Педагогический совет «Профилактика жестокого обращения с детьми»
материал

Семенова Елена Васильевна

Социально-экономическая нестабильность общества в первую очередь сказалась на самой незащищенной категории – несовершеннолетних. Социальный состав семей показывает значимый фактор риска негативного влияния на несовершеннолетних. В результате нарушаются психологические связи между несовершеннолетним и родителями, что приводит к снижению образовательного интереса, конфликтам в семье, невротизации, к сложной социально-психологической ситуации, где родители ведут асоциальный образ жизни. До недавнего времени эта проблема касалась несовершеннолетних обучающихся школ. Современное законодательство говорит о том, что составляющим звеном может стать МДОУ, влияющим на защиту прав дошкольника в неблагополучных семьях, но для этого нужно повысить  уровень профессиональной грамотности педагогов. Одним из направлений повышающих компетентность педагогов является педагогический совет в форме тренинга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_pedagogicheskiy_sovet.docx42.16 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический совет «Профилактика  жестокого обращения с детьми»

Автор: Семенова Елена Васильевна, старший воспитатель МДОУ № 13 «Буратино» г. Волжска РМЭ.

ВВЕДЕНИЕ

Социально-экономическая нестабильность общества в первую очередь сказалась на самой незащищенной категории – несовершеннолетних. Социальный состав семей показывает значимый фактор риска негативного влияния на несовершеннолетних. В результате нарушаются психологические связи между несовершеннолетним и родителями, что приводит к снижению образовательного интереса, конфликтам в семье, невротизации, к сложной социально-психологической ситуации, где родители ведут асоциальный образ жизни. До недавнего времени эта проблема касалась несовершеннолетних обучающихся школ. Современное законодательство говорит о том, что составляющим звеном может стать МДОУ, влияющим на защиту прав дошкольника в неблагополучных семьях, но для этого нужно повысить  уровень профессиональной грамотности педагогов. Одним из направлений повышающих компетентность педагогов является педагогический совет в форме тренинга.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Педагогический совет «Профилактика  жестокого обращения с детьми»

Участники педсовета: администрация и педагогический коллектив МДОУ.

Предварительная подготовка:

  • Формирование целевой установки, задач участников, обдумывание плана проведения педсовета.
  • Подготовка рабочего материала.
  • Подготовка памятки для педагогов (Приложение 1).
  • Создание «Листа рефлексии» деятельности участников педсовета (Приложение 2).

Ресурсное обеспечение: компьютер, проектор для демонстрации презентации,  маркеры, карандаши, фломастеры, по три нарисованных зеркала на каждого педагога.

Форма проведения: педагогический совет на основе доклада с проведением тренинга.

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в области профилактики жестокого обращения с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

1. Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме жестокого обращения с детьми.

2. Активизировать педагогическое мышление педагогов  как основу использования нетрадиционных форм работы с родителями в ДОУ, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности.

3. Поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной теме.

План проведения педсовета:

1. Информационно-теоретическая часть «Профилактика жестокого обращения с детьми»:

1.1        Выступление старшего воспитателя МДОУ «Жестокое обращение  с детьми: что это такое?»

1.2.        Выступление ответственного по профилактике ПББН: «Социально-правовые основы защиты детей от жесткого обращения».

2. Практическая часть (тренинг).

3. Рефлексия деятельности участников и организаторов педсовета.

4. Решение педагогического совета.

  1. Информационно-теоретическая часть «Профилактика жестокого обращения с детьми»

1.1        Выступление старшего воспитателя МДОУ «Жестокое обращение  с детьми: что это такое?»

       Сегодня о жестоком обращении с детьми сказано и написано очень много статей, книг, проведено исследований, но проблема в нашей стране не исчезла, а  приобрела еще большую актуальность.

Жестокое обращение с детьми- это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди  калечат ребенка.  Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят  детскую душу.

        Задача педагогического коллектива детского сада  состоит в том, чтобы из года в год совершенствовать свои подходы, искать более эффективные формы правового  образования родителей.   Но прежде всего самим педагогам  необходимо ориентироваться в проблеме.

   Жестокое обращение с детьми  включает в себя  любую форму плохого обращения, допускаемого родителями, опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями, представителями  органов правопорядка.

     Четыре основные формы  жестокого обращения  с детьми.

1. Физическое насилие - преднамеренное нанесение физических повреждений.

2. Сексуальное насилие (или извращение) - вовлечение  ребенка с его согласия  и без такового в  сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.

3. Психическое (эмоциональное) насилие - периодическое, длительное или постоянное психическое  воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

        К психической форме насилия относятся:

- открытое  неприятие и постоянная критика ребенка,

- угрозы в адрес ребенка в словесной форме,

- замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинства ребенка,

- преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка,

- ложь и невыполнение взрослыми  своих  обещаний,

-  однократное  грубое психическое воздействие, вызывающее  у ребенка психическую травму.

4. Пренебрежение  нуждами ребенка - это отсутствие  элементарной заботы о ребенке, в результате  чего  нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

        К пренебрежению элементарными нуждами ребенка относятся:

- отсутствие  адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи,

- отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

               Мы, педагоги,  должны знать факторы риска, которые могут спровоцировать  жестокое обращение с детьми в семье. Вот основные из них:

       - неполные или многодетные семьи, семьи с приемными детьми, наличие отчимов или мачех;

       - наличие в семье  больного алкоголизмом, наркоманией или лица, вернувшегося из мест лишения свободы;

       - супружеские конфликты;

      -  низкий уровень культуры, образования, негативные семейные традиции;

       - нежеланный ребенок;

       - умственные или физические недостатки ребенка;

       - трудный ребенок.

В случае выявления жестокого отношения к ребенку со стороны родителей педагогу следует принять меры по его защите. Что  может предпринять педагог, подозревая   родителей в жестоком обращении с ребенком?  Прежде всего, постараться  завоевать доверие  ребенка, наблюдать за его поведением, замеченные отклонения желательно заносить в специальный дневник.  Побывать у ребенка дома, посмотреть, в каких условиях он живет, постараться установить контакты с семьей. Побеседовать с опекунами, близкими родственниками, выразить свою озабоченность поведением ребенка в детском саду. Особого внимания требуют семьи, в которых существует установка на агрессию.

1.2.        Выступление ответственного по профилактике ПББН: «Социально-правовые основы защиты детей от жесткого обращения».

Российская Федерация ратифицировала целый ряд международных соглашений, предусматривающих борьбу с жестоким обращением по отношению к детям в различных его формах и проявлениях. К их числу относятся подписанная в 1989 году «Конвенция о правах ребенка» и другие международно-правовые акты.

Ряд статей указанной выше Конвенции о правах ребёнка прямо указывает на недопустимость всех форм жестокого обращения с детьми, так в статье 19.1 говорится: «Государства – участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребёнке».

Согласно статье 34 государства-участники обязуются защищать ребёнка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения.

Защитить ребенка от насилия, в том числе от повторного, предупредить жестокое обращение, наказать насильника помогают существующие законодательные нормы. Правовые нормы, направленные на защиту детей от насилия и пренебрежения, включены в следующие законодательные акты:

— Уголовный кодекс РФ (УК от 13.06.96, №63-ФЗ),

— Уголовно-процессуальный кодекс (УПК от 18.12.01 №174-ФЗ),

— Семейный кодекс РФ (СК от 29.12.95 «223-ФЗ),

— Законы РФ о социальных гарантиях прав граждан, включая несовершеннолетних;

— Закон РФ об образовании (от 10.07.92 №3266-1).

В Уголовном кодексе предусмотрена ответственность за причинение ущерба  здоровью; нанесение телесных повреждений различной степени тяжести (ст.108,109,112); истязание (ст.113); вовлечение несовершеннолетнего в немедицинское потребление лекарственных и иных средств, не являющихся наркотическими, влекущих одурманивание (ст.210); склонение к употреблению наркотических средств (ст.224) и т.д.

Таким образом, действующий Уголовный кодекс РФ позволяет наказывать виновных в жестоком обращении с детьми и в пренебрежении их интересами, если эти действия или бездействие представляли опасность для жизни ребёнка.

В Семейном кодексе определены основы правовой защиты от насилия в семье. В этой связи установлено, что способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление и эксплуатацию детей (ст. 65).

Кодекс подробно регламентирует права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, защите их прав и законных интересов.

С целью обеспечения прав и интересов детей в семье в Кодексе последовательно проводится идея равенства прав обоих родителей, независимо от того, проживают ли они с ребёнком или нет (ст.61, 63-66, 69 и др.).

Обеспечить достижение защитных и профилактических целей во многом призвана существующая законодательная база социальной работы, а именно, принятые на федеральном уровне законы «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», ряд постановлений  Правительства РФ и нормативных актов, гарантирующих их выполнение.

Итак, в РФ, как и в других странах, для защиты прав и законных интересов детей используются два механизма: гражданско-правовой и уголовно-правовой. Нормы семейного  права применяются в тех случаях, когда в действиях родителей не содержится признаков состава какого-либо преступления.

Однако ориентация только на перечисленные меры приводит к тому, что помощь жертвам оказывается лишь тогда, когда насилие уже повлекло тяжелые последствия и сохранить семью невозможно. Ни законодательство, ни общественное мнение не обеспечивают в полной мере защиты детей от физического и, особенно, психологического вреда со стороны взрослых. При этом родители нередко осознают, а иногда и не осознают то, что они жестоко обращаются с ребёнком. Все это делает императивные воздействия малоэффективными, а прямую агитацию – безадресной и ставит на первое место задачу осознания указанной проблемы как лицами, вовлечёнными в насилие, так и общественностью.

2. Практическая часть (тренинг).

Уважаемые педагоги, многие из вас являются родителями. Бывают такие темы, на которые трудно говорить. Вроде бы все понятно, но как донести до самой глубокой мысли, не знаешь. Сегодня попробуем  через игровые ситуации и упражнения понять, что чувствует ребенок при    жестоком обращении и составить план профилактических мероприятий по данной теме.

Игра «Пойми меня»

Педагоги делятся на две группы. Первый  игрок объясняет правовой термин, не называя его,  используя жесты и мимику. Другой игрок должен объяснить следующему игроку также жестами и мимикой и так далее до последнего игрока. Последний игрок должен  назвать термин.

Правовые термины: право, закон, свобода, конвенция, ответственность, обязательства.

Упражнение «Шапка вопросов»

Педагоги сочиняют вопросы-записки по заданной теме (жестокое обращение с детьми), кладут их в шапку, потом вытягивают – кому какая достанется. Совещаются в группах, отвечает один педагог из группы.

Примерные вопросы-записки:

- Какие действия может предпринять педагог, если он узнал о жестоком обращении с детьми?

- Жестокое обращение с детьми. Что это такое?

- Работа воспитателя с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми.

- Понятие и формы жестокого обращения с детьми.

- Какой документ защищает права ребенка.

Игровая ситуация «Три зеркала»

Педагогам предлагается нарисовать себя в первом зеркале маленьким и испуганным, во втором – большим и сердитым, в третьем - счастливым.

Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

-  В какое зеркало хочется чаще смотреться?

-  В каком зеркале человек проявляет жестокость? На кого он более всего похож?

- Что можно сказать глядя на эти зеркала?

Вывод. Жестокое обращение с детьми как социальное явление обладает способностью к воспроизводству: дети, перенесшие насилие, став взрослыми, жестоко обращаются с собственными детьми.

        Необходимо понимать,  что невозможно выстроить эффективную систему профилактики жестокого обращения с детьми в образовательном учреждении без решения вопросов, включающих анализ детско-родительских отношений в семье и  своевременное выявление несовершеннолетних в ситуации риска.

Сейчас предлагаю  в группах  разработать   план профилактических мероприятий, связанных с социально-психологической поддержкой детей в дошкольном   образовательном учреждении.

Работа в группах – создание Плана профилактики жестокого обращения.  Презентация итогов работы в группах.

Памятка для педагогов по выявлению жестокого обращения над ребенком (Приложение 1)

3. Рефлексия деятельности участников педсовета.

Участники педагогического совета заполняют листы рефлексии. (Приложение 2)

4. Решение педагогического совета.

1. Провести комплекс мероприятий, содействующих повышению компетентности  родителей (законных представителей) в области правового просвещения.

 2.  Планировать  работу  по профилактике  жестокого обращения с детьми, правонарушений детско-родительских отношений  в образовательном учреждении.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На педагогическом совете мы затронули очень важную проблему, над которой нам еще предстоит работать и в дальнейшем. Профилактика жестокого обращения с детьми связана с тем, что жестокое обращение  в отношении  детей  или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних.  Ребёнок должен быть защищён от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации (Принцип 9 Декларации прав ребёнка. 20 ноября 1959 г.)

Мы, педагоги, должны видеть и уважать в каждом ребенке личность; верить в возможности каждого ребенка, в то доброе, что заложено в нем, в перспективы его развития; сделать родителей ребенка своими союзниками в деле воспитания.

         

Библиографический список

  1. Е.А. Кудрявцева, О.Б.Балберова. Новый взгляд на родительские собрания. Встреча партнеров/ авт.-сост. Е.А. Кудрявцева, О.Б.Балберова.-Волгоград: Учитель, 2016.
  2. Н.М.Сертакова. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей: родительские собрания и конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглым столом/ авт.-сост. Н.М.Сертакова.-Волгоград: Учитель, 2015.

Приложение 1

ПАМЯТКА

Как определить, что ребенок переживает

жестокое обращение?

  1. Педагоги отмечают депрессивное состояние ребенка. Признаки депрессии: постоянное подавленное настроение, плач, раздражительность, низкая концентрация и самооценка, нехватка энергии. Возможны физические проявления депрессии: частые боли в животе, головные боли.
  2. Ребенок становится жестоким.
  3. Ребенок разговаривает на «взрослые» темы, говорит об отношениях полов, явно повторяя слова старших.
  4. Ребенок проявляет асоциальные наклонности, например, ворует, убегает из дома.
  5. Не доверяет взрослым.
  6. Не может объяснить свои физические потребности (например, не отличает потребность поесть или сходить в туалет).

Как помочь ребенку восстановиться после случая жестокого обращения?

  1. Внимательно наблюдать за его успехами и отмечать любой прогресс, хвалить за успехи в учебе, спорте, творчестве. Например, если ребенок убрал за собой вещи, обязательно отметить этот факт.
  2. Требовать от ребенка выполнения тех или иных заданий, поручений аргументированно, не превращая отношения в противостояние. Если ребенка отправляют в магазин, следует объяснить, почему это должен сделать именно он (вы заняты уборкой/срочной работой и надеетесь на помощь).
  3. Выбирать методы реабилитация, исходя из вида жестокого обращения, которому подвергался ребенок (психологическое, сексуальное или физическое насилие). В каждом случае методы реабилитации – разные.
  4. Обратить внимание на внешний вид ребенка и стиль его общения. Для реабилитации необходимо стабильные отношения в обществе, коллективе.

Приложение 2

Лист рефлексии

 педагогического совета

«Профилактика  жестокого обращения с детьми»

Ф.И.О. (по желанию)________________________________________________

 1. Считаете ли вы тему педсовета актуальной?

да  

нет

другое_________________________________________________________

2. Считаете ли вы эффективным проведение педсовета в   предложенной форме?

да    

нет

другое_________________________________________________________

3. Отметьте состояние, которое вы испытывали в процессе участия в педсовете

интерес

раздражение

        волнение        

скука

удовлетворение

эмоциональный подъем


4. Ваши мнения, впечатления, пожелания относительно данного педсовета _________________________________________________________________________________________________________________________________

Благодарим  Вас за участие в работе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий педагогического совета "Общение взрослого с детьми"

Сценарий педагогического совета в нетрадиционной форме КВН....

Педагогический совет «Овладение сенсорными эталонами детьми младшего и среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Представлены план проведения педагогического совета, диагностика детей 1 младшей группы, тематический контроль, доклады педагогов...

Выступление на педагогическом совете "Игровые упражнения с детьми по кругам Луллия"

Игровые упражнения с детьмиПо кругам Луллия(для воспитателей детских садов)...

Педагогический совет «Использование книжного уголка детьми в развитии познавательного интереса»

Книгу не зря называют источником знаний. Люди, которые много читают – являются  интересными собеседниками, обладают хорошей памятью, развитым воображением  и большим словарным запасом....

Педагогический совет "Искусство говорить с детьми"

Данная статья представляет собой выступление на педагогическом совете ДОУ учителей-логопедов и посвящена развитию умения воспитателей грамотно и выразительно передавать свои мысли в общении с детьми и...

Педагогический совет "Искусство говорить с детьми"

Данная статья представляет собой выступление на педагогическом совете учителей-логопедов и посвящена  развитию умения воспитателей грамотно и выразительно передевать свои мысли в общении с детьми...

Выступление на педагогическом совете "Нетрадиционное рисование с детьми дошкольного возраста"

laquo;В одном мгновенье видеть вечность,Огромный мир — в зерне песка,В единой горсти — бесконечностьИ небо — в чашечке цветка.(Уильям Блейк)»...