Консультация для педагогов «Воспитание альтруистичности у детей старшего дошкольного возраста»
консультация

Михайлова Лариса Анатольевна

Всяк, кто желает иметь верных дру­зей, должен быть добрым и терпи­мым, проявляя внимание к чужим нуж­дам. Почет и уважение добываются не силой, а великодушием и готовно­стью поделиться с нуждающимся по­следним куском. Леонардо да Винчи

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №144» г. Чебоксары

Консультация

«Воспитание альтруистичности у детей старшего дошкольного возраста»

(с презентацией)

Подготовила:

педагог-психолог

Михайлова Л. А.

Всяк, кто желает иметь верных друзей, должен быть добрым и терпимым, проявляя внимание к чужим нуждам. Почет и уважение добываются не силой, а великодушием и готовностью поделиться с нуждающимся последним куском.

                                                                                                                Леонардо да Винчи

Альтруизм - правило нравственной деятельности, признающее обязанностью человека ставить интересы других людей и общее благо выше личных интересов; установка, выражающаяся в готовности приносить жертвы в пользу ближних и общего блага.

Важнейшее направление нравственного воспитания дошкольников воспитание у них альтруистичности (от лат. alter — другой) — личностной черты, проявляющейся в том, что ребенок совершает поступки, направленные на помощь другому человеку, не связанные сознательно с его собственными интересами, а обусловленные удовлетворением интересов другого человека. Каково значение данных поступков?

Во-первых, если самому ребенку помогают другие дети и взрослые, он чувствует психологическое благополучие и защищенность. К примеру, если малыш не справляется с чем-то или не имеет чего-либо и кто-то приходит к нему на помощь, вследствие чего затруднительная для него ситуация позитивно разрешается, у ребенка формируются доверие и открытость к внешнему миру.

Во-вторых, если дошкольник сам приходит на помощь сверстнику (помог застегнуть пуговицу при сборе на прогулку) и даже взрослому (помыл посуду, когда мама устала), то его самооценка, уверенность в себе возрастают. Личностные черты, в т. ч. альтруистичность, в дошкольном возрасте еще только формируются.

Можно назвать, как минимум, четыре источника ее развития: 

Первый — ситуационная эмпатия человеку (животному или другому объекту), попавшему в беду или затруднительное положение. Эмпатия представляет собой комплекс эмоциональных переживаний: сочувствие, сопереживание, сострадание, растроганность, теплота, мягкосердечие, симпатия к страдающему. Ситуационная эмпатия может "запустить" поведение, направленное на помощь другому человеку.

Второй — сформированность у человека альтруистических чувств, т. е. общей устойчивой эмоциональной ориентации на сопереживание, сочувствие другим людям. Эти чувства делают человека готовым к ситуационному "обнаружению" людей, нуждающихся в помощи.

Третий — социальное научение. Ребенок постоянно видит образцы (модели) разного поведения. В результате происходит "образное кодирование", когда усвоенные модели  поведения,  так  или  иначе управляют поступками человека, играя роль образца, примера, точки отсчета. Таким образом, очень важно, какие образцы — альтруистического (направленного на помощь другому человеку) или неальтруистического поведения — видит вокруг себя ребенок в реальной жизни. Значение имеет образ действия не только реальных, окружающих дошкольника людей, но и персонажей книг, мультфильмов и историй, рассказываемых взрослыми.

Четвертый — социальная (нормативная) поддержка (оценка). Конечно, подлинно альтруистическое действие — это помощь другому; человеку без ориентации на благодарность. Но психологические исследования показывают, что любое поведение за счет "позитивного подкрепления" может быть закреплено, а при отсутствии такового может угаснуть. Поэтому если ребенок получает благодарность или похвалу за помощь (естественно, их мера и частота зависят от ситуации), его склонность к соответствующему поведению возрастает. Если взрослый, читая книгу или смотря мультфильм вместе с ребенком, радуется и одобряет альтруистические поступки персонажей, то этим он поддерживает развитие у своего ребенка готовности помогать другим в затруднительных ситуациях. Названные источники развития альтруистичности должны учитываться в методике воспитания дошкольников. Следует создавать условия для возникновения у детей ситуационной эмпатии, развития альтруистических чувств, знакомить их с образцами помогающего поведения и одобрять, социально поддерживать образцы такого поведения. Важно, чтобы эти социально одобряемые образцы принимались ребенком и становились внутренними регуляторами, ориентирами его поведения.

В развитии альтруистичности дошкольников в зависимости от их возраста можно выделить несколько этапов. Каждый этап имеет некие системообразующие компоненты, которые важно знать и учитывать  при развитии альтруистичности у детей.

I. Этап эмпатии возраст до 5 лет. Формируется ситуационная эмпатия, т. е. сочувствие и сопереживание животным, сказочным героя,  людям, попавшим в затруднительную ситуацию. Условно этот этап можно назвать "Я сочувствую", т. к. в этот период основной смысл воспитания альтруистичности — создание условий для развития у ребенка эмпатии. Эмпатия у малыша развивается, с одной стороны, как генетически заложенный механизм, с другой — под влиянием эмоций взрослого, который сам проявляет сочувствие и сопереживание.  

II. Этап переживания, осознания и готовности к простейшим альтруистическим действиям – 5-6 лет (старшая группа). Развитие готовности поделиться тем, что есть у ребенка в достаточном количестве, воспитание отзывчивости, нежадности, профилактика развития жадности. Условно этот этап можно назвать "Я делюсь". 

В этот период следует продолжать работу по развитию эмпатии,
т. е. проявлять ее самому (взрослому) и создавать условия для проявления ее у ребенка (реакция на страдания животных, людей, сказочных
персонажей). В этом возрасте дошкольник уже не только может поделиться чем-то с другими по указанию старшего, но и
осознать значение
этого поступка для другого человека и самого себ
я. При этом он испытывает определенные переживания и осознает их значение. У ребенка
формируется готовность делиться с другими тем, что есть у него в достаточном количестве, - а это простейший альтруистический поступок.
Предложить другому карандаши, игрушки, сладости — это
действия,
направленные на пользу другим людям при
минимальных затратах для самого себя. Если ребенок будет испытывать при этом позитивные эмоции, захочет делать это, то подобное поведение — первый шаг в становлении такой значимой личностной черты, как альтруистичность. 

Готовность поделиться связана и с такой личностной чертой, как нежадность. Наличие этой черты очень важно для человека, для установления благоприятных межличностных отношений с окружающими — дружеских, приятельских, проявления симпатии.

Конечно, не нужно побуждать дошкольника "делиться последним куском", но создать условия для возникновения у него желания поделиться тем, что есть в достаточном количестве, — это путь к воспитанию нежадности, отзывчивости, великодушия и далее даже щедрости (а ведь важна не только щедрость материальная, но и щедрость души).

III. Этап переживания, осознания и готовности к более сложным альтруистическим действиям 6 — 7 лет (подготовительная группа). Условно его можно назвать "Я помогаю". Основной задачей воспитания становится создание условия для возникновения у ребенка желания помочь другому, конкретного личного опыта помощи, который осознан и эмоционально позитивно оценен.

Обозначенные три этапа соотносятся не как отдельные ступени, но "входят" один в другой. Это "матрешка", в которой более ранний этап существует внутри следующего. Если ребенком к 6 — 7 годам не пройдены предыдущие этапы, то успешное развитие на текущем, более сложном, этапе будет затруднено.

Вместе с тем коррекция недостаточной готовности ребенка 6 — 7 лет к более сложным альтруистическим действиям вполне возможна и не потребует таких существенных усилий как работа с ребенком младшего или среднего школьного возраста, не желающим оказывать помощь другим. В рамках этой коррекции либо как создание дополнительных условий для развития альтруистичности у детей 6 — 7 лет следует "пройти" предыдущие этапы развития готовности помогать другим людям, т. е. развивать эмпатию, формировать желание и. опыт совершения простейших альтруистических поступков, например, поделиться тем, что есть в достаточном количестве.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация «Воспитание альтруистичности у детей старшего дошкольного возраста»

Слайд 3

Всяк, кто желает иметь верных друзей, должен быть добрым и терпимым, проявляя внимание к чужим нуждам. Почет и уважение добываются не силой, а великодушием и готовно­стью поделиться с нуждающимся по­следним куском. Леонардо да Винчи

Слайд 5

Четыре источника развития альтруистического поведения дошкольников ситуационная эмпатия человеку, животному или дру­гому объекту: ситуационная эмпатия может "запустить" поведение, направлен­ное на помощь другому человеку. сформированность у человека альтруистических чувств: готовность к си­туационному "обнаружению" лю­дей, нуждающихся в помощи. 3. социальное науче­ние : усвоенные мо­дели поведения, так или иначе управляют поступками человека, играя роль образца, примера, точки отсчета. 4. социальная (нормативная) поддержка (оценка) : если ребенок получает благодарность или похвалу за помощь (естественно, их мера и частота зависят от ситуа­ции), его склонность к соответству­ющему поведению возрастает.

Слайд 6

Этапы развития альтруистического поведения дошкольников: Этап эмпатии ( «Я сочувствую») — возраст до 5 лет Этап переживания, осознания и готовности к простейшим альтруистическим действиям ( «Я делюсь») – 5-6 лет III . Этап переживания, осознания и готовности к более сложным альтруистическим действиям («Я помогаю») — 6 — 7 лет

Слайд 8

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей.«Взаимодействие педагогов и семьи при воспитании толерантности у детей старшего дошкольного возраста».

Взаимодействие педагогов и семьи  при воспитании толерантности у детей старшего дошкольного возраста....

Концепция сопровождения. «Методическое сопровождение педагогов в процессе воспитания основ гражданственности детей старшего дошкольного возраста»

В концепции разработан оригинальный механизм методического сопровождения педагогов в процессе внедрения технологии воспитания основ гражданственности детей старшего дошкольного возраста «Страна ...

Конспект мастер-класса для педагогов «Использование народных игр, как средство воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста»

Игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник воспитания чувств и радостных эмоций, поскольку радость движений усиливается наличием веселых, комических ситуаций, юмора, шуток, соревновател...

"Русская народная кукла как средство воспитания патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста" Статья для педагогических чтений «Образование XXI века: взгляд современного педагога» (Кунаевские чтения)

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение«Детский сад № 5 г.Выборга»     «Русская народная кукла как средство воспитания патриотических чувств детей...

Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач по воспитанию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

Начиная работу по воспитанию финансовой грамотности дошкольников, следует с самого начала поставить в известность родителей о предстоящей работе, и совместными усилиями педагог и родитель, открыть реб...