значимостью проекта. Следует объяснить, для кого и для чего он создавался и зачем он нужен. Форма защиты проекта проходит ярко, интересно и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога.

Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.

В соответствии с принципами отечественной педагогики детское проектирование может быть успешным, если соблюдаются следующие условия:

  • учет интересов каждого ребенка;
  • деятельность детей без принуждения;
  • предоставление детям самостоятельности и поддержка их инициативы;
  • совместное со взрослым поэтапное достижение цели;
  • тематика (проблема) из ближайшего окружения дошкольника, адекватная его возрасту.  

 На какие бы рекомендации не опирался педагог при проектировании, ему важно помнить, что именно он организатор детской продуктивной деятельности, источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта, но при этом – партнер, и помощник ребенка в его саморазвитии.

          Таким образом, мы видим, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, познавательные, что предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей.

Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.  Использование метода проектов в практике дошкольных учреждений является подготовкой детей к проектной деятельности в начальной школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Комплексный подход к развитию познавательной деятельности через организацию проектного метода»

«Комплексный подход к развитию познавательной деятельности через организацию проектного метода»В настоящее время воспитательно- образовательный процесс в ДОУ характеризуется возрастанием объема ...

Использование элементов геймификации для активизации познавательной деятельности через дидактические игры.

Педагог всегда задумывается над тем, как сделать учебный процесс не только познавательным, но и интересным для обучающихся, т.е. как повысить их мотивацию к обучению.Процесс формирования мотивации к о...

РАЙОННЫЙ СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ДОУ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО». СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ТЕМА «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С КОСМОСОМ»

РАЙОННЫЙ СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ДОУ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУРАЗВИТИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВВ РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО» СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫТЕМА «РАЗВИТИЕ П...

Консультация «Развитие эмоциональной сферы дошкольников через музыкально-театральную деятельность»

Эмоциональное развитие ребёнка является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса воспитания и обучения....

Консультация «Развитие познавательной деятельности через инновационные технологии в развитии речи дошкольников»

Консультация «Развитие познавательной деятельности через инновационные технологии в развитии речи дошкольников»...

Интеграция двигательной и познавательной деятельности через тематическое физкультурно-познавательное занятие.

Современные требования к образованию дошкольников предполагают интеграцию различных видов деятельности.Наиболее перспективным путем обновления содержания дошкольного образования являетс...