Конспект открытого занятия в адаптационной группе кратковременного пребывания для детей с ОВЗ возраста 2-4 лет с различными нарушениями в развитии (совместно с родителями)
план-конспект занятия (младшая группа)

Пшеченко Оксана Владимировна

Открытое занятие в адаптационной группе кратковременного пребывания для детей с ОВЗ возраста 2-4 лет с различными нарушениями в развитии (синдром Дауна, ДЦП, сложная структура дефекта, органические поражения головного мозга и другие) проводилось совместно с родителями. Родители каждого ребенка (в основном это были мамы) на занятии занимали позицию ассистента с оказанием минимальной помощи ребенку. Занятие состоит из нескольких этапов, включает в себя частую смену деятельности для детей, перерывы для свободной игры и отдыха детей во избежание переутомления.

Цели этого открытого занятия следующие:

  1. Формирование коммуникативных навыков у детей: привлечение внимания ребенка к действиям других детей; обучение детей внимательно слушать и смотреть на говорящего, дожидаться своей очереди и выполнять задание в соответствующий момент; формирование у ребенка ответного действия (помахать рукой, протянуть руку, взять из руки колокольчик и позвенеть и т.п.).
  2. Развитие подражания (имитации).
  3. Формирование навыков взаимодействия у детей. Приучать детей действовать сообща.
  4. Формирование эмоциональных контактов со сверстниками и другими взрослыми, вызывание совместных эмоциональных переживаний в организованных педагогами играх.
  5. Развитие произвольной регуляции движений. Формирование целенаправленных действий, действий по инструкции.
  6. Формирование игровых действий.
  7. Развитие зрительно-двигательной координации. Стимулирование двигательной активности детей.
  8. Стимулирование собственной речевой активности у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspektgkp_ovz_igraem_s_myachom.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования г. Москвы

Западное окружное управление образования

ГБОУ Школа №324 (структурное подразделение №272)

Конспект открытого занятия

в адаптационной группе кратковременного пребывания для детей с ОВЗ возраста 2-4 лет с различными нарушениями в развитии (совместно с родителями)

Тема: «Играем с мячом»

Методические приемы 

- Приветственная песенка

- Игра «С добрым утром»

- Пальчиковая игра «Семья»

- Дидактическая игра «Игра в мяч»

- Игра «Передай мяч»

- Игра «Раз-два-три»

- Игра «Прокати мяч»

- Свободная игра детей

- Продуктивная деятельность: Лепка «Мячик»

- Двигательное упражнение «Мы топаем ногами»

- Прощание.

Материалы и оборудование: мягкие пуфы на каждого ребенка и родителя, колокольчик, мешок, мячи, мягкие формы, кукла, пластилин желтого и синего цветов, доски для лепки.

Вводная часть:

Совместные игры в кругу.

                Педагог-психолог:

- Ребята, здравствуйте! Мы рады видеть вас и ваших родителей. Мы хотели бы поздороваться с каждым из вас. Садитесь в круг. (Педагоги, дети рассаживаются в кружок на коленях или рядом с родителем).

Приветственная песенка

Здравствуй, Ваня (2 раза; называется имя ребенка), наш дружок (2 раза)

Звонкий колокольчик (2 раза), динь-динь-дон (2 раза).

Педагог поет каждому из сидящих в кругу детей песенку. На 1 куплете педагог звенит колокольчиком, здоровается за руку с каждым ребенком, а на 2 куплете передает колокольчик ребенку (ожидается, что ребенок позвенит колокольчиком в ответ).

Основная часть:

1. Игра с подражанием «С добрым утром»

С добрым утром, глазки!

Вы проснулись?

Дети указательными пальцами поглаживают глаза.

Делают из пальцев "бинокль" и смотрят в него

С добрым утром, ушки!

 Вы проснулись?

Ладонями поглаживают уши

Прикладывают ладони к ушам как "Чебурашка"

С добрым утром, ручки!

 Вы проснулись?

Поглаживают то одну, то другую ручку.

Хлопают в ладоши

С добрым утром, ножки!

 Вы проснулись?

Поглаживают коленки

Потопают ногами

С добрым утром, солнце!

 Я - проснулся! (проснулась)

Дети поднимают руки вверх, смотрят вверх, на солнце

2. Пальчиковая игра «Семья»

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка.

Этот пальчик – я.

Родители растирающими движениями массируют пальчики одной руки ребенка и загибают их по очереди, начиная с большого.

Вот и вся моя семья!

Дети хлопают в ладоши.

3. Дидактическая игра «Игра в мяч»

        Педагог вводит в ход занятия куклу: «К нам в гости пришла кукла Катя». Кукла здоровается с детьми по очереди. «Кукла Катя принесла вам, ребята, волшебный мешочек. Ну-ка, я сейчас посмотрю, что там». Педагог достает один мяч. «Вот, какой красивый мяч! Давайте поиграем с ним». Показывает детям игровые действия: мяч катится, прыгает, его можно ловить. Затем предлагает каждому ребенку достать из мешочка по мячу и побуждает его к самостоятельным действиям.

4. Игры на взаимодействие детей:

- «Передай мяч»

Дети и взрослые сидят в кругу на ковре. Педагог: «Наша кукла очень любит играть в мячик и хочет поиграть с вами, ребята». Кукла «перекатывает» мяч ребенку, просит передать потом мяч другому ребенку и так далее по кругу. Последней «ловит» мяч кукла.

- «Раз-два-три»

Дети и взрослые сидят в кругу на ковре. Дети передают друг другу мячик. Педагог: «Раз, два, три, бросать будешь ты!» (указывают на ребенка, у которого в руках окажется мяч, называют имя ребенка). Названный ребенок бросает мяч в корзину. Игра повторяется 2-3 раза с каждым ребенком.

- «Прокати мяч»

        Педагог «вместе» с куклой показывает детям, как можно прокатить мяч через построенные из мягких форм ворота другому ребенку, взрослому или кукле.

7. Свободная игра детей.

8. Продуктивная деятельность: Лепка «Мячики»

Дети сидят за столом. Педагог показывает им сначала большой мяч, затем маленький. «Посмотрите, ребята, какой мяч большой, круглый. А этот мяч – маленький, кругленький». Педагог дает детям по очереди мячи для обследования, затем предлагает детям слепить два мячика: большой - желтый и маленький - синий. Дети совместно с родителями лепят из пластилина мячики: сначала разминают кусок пластилина в руках, затем катают шарик между ладонями. Педагог с детьми рассматривает готовые поделки, дети играют с ними: катают по столу. Педагог и родители хвалят детей за хорошую работу.

9. Двигательное упражнение «Мы топаем ногами»

Дети встают в круг и выполняют движения по подражанию:

Мы топаем ногами

Топ-топ, топ-топ.

Дети топают ногами,

Мы хлопаем руками

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп,

хлопают руками,

Качаем головой,

Ай-ай, ай-ай

качают головой,

Мы ручки поднимаем

Вверх-вверх, вверх-вверх,

поднимают руки,

Мы ручки опускаем

Вниз-вниз, вниз-вниз.

опускают руки,

Мы ручки подаем

И бегаем кругом.

Стоп!

берутся за руки и бегут по кругу.

Останавливаются по сигналу «стоп».

 

Итоговая часть: Прощание

Педагог звенит в колокольчик со словами: «Кукле Кате понравилось с вами играть. Она прощается с вами до следующих встреч. Наше занятие закончилось». Кукла «машет рукой» на прощание, уходит.

Список используемой литературы:

  1. Инклюзивное образование. Выпуск 5. Методические рекомендации по организации работы  службы сопровождения семей с детьми раннего возраста. Программа занятий детско-родительских интегративных (инклюзивных) групп. – М.: Центр «Школьная книга», 2010.
  2. Жиянова П.Л. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна. Методическое пособие. Изд.2-е. – М.: ДаунсайдАп, 2005.
  3. Мерковская А.В., Есипова Т.П. Рекомендации по комплексному развитию детей с синдромом Дауна раннего возраста. Новосибирск: «Общество «ДАУН СИНДРОМ»,  Общероссийский общественный фонд «Национальный благотворительный фонд», 2008.
  4. Медведева Т.П., Панфилова И.А., Поле Е.В. Комплексное развитие детей с синдромом Дауна: групповые и индивидуальные занятия. Методическое пособие. Москва, 2004. Благотворительный фонд «Даунсайд Ап».
  5. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии: Книга для педагогов /Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. - М.: Полиграф сервис, 2002.

Конспект открытого занятия

Цели занятия:

  1. Формирование коммуникативных навыков у детей: привлекать внимание ребенка к действиям других детей; учить детей внимательно слушать и смотреть на говорящего, дожидаться своей очереди и выполнять задание в соответствующий момент; формирование у ребенка ответного действия (помахать рукой, протянуть руку, взять из руки колокольчик и позвенеть и т.п.).
  2. Развитие подражания (имитации).
  3. Формирование навыков взаимодействия у детей. Приучать детей действовать сообща.
  4. Формирование эмоциональных контактов со сверстниками и другими взрослыми, вызывание совместных эмоциональных переживаний в организованных педагогами играх.
  5. Развитие произвольной регуляции движений. Формирование целенаправленных действий, действий по инструкции.
  6. Формирование игровых действий (с куклой и мячом).
  7. Развитие зрительно-двигательной координации. Стимулирование двигательной активности детей.
  8. Стимулирование собственной речевой активности у детей.

План занятия

№ п/п

Название этапа

Задачи этапа

Время

1

Приветственная песенка.

Привлекать внимание ребенка к действиям других детей. Учить детей внимательно слушать и смотреть на говорящего, дожидаться своей очереди и выполнять задание в соответствующий момент. Поддержание зрительного контакта с каждым ребенком. Формирование у ребенка ответного действия.

2 мин.

2

Игра с подражанием «С добрым утром»

Учить вслушиваться в слова стихотворения и сопровождать их жестами, подражая педагогу. Развитие произвольного внимания. Закрепление знаний о частях тела. Учить ребенка фиксировать внимание на себе, показывать на себя.

2 мин.

3

Пальчиковая игра «Семья»

Развитие мелкой моторики рук, подражания. Сенсорное обогащение. Поддержание позитивного близкого контакта с родителем.

2 мин.

4

Дидактическая игра «Кукла приглашает поиграть»

Учить ребенка работать в «режиме ожидания». Формирование игровых действий (с куклой и мячом). Учить сюжетному обыгрыванию.

3 мин.

5

Игры на взаимодействие детей: Игра «Передай мяч»

Приучение детей к соблюдению очередности

при совершении действий.

Учить выполнять простые инструкции

и правила в игре. Привлечение внимания

ребенка к действиям других.

Развитие зрительно-моторной координации. Вызывание совместных эмоциональных переживаний детей и взрослых в игре.

2 мин.

Игра «Раз-два-три»

3 мин

Игра «Прокати мяч в ворота»

2 мин.

6

Свободная игра детей

Формировать положительное отношение к детям и взрослым. Учить обращаться при необходимости за помощью. Формировать общение в игре. Стимулировать взаимодействие детей во время игры, организовывать парную игру с предложенным игровым материалом.

3 мин.

7

Продуктивная деятельность: Лепка «Мячик»

Развитие общих интеллектуальных умений и формирование целенаправленных действий. Учить действовать по инструкции педагога и по предъявленному образцу. Закрепление понятий «большой» и «маленький», о цвете (синий, желтый). Приучать детей действовать сообща.

9 мин.

8

Двигательное упражнение «Мы топаем ногами»

Развитие произвольного внимания. Учить выполнять движения по показу в соответствии с текстом. Стимулирование двигательной активности детей.

1 мин.

9

Прощание

Придать законченность структуре занятия. Приучать детей фиксировать внимание на говорящем и на его действиях.

1 мин

Итого: 30 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты игр-занятий в группе кратковременного пребывания детей 2-3лет на тему:\'\'Мои друзья-игрушки\'\'.

Материал содержит конспекты игр - занятий в образовательной области - познание на тему: \'\'Игрушки\'\'. В процессе занятий у детей обогащаются знания об окружающем мире,активный словарь,опыт общения ...

Конспект интегрированного занятия в группе кратковременного пребывания детей2-3лет на тему:,,Приключения капельки\'\'.

В процессе занятия дети знакомятся со свойствами воды, ее значением, обогащают активный словарь, опыт общения друг с другом и воспитателем,получают навык нетрадиционного рисования-пальчиками....

Конспект открытого занятия в группе компенсирующей направленности для детей с интеллектуальной недостаточностью (лёгкой). Старший дошкольный возраст. Тема: русская народная сказка "Волк и семеро козлят".

Конспект театрализованной игры-занятия в группе компенсирующей направленности для детей с интеллектуальной недостаточностью (легкой). Старший дошкольный возраст. Тема: русская народная сказка "Во...

План недели «Неделя детской книги» Группа кратковременного пребывания .Конспект открытого занятия в группе кратковременного пребывания «Путешествуем вместе с солнышком» по стихотворениям А.Барто из цикла «Игрушки»

открыть ребенку мир словесного искусства, воспитывать интерес и любви к книге; становление детей как будущих читателей. Воспитание у детей способностей и умение эстетически воспринимать произведения л...

Конспект НОД для адаптационной группы кратковременного пребывания «Ладушки» «У Солнышка в гостях».

        Цель: Создать у детей радостное настроение от пения песен, игр, танцев;         воспитывать у детей эмоциональный отклик...

Конспект открытого занятия в адаптационной группе кратковременного пребывания для детей с ОВЗ возраста 2-4 лет с различными нарушениями в развитии (совместно с родителями) Тема "Транспорт"

Открытое занятие в адаптационной группе кратковременного пребывания для детей с ОВЗ возраста 2-4 лет с различными нарушениями в развитии (синдром Дауна, ДЦП, сложная структура дефекта, органические по...