Консультация для педагогов «Воспитание альтруистичности у детей старшего дошкольного возраста»
консультация
Всяк, кто желает иметь верных друзей, должен быть добрым и терпимым, проявляя внимание к чужим нуждам. Почет и уважение добываются не силой, а великодушием и готовностью поделиться с нуждающимся последним куском. Леонардо да Винчи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 45 КБ |
![]() | 1.33 МБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №144» г. Чебоксары
Консультация
«Воспитание альтруистичности у детей старшего дошкольного возраста»
(с презентацией)
Подготовила:
педагог-психолог
Михайлова Л. А.
Всяк, кто желает иметь верных друзей, должен быть добрым и терпимым, проявляя внимание к чужим нуждам. Почет и уважение добываются не силой, а великодушием и готовностью поделиться с нуждающимся последним куском.
Леонардо да Винчи
Альтруизм - правило нравственной деятельности, признающее обязанностью человека ставить интересы других людей и общее благо выше личных интересов; установка, выражающаяся в готовности приносить жертвы в пользу ближних и общего блага.
Важнейшее направление нравственного воспитания дошкольников воспитание у них альтруистичности (от лат. alter — другой) — личностной черты, проявляющейся в том, что ребенок совершает поступки, направленные на помощь другому человеку, не связанные сознательно с его собственными интересами, а обусловленные удовлетворением интересов другого человека. Каково значение данных поступков?
Во-первых, если самому ребенку помогают другие дети и взрослые, он чувствует психологическое благополучие и защищенность. К примеру, если малыш не справляется с чем-то или не имеет чего-либо и кто-то приходит к нему на помощь, вследствие чего затруднительная для него ситуация позитивно разрешается, у ребенка формируются доверие и открытость к внешнему миру.
Во-вторых, если дошкольник сам приходит на помощь сверстнику (помог застегнуть пуговицу при сборе на прогулку) и даже взрослому (помыл посуду, когда мама устала), то его самооценка, уверенность в себе возрастают. Личностные черты, в т. ч. альтруистичность, в дошкольном возрасте еще только формируются.
Можно назвать, как минимум, четыре источника ее развития:
Первый — ситуационная эмпатия человеку (животному или другому объекту), попавшему в беду или затруднительное положение. Эмпатия представляет собой комплекс эмоциональных переживаний: сочувствие, сопереживание, сострадание, растроганность, теплота, мягкосердечие, симпатия к страдающему. Ситуационная эмпатия может "запустить" поведение, направленное на помощь другому человеку.
Второй — сформированность у человека альтруистических чувств, т. е. общей устойчивой эмоциональной ориентации на сопереживание, сочувствие другим людям. Эти чувства делают человека готовым к ситуационному "обнаружению" людей, нуждающихся в помощи.
Третий — социальное научение. Ребенок постоянно видит образцы (модели) разного поведения. В результате происходит "образное кодирование", когда усвоенные модели поведения, так или иначе управляют поступками человека, играя роль образца, примера, точки отсчета. Таким образом, очень важно, какие образцы — альтруистического (направленного на помощь другому человеку) или неальтруистического поведения — видит вокруг себя ребенок в реальной жизни. Значение имеет образ действия не только реальных, окружающих дошкольника людей, но и персонажей книг, мультфильмов и историй, рассказываемых взрослыми.
Четвертый — социальная (нормативная) поддержка (оценка). Конечно, подлинно альтруистическое действие — это помощь другому; человеку без ориентации на благодарность. Но психологические исследования показывают, что любое поведение за счет "позитивного подкрепления" может быть закреплено, а при отсутствии такового может угаснуть. Поэтому если ребенок получает благодарность или похвалу за помощь (естественно, их мера и частота зависят от ситуации), его склонность к соответствующему поведению возрастает. Если взрослый, читая книгу или смотря мультфильм вместе с ребенком, радуется и одобряет альтруистические поступки персонажей, то этим он поддерживает развитие у своего ребенка готовности помогать другим в затруднительных ситуациях. Названные источники развития альтруистичности должны учитываться в методике воспитания дошкольников. Следует создавать условия для возникновения у детей ситуационной эмпатии, развития альтруистических чувств, знакомить их с образцами помогающего поведения и одобрять, социально поддерживать образцы такого поведения. Важно, чтобы эти социально одобряемые образцы принимались ребенком и становились внутренними регуляторами, ориентирами его поведения.
В развитии альтруистичности дошкольников в зависимости от их возраста можно выделить несколько этапов. Каждый этап имеет некие системообразующие компоненты, которые важно знать и учитывать при развитии альтруистичности у детей.
I. Этап эмпатии — возраст до 5 лет. Формируется ситуационная эмпатия, т. е. сочувствие и сопереживание животным, сказочным героя, людям, попавшим в затруднительную ситуацию. Условно этот этап можно назвать "Я сочувствую", т. к. в этот период основной смысл воспитания альтруистичности — создание условий для развития у ребенка эмпатии. Эмпатия у малыша развивается, с одной стороны, как генетически заложенный механизм, с другой — под влиянием эмоций взрослого, который сам проявляет сочувствие и сопереживание.
II. Этап переживания, осознания и готовности к простейшим альтруистическим действиям – 5-6 лет (старшая группа). Развитие готовности поделиться тем, что есть у ребенка в достаточном количестве, воспитание отзывчивости, нежадности, профилактика развития жадности. Условно этот этап можно назвать "Я делюсь".
В этот период следует продолжать работу по развитию эмпатии,
т. е. проявлять ее самому (взрослому) и создавать условия для проявления ее у ребенка (реакция на страдания животных, людей, сказочных
персонажей). В этом возрасте дошкольник уже не только может поделиться чем-то с другими по указанию старшего, но и осознать значение
этого поступка для другого человека и самого себя. При этом он испытывает определенные переживания и осознает их значение. У ребенка
формируется готовность делиться с другими тем, что есть у него в достаточном количестве, - а это простейший альтруистический поступок.
Предложить другому карандаши, игрушки, сладости — это действия,
направленные на пользу другим людям при минимальных затратах для самого себя. Если ребенок будет испытывать при этом позитивные эмоции, захочет делать это, то подобное поведение — первый шаг в становлении такой значимой личностной черты, как альтруистичность.
Готовность поделиться связана и с такой личностной чертой, как нежадность. Наличие этой черты очень важно для человека, для установления благоприятных межличностных отношений с окружающими — дружеских, приятельских, проявления симпатии.
Конечно, не нужно побуждать дошкольника "делиться последним куском", но создать условия для возникновения у него желания поделиться тем, что есть в достаточном количестве, — это путь к воспитанию нежадности, отзывчивости, великодушия и далее даже щедрости (а ведь важна не только щедрость материальная, но и щедрость души).
III. Этап переживания, осознания и готовности к более сложным альтруистическим действиям — 6 — 7 лет (подготовительная группа). Условно его можно назвать "Я помогаю". Основной задачей воспитания становится создание условия для возникновения у ребенка желания помочь другому, конкретного личного опыта помощи, который осознан и эмоционально позитивно оценен.
Обозначенные три этапа соотносятся не как отдельные ступени, но "входят" один в другой. Это "матрешка", в которой более ранний этап существует внутри следующего. Если ребенком к 6 — 7 годам не пройдены предыдущие этапы, то успешное развитие на текущем, более сложном, этапе будет затруднено.
Вместе с тем коррекция недостаточной готовности ребенка 6 — 7 лет к более сложным альтруистическим действиям вполне возможна и не потребует таких существенных усилий как работа с ребенком младшего или среднего школьного возраста, не желающим оказывать помощь другим. В рамках этой коррекции либо как создание дополнительных условий для развития альтруистичности у детей 6 — 7 лет следует "пройти" предыдущие этапы развития готовности помогать другим людям, т. е. развивать эмпатию, формировать желание и. опыт совершения простейших альтруистических поступков, например, поделиться тем, что есть в достаточном количестве.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Всяк, кто желает иметь верных друзей, должен быть добрым и терпимым, проявляя внимание к чужим нуждам. Почет и уважение добываются не силой, а великодушием и готовностью поделиться с нуждающимся последним куском. Леонардо да Винчи
Четыре источника развития альтруистического поведения дошкольников ситуационная эмпатия человеку, животному или другому объекту: ситуационная эмпатия может "запустить" поведение, направленное на помощь другому человеку. сформированность у человека альтруистических чувств: готовность к ситуационному "обнаружению" людей, нуждающихся в помощи. 3. социальное научение : усвоенные модели поведения, так или иначе управляют поступками человека, играя роль образца, примера, точки отсчета. 4. социальная (нормативная) поддержка (оценка) : если ребенок получает благодарность или похвалу за помощь (естественно, их мера и частота зависят от ситуации), его склонность к соответствующему поведению возрастает.
Этапы развития альтруистического поведения дошкольников: Этап эмпатии ( «Я сочувствую») — возраст до 5 лет Этап переживания, осознания и готовности к простейшим альтруистическим действиям ( «Я делюсь») – 5-6 лет III . Этап переживания, осознания и готовности к более сложным альтруистическим действиям («Я помогаю») — 6 — 7 лет
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/29/picture-838979-1477709887.jpg)
Консультации для родителей.«Взаимодействие педагогов и семьи при воспитании толерантности у детей старшего дошкольного возраста».
Взаимодействие педагогов и семьи при воспитании толерантности у детей старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/23/picture-296953-1379951491.jpg)
Консультация для педагогов "Использование игровых технологий в воспитании экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе"
Консультация для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/07/picture-1089931-1573113186.jpg)
Концепция сопровождения. «Методическое сопровождение педагогов в процессе воспитания основ гражданственности детей старшего дошкольного возраста»
В концепции разработан оригинальный механизм методического сопровождения педагогов в процессе внедрения технологии воспитания основ гражданственности детей старшего дошкольного возраста «Страна ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/31/picture-1110149-1548955244.jpg)
Конспект мастер-класса для педагогов «Использование народных игр, как средство воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста»
Игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник воспитания чувств и радостных эмоций, поскольку радость движений усиливается наличием веселых, комических ситуаций, юмора, шуток, соревновател...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/30/picture-1358280-1635626283.jpg)
"Русская народная кукла как средство воспитания патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста" Статья для педагогических чтений «Образование XXI века: взгляд современного педагога» (Кунаевские чтения)
Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение«Детский сад № 5 г.Выборга» «Русская народная кукла как средство воспитания патриотических чувств детей...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/15/picture-1393090-1647334357.jpg)
Консультация для педагогов "Мини-музей как средство воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста"
Консультация для педагогов...
Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач по воспитанию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
Начиная работу по воспитанию финансовой грамотности дошкольников, следует с самого начала поставить в известность родителей о предстоящей работе, и совместными усилиями педагог и родитель, открыть реб...