Педагогический проект на тему: «Ветки сирени»
опыты и эксперименты (младшая группа)

Яковлева Роза Владимировна

Экологическая культура – это неотъемлемая часть общей культуры человека. Экологическое образование детей - огромный потенциал их всестороннего развития. В дошкольном возрасте ребёнок накапливает экологические знания по крупицам; учится правильно понимать суть природных явлений и окружающую действительность. Закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания. Дети  накапливают не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности.

Цель проекта: показать влияние факторов внешней среды на рост и развитие веточки сирени в зимний период.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Педагогический проект337.12 КБ

Предварительный просмотр:

Май цветами провожая,

                 Распускается сирень.  

        С. Маршак      

Педагогический проект на тему: «Ветки сирени»

Актуальность проекта

«Мир вокруг нас, Земля – это наш Зелёный дом», - говорят экологи. На нашей земле находятся моря и реки, леса и горы, деревни и города. Как много всего в этом замечательном доме! И вместе с нами в нём живут растения и грибы, насекомые и рыбы, птицы и звери. Всё ли в порядке на нашей земле?

На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение стали залогом выживания человека на нашей планете. Взаимоотношения человека с природой актуальный вопрос в современном мире.

 На берегу величавой реки Волга живут и трудятся представители одной из многочисленных национальностей страны – чуваши. Народ со своей интересной историей, своими обычаями, самобытной культурой и уникальной природой. С незапамятных времён, несмотря на сложную историческую судьбу, чувашский народ бережно относится к природе.  Природа чувашского края славится своими бескрайними просторами. Последние годы флора Чувашии понесла значительные изменения. Лишь треть края заселено лесами. В оставшихся лесах преобладают лиственные деревья, такие как дуб, береза, липа, клен, ясень; в хвойных – лиственница и кедр. В подлеске адаптировались шиповник, калина, кислица, брусника, черника и другие.

Экологическая культура – это неотъемлемая часть общей культуры человека. Экологическое образование детей - огромный потенциал их всестороннего развития. В дошкольном возрасте ребёнок накапливает экологические знания по крупицам; учится правильно понимать суть природных явлений и окружающую действительность. Закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания. Дети  накапливают не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности.

 Деревья окружают нас постоянно, но дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Кроме того, деревья и растения воспринимают как неживые объекты. Многие дошкольники не знают название цветов и растений. Родители уделяют мало внимание общению с природой.

 Деревья прекрасные объекты для наблюдений, так как имеют ярко выраженные сезонные изменения. Используя разные формы и методы в своей  работе с детьми, мы даём возможность непосредственного контакта  с растениями. К ним можно отнести экскурсии, прогулки, наблюдение. Широкие возможности для этого представляет экспериментальная деятельность. Мы ставим детей в  ситуацию поиска; чтобы активно, творчески, самостоятельно приобретали опыт и осваивали окружающий мир. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических представлений, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.

В процессе реализации проекта использовала следующие принципы:

научности: детей знакомила с совокупностью экологических знаний; у них появился познавательный интерес. На конкретном эксперименте  с ветками сирени дети увидели некоторые природные закономерности;

доступности: в своей работе использовала доступный пониманию ребёнком материал. Учитывала значимость получаемых знаний;

гуманизма: старалась прививать детям культуру потребления, воспитывать уважительного отношения ко всем формам жизни на земле;

деятельности: с целью формирования экологических знаний использовала различные виды деятельности, что в свою очередь является основой мотивации сохранения окружающей среды;

целостности: реализация проекта осуществлялась не только в процессе эксперимента, вся работа строилась с учётом целостного подхода;

системности: использовала упорядоченный материал, от простого к сложному.

регионализма: тесно связан с темой малой родины. Выбирала объекты ближайшего окружения, так как знакомство с объектами природы родного края, с учётом его историко-географических и этнографических особенностей целесообразно начинать именно в дошкольном детстве.

Тип проекта: экспериментально-исследовательский.

Продолжительность проекта: краткосрочный, три недели.

Участники проекта: дети младшей группы, воспитатели.

Цель проекта: показать влияние факторов внешней среды на рост и развитие веточки сирени в зимний период.

Предполагаемый результат: формирование осознанно-правильного отношения к природе;

систематизация знаний о деревьях;

повышение познавательного интереса через различные виды деятельности.

Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Задачи проекта

Обучающие: 

1. Продолжать знакомить с многообразием растительного мира чувашской земли: на территории детского сада растут клен, береза, липа, рябина, ель.

2. Познакомить с веткой сирени: на ветках есть почки; из почек распускаются зелёные листья.

Развивающие:

1. Развивать умение сопровождать слова игровыми действиями.

2. Развивать внимание, память.

Воспитывающие:

1. Воспитывать интерес к растительному миру Чувашии.

2. Воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к миру природы.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап:

 Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.

Изучение методической литературы.

Определение темы и разработка проекта для детей младшего дошкольного возраста.

Обогащение предметно-развивающей среды: изготовление атрибутов для игр, оформление альбомов и дидактических игр.  

Подбор детской художественной литературы на тему: «Деревья».

Разработка перспективного плана, НОД «Знакомство с веткой сирени».

Компьютерная презентация «Деревья по временам года».

Основной этап:

Наблюдение за деревьями на территории нашего детского сада: липой, клёном, берёзой, рябиной, елью, сиренью.

Беседы на тему: «Растительный мир нашего края», «Деревья на участке», «Как мы ухаживаем за деревьями».

Экспериментальная деятельность: «Веточки сирени в вазе с водой».

Чтение художественной литературы: А.Барто «Несли мы облако с собой…», С.Маршак «Счастье», А.Плещеев «Как мой садик свеж и зелен», Н. Сладков «Любитель цветов», сказка «Спор деревьев».

Дидактические игры: «Скажи ласково», «От какого дерева лист», «Посмотри и повтори», «Назови части дерева», «От какого дерева семена», «Раз, два, три – к дереву беги», «Найди такой же листочек», «Съедобное и несъедобное».

Рассматривание альбома "Растительный мир Чувашии»

Заключительный этап

Художественно-творческая деятельность: рисование в творческой мастерской «Ветки сирени» (использование нетрадиционной техники - рисование пальчиками).

 
Составление «веточной композиции» для мам к Международному Женскому Дню.

Вывод

При реализации проекта учитывала региональный компонент. В доступной форме объясняла, почему нужно любить и беречь природу, с помощью игровых форм поддерживала желание детей познавать окружающий мир. В ходе целенаправленных наблюдений дети видели, что в природе от сезона к сезону происходят различные изменения. Интерес к природным явлениям поддерживался чтением художественной литературы и рассматриванием иллюстраций. Игры способствовали закреплению знаний о растениях. Часто использовала стихи, загадки. Продолжала знакомить детей с растениями, растущими в Чувашии. 

Процесс приобщения к миру природы должен осуществляться в интересной, поисковой, экспериментальной, исследовательской форме. Таким образом, проектная деятельность позволила показать детям влияние факторов внешней среды на рост и развитие растений в зимний период; помогла  поддерживать познавательный интерес к деревьям нашего участка и воспитывать бережное отношение  к растительному миру Чувашии.

Перспективное планирование реализации проекта

1.Тема «Мир деревьев».

 Цель: Продолжать знакомить с многообразием растительного мира чувашской земли: на территории детского сада растут клен, береза, липа, рябина, ель.

Воспитывать интерес к растительному миру Чувашии.

 Воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к миру природы.

Форма организации:

Беседы на тему: «Растительный мир нашего края», «Деревья на участке», «Как мы ухаживаем за деревьями». Чтение художественной литературы: А.Барто «Несли мы облако с собой…», С.Маршак «Счастье», А.Плещеев «Как мой садик свеж и зелен», Н. Сладков «Любитель цветов», сказка «Спор деревьев».

Дидактические игры: «Скажи ласково», «От какого дерева лист», «Посмотри и повтори», «Назови части дерева», «От какого дерева семена», «Раз, два, три – к дереву беги», «Найди такой же листочек», «Съедобное и несъедобное».

Рассматривание альбома "Растительный мир Чувашии».

2.  Тема «Мир веток сирени».

 Цель: познакомить с веткой сирени: на ветках есть почки; из почек распускаются зелёные листья.

 Форма организации: непосредственно образовательная деятельность.

3. Тема «Мир уголка природы».

Цель: показать влияние факторов внешней среды на рост и развитие веточки сирени в зимний период.

Формы организации: экспериментальная деятельность: «Веточки сирени в вазе с водой».

Эксперимент для детей с ветками сирени проводился в уголке природы. Сначала налили воду в вазу, поместили ветки сирени (температура  воздуха в групповом помещении на весь период эксперимента составляла 24 – 25 градусов тепла). Первые два дня дети изменения не заметили. На третий день почки начали набухать. На пятый день почки на ветках очень сильно набухли, стали зелеными. Через неделю появились зеленые листочки. На 16-й день появились соцветия, но цветы не раскрылись. На  20-й день начался процесс увядания бутонов. В процессе эксперимента дети увидели, что сирень можно разбудить «зимой»; любит тепло, свет и влагу.

                                     C:\Users\роза\Desktop\IMG_20190225_111342.jpg

4. Тема «Мир творческой мастерской»

Цель: учить детей отражать полученные впечатления, передавать характерные особенности веток сирени, закреплять приемы рисования пальчиками.

Форма организации: рисование в творческой мастерской «Ветки сирени» (использование нетрадиционной техники - рисование пальчиками).

                                      C:\Users\роза\Documents\1.jpg

5. Тема « Мир сюрприза для мам».

Цель: Составление «веточной композиции» для мам к Международному Женскому Дню.

Форма организации: работа в творческой мастерской.

                                         C:\Users\роза\Desktop\IMG_20190301_074132.jpg 

.

Литература:


1. Абрабова Л. В., Слепцова И .Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников: вторая группа раннего возраста.  - М. : МОЗАИКА -СИНТЕЗ, 2014.

2. Занятия по рисованию с дошкольниками / под ред. Казаковой Р. Г.  -  М. : ТЦ СФЕРА, 2009.

3.  Петрова Т. И.,  Петрова Е. С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников.  -  М. : Школьная Пресса, 2006.

4. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений. - М. : МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2010.

                           

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: Педагогический проект на тему: «Ознакомление с правилами пожарной безопасности детей 5-7 лет»

Реализация проблемы формирования целостного представления детей о пожарной безопасности....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по ОО «Художественно-эстетическое развитие» в средней группе на тему «Ветка сирени»

конспект в технике нетрадиционного рисования в средней группе, составлен в соответствии с ФГОС ДО....

Проект Наблюдение за веткой сирени

Проект по экологии с детьми 2 младшей группы №10 «Наблюдение за веткой сирени»...

Педагогический проект на тему: Нетрадиционные формы духовно-нравственного воспитания дошкольников на примере темы «Моя семья-моё богатство!»

Дошкольный возраст - время активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности....

ПРОЕКТ КО ДНЮ ПОБЕДЫ Педагогический проект на тему: Акция «Окно Победы»

ПРОЕКТ КО ДНЮ ПОБЕДЫПедагогический проектна тему: Акция «Окно Победы»Празднование 75-летия Победы совпало с введением режима самоизоляции. Но, несмотря на все ограничения и трудности, мы в...

Конспект занятия образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» образовательная деятельность «Изобразительная деятельность: аппликация» Тема: «Ветка сирени». группа общеразвивающей направленности детей в возрасте от 6 до 7 лет

Конспект занятияобразовательная область «Художественно-эстетическое развитие»образовательная деятельность «Изобразительная деятельность: аппликация»Тема: «Ветка сирени&ra...

Рисование. Тема: «Ветка сирени».

Цель: учить детей использовать различные виды техники нетрадиционного рисования.Задачи:Обучающие:1. Учить рисовать ветку сирени, передавая образ предмета, характерные особенности- пышные соцветия...