Путешествие в мир профессий
учебно-методический материал

Козловская Ирина Викторовна

Презентация и доклад. Создание в дошкольной образовательной организации системы ранней профориентации направленной на формирование у дошкольников отношения к труду, знаний о мире профессий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_mir_professiy.docx29.87 КБ

Предварительный просмотр:

«Путешествие в мир профессий!»

В Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации В.В.Путин отметил, что «…важнейшим условием конкурентоспособности экономики является уровень подготовки и образованности человека. Талант исследователя, квалификация инженеров и рабочих – ключевые факторы на рынке труда. Именно эти качества и умения должны развивать российские образовательные учреждения…»    

Работа построена на основании:

Закона  «Об образовании в Российской федерации» от 29. 12. 2012 №273 п.2 ст.42 отмечается что психолого - педагогическая, социальная помощь оказывается обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, получение профессии и социальной адаптации.

        Приказа Минобрнауки Российской Федерации «Федеральный государственный стандарт дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. № 1155. основными направлениями развития ребѐнка и приоритетными названы игровая и трудовая деятельность дошкольника.

Распоряжения администрации Кемеровской области « Об утверждении плана профориентационных мероприятий» от 29 декабря 2017 года N 87-рг

Приказа Департамента образования и науки Кемеровской области от 12.09.2014 №1596

Согласно федеральным государственным образовательным стандартам определена образовательная область «Социально-коммуникативное развитие». Содержание этой области направлено на формирование у воспитанников дошкольного образовательного учреждения положительного отношения к различным видам труда и творчества  через решение следующих задач:

- развитие трудовой деятельности;

- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

- формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Ознакомление дошкольников с профессиями осуществляется с учетом принципа интеграции всех образовательных областей  в соответствии с ФГОС.

 

   Актуальность проекта.

   Одной из важнейших составляющих начальной социализации ребенка является его профессиональное самоопределение – процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути. 

      Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность должна носить информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также включать совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности. Особое внимание уделяется детям, имеющим тяжелые нарушения речи, поэтому знакомство таких детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, средство социально-коммуникативного развития детей.

   Проблема

У детей с ТНР - снижен познавательный интерес и ограничены знания,  словарный запас, нарушена звукопроизносительная сторона речи, не сформированы коммуникативные навыки. Дети недостаточно ознакомлены с профессиями. Ограничены возможности наблюдения за трудом взрослых, значительная часть их труда протекает не на глазах у детей. Не отработана система ознакомления дошкольников с миром профессий. Это подтвердилось в ходе беседы с детьми и в результате анкетирования и проективных методик.

   Таким образом, для того, чтобы расширить кругозор дошкольников о мире профессий, активизировать словарь, сформировать коммуникативные навыки и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста, был разработан педагогический проект «Путешествие в мир профессий».

        Тип проекта: смешанный (информационно-познавательный, творчески - игровой)

  • групповой

Продолжительность: долгосрочный (2 года)

Участники:

  • педагоги и сотрудники ДОУ
  • дети старшего дошкольного возраста с ТНР
  • родители воспитанников.
  • социальные партнеры
  • образовательные организации

Данный проект разработан и реализован творческой группой педагогов ДОУ.

Работа осуществлялась с детьми старшего дошкольного возраста. Диагноз  общее недоразвитие речи 2-3 уровня - стёртая псевдобульбарная дизартрия.

 ( вставить схему дети… и специалисты, Доу…все учреждения.)

Цель: Создание в дошкольной образовательной организации системы ранней профориентации направленной на формирование у дошкольников отношения к труду, знаний о мире профессий детей с ТНР.

Задачи проекта:

  1. Расширять кругозор, повысить уровень знаний о профессиях.
  2. Обогащать и активизировать словарь, родовые понятия и видовые обобщения, совершенствовать навыки по формированию связной речи и усвоению грамматических конструкций в процессе ознакомления с профессиями.
  3. Способствовать зарождению профессионально ориентированных интересов и склонностей у детей.
  4. Развивать коммуникативные навыки и способствовать успешной социализации в обществе.

      

 Знакомство с профессией осуществлялось по следующему алгоритму: 

  • название профессии,
  • место работы,
  • материалы и инструменты, которые используются в процессе труда,
  • трудовые действия,
  • результат труда,
  • значимость и необходимость труда.

В работе использовались следующие формы работы:


1) 
Экскурсионная деятельность, где дети могут наглядно наблюдать за трудовым процессом: "Кто работает в детском саду", "Знакомство с библиотекой". В процессе дальнейших бесед, сведения, полученные во время экскурсий, уточняются, дополняются и закрепляются .

Наблюдение за работой взрослых положительно повлияло на поведение детей, их отношение к людям труда. Большинство  профессий, трудящихся нашего города, дети не видели в реальности.       Необходимо отметить, что такие мероприятия не только решают задачи познавательного и речевого развития, но и обогащают дошкольников положительными эмоциями.


2) 
Встречи с представителями разных профессий (тесная взаимосвязь с родителями), рассказы родителей о своей работе, показ и использование различного профессионального оборудования, моделирование трудовых операций, которые способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. Такие встречи постепенно подводят к пониманию, что любая деятельность взрослых имеет результат для общества, труд взрослых заслуживает уважения и благодарности, а сделанные им предметы и вещи надо беречь.


3) 
Просмотр мультимедийных презентаций (виртуальные экскурсии): «Все работы хороши», «Мир профессий», «Хлеб – всему голова», «Исследователи космоса», «Слава добрым докторам» и др.

Виртуальная экскурсия - это организационная форма обучения. Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий и многое другое.

В ходе виртуальной экскурсии создается иллюзия реального путешествия. Ребенок погружается в мир неизведанного через экран монитора. Рассмотрев условия и орудия труда той или иной профессииребенок использует свои знания в самостоятельной деятельности и его сюжетно-ролевая игра становится более насыщенной и продуктивной.

Электронные экскурсии в работе со старшими дошкольниками позволяют получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения, они не требуют больших финансовых и временных затрат, так как создаются с помощью информационных технологий.


4) 
Дидактические игры: «Все профессии важны», «Кому это нужно», «Современные профессии», «Выбираем работу», «Что сначала, что потом», «Как труд людей разрушает нашу планету и как её спасает» и др.

В работе по ознакомлению дошкольников с профессиями взрослых использовала дидактических игры, так как они способствуют усвоению, закреплению у воспитанников знаний, умений, развивают умственные способности. Формируют и углубляют знания о людях разных профессий, развивают речь, пополняют и активизируют словарь, формируют правильное произношение, развивают связную речь.

Особым вниманием пользовались у воспитанников настольно-печатные игры: «Кому что нужно?»«Чего не хватает?»«Вкладыши», где самая простая задача - нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых. Постепенно задача усложнялась – ребёнок должен был объединить картинки не только по внешним признакам, но и по содержанию. В играх «Что нужно врачу?»«Что есть в магазине?»«Что нужно банкиру?», воспитанники подбирали картинки по общему признаку и устанавливали связь между предметами.


5) 
Организация совместной деятельности детей и взрослых осуществлялась в процессе бытового труда, труда в природе. Дети с радостью поддерживали порядок в группе, занимались стиркой кукольных вещей, с удовольствием стряпали печенье , дежурили поделали мелкий ремонт игрушек, книг, пособий, занимались посадкой огорода на окне. У детей особенно возрастает интерес к труду, если они могут принять в нем хотя бы небольшое участие.

Взаимодействие с семьями осуществлялось в процессе организации творческих заданий на дом – составление рассказов о профессии родителей, о совместной трудовой деятельности дома, оформление семейных альбомов, изготовление книжек-малышек. Таким образом, ознакомление с трудом взрослых и собственная деятельность детей  взаимосвязаны.


6) 
Организация сюжетно-ролевых игр. Труд тесно связан с игрой. В игре дети отражают труд взрослых. Игра является результатом всей проводимой работы. Сюжетно-ролевая игра позволяет конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда.


7) 
Чтение художественных произведений,  беседы о профессиях, пояснение сказок, произведение художественной литературы, иллюстраций к ним, мультфильмов, т. е. всего увиденного и услышанного. Все это усиливает эмоциональное воздействие на детей. Своей образностью детские книги, пословицы и поговорки пробуждают интерес, уважение к труду, желание подражать литературным героям из произведений С. Маршака, С. Михалкова, В. Маяковского и др.


 Таким образом, система работы по формированию у старших дошкольников представлений о мире современных профессий дала положительные результаты.

 Значительно обогатился и активизировался словарь дошкольников, совершенствовалась звукопроизносительная сторона речи и  коммуникативные навыки.
 Сформированы представления о мире профессий, через активизацию познавательного интереса к людям труда, способствующие зарождению профессионально ориентированных интересов и склонностей у детей, так как выбор профессии определяет жизненный успех в дальнейшем. В завершении можно провести прогнозирование востребованных профессий в будущем.   Главное в работе — систематичность и последовательность, а также грамотное использование любой возможности познания, и тогда работа с детьми будет эффективной


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно-образовательной деятельности детей подготовительной к школе группе «Путешествие в мир профессий. Знакомство с профессией эколога»

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие в мир профессий. Знакомство с профессией эколога».Задачи: 1....

Конспект интегрированного занятия "Путешествие в страну профессий. Профессия врач"

Цель: Формировать элементарные знания о профессии врач.Задачи:Познакомить детей с профессией врач. Создать условия для познавательной деятельности через игру и речевое общение.Рассказать, чем занимают...

Конспект занятия по ФЦКМ "Путешествие в мир профессий с Куйгорожем. Профессия фермер (с использованием ИКТ)"

Тема ранней профориентации в современном дошкольном образовании очень актуальна. Использование на занятие интерактивной доски вызывает огромный интерес у детей старшей группы....

Педагогический проект по созданию условий для развития игровой деятельности старших дошкольников посредством ознакомления с профессиями родителей "Путешествие в мир профессий"

Игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста и особой формой общественной жизни дошкольников, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свой зам...

Сценарий проведения детского квеста профессий «ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ПРОФЕССИЙ»

Цель:Формирование у детей дошкольного возраста позитивных установок и уважительного отношения к разным видам рабочих профессий, обеспечения преемственности в профориентационной работе м...

Педагогический проект по созданию условий для развития игровой деятельности старших дошкольников посредством ознакомления с профессиями родителей «Путешествие в мир профессий»

Педагогический проект по созданию условий для развития игровой деятельности старших дошкольников посредством ознакомления с профессиями родителей«Путешествие в мир профессий»...

Игра-путешествие в мир профессий для детей старшей группы «Путешествие в мир профессий»

Расширять знания детей о профессиях взрослых. Формировать представление детей о значимости труда взрослых. Воспитывать у детей доброе, уважительное отношение к труду взрослых, стремлен...