Дополнительная образовательная программа "Занимательная экономика"
рабочая программа (подготовительная группа)

Блохина Алла Николаевна

Программа предназначена для проведения кружковой деятельности с детьми подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_po_ekonomike.docx38.45 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано                                Принято                           Утверждено

Заместитель заведующего        на педагогическом        Заведующий МДОАУ

по ВМР                                       совете                            «Сказка»

______Л.А. Заляева                    протокол №____           А. С. Грановская

от_________2019г.                    от_______2019г.             Приказ №________

                                                                                              от ______________2019г.

Дополнительная общеобразовательная программа

«Занимательная экономика»

Направление: Познавательное развитие

Возраст детей: 6-7 лет.

Срок реализации: 1 год.

Разработчик: Блохина А.Н., воспитатель.

п. Магдагачи

Содержание:

1.Пояснительная записка

2.Актуальность

3.Новизна кружка

4.Цели и задачи программы

5.Приемы и методы

6.Организационно-методическое обеспечение

7.Материально –техническая база

8.Правила техники безопасности на занятиях

9.Формы проведения итогов реализации программы

10.Ожидаемые результаты

11.Оценка результативности программы

12.Работа с родителями

13.Общий план занятий

14.Календарно –тематическое планирование

15.Основные требования к уровню освоения программы

16.Литература

Пояснительная записка

   Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. В процессе формирования позитивных установок к различным видам труда, закладывания основ экономической и финансовой грамотности у детей дошкольного возраста вырабатываются навыки самообслуживания, элементарного бытового труда в помещении и на улице (участке детского сада), а также складываются первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. В ходе образовательной деятельности у ребенка воспитывается ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам. Дошкольник знакомится со сложными взаимосвязями между финансово-экономическими понятиями: деньги, труд, товар, цена — и этическими: честность, щедрость, экономность. Дети дошкольного возраста знакомятся с профессиями, учатся воспринимать и ценить мир рукотворных вещей как результат труда людей; у них формируются представления о денежных отношениях (торговля, купля-продажа, кредит и т.п.), о доходах (заработная плата, пенсия) и расходах, о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран. Дети осваивают взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества. В детях воспитывается уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги; формируются базисные качества экономической деятельности: бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие.

   К пяти-шести годам формируется произвольность поведения: на основе приобретенной ранее способности к осознанию собственных действий у ребенка возрастает способность к самоконтролю и волевой регуляции поведения. Способность к осознанности и волевой саморегуляции — это одна из определяющих психологических предпосылок для приобщения дошкольника к такой сложной области человеческой деятельности, как экономика. Другая предпосылка для приобщения ребенка к экономической сфере человеческой деятельности состоит в активном освоении детьми пяти-шести лет мира социальных явлений, выработке ребенком собственного понимания и отношения к ним, формировании ориентации на оценочное отношение взрослых через призму конкретной деятельности. Ребенок пяти-шести лет начинает осознавать суть понятий «выгодно — не выгодно», «выигрыш — проигрыш», эмоционально воспринимает ситуации «успеха и неуспеха». Третьей предпосылкой является становление и развитие способности к децентрации: готовности ставить себя на место другого человека и видеть вещи с его позиции, учитывая не только свою, но и чужую точку зрения. Таким образом, в старшем дошкольном возрасте вполне возможно знакомить ребенка с миром экономики как c одной из неотъемлемых сторон социальной жизни. При этом экономическое воспитание способно обогатить социально-коммуникативное и познавательное развитие старших дошкольников. Кроме того, правильно организованное экономическое воспитание способствует нравственному развитию ребенка.

Программа ориентирована на принцип тесной взаимосвязи нравственно-трудо- вого и экономического воспитания. Чем младше ребенок, тем теснее и глубже должна быть эта взаимосвязь. Программа экономического воспитания дошкольников (далее — Программа) предполагает опору на такие виды занятий, труда, которые помогают детям понять, что только хорошее качество результатов труда имеет ценность, освоить смысл понятия «брак в работе» и уразуметь, почему он не нужен никому — ни детям, ни взрослым. Данная Программа разработана на основе федерального государственного образова- тельного стандарта дошкольного образования (далее — ФГОС ДО), примерной основной образовательной программы дошкольного образования (далее — ПООП дошкольного образования), а также материалов книги А.Д. Шатовой «Тропинка в экономику» (2015).

 Актуальность:  

сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Детей повсюду окружает реклама, а в лексикон включается все больше слов финансовой среды.

Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети должны быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни!

Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.

Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.  

Новизна кружка:

Новизна опыта состоит в постановке самой проблемы, как предмета специального изучения. Решение проблемы экономического воспитания в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку.

Цель программы – повышение компетенции старших дошкольников по вопросам экономического воспитания.

Задачи программы:

  • Познакомить детей со сложным миром предметов и вещей (как результата труда людей), человеческих взаимоотношений.
  • Дать представления про взаимосвязь между этическими и экономическими категориями: деньги, труд, товар, цена, с одной стороны, и честность, щедрость, экономность — с другой.
  • Познакомить с элементарными экономическими понятиями, со способами зарабатывания денег и разумной их трате.
  • Пробуждать здоровый интерес к деньгам, учить бережному отношению с деньгами;
  • Учить решать простейшие экономические задачи;
  • Развивать логическое мышление, наблюдательность, пополнять активный словарный запас, умение делать умозаключения.
  • Обучение тому, как правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер.

  Приемы и методы:

  • Словесный (игровой момент, беседа, рассказ, художественное слово, вопросы уточняющие, наводящие, проблемные, познавательные).
  • Практический.
  • Наглядный.
  • Продуктивный.
  • Проблемный.
  • Частично- поисковый.
  • Метод формирования сознания (рассказ, беседа)
  • Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (одобрение, похвала, поощрение, игровые эмоциональные ситуации, пример).

Организационно- методическое обеспечение программы

Программа рассчитана на 1 год (всего в год 36 занятий). Занятия проводятся один раз в неделю, с сентября по май. Продолжительность занятий 30 минут.

Общее количество образовательный ситуаций в год

Количество организованных образовательных ситуаций в неделю

Длительность образовательной ситуации

Форма организации образовательного процесса

34

1

30минут

Групповая

(12 человек)

Программой предусмотрено проведение:

- диагностических занятий -2

-практических занятий -34

   Педагогический анализ знаний и умений проводится два раза в год.

   Продолжительность диагностического периода:

 -Стартовая диагностика: 15.09.2018- 30.09.2018

 -Итоговая диагностика: 15.05.2019- 30.05.2019

   Форма занятий- тематическая совместная деятельность.

Учебный план на 2018-2019 учебный год

В неделю

В месяц

В год

1

30 мин

4

34

17часов

Формы подведения итогов реализации программы:

Итоговые занятия.

 Ожидаемые результаты:

1) умение считать (в прямом арифметическом смысле: складывать, умножать, делить и т.д.);

2) знание о соотношении стоимости вещей (услуг);

3) умение выбирать (между двумя «хочется», между нужным и необходимым, хорошим и плохим и т.д.);

4) умение отказываться (от менее нужного, от некачественного, от менее ценного – и соответственно определять приоритеты);

5) повышение самооценки, чувства собственного достоинства (чтобы почувствовать себя взрослым, надо познать себя через действие, через проявление себя в тех или иных ситуациях, механизм здесь таков: поступок – последствия – осознание – понимание – развитие – психологическая зрелость – новый, уже более зрелый поступок);

6) познание себя (иногда дети с удивлением обнаруживают, что они не так добры, как о себе думали; не так беспомощны, как предполагали – все это ведет к рефлексии);

7) познание других (чем раньше ребенок осознает, что денежные отношения иногда являются «лакмусовой бумажкой» и для дружбы, и для любви, тем меньше ошибок и провокаций совершит он в дальнейшем);

8) радость благотворительности, безвозмездной помощи другим (пожертвовать часть своих средств на добрые дела – хороший тест для родителей – кого же мы вырастили и что нас ждет в старости?);

9) возможность проявить себя «на равных» в отношениях с родителями (заключение договоров, одалживание, возможность «скинуться» на общее дело и т.д.). Здесь – база для становления субъектности ребенка.

10) знакомство с основными финансовыми понятиями – «долговое обязательство», «кредит», «договор», «расписка» и т.д. (современному человеку наряду со знанием компьютера и иностранного языка сегодня также необходимы начальные знания в финансовой сфере);

11) умение просчитывать свои действия, видеть последствия того или иного решения.

 

 Оценка результативности программы:

В качестве контроля на каждом этапе работы проводится диагностика уровня развития детей с целью проверки эффективности проведенной работы. Диагностическая работа строится исходя из основных задач каждого этапа.

   Работа с родителями:

 Предусматривает регулярное индивидуальное консультирование, проведение родительских собраний. Разработан цикл консультаций по темам: «Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию основ экономической грамотности у детей дошкольного возраста», «Наше домашнее хозяйство», «Полезные привычки», «Бюджет нашей семьи», «Безотходная технология», «Как приходят вещи в дом?» и т.д.

Календарно-тематическое планирование

Сентябрь

  1. Введение в мир экономики.

Цель: установить контакт с ребенком, выявить элементарные экономические знания.

 

  1. Знакомство с Гномом Экономом.

  Цель: познакомить детей с Гномом Экономом, героем занятий. Что такое экономика?

  1. Разнообразие потребностей современного человека. Работа со схемой «Потребности человека». Чтение сказки К. И. Чуковского «Телефон».

Цель: формировать у детей понимание, что такое потребность, в чем она выражается. Работа со схемой, рассматривание иллюстраций.

  1. Потребности в пище, воде, воздухе, тепле. Д/и «Кому что нужно?"

Цель: формировать у детей умение беречь хлеб, воду, тепло, свет. Воспитывать у детей культуру деятельности, навыки личной гигиены.

Октябрь

1. Что ты сделала вчера дома и как, чтобы помочь маме, бабушке или папе?

Цель: привлечь детей к разговору на этическую тему. Приучать бережно относиться ко времени и экономить время, и силы близких им людей. Воспитывать желание выполнять работу добросовестно, а не кое-как.

2. Игровое занятие «Мои домашние обязанности». Чтение Г. Ладонщиков «Домашние дела».

Цель: формируем у дошкольников представление о том, что трудиться-значит что-то делать, созидать для себя, на благо всей семьи, близких людей, друзей, домашних питомцев и пр.; любой труд- это хорошо.

3.   Рождение новых вещей. Чтение по Н. Носову «Заплатка»  

Цель: закрепить у детей умение правильно использовать все, что необходимо нам в повседневной жизни; умение продлевать жизнь вещам, которыми дети пользуются.

4. Потребность в общении и уважении. Беседа по произведению Е. Пермяка «Как Миша хотел маму перехитрить».

Цель: формировать у детей доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым, уяснить понятия «можно», «нужно», «нельзя».

Ноябрь

  1. «О царице экономики и ее помощниках».

Цель: раскрыть перед детьми через сказку понятие экономика – как умение вести домашнее хозяйство. Познакомить детей с   помощниками экономики, как о людях, занимающихся каждый своим делом. Дать детям представление, что помощники царицы должны работать хорошо, иначе беда – игрушки и конфеты, мебель не появятся в магазине, если люди не будут стараться хорошо работать. Развивать память детей, используя опорные сигналы.

  1. Чтение сказки Ш.Перро «Кот в сапогах».

Цель: познакомить детей с экономическим понятием собственность. Показать на примере сказки, что у мельника была собственность – мельница, осел и кот. Закрепить представление о собственности как о том, что принадлежит человеку.

  1. Потребности человека и животных. Рисование потребностей растений и животных.

Цель: проанализировать потребности человека. Развивать представления детей о потребностях растений и животных. Могут ли они быть одинаковыми, чем отличаются?

  1.  Что такое ресурсы.

Цель: дать детям понятие «ресурсы». Формировать бережное отношение к живой природе. Объяснить детям, что для экономических ресурсов нужны природные ресурсы. Природа кормит человека, поэтому человек должен беречь природу.

Декабрь

  1. Что такое труд. Труд-важное условие в жизни человека.

Цель: уточнить понятие, что такое труд, какой он бывает. Что получается в результате труда? Воспитывать у детей желание трудиться, уважение к труду взрослых и детей.

  1. Труд –деньги.

Цель: закрепить у детей знания о профессиях людей, отметить, что за свой труд люди получают деньги.

  1.  Игровое занятие-обсуждение «Как потопаешь, так и полопаешь».

Цель: формируем представление о прямой взаимосвязи между трудом и вознаграждением за него, понимание того, что в жизни следует в первую очередь полагаться на собственные способности и трудолюбие.

  1.  Заучивание пословиц об экономии и бережливости (по выбору воспитателя).

Цель: продолжать знакомить детей с пословицами о бережливости и экономии. Учить детей объяснять их значения. Развивать умение рассуждать и анализировать.

Январь

  1. Денежные знаки. Работа в тетради.

Цель: дать сведения о производстве денежных знаков. Закрепить представление о том, как выглядят современные деньги, что они бывают разные достоинства.

  1. Занятие – беседа о том, что не все продается и покупается за деньги.

Цель: дать сведения детям о том, что есть такие ценности, которые нельзя купить и продать. Показать детям на примерах педагогических ситуаций, что за деньги не купишь маму, папу, весну, лето, дружбу, любовь… - то есть то, что тебе дорого. Знакомство с поговорками

(«Береги здоровье, его ни за какие деньги не купишь», «Зря время не теряй, его не вернешь, оно дороже денег»).

Февраль

  1. Чтение русской народной сказки «Волшебное кольцо».

Цель: дать детям на примерах из сказки представление о бартере как обмене одной вещи на другую, без денег. Учить пересказывать, прочитанное воспитателем.

  1. Семейный бюджет.

Цель: познакомить детей с некоторыми составляющими семейного бюджета, воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги.

  1. Игра «Деньги получили-ерунды накупили»

Цель: формировать представление о важности планирования покупок, разумного подхода к покупкам и тратам денег.

  1. Составляем план покупок. Чтение рассказа Л. Стахович «Про капризного Артема».

Цель: формировать начальные навыки планирования, прививать привычку

планирования как залог будущего успеха.

 

Март

  1. Сюжетно-дидактическая игра «Магазин».

Цель: Рассказать детям о том, что царица экономика устанавливает цены на товар. Цена - это стоимость товара. Чем больше труда потратит мастер на изготовление этой вещи, тем она стоит дороже. Развивать мышление детей при решении проблемных ситуаций.

  1. Тратим разумно, сберегаем и экономим.

Цель: расширить представления детей о доходах и расходах; подвести к пониманию понятия «сбережения» («накопления»).

  1.  Работа в тетрадях. Решение проблемных ситуаций.

Цель: закреплять у детей умение высчитывать стоимость покупок, распределять свой бюджет.

  1. Разные товары.

Цель: углубить представления детей о разнообразии товаров. Воспитывать бережное отношение к вещам.

Апрель

  1. Все профессии важны.

Цель: уточнить знания детей: «Люди каких профессий производят еду, жилище, обувь и т.д.?»

  1. Волшебные помощники.

Цель: уточнить профессии людей, которые делают бытовую технику, облегчающую труд человека. Развивать фантазию и творческие способности детей

  1. Работа в тетрадях. Решение проблемных ситуаций.

Цель: закреплять умение детей пользоваться полученными умениями и навыками.

  1.  Комплексное занятие: «Час пик с царицей экономикой».

Цель: закреплять знания детей о царице экономике и ее помощниках, что такое деньги, цена, бартер, товар, банк, реклама. Закрепить понятие, что не все можно купить за деньги – не покупается здоровье, доброта, дружба…

Май

  1. Экономика в сказках.

Цель: развить у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления; выделять слова и действия, относящиеся к экономике; давать нравственную оценку поступкам героев.

  1. Юные экономисты.

Цель: развивать смекалку, сообразительность, фантазию; стимулировать деятельность по интересам, проявление творчества и сообразительности.

  1. Срез знаний детей. Задания и упражнения на проверку знаний.

Основные требования к уровню освоения программы

В результате освоения Программы дети:  

-адекватно употребляют в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми знакомые экономические понятия (в соответствии с используемой Программой);

    - знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин,       ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;

- знают российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего зарубежья;

- понимают суть процесса обмена валюты (например, в путешествии);

- знают несколько современных профессий, содержание их деятельности (например, предприниматель, фермер, программист, модельер и др.);

- знают и называют разные виды рекламы, ее назначение, способы воздействия;

- адекватно ведут себя в окружающем предметном, вещном мире, в природном окружении;

- в случаях поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность;

- любят трудиться, делать полезные предметы для себя и радовать других;

 - бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и др.);

- следуют правилу: ничего не выбрасывай зря, если можно продлить жизнь вещи, лучше отдай, подари, порадуй другого, если она тебе не нужна;

- с удовольствием делают подарки другим и испытывают от этого радость;

- проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство и т. д.);

- замечают и ценят заботу о себе, радуются новым покупкам;

- объясняют различие понятий благополучия, счастья и достатка;

- проявляют сочувствие к другим в сложных ситуациях;

- переживают случаи порчи, ломки вещей, игрушек;

- сочувствуют и проявляют жалость к слабым, больным, пожилым людям, ко всем живым существам, бережно относятся к природе;

 - с удовольствием помогают взрослым, объясняют необходимость оказания помощи другим людям.

 

Список литературы

  1. Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55.
  1. Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.
  2. Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.
  3. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.
  4. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
  5. Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.
  6. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176с.
  7. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
  8. Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63.
  9. Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дополнительная образовательная программа "Занимательная экономика"

формирование основ экономической компетентност и финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возратса...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «АЗБУКА ЭКОНОМИКИ ДЛЯ ДОШКОЛЯТ»

Дополнительная образовательная программа формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности «Азбука экономики для дошколят» (далее Программа) разработана...

Дополнительная образовательная программа «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с основами экономики»

Программа  программы предназначена для  единый детей 5-7 лет  формирование и реализуется в течение 2 лет.Программа  упражнение реализуется в ходе  дидактическая дополнительной...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Азбука экономики для дошколят»

Данная программа комплексно направлена на изучения специального предмета. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы: дошкольники получают элементарные сведения из области э...

Дополнительно-образовательная программа кружка «Тропинка в экономику»

        Дополнительно-образовательная программа кружка «Тропинка в экономику» направлена на обучение детей азам экономики, формирование у них экономических предс...