Конспект НОД в подготовительной группе по образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» на тему: «В гостях у сказки»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

ОЛЬГА ЛЕОНИДОВНА ПОПОВА

Систематизировать знания детей о русском народном творчестве

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyah_u_skazki_zanyatie.docx175.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 города Когалыма «Колокольчик»

Конспект НОД в подготовительной группе по образовательной области

«Социально – коммуникативное развитие»

на тему: «В гостях у сказки»

http://ilichevodshi.ru/images/novosty/skazki.jpg

Составила:

воспитатель,

 Попова О. Л.

г. Когалым 2016г.

Цель: Систематизировать знания детей о русском народном творчестве.

Образовательные задачи: вызвать желание узнавать сказку по заданию.  

Развивающие задачи: обеспечить развитие свободного общения с взрослыми и детьми,   способствовать развитию всех компонентов речевой деятельности.  

Воспитательные задачи: формировать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству, приобщать к словесному  искусству,  способствовать  формированию навыка договариваться между собой и действовать согласованно  

Оздоровительные задачи: снятие мышечного и нервного напряжений (физ.минутки), обеспечить двигательную активность детей на протяжении всего занятия.

Интеграция образовательных областей:  «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, музыкально-художественная,  двигательная.

Методы: игровой, словесный, практический, наглядный.

Приемы: сюрпризный момент,   рассказ, загадывание и отгадывание загадок, подвижные игры, драматизация отрывков  из сказок.

Словарная работа: волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая.

Материал: маска медведя,  маски-шапочки  медведя, мышки, лягушки,  волка, лисы, зайца, петуха, косынка, сундучок, картинки-раскраски, книга сказок,  клубок ниток.

Предварительная работа: образовательная деятельность в ходе режимных моментов - чтение сказок:      «Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Лиса и журавль»,   «Снегурочка», «Царевна-лягушка» и других сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, выставка книг-сказок, сказочных героев, волшебных сказочных предметов, рисование на темы сказок,   изготовление вместе с родителями масок, пособий для инсценирования сказок

Ход НОД

1. Организационный момент.

Закличка (приглашаю детей подойти ко мне)

Тай, тай, налетай.

Поиграем мы в игру.  

Всех принимаем,
Никого  не обижаем!

Приветствие.

«Вот собрался наш кружок               Рука другу, рука другу                

Улыбнись скорей, дружок                Передаём тепло по кругу».

 

Раз, два, три, четыре, пять  

Вместе мы в кругу опять  

Будем дружно мы играть  

 Будем сказки вспоминать.

- Я знаю, что  вы любите игры, и мы с вами обязательно поиграем. Но  хочу вам сказать, что  нет ничего интереснее, чем   русские народные  сказки.

- Ребята, вы любите сказки! Я тоже их люблю. «Что за прелесть эти сказки!» В мире  сказок очень много. Вы какие сказки  знаете?

- Молодцы! Много сказок назвали.

- Смотрите, какая у меня красивая книга сказок. Хотите ее подержать? Но для этого вы должны будете  сказать, какие сказки могут быть в этой книге.

Игра с книгой сказок , «Какая сказка?» (передача предмета по кругу из рук в руки слева направо)

    (Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, веселые, мудрая….).

- Кто придумал эти сказки? С каким еще русским народным творчеством мы познакомились? Чем еще занимался русский народ? Что делал? Придумывал? (народные игрушки, потешки, песенки, подвижные игры)

- Какие народные игрушки вы знаете?

- В какие народные игры играли? («Бабка-Ёжка», «Яша», «Ручеек», «Золотые ворота», «У медведя во бору»).

- Верно. Это  самая известная народная игра.

 Сейчас я расскажу вам немного о ней.   У нас  на Руси  много лесов. Взрослые да малые ребятушки любили ходить в лес по грибы да по ягоды. А там частенько можно было встретить медведя. Дети изображали встречу медведя с людьми в лесу. Так возникла игра «У медведя во бору». Давайте и мы поиграем  в эту игру.  (Маска)

Выбираем Медведя считалкой.  

- Какую народную считалку знаете?

- А вы берите корзинки, лукошки, пойдемте в лес.

2.Игра «Сказка с дырками»

Приглашаю детей присесть на коврик.

Я зову скорей детей,

Приходите побыстрей

Будем с вами отдыхать

Сказки снова вспоминать.

- А как обычно начинаются сказки? (Жили-были… В некотором  царстве, в некотором государстве… Однажды… Случилось это давным-давно…)

- А какими словами заканчиваются? (Стали жить – поживать да добра наживать…  Вот и сказке конец… С тех пор у них мир да лад…)

Давайте вспомним    ваши любимые сказки, и вы мне поможете их рассказать. Мы сейчас поиграем в игру " Сказки с дырками". Я буду читать сказку, а если   что-то забуду, вы мне подскажите.

Чашки три и три постели.
Стульев тоже три, смотри,
И жильцов здесь, в самом деле
Проживает ровно: (три)
Как увидишь, сразу ясно:
В гости к ним ходить: (опасно)
Убегай, скорей, сестричка,
Из окна лети, как: (птичка)
Убежала. Молодец!
Значит сказке всей:(конец)
По слогам читает Федя:
Это сказка: ("Три медведя")

Нет ни речки, ни пруда –
Где воды напиться?
Очень вкусная (вода )–
В ямке от (копытца).

(Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

Кто-то за кого-то ухватился цепко,

Ох, никак не вытянуть, ох, засела

(репка).
Но еще помощники скоро прибегут

Победит упрямицу дружный общий труд.  

 Мышка в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабой (помогла).

("Репка")

 По тропе шагая бодро,
Сами воду тащат (ведра).
Вымолвил словечко –
Покатилась (печка).
("По щучьему веленью".)

 Пред волком не дрожал,

От медведя (убежал),

А лисице на зубок,

Все ж попался (колобок)

Физминутка.

- Ребята! А какую   песню пел колобок?

Пальчиковая игра "Колобок"

Я, колобок, колобок! (катают в руках воображаемый колобок)
По сусекам скребен, (правой ладонью скребут по левой ладони)
По амбару метен, (имитируют подметание пола)
На сметане мешен, (делают круговые движения кистью правой руки)
В печку сажен, (показывают обе руки, вытянутые вперед)
На окошке стужен. (показывают руками окно)
Я от бабушки ушел, (перебирают средним и указательными пальцами правой руки по ладони левой)
Я от дедушки ушел.

Ритмическое упражнение.

- А чтобы Колобку было весело катиться по дорожке,  давайте мы ему похлопаем в ладошки.

Ко-ло-бок, Ко-ло-бок, у тебя румяный бок.    

(хлопки с проговариванием, хлопки без проговоривания)

-  А  какую  потешку    мы прохлопываем точно также? (Это народная  потешка «Петушок»)

- Что значит «потешка»? Потешка может ободрить, утешить и развеселить ребенка практически в любой ситуации. Это такие  короткие  стишки для маленьких детей.
3. Игра-драматизация. 

 Где играют дружно,

Хлопают  умело,

Там и сказке можно

Появиться смело.

- Смотрите, что у меня есть – волшебный клубок.

- Что в сказках делал волшебный клубок?  (Показывал дорогу)

- И мой клубочек хочет показать нам дорогу к чему-то интересному.  Пойдем за ним. (Клубок катится в приемную, там находим волшебный сундучок. В нем маски).   Игра называется «Персонажи беседуют» (дети, используя маски, атрибуты ведут диалог героев сказок)

Платочек, маска медведя.  

Медведь: Сяду на пенёк,

                  Съем пирожок!

  Машенька:

                  Вижу, вижу!

                  Не садись на пенёк,

                  Не ешь пирожок!

                  Неси бабушке,

                  Неси дедушке!

  Медведь (удивленно):

- Вот какая хитрая! Высоко сидит, далеко глядит!

 Маски зайца и  петуха:

 Петух: Кукареку! О чем, зайчик, плачешь?  

 Заяц:  Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная; попросилась она ко мне, да меня и выгнала.  

Петух: Пойдем, я выгоню  ее.

Заяц: Нет, не выгонишь! Собаки гнали — не выгнали, медведь гнал — не выгнал, бык гнал — не выгнал, и ты не выгонишь .

Петух: Нет, выгоню!  Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Поди, лиса, вон!

 Маска мышки и лягушки:

Лягушка:  Терем-теремок! Кто в тереме живет?

Мышка: Я, мышка-норушка! А ты кто?

Лягушка:  А я лягушка-квакушка.

Мышка:  Иди ко мне жить!  

Маска волка и лисы:  

 Волк: Здравствуй, кумушка!

Лиса: Здравствуй, куманек!

Волк: Дай мне рыбки!

Лиса: Налови сам, да и ешь.

Волк: Я не умею.

Лиса: Эка, ведь я же наловила; ты, куманек, ступай на реку, опусти хвост в прорубь - рыба сама на хвост нацепляется, да смотри, сиди подольше, а то не наловишь.

Лиса: Битый небитого везет, битый небитого везет.

Волк: Что ты, кумушка, говоришь?

Лиса: Я, куманек, говорю: битый битого везет.

Волк: Так, кумушка, так!..

 

- Спасибо, ребята! Молодцы!

Итог НОД:

-  Вы у меня сегодня все молодцы! Вы самые лучшие знатоки и любители русских народных сказок, самые лучшие ценители!  

- Что вам запомнилось из сегодняшнего занятия?

- Какие сказки вспоминали?

- В какую игру играли?

- Что вы можете сказать о сказках?

Читают дети:

В мире много сказок

Грустных и смешных,

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло,

Пусть добро навеки

Побеждает зло.

И пусть будет так! Смотрите, что еще есть в сундучке. (Достаю раскраски).

Это вам подарок за ваши знания сказок.

По игрушкам

Продолжаем  вспоминать сказки..

Кто так говорит?

Сяду на пенек,

Съем пирожок.

«Маша и медведь»

Несу косу на плечи,

Хочу лису посечи,

Ступай, лиса, вон!

«Заюшкина избушка»

«Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла, она и попросилась ко мне жить, да меня и выгнала».

(Зайчик. «Заюшкина избушка»)

«Кто хлебал из моей чашки, и все выхлебал? »

(Мишутка. «Три медведя»)

«Миш, а Миш, ты спишь? »

(Маша. Из мультфильма «Маша и медведь»)

Девочка играла, братца потеряла

 («Гуси-лебеди»)

(Вкл. запись)

- Чья это песня? Из какой сказки?

- Как много вы сказок знаете. Умеете и по  словам узнавать,  и по музыке, узнаете  и по картинкам.

Вы знаете, народные обычаи? Моя бабушка всегда их соблюдала, а особенно была гостеприимной, хлебосольной и щедрой. Как вы это понимаете? Что значит быть гостеприимной? Про кого можно сказать: что он щедрый и хлебосольный?

Внучка: И я не буду нарушать традиции и приглашаю вас всех на чашечку чая. У меня сегодня много гостей, и я всех приглашаю за хлебосольный стол.

Я для вас мои друзья,

Пирогов напекла.

Гостья: Вы хозяюшку потешьте,

Пирогов ее поешьте.

Не красна изба углами,

А красна пирогами.

(Приглашаем на чай с пирогами)

 Рассказ о традиции гостеприимства.

Воспитатель: Это русский самовар. Самовар это предмет народного быта он предназначен для разогрева воды. О популярности чая надо сказать особо: недаром русские, конкурируя с англичанами, считают себя едва ли не самыми большими любителями чая в мире. Наши талантливые предки и тут проявили себя. Не удовлетворившись простым чайником, который использовали в других европейских странах, в Туле изобрели самовар.  

Воспитатель: Несмотря на появление газа и электричества, самовар сохранился. Правда, в последние годы самовары делают, в основном, электрические (для использования в быту) или декоративные (для подарка в качестве русского сувенира). Однако если спросить своих друзей и знакомых, то окажется, что самовар есть почти в каждом доме или на даче. Дело в том, что чаепитие из самовара - это не просто трапеза, а особый ритуал, объединяющий людей за неспешным разговором. К чаю традиционно подают сушки, сухари, бублики, мелко колотый сахар, разные варенья. Говорят в народе Не красна изба углами,  а красна пирогами.

Сверху пар, снизу пар –

Шипит наш русский самовар.

Милости просим на чашку чая!

Вот так мы живем:

Пряники жуем, чаем запиваем,

И всех  в  гости приглашаем

Чаепитие.

Звучит русская народная музыка.

 

Маска медведя

Магнитофон  (запись     )

Самовар

Чашки, блюдца (по количеству детей)

 корзинки, хохломские миски.

 Корзинки с конфетами,  сушками,

Пряники тульские  (порезать потом)

Скатерть

 5. Возле леса на опушке
Там три стула, три подушки,
Три кровати и три кружки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три медведя)

6. Сидит в корзине девочка
У Мишки за спиной,
Он сам, того не ведая,
Несет ее домой.
Ну, отгадал загадку?
Тогда скорей ответь –
Названье этой сказки...
(Маша и медведь)

Молодцы, ребята! Все загадки разгадали. Хотите в сказку поиграть? Для этого надо заглянуть в волшебный сундучок.
(Из сундучка достаются маски: «мышка», «лягушка», «лисичка», «заяц», «медведь». Проводится музыкальная игра «Теремок». Детям надевают маски. Все остальные берутся за руки и образуют «Теремок». «Звери» находятся за кругом.
Исполняя песню, дети идут по кругу со словами «Вот по полю- полю». «Мышка» бегает за кругом. После того, как произносятся слова: «У дверей остановилась и пищит», все дети останавливаются.
После пения мышка вбегает в круг. Дети снова двигаются по кругу с пением, а за кругом теперь прыгает «лягушка». После пения «Кто-кто в теремочке живет? » «мышка» отвечает: «Я - мышка - норушка» и приглашает в теремок «лягушку». Таким образом, один за другим в кругу появляются и все остальные «звери». Когда же «медведь» лезет на крышу теремка, теремок разваливается. Игра заканчивается).

Ребята, я еще вам приготовила сюрприз. Загляну в сказочный сундучок. Что же у меня здесь находится? (Достает игрушку)

ИТОГ. А теперь давайте, все возьмемся за руки. Я хочу вас поблагодарить за то, что вы были со мной, что были послушными, внимательными, за то, что с вами было так интересно играть. Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к … (имя ребенка), от … к …, и т.д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть она вас не покидает и греет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в подготовительной группе по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" "Если добрый ты- то всегда легко, а когда наоборот-плохо!"

Конспект НОД по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" в подготовительной группе "Если добрый ты-то всегда легко, а когда наоборот-плохо!"...

Конспект НОД в подготовительной группе по образовательной области «Социально - коммуникативное развитие»

Тема НОД: « Мальчики и Девочеки».Цель: создать условия для формирования гендерных  представлений у детей подготовительной группы.Задачи: - расширять представление о сходстве и различии людей по п...

НОД в подготовительной группе по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» на тему: «Мы хотим быть артистами!».

НОД  в подготовительной группе  по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» на тему: «Мы хотим быть артистами!».Цели:-Формировать умений проводить элементарную инсц...

Конспект НОД для детей подготовительной группы по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" "Школа дорожных наук"

Цель совместной деятельности педагога с детьми - в игровой форме закрепить знания детей о полученных знаниях по правилам дорожного движения....

НОД в подготовительной группе по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» на тему «Экскурсия в мир театра».

Программные задачи:Образовательная область «Социализация»Формировать представление детей о театре, как о виде искусства, его назначении.Познакомить детей с профессиями (артист, режиссер, к...

Конспект НОД в подготовительной группе по образовательной области «Социально - коммуникативное развитие»«Путешествие в страну Мальчиков и Девочек».

laquo;Путешествие в страну Мальчиков и Девочек».Цель: создать условия для формирования гендерных  представлений у детей подготовительной группы.Задачи: - расширять представление о сходстве...