Проект "Люблю свой край"
проект (подготовительная группа)

 Цель проекта: ззаложить основы духовно-нравственного воспитания  дичности дошкольника с активной жизненной позицией, творческим потенциалом. Проект "Люблю свой край" предполагает определенную систкму содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий  для духовно-нравственного воспитания дошкольников, где особое место отводится семье, как первому наставнику ребенка. Это способствует созданию единой воспитательно-образовательной среды в ДОУ и семье через развитие духовно-нравственной компетентности. Проект разработан в соответствии с культурно-историческим и личностным подходом к проблеме развития детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проект "Люблю свой край"420 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

         АЛЕКСЕЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №5 «СОЛНЫШКО»

          АЛЕКСЕЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

         РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

  Проект

по духовно-нравственному воспитанию дошкольников

«Люблю свой край»

                  Авторы проекта:

                              Подгорная Ирина Геннадьевна,

                                         воспитатель высшей квалификационной категории

                                             МБДОУ Алексеевский детский сад №5 «Солнышко»

                      Алексеевского муниципального района

                                              Республики Татарстан

 

  

 

Содержание:

1. Пояснительная записка 

Актуальность……………………………………………………………........

Цели и задачи проекта…………………………………………………….....

Условия реализации проекта………………………………………..............

Инновационная направленность проекта…………………………………..

Новизна проекта………………………………………………………………

Участники проекта…………………………………………………………...

Основные принципы и подходы в реализации проекта……………………                                                                                                    

Механизмы реализации проекта…………………………………………….

Планируемые результаты ……….…………………………………………..

Методы реализации проекта…………………………………………………

Направления реализации проекта……………………………………………

Формы работы с детьми………………………………………………………

Формы работы с родителями…………………………………………………

2. Практическая часть проекта……………………………….…..……….

Этапы развития проекта………………………………………….……...........

Перспективный план совместной деятельности педагога и дошкольников

Перспективный учебно-тематический план  по духовно-нравственному воспитанию дошкольников……………………………………………………..

Перспективный план работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию дошкольников……………………………………………………..

Управление рисками проекта…………………………………………………..

Литература………………………………………………………………….......

 

«Только тот, кто любит свой край, ценит

 и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить

Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».

С. Михалков

                            Пояснительная записка

             Возродить русскую духовность, возвратить уважение к национальным культурным ценностям, воспитать в детях любовь к Отечеству, привить те нравственные нормы, которые помогут им стать настоящими людьми... Для этого необходимо знакомиться с традициями нашего народа, изучать историю и культуру, имеющие свой язык и свой «голос». Сегодня мы начинаем на многое смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что современное подрастающее поколение нашей страны, к сожалению, очень поверхностно знакомо с народной культурой.

              Как жили русские люди? Как работали и отдыхали? Что их радовало, что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? О чём мечтали? Ответить на эти вопросы - значит восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности.  

            В народном творчестве заложена историческая память поколений и неразрывная связь времён, взгляд на мир, место человека в этом мире. Не случайно во всех странах мира народному творчеству, приобщению дошкольников к национальной культуре, традициям отводится важная роль в формировании личности ребёнка.

             Обращение к отечественному наследию воспитывает уважение к земле, на которой живёт ребёнок, гордость за неё. Знание истории своего народа, его культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом относиться к истории и культуре других народов.      

 Президент Российской Федерации В.В. Путин обращает особое внимание на воспитание патриотов нашей страны. В подписанном им Указе о совершенствовании государственной политики в области духовно-нравственно воспитания говорится: «Мы должны строить своё будущее и будущее своих детей. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей Родине и традициям, духовным ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и её будущее. От того, что дети видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально-нравственный климат в обществе в целом».

 Однако, чтобы на должном уровне проводить работу по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, педагоги должны обладать достаточным запасом необходимых знаний. Принимая во внимание актуальность данного вопроса, был разработан данный проект.

Актуальность проекта:

            Важнейшая миссия педагога - воспитать у детей духовно-нравственные начала, уважение к предкам, любовь к национальной культуре. Пришла пора не на словах, а на деле позаботиться о том, чтобы наши дети глубоко знали свою культуру, язык, традиции, обычаи своего народа. Необходимо донести до сознания ребят, что они являются носителями  народной культуры, воспитывая их в национальных традициях.

           Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных и духовных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме духовно-нравственного воспитания в семье.

            В нормативных документах и программах дошкольных учреждений отражена необходимость активного взаимодействия с семьей, однако при этом недостаточно разработаны содержание и формы работы с семьями с целью воспитания духовно-нравственных чувств. Противоречия, сложившиеся в настоящее время, в условиях ломки нравственных идеалов российского общества, приобретают особую актуальность в формировании основ патриотизма у дошкольников. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и служению Родине.  

 В настоящее время наша великая страна переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня - в разрушении личности.  В погоне за развитием интеллекта у дошкольников упускается воспитание души:  нравственное, духовное развитие. А ведь настоящее и будущее нашего общества и государства напрямую связано с духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России.

         Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду напрямую связано с  родителями, так как именно они являются первыми учителями. В условиях семьи происходит формирование целостных ориентиров и закладывается фундамент развития  личности ребенка. Семья является социальным институтом воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей.  

 В настоящее время многие родители не знают, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение духовно-нравственных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому  необходимостью стало  помочь родителям осознать, что именно в семье должны сохраняться и передаваться  духовно-нравственные обычаи, созданные предками, что родители ответственны за патриотическое воспитание своих детей.

         Проект  предполагает определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических воздействий для духовно-нравственного  воспитания дошкольников, где особое место отводится семье, как первому наставнику ребёнка.

Это способствует созданию  единой воспитательно-образовательной среды в дошкольной организации и семье через развитие духовно-нравственной компетентности. У родителей повысится ответственность и заинтересованное отношение в воспитании своих детей на основе использования обновлённых форм взаимодействия.

Родители являются активными участниками реализации проекта, для которых целевым ориентиром является формирование духовно-нравственного портрета ребёнка - дошкольника.

Проект даёт возможность перестроить традиционную систему повышения духовно-нравственного просвещения современной семьи в условиях детского сада и придать ей направление, необходимое для удовлетворения запросов нового современного родителя.

Данный проект:                                                                                                                             - разработан в соответствии с культурно-историческим, деятельностным и личностным подходами к проблеме развития детей дошкольного возраста;                                            - нацелен на развитие духовно-нравственного  самосознания у детей старшего дошкольного возраста;                                                                                                                                     - обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

- ориентирован на взаимодействие с родителями дошкольников в целях осуществления их полноценного развития.                                                              

            Ожидаемым результатом реализации проекта станет воспитание духовно-нравственной  личности ребенка с активной гражданской позицией, обладающей  ценностными  качествами, с развитым творческим потенциалом и способностью к саморазвитию.

             Теоретическое значение  проекта состоит в том, что он позволяет систематизировать работу по развитию духовно-нравственного  самосознания детей старшего дошкольного возраста.                                                    

             Практическое значение проекта состоит в том, что разработанные приемы и методы помогут педагогам  детских садов грамотно организовать педагогическую деятельность по развитию духовно-нравственного  самосознания детей старшего дошкольного возраста.

Цель проекта: 

заложить основы духовно-нравственного воспитания личности дошкольника с активной жизненной позицией, творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Задачи проекта:

- создание  в ДОУ необходимых условий  для организации работы по духовно-нравственному  воспитанию дошкольников;

- формирование  у детей  духовно-нравственных качеств на основе изучения культуры страны и родного края;

- воспитание   у ребенка чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других  национальностей;

- воспитание  интереса  и любви  к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю,  народным  играм;

- усиление роли семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников;

Срок реализации проекта – 1 год.                                                                    

Проект рассчитан для работы с дошкольниками подготовительной группы

(6 – 7 лет). Проект разработан, исходя из  наблюдений педагогов детского сада, и адаптирован к современным условиям образовательного процесса.

Условия реализации проекта:

Организованная образовательная деятельность  проводится в  период с сентября  2016г. - по июнь 2017г. один раз в неделю. Продолжительность ООД: 30 минут. Кроме теоретической работы проект предполагает также практическое закрепление полученной информации. Рисунок, аппликация, создание игрушек, коллективное панно и другие виды практической работы позволяют лучше запомнить и осознать пройденный материал. Использование современных инновационных технологий и мультимедийных презентаций помогут педагогам в создании ярких художественных образов.

             Проект направлен на воспитание в каждом ребёнке духовно-нравственных качеств на основе краеведческого материала, на раскрытие способностей и талантов детей, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

             Проект реализуется в МБДОУ Алексеевский детский сад №5 «Солнышко» Алексеевского муниципального района Республики Татарстан в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями детей, и другими субъектами социализации: Приходом Святителя Алексия, Алексеевским краеведческим музеем, Алексеевским музеем боевой славы, библиотекой, предприятиями поселка.

Тип проекта - образовательный.

             Проект ориентирован на духовно-нравственное воспитание участников образовательного процесса, имеет интегрированный характер, который обеспечивает взаимосвязь с основными направлениями воспитания и обучения детей дошкольного возраста: формированием экологического мышления, краеведением, основами логического мышления, экологией межличностных отношений, художественно – эстетическим, духовно-нравственным и патриотическим воспитанием.

             Проект составлен с учетом межпредметных связей по образовательным областям ФГОС ДО:

- социально-коммуникативное развитие (наблюдения, экскурсии, беседы, дидактические и сюжетно-ролевые игры, посещение Храма Воскресения Христова,  посещение краеведческого музея им. В.А. Абрамова, музея боевой славы);

 - познавательное развитие (обучающие и проблемно-поисковые ситуации, развивающие игры-экспериментирования, наблюдения, тематические прогулки);

- речевое развитие (игры-драматизации, хороводные игры; инсценировки; рассматривание иллюстраций, народных игрушек и национальных костюмов);

- художественно-эстетическое развитие (выставки детского творчества, музыкальные игры, совместные праздники, художественные произведения познавательной направленности, загадки, потешки, пословицы, поговорки);

- физическое развитие (народные подвижные игры, развлечения, праздники, досуги).

            Проект разработан в соответствии с тематическими неделями по трем направлениям:                                                                                                                                  -  учебно-воспитательная деятельность дошкольников;

- совместная деятельность педагога  с детьми;

- работа с родителями.    

Инновационная направленность проекта:

состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса. Проектно-исследовательская деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.                                                        

            Разработанная система применения проектного метода оказывает положительное влияние на развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к духовно-нравственному воспитанию, к национальной культуре.

Новизна проекта:

Проект  ориентирован на Федеральный государственный образовательный стандарт  дошкольного  образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей.  Работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников и служит хорошим показателем готовности к обучению в школе  на основе проектного метода.

Участники проекта:

- педагоги группы;

- музыкальный руководитель;

- инструктор ФИЗО;

 - дети подготовительной группы (возраст 6 -7 лет);

 - родители (законные представители);

 -социальные партнеры (Приход Святителя Алексия, библиотека, краеведческий музей им. В.И. Абрамова,  музей боевой славы).

Основные принципы и подходы в реализации проекта:                                                                                                      - принцип научности  (подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на воспитание духовно-нравственных  чувств  научно - обоснованными и практически апробированными методиками);                                                                                                 - принцип активности и сознательности (участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по обучению детей);                                                                                                                                 - принцип комплексности и интегративности  (решение образовательных, развивающих и воспитывающих задач в системе всего воспитательно-образовательного процесса);                                                                                                            - принцип взаимодействия детского сада и семьи, преемственности при переходе в школу;

- принцип  открытости ДОУ ближайшему социальному окружению (процесс обучения, воспитания и развития ребенка построен  общими усилиями родителей  и педагогов);

- принцип систематичности и последовательности (взаимосвязь знаний, умений и навыков);                                                                                                                     - принцип связи теории с практикой (умение применять свои знания   в повседневной жизни);                                                                                                                        - принцип индивидуального и дифференцированного подхода (учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня  их психического и физического развития);

- принцип   взаимодействия ребенка, его индивидуальных особенностей с  той социальной средой, в которой он живет;                                                                                   - принцип импровизационности (самостоятельные беседы и рассуждения,  в процессе организованной образовательной деятельности).

Механизмы реализации проекта:

- активное взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса;

- формирование партнерского сообщества сотрудников МБДОУ Алексеевский детский сад №5 «Солнышко» Алексеевского муниципального района РТ, дошкольников подготовительной группы и родителей в процессе организации работы по духовно-нравственному  воспитанию;

- взаимодействие детско-родительского и педагогического коллектива МБДОУ Алексеевский детский сад №5 «Солнышко» Алексеевского муниципального района РТ с образовательными и культурными структурами поселка.

Планируемые результаты  реализации проекта:

Для детей:

-  обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего  личностного развития;

-  пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю,  родному поселку;

- формирование  духовно-нравственных чувств и чувств национального достоинства;

-  развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом.

Для педагогов:

- совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного  учреждения в вопросах  духовно-нравственного  воспитания дошкольников, отборе содержания дошкольного образования, повышения качества педагогического труда;

- объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению у дошкольников любви к родному краю, к  национальной культуре.

- разработка комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса по духовно-нравственному  воспитанию.

Для родителей:

-  реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;

- объединение и реализация инициатив социально - активных родителей в области  духовно-нравственного  воспитания детей;

- создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного  воспитания детей;

Методы реализации проекта:

1.Наглядно-действенный метод:

- показ народных сказок (педагогом, детьми);

- рассматривание  книжных иллюстраций, репродукций;

- проведение народных и музыкальных игр;

- наблюдение;

- чтение педагогом художественной литературы;

- воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях;

 -  ознакомительные экскурсии, целевые прогулки.

2. Словесно-образный метод:

- загадывание и отгадывание загадок;

- заучивание пословиц, поговорок о Родине, родном крае, родной природе;

- рассматривание наглядного материала;

- рассказы детей о своих впечатлениях, полученных на  экскурсиях по родному поселку;

- беседы о Родине, родном поселке, о республике с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;

 - чтение народных сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией;

 - ответы на вопросы педагога, детей;

 - ситуативные беседы по духовно-нравственному  воспитанию;

 - проведение  викторин, конкурсов, тематических вечеров, развлекательных мероприятий на духовно-нравственную  тему.

3.Практический метод :

- организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация;

-  проведение разнообразных игр;

 - изготовление кукол к народным сказкам;

 -организация  постановки народных пьес, сказок, литературных произведений;

 -проведение ознакомительных экскурсий духовно-нравственной  направленности;

 - организация  вечеров с родителями, для родителей;

 - изготовление с детьми наглядных пособий для народных игр, игр-инсценировок, игр-драматизаций.

Направления реализации проекта:

1. «Я и моя семья»                                                                                                                                  Цель: формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, прежде всего, к матери и детскому саду.

2. «Мир людей»

Цель: развитие у дошкольников интереса к «миру людей» и обогащение их представлений о социальной действительности.

3. «Человек-труженик»

Цель: знакомство  с трудом людей своего края, города, своей страны; воспитание уважительного отношения к человеку-труженику и результатам его труда;  приобщение дошкольников к трудовой деятельности.

4. «Экология»

Цель: формирование у детей представлений о природе и ее законах; умение видеть ее красоту; жить с ней в мире и добрососедстве, не нарушая ее ритма; воспитание культуры взаимоотношений с природой.

5. «Моя Родина»

Цель: знакомство дошкольников со своей страной, своим родным краем; воспитание любви к своей Родине, умение быть ей полезным.

6. «Культура»

Цель: знакомство детей с духовной и традиционной отечественной культурой, с жизнью и творчеством художников, писателей, композиторов своего края, а так же с судьбой и творческим вкладом наших земляков в историю и культуру всей страны.

7. «История»

Цель: формирование  у дошкольников уважительного отношения к истории родной страны; воспитание гордости за свою историю, за свой народ.

Формы работы с детьми:

- чтение народных  сказок,  литературных произведений, сказок о материнской любви;

 - знакомство с духовными и народными праздниками,  проведение некоторых из них (Рождество, Масленица, Благовещение, Пасха);

- тематические выставки детского творчества;

- знакомство детей с жизнью великих людей родного края, как пример высокой духовности и патриотизма  перед Днем защитника Отечества, Днем Победы;

- экскурсии: в Храм Воскресения Христова, к часовне Ахтырской Божией Матери с целью ознакомления с особенностями архитектуры, внутренним устройством, иконографией, а так же приобщения к истокам  православной культуры;

- посещение  краеведческого музея им. В.А. Абрамова, музея воинской славы с целью углубления знания о родном поселке, формирования основ гражданственности, патриотизма

-целевые прогулки по улицам поселка, с целью знакомства с достопримечательностями;

- постановки сценок на духовно-нравственные темы (о прощении, о сострадании, о трудолюбии, об уважении к старшим).

 Формы работы с родителями:

- родительские собрания на духовно-нравственные темы;

- лектории для родителей;

- вечера вопросов и ответов;

- проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семинары с использованием ИКТ);

- факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;

- индивидуальные консультации специалистов ДОУ;

- наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;

- совместные экскурсии;

- изучение, обобщение и распространение опыта семейного воспитания;

- совместные праздники, спектакли, именины детей;

- помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников).

Практическая часть проекта

Этапы развития  проекта

Этапы

Сроки реализации проекта

План работы

I

Август  2016 г.

Информационно – аналитический (подготовительный)

  • повышение уровня профессиональной компетентности педагогов;
  • определение объема материала для детей;
  • планирование системы работы  

II

Сентябрь 2016

- май 2017г.

Творческий (основной)

  • Оформление стендов по теме проекта;
  • Консультации для воспитателей и родителей;
  • Проведение мероприятий по теме проекта

III

Июнь 2017 г.

Заключительный

  • Подведение итогов.

 На информационно – аналитическом этапе осуществили анализ целей и задач основной общеобразовательной программы дошкольного образования, оценили и интерпретировали результат психолого-педагогической диагностики актуального состояния и развития (ценностные представления, умения, отношение)  начал культурных истоков у детей старшего дошкольного возраста, на основе адекватно-подобранных диагностических методик. Выявлено актуальное состояние и развитие детей, которое соотносилось с планируемым (прогнозируемым) психолого-педагогическим результатом развития ребенка по окончанию данного возрастного периода. Определили направления образовательной деятельности, которые необходимо предусмотреть (предвидеть) в ходе реализации проекта.      

Перспективный план совместной деятельности педагога и дошкольников в рамках тематических недель

Месяц

Тема недели

Совместная деятельность педагога и ребенка

Август

Мониторинг по выявлению уровня сформированности у детей духовно-нравственных качеств.

Планирование системы работы.

Сентябрь

1 неделя

«Моя семья»

Беседа «Традиции моей семьи»;
Рассмотреть совместно с детьми дидактический материал на тему «Моя семья»,

Групповое тестирование «Рисунок моей семьи»; Сюжетно-ролевая игра «Семья»;

Фотовыставка «Моя комната – мой мир»;

Заучивание стихов: «Что может быть семьи дороже?», «Что такое семья»

2 неделя

«Моя родословная»

Рассматривание семейных фотоальбомов;                                  Разучивание песни «Моя семья»;                                       Заучивание пословиц и поговорок о семье;                Рисование «Мое генеалогическое древо»;                          Составление рассказов о семье;                             Сюжетно-ролевая игра «Семья»;                                      Дидактическая игра: «Кем был, кем будет?»

3 неделя

неделя

«Мой поселок»

Совместная экскурсия по улицам поселка;  

Беседа «Мой поселок - Алексеевское»,                                                                                               Показ презентации «Мой поселок»;                                     Заучивание гимна «Алексеевские зори»;                           Рисование «Дом, в котором я живу»;                     Знакомство со стихами А.Бочкарева, А.Назмиевой – поэтами Алексеевской земли;

Сюжетно-ролевая игра: «Магазин», «Детский сад», «Салон красоты»                                                                    

4 неделя

  «Моя республика»

Рассматривание иллюстраций «Мой Татарстан»:                                                   Беседа «Символы Татарстана», «Достопримечательности Татарстана»;               Рассматривание русских и татарских  национальных костюмов;                          Рассматривание флага, герба Татарстана, прослушивание гимна;                                              Показ презентации «Казань – столица Татарстана»;                                                               Заучивание стихов, песен, пословиц, поговорок о Родине                                                                

Октябрь

1 неделя

 «День пожилых людей»

Приготовление поздравительных открыток для бабушек и дедушек;                                                          Заучивание песен, стихов;                                       Рисование портретов бабушек и дедушек;             Сюжетно-ролевая игра «В гости к бабушке»;        Беседа «Как я поздравлю бабушку и дедушку с праздником»;                                                            Обзорная  экскурсия по залам музея родного края им. В.И. Абрамова

2 неделя

«Права детей»

Заучивание стихов о правах детей;                          Заучивание песни «Дорогою детства»;                    Беседа «Что мы знаем о правах»;                            Флешмоб «Ребенок в мире прав»;                                         Чтение русских народных сказок, на примере которых происходит правовое воспитание детей: «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят»;

Рисование «Мои права»

3 неделя

«Дружба»

Изучение карты мира для детей, глобуса;             Беседа с детьми на тему: «Моя многонациональная страна»,                           Рассматривание иллюстрационного материала по теме «Дружат дети всей земли»;                                                                          Чтение сказки Катаева В. «Цветик-семицветик»;                                         Просмотр  мультфильма «Катерок»;                      Чтение стихов, пословиц, поговорок о дружбе;     Загадывание загадок о дружбе;                               Разучивание стихов о дружбе;                

4 неделя

«Миром правит доброта»

Дидактическая игра «Хорошо – плохо»;            Игротренинг «Кто больше скажет добрых и теплых слов»;                                                          Беседа «Дружбой дорожить умейте!»;                               Сюжетно-ролевая игра «День Рождения»;           Рисование открыток для детей-именниников;       Беседа о добрых поступках и делах;                    Просмотр мультфильмов  «Добро пожаловать»,                                  «Сказка про доброго носорога»  

Ноябрь

1 неделя

«День народного единства»

Беседа  «Когда едины, мы - непобедимы»; Чтение поэтического произведения И. Агеевой «Флаг российский - триколор»;                              Заучивание стихотворения Степанова «Поезжай за моря - океаны»;                                                                                                           Просмотр мультфильмов  «Кот Леопольд»,  «Самый большой друг»                                        

2 неделя

«Я - человек»

Беседы: «Самоанализ своего здоровья и забота о нем», «Почему человек болеет?», «Как органы человека помогают друг другу?»,  «Чтоб здоровье  укреплять – витамины будем принимать»; «Предметы гигиены»; «Полезные продукты»;                                                               Чтение:  Н.Семёнова «Как стать «Неболейкой»; К.И.Чуковский «Айболит»;                                     Сюжетно- ролевые игры:  «Ждём гостей»,  «На приёме у врача», «Какой чай полезней?».

Фотоконкурс «Если хочешь быть здоров, закаляйся и зарядкой занимайся»  

     3 неделя

«Профессии»

Показ презентации «Профессия - архитектор»;     Беседа «Важные профессии», «Кем ты хочешь стать»;                                                                      Сюжетно-ролевые игры  «Мы - шоферы», «Салон красоты»;                                                      Дидактическая игра «Кому что нужно для работы», «Профессии»                                                                         Показ презентации «Разные профессии»;                  Рисование «Моя будущая профессия»                        

4 неделя

«День матери»

Беседа «Моя мама - лучшая на свете»;                  Чтение произведений С.Баруздина «Мамина работа», С.Михалкова «А что у вас?»;
Сюжетно-ролевые игры: «Дочки – матери»;
Изготовление подарков для мам;                           Беседа об истории происхождения праздника «День матери»;                                                   Разучивание стихотворений и песен о маме         

Декабрь

1 неделя

 «Мир божий вокруг нас»

Рассматривание репродукций картин природы, иллюстраций в книгах;

Слушание музыки И. Чайковского «Времена года».

Наблюдение за живыми и неживыми объектами природы;

Чтение стихов о природе, отгадывание задок;

Сюжетно-ролевые игры «Лесничий», «Мы садоводы».

Совместная экскурсия в зимний парк.

2 неделя

«История поселка Алексеевское»

Беседа об истории возникновения поселка;

Беседа «Герб нашего поселка, значение цветов»

Рассматривание иллюстраций страницы прошлого;

Просмотр презентации на тему «Символика поселка Алексеевское»

Пение гимна «Алексеевские зори»

Экскурсия по родному поселку, беседы о том, где можно увидеть герб поселка.

3 неделя

«Моя страна - Россия»

Беседы о российской символике;

Чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине;

Рассматривание фотографий городов и рек; Беседы, рассматривание иллюстраций и выполнение работ по мотивам народного декоративно – прикладного искусства;                                                                  

Разучивание русских народных песен, частушек.

4 неделя

«Как жили славяне»

Беседы об историческом прошлом России, чтение русских былин;

Рассматривание иллюстраций с изображением знамен, флагов русских князей;                             Показ презентации «Былины как средство приобщения детей к устному народному творчество и истории народа», «Как жили славяне»                                                                           Просмотр мультипликационного фильма «Садко».

Январь

1 неделя

«Рождественские Колядки»

Заучивание колядок, стихов, песен;

Беседы воспитателей о празднике «Рождество», о рождественских гаданиях, о колядках;                

Русские народные сказки: «Морозко», «Солдатские колядки»;                                             Рассказы о рождестве: «Ангельские крылья»,  «Сказка про колокольчик», «Золотые туфельки»,  

Просмотр мультфильма Уолта Диснея «Ночь перед рождеством»;

Изготовление подарков к празднику: «Ангел» (из бумаги)

2 неделя

«Рождество Христово»

Беседа «Рождественская звезда»

Слушание колокольного звона в грамзаписи «Алексеевские перезвоны»

Посещение воскресной школы: просмотр мультфильма «Рождество Христово»;  

Подвижные игры: «Золотые ворота», «Горелки», «Плетень», «Гори-гори ясно!», «Ручеек», «Лапта», «Ярмарка»,  «Замри»;

Игры - драматизации: «Теремок», «Заюшкина избушка».  

3 неделя

«Культура и традиции»

Беседа о народных традициях и обычаях «В гостях у Василисы Премудрой»

Дидактические игры: «Найди дымковскую игрушку», «Подбери узор к игрушке», «Обведи и раскрась», «Декоративное домино»;

Декоративная лепка хохломской посуды;

Рисование чайника гжельскими узорами;

Беседы: «Россия моя мастеровая», «Старинные русские обычаи», «Русские народные игрушки»;

Обыгрывание песни «Где был Иванушка ? »    

4 неделя

«Народы России»

Дидактические игры: «Чей костюм?», «Народы России», «Узнай наш флаг (герб)».

Роспись предметов одежды народов России;

Подвижные игры: «Гуси лебеди», «Горелки», «Заря-заряница»,  «Краски», «Пятнашки»;

.Составление рассказов по картинам: «Ярмарка»  

Чтение сказок народов России: «Матти – весельчак» - карельская сказка; «Перя-богатырь» - Коми, «Как я пчел караулил» - марийская;

Создание мини-музея «Кукла в национальном костюме».

Февраль

1 неделя

«Русская изба»

Чтение и заучивание: потешки, поговорки, пословицы, заклички, дразнилки,  скороговорки;                                                  Рассматривание макета русской избы;                          

Беседа: «Как люди на Руси жили?», «Предметы быта дедушек и бабушек»;                                      Показ слайдов: «Старинные предметы домашнего быта»;                                                    Пение народных песен, колыбельных;

Сюжетно-ролевые игры: «Семья.», «Дом», «Дочки — матери.»;                                               Русская народная игра: «Ворота», «Заплетись плетень», «Горшки», «Барашеньки».  

2 неделя

«Богатыри земли русской»

Рассматривание иллюстраций с изображением  оружия русских богатырей, деталей одежды русских богатырей;                                                         Чтение былин  о русских богатырях;                                                                Игра – путешествие «Календарные праздники русского народа»;                                                        Экскурсия к часовне «Ахтырской Божией Матери» - познакомить с  историей приобретения иконы,    возникновения родника, строительства часовни;                                            Рисование «Русские богатыри»                                               

3 неделя

«Защитники Отечества»

Дидактические игры: «Что нужно солдату, моряку, пограничнику, летчику», «Чья форма?»,    «Рода войск», «Угадай по описанию»;  

Сюжетно-ролевые игры: «Пограничники»,  «Танкисты», «Летчики», «Военный парад»;

Игры-соревнования: «Кто быстрее доставит донесение в штаб», «Разведчики», «Преодолей  препятствие»,  «Меткий стрелок»;

Вечер загадок о профессиях военных; Разучивание стихов и песен об армии и военных;

беседы на тему: «День Защитника Отечества»;       Экскурсия в музей боевой славы.

4 неделя

«Зимние забавы»

Чтение рассказа Н. Носова «На горке»;               Рисование: «Весело качусь я под гору в сугроб»; Театрализ.игра «Хлопья снежные кружат»;                                                                         Ситуативные беседы: «Что мне нравится Зимой» «Зачем нужна Зима», «Во что играют зимой»; Дидактические и развивающие игры:«Что бывает зимой?», «Что для чего», «Скажи ласково», «Где снегирь?», «Кому, что нужно?»;  Подвижная игра: «Два Мороза», «Затейники»;    Презентация «Зимние забавы»;                        Рассматривание плакатов и картин с изображением зимних забав.    

Март

1 неделя

«Широкая Масленица»

Русские народные игры: «Костер», «Испеки блин», «Гори, гори ясно»;                                              

Заучивание закличек, потешек, пословиц, стихов, песен о Масленице;

Беседа «Как на масляной неделе», «Русские народные игры-забавы»;

Изготовление детьми куколок Масленица (оберегов, организация выставки в группе;

Показ презентации «Масленица»;

Мультфильм «Смешарики. Масленица»

2 неделя

«Международный женский день»

Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением женских профессий;

Дидактические игры: «Мамины помощники», «Профессии», «Волшебное сердечко», «Что делает мама?»;

Беседы: «История возникновения праздника 8 Марта», «О чем мечтают наши мамы»;                                               Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Дочки - матери», «Магазин»;

Чтение и заучивание стихов о маме, бабушке.

Подарок маме « Цветок»

3 неделя

«Пробуждение природы»

Чтение художественной литературы о весне; Рассматривание тематического альбома «Времена года»;

Заучивание стихотворений, песен о весне;

Беседы: «Весна - красна!», «Кто больше радуется весне?»;

Рассматривание картин о природе;                  Дидактические игры: «Подбери слово»,  «Цепочка слов», «Кто, где живет?»;                           Целевая   экскурсия в весенний парк;

Выставка детского творчества «Весна глазами детей». 

4 неделя

«Русские народные промыслы»

Беседы: «Русская народная игрушка», «Виды декоративно – прикладного искусства». «Сказочная гжель», «Городецкие игрушки»; Чтение русских народных сказок и былин: «Садко», «Никита Кожемяка»;                                  

Рисование: «Укрась любимую Матрешку»;

Сюжетно - ролевые игры: «Ярмарка», «Мастерская народных умельцев».

Хороводные народные игры. «Гуси-Лебеди», «Горелки», «Каравай», «Ручеек» .

Апрель

1 неделя

«Эти добрые русские сказки»

Рассматривание иллюстраций, картин  художников к сказкам;

Беседы «Кто пишет сказки»;                                

Лепка из солёного теста: «Мой любимый герой»;

Театрализованное представление: «Волшебная яблонька», «Три медведя», «Колобок»;

Дидактические игры: « Подбери сказку»;  Викторина «Знатоки сказок»;                               Подвижные игры: «Гуси – лебеди», «Дети и волк», «Два Мороза», «Хитрая лиса»;      

Выставка книг «Сказки моего детства»;

Экскурсия в библиотеку.

2 неделя

«Православные традиции. Благовещение Пресвятой Богородицы»

Беседа: «В день Благовещения», «Без доброты нам не прожить на свете»;                                     Чтение: «Как нарядно в нашем храме» Нина Орлова,  «Благовещение» С.Высоцкая;                              Рассказывание  на тему: «Любимый православный праздник моей семьи», «Что я видел в храме»;                                                      Разучивание русских народных песен: «Ой, бежит ручьём вода», «Ельник да березник», «Веночек».    

3 неделя

«Космос»

Беседа «Что такое космос», «Голубая планета - Земля», «Земля – наш общий Дом»;

Рисование «Наша Земля», «На воздушном шаре полететь хочу я», «Космическая фантазия»;

Подвижные игры: «Космическая эстафета», «Ждут нас быстрые ракеты»,  «Невесомость»; Сюжетно-ролевые игры: " Космонавты", «Полёт в космос», «Космическое путешествие»;

Чтение сказки: «Незнайка на Луне»;

Заучивание стихотворений о космосе.
Вечер загадок о космосе .

4 неделя

«Православные традиции.

Праздник Светлой Пасхи».

Беседа: «Что такое Пасха», «Как в старину люди готовились к празднику Пасхи»;

Составление рассказа: «Мы празднуем Пасху»;

Пасхальная сказка «Красная шапочка», стихотворение  А.Плещеева «Христос Воскрес»;

Пасхальные игры: «Катание яиц», «За двумя зайцами»,  «Найди яйцо»;                      Хороводные игры: «Солнышко-вёдрышко», «Ты по кругу пройди, себе друга найди»,  

Сюжетно-ролевая игра: «Праздник».

Рисование: «Чудо-писанки»;

Экскурсия в Храм Воскресения Христова;

Май

1 неделя

«Праздник Первомай»

Чтение: Е.Пермяк «Для чего руки нужны?», В.Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом»,  Дж.Родари «Чем пахнут ремёсла»;                     Отгадывание загадок, заучивание и обсуждение смысла пословиц;                                         Рассматривание иллюстраций: «1 мая - праздник весны и труда», «Голубь- символ мира»;           Экскурсии по посёлку;                                           Дидактические и речевые игры: «Кому что нужно для работы?», «Назови профессию»;          Рисование: «Моя будущая профессия»

2 неделя

«День Победы»

Рассматривание экспозиции: «Земляки – герои войны», иллюстраций;                                                     

Сюжетно-ролевые игры: «Пограничники», «Мы - разведчики»,  «Моряки», «Летчики»;

Подвижные игры: «Помоги раненому»,   

«Полоса препятствий», «Встречные перебежки»; Чтение книг, заучивание стихов, пословиц, поговорок о Родине, о ВОВ; 

Экскурсия к памятнику защитникам Отечества и возложение цветов;

Ознакомительная экскурсия в музей боевой славы;

Прослушивание песен военных лет, о войне.  

3 неделя

«Международный день Матери-Земли»

Экскурсии в парк, на реку Кама;                 Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие»;         Исследовательская деятельность: игры с водой, экспериментирование  с водой и землёй;       Беседа: «О Всемирном празднике Земли (22 апреля)», «Как вести себя в природе»;                                            Рассматривание фото, репродукций, иллюстраций о Земле;                                       Развивающие игры: «Волшебная палочка», «Разрезные картинки», «Путаница»;                      Викторина «Что мы знаем о планете Земля»

4 неделя

«Русская народная игрушка»

Беседа «Кто делает игрушки?», «Русская народная игрушка Матрешка»;

Дидактическая игра «Домик для матрешки»;      Слушание песни «Русские матрёшечки»;          

Дидактическая игра: «Разрезанные картинки», «Собери игрушку»;                                         Рисование «Моя любимая народная игрушка»; Сюжетно-ролевая игра «Фабрика игрушек»

Рассматривание  игрушек народных умельцев, Заучивание народных потешек, пословиц, загадок.

Совместное итоговое развлекательное мероприятие:

«Народная ярмарка»

Июнь

Итоговый мониторинг по выявлению уровня сформированности духовно-нравственных качеств у детей.

Анализ результатов мониторинга. Подведение итогов

           

           

            Творческий  этап предполагает совместную деятельность участников образовательного процесса по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей, развитию духовно-нравственных и патриотических чувств, способности к творческо-поисковой деятельности с учетом особенностей развития ребенка и социально-педагогических условий организации образовательной среды в условиях ДОУ и семьи.

            На этом этапе работа ведется в нескольких направлениях:

- привлечение детей к активному участию в досуговой деятельности (праздники, развлечения, концерты, тематические вечера, конкурсы детского творчества, конкурсы чтецов); в проектно-поисковой деятельности (разработка детско-взрослых проектов);

- работа с родителями по привлечению их к совместной творческой, проектно-поисковой деятельности на основе использования разнообразных форм, средств духовно-нравственного и патриотического воспитания детей.

Перспективный учебно-тематический план  

по духовно-нравственному воспитанию дошкольников  

Сентябрь

Тематика ООД

  Задачи

1неделя

«Я и моя семья»

Формировать  первичные  ценности  и представления о семье. Учить ориентироваться в родственных отношениях, пополнять знания о родных людях. Закрепить понятия «Дружная семья». Воспитывать  потребность в крепкой семье, уважительные, заботливые отношения к старому поколению, в милосердии и сострадании на конкретном примере доброго дела и поступка.

2 неделя

«Моя родословная»

Раскрыть понятие «родословная», закрепить знания о семье, о своих правах; способствовать становлению личности детей с помощью изучения родословной и жизни своих предков; воспитывать любовь и уважение к своей семье, к родителям, интерес к своей родословной.

3 неделя

«Мой поселок»

Расширять представления детей о посёлке, в котором они живут, воспитывать любовь к своей Родине, умение быть ей полезным. Развивать нравственно-патриотические чувства. Воспитывать любовь к родному краю, желание

оберегать его красоту.

4 неделя

«Край ты мой любимый»

Продолжать формировать у детей представления о том, что такое Родина, родной край; познакомить с природными богатствами Республики Татарстан; развивать связную речь, активизировать словарь; воспитывать любовь к родному краю, к ее природе, бережное отношение к ней.

Октябрь

1неделя

«Беседа о бабушке и дедушке»

Вызвать у детей интерес и добрые чувства к дедушке и бабушке; воспитать уважение, любовь к ним. Пробудить эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, уметь доставлять им радость.

2 неделя

«Права ребенка»

Познакомить детей с их гражданскими правами.  Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы развивать.  Воспитывать правового мировоззрение,  чувство самоуважения и уважения к другим людям.

3 неделя

«Дружат дети всей земли»

формировать у детей понятия дружбы между людьми разных национальностей;  знакомить детей с разными народами, населяющими планету,  с их  культурой; показать, в чем состоит различие и сходство людей разных рас; развивать кругозор детей, представления о мире; воспитывать уважение к обычаям, культуре других народов, населяющих нашу планету, доброжелательное отношение ко всем народам Земли.

4 неделя

Детское театрализованное представление   «Волшебная яблонька»

На примере спектакля показать детям, что такое доброта, сострадание к близким людям, желание помочь им. Формировать у детей представления о доброте, как важном качестве человека. Развивать умение отмечать плохое от хорошего. Поощрять стремление детей совершать добрые поступки. Воспитывать у дошкольников любовь и доброжелательное отношение к близким людям, окружающей природе.

Ноябрь

1 неделя

«День народного единства»

Расширять  представления детей о национальных праздниках. Демонстрировать   значения сплоченности в жизни человека и целого народа. Учить узнавать и называть героев России, знать их историю.  Воспитывать уважение к людям, прославившим Россию, чувства дружбы и патриотизма.        

2 неделя

«И сотворил Бог человека»

Развитие личности ребенка дошкольного возраста, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей. Продолжать формировать знания о сотворении мира Богом; здоровом образе жизни. Познакомить с такими человеческими качествами как хвастовство и скромность. Воспитывать у детей желание быть здоровыми.

3 неделя

«Путешествие в город профессий»

Расширять знания детей о разнообразных профессиях, их названии и роде деятельности, орудиях труда и трудовых действиях людей разных профессий; формировать представление о важности труда взрослых; развивать интерес и уважение к труду.                                                  

4 неделя

«Все от рук материнских»

Привитие любви и уважения к мамам; воспитание желания заботиться о близких; формирование гуманных межличностных отношений дошкольников со сверстниками и с взрослыми;  развитие эмоциональных и духовных связей между детьми и родителями.

Декабрь

1 неделя

 «Мир, в котором я живу»

Дать представление о мире, в котором живёт человек как о даре (подарке) Бога человеку, ввести детей в православное понимание мира как доброго и красивого творения Бога; рассказать, как он возник.  развивать   познавательный интерес, любовь и  бережное отношение к природе родного края. 

2 неделя

«История поселка Алексеевское»

Познакомить детей с историей посёлка Алексеевское. Уточнить и закрепить общие представления о родном поселке: его истории, улицах, достопримечательностях. Формировать у детей интерес к своему поселку, улице, закрепить знание домашнего адреса. Воспитывать любовь, чувство гордости, сопричастности к родному посёлку.                                                                  

3 неделя

«Моя страна - Россия»

Продолжить знакомить детей с картой мира. Расширять знания детей о том, что наша страна огромна, есть здесь моря, реки, горы, леса и населяют ее люди разных национальностей.

Развивать  представление детей о том, что в нашей стране существует очень много промыслов. Воспитывать чувство патриотизма и любви к своей стране.

4 неделя

«Как жили славяне»

 

Познакомить детей с историей  возникновения Руси, с условиями их быта и культурой. Формировать  понимание слова «предки», понимание того, что Россия – страна с большой многовековой историей. История рождения флагов, знамен. Воспитывать  патриотические чувства, чувство гордости за  русский народ .

Январь

1 неделя

Развлекательное мероприятие «Пришла коляда, веселая коляда»

Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры. Познакомить детей с обрядовым праздником – Колядки. Способствовать формированию у детей интереса к народному творчеству. Создать условия для развития художественно-творческой деятельности путём ознакомления с предметами быта, обычаями, играми и песнями, относящимися к периоду празднования колядок.

Познакомить с традициями празднования рождества на Руси. Познакомить с символами праздника «свечи», "ангел".

2 неделя

Занятие с детьми и родителями «Рождество Христово»

Закреплять знания детей о православном празднике Рождество Христово; воспитывать у детей чувство любви и сопереживания; привлекать детей и родителей к подготовке к православному празднику. Воспитывать в детях нравственные чувства: сострадания, кротости, желание делать добрые дела

3 неделя

«Культура и традиции русского народа»

Закрепить знания детей о стране, ее культуре. Уточнить знания о таком понятии, как традиция; вспомнить некоторые традиции русского народа, с которыми знакомились раньше. Познакомить с другими традициями: хлебосольство, хороводы, чаепитие. Обогащать словарь детей новыми словами. Воспитывать любовь к Родине, ее традициям.

4 неделя

«Народы России»

Расширение знаний детей о России.

 Познакомить детей с разными народами, населяющими Россию. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцами народно-прикладного творчества. Формировать чувство гордости за Родину, поддерживать интерес к истории и культуре России и народов, её населяющих.  

Февраль

1 неделя

Воспитательное мероприятие:

Ознакомительная экскурсия в краеведческий музей им В.А. Абрамова                                                  «Знакомство с русской избой»

Продолжать знакомить детей с бытом русского народа, приобщать детей к народной культуре, расширять знания о быте прошлых поколений.

Открыть ребенку доступ к культуре своего народа, знакомя его с особенностями повседневного быта, обычаями, традициями, русской народной музыкой, играми.

Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, русской печью.  Вызвать у детей интерес к русской старине и положительно воздействовать на их эмоции,

2 неделя

 «Богатыри земли русской»

Формировать представление детей о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской; закрепить названия элементов костюма русского богатыря, названия оружия русского воина; воспитывать интерес к истории России; воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать;

3 неделя

«Наша армия родная»

Углублять знания детей о Российской армии; дать элементарные представления о родах войск; рассказать о подвигах защитников Отечества во время Великой Отечественной войны, воспитывать патриотические чувства, чувство гордости за свою Родину.

4 неделя

«Зимние забавы»

Закреплять знания детей о зиме, зимних явлениях. Уточнять знания о зимних праздниках, забавах. Развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений, пространственные представления, логическое мышление, внимание, память. Воспитывать чувство любви к родной природе, зимним праздникам; толерантное отношение к ответам детей.                                              

Март

1 неделя

Развлекательное мероприятие «Широка Масленица - красавица»

Встретить с детьми праздник «Масленица» в русской традиции, упорядочить их знания о традиционном народном празднике Масленица,   тренировать умение отгадывать загадки,   расширить знания о народном этикете. Воспитывать любовь и уважение к своей стране, своему народу, к народным играм и праздникам, поощрять желание детей узнавать больше о традициях своего народа, поддерживать детскую инициативу в традиционных играх и праздниках, их радостное настроение от встречи друг с другом.

2 неделя

«Мама - самое дорогое для каждого из нас»

Дать представления о значимости матери для каждого человека; помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у матери работа по дому: указать на необходимостъ помощи мамам. Формирование ценных нравственных навыков (любви, сочувствия), развивать нравственные чувства и эмоции, чувство любви и уважения к маме, желание помогать ей, заботиться о ней любовь, ответственность, гордость.

3 неделя

Воспитательное мероприятие

 Целевая прогулка к часовне «Ахтырской Божьей Матери» 

«Весеннее пробуждение»  

Формирование экологических и духовно-нравственных представлений у детей; закреплять представление детей о характерных признаках весны, учить находить эти признаки самостоятельно; развивать способность наблюдать, описывать, устанавливать причинно-следственные связи; воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к природе.

4 неделя

«Русские народные промыслы»

Формирование у детей познавательного интереса к русской культуре через ознакомление с народными промыслами русского народа. Развивать навыки художественного творчества детей. Закрепить знания детей о народных промыслах: гжель, дымково, хохлома, жостово, городец. Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус. Продолжать знакомить с народными традициями, воспитывать уважение к труду народных мастеров. Воспитывать у детей гордость за свою страну.

Апрель

1 неделя

Воспитательное мероприятие «Посиделки: путешествие в мир русских народных сказок»

Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках. Формировать интерес к русским народным сказкам, Воспитывать любовь к устному народному творчеству, приобщать к словесному и музыкальному искусству.

2 неделя

«День космонавтики»

Расширять знания о государственных праздниках; рассказать детям о Ю.А.Гагарине и других героях космоса; способствовать                                                                       расширению и углублению представлений об окружающем мире Земли  и о роли человека в ее экосистеме; подвести к пониманию                                                                 уникальности нашей планеты, так как только на ней есть жизнь; воспитывать уважение                                                                                                                     и любовь к Земле, как к космическому чуду, дающему все необходимое для жизни, а так же чувство гордости за историю своей планеты, за достижения отечественных ученых, конструкторов, космонавтов.

3 неделя

Развлекательное мероприятие «Встреча весны – Благовещение»

Формировать духовно-нравственные качества посредством приобщения детей к православным традициям. Познакомить детей с основами духовно-нравственных традиций русского народа, связанными с проведением православного праздника Благовещения.    Воспитывать нравственные и эстетические чувства ребёнка, поддерживать стремление поступать по-доброму, приумножать красоту.

4 неделя

Ознакомительная экскурсия в православный Храм Воскресения Христова

Ознакомление детей с историей создания храма, со значимыми иконами, правилами поведения  в храме.  Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и настоящем родного поселка. Развивать бережное отношение к поселку, его достопримечательностям, культурным ценностям. Формировать интерес каждого дошкольника к настоящему и прошлому, умение видеть историю вокруг себя.

Май

1 неделя

«Многогранный Первомай»

Обобщение представления об истории праздника 1 мая. Познакомить детей с традициями празднования в разных странах мира. Расширять представления детей об истории страны. Развивать умение анализировать, обобщать и сопоставлять                                           факты. Воспитывать чувство патриотизма у дошкольников, уважение к историческому прошлому страны;

2 неделя

Воспитательное мероприятие «Великий День Победы»

Воспитывать уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов доступных детям и вызывающих у них сильные эмоции, гордость за свой народ, любовь к родине. Закрепить знания о всенародном празднике воинов, уточнить, кто такие защитники отечества. Воспитывать чувства гордости за свой народ, армию, желание защищать свою страну.

3 неделя

«Земля – наш общий дом»

Расширять представление о том, что Земля – общий дом всех людей и всех живых существ. Формировать у детей представление о том, что природа - основной источник здоровья и благополучия людей, что человек – разумный хозяин, отвечает за все на Земле. Воспитывать дружеские взаимоотношения, положительное отношение к окружающему миру, к природе.

Закреплять правила поведения в природе.

4 неделя

Развлекательное мероприятие  «Знакомство с русскими народными  обычаями и промыслами.

Мир русской игрушки» (ярмарка)

Познакомить с обычаями и традициями русского народа. Закреплять знания детей о характерных особенностях разных видов народной игрушки.

Развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству. Способствовать развитию, эстетического вкуса, эмоциональной сферы. Развивать интерес к русским народным играм. Воспитывать нравственные ценности, уважительное отношение к труду человеческих рук.

Перспективный план работы с родителями

по духовно-нравственному  воспитанию дошкольников

Сентябрь

Задачи

Организационные формы работы с родителями

            1неделя                          

Выявление уровня отношения родителей к проявлению духовно-нравственных установок; изучить знания родителей о  задачах, средствах и методах воспитания нравственности  у

детей.

Анкетирование «Духовно-нравственое воспитание дошкольников»

Фотовыставка «Будем знакомы - наша семья!»

Круглый стол «Нравственность с ранних лет»

с выставкой методической и худ. литературы по теме духовно-нравственного воспитания дошкольников.

2 неделя

Привлечение родителей к совместной  деятельности с детьми дома. Повышение педагогической культуры родителей.

Изготовление генеалогического древа, семейных гербов родителями.

Совместная выставка «Мое генеалогическое древо»;

Выставка семейных работ по теме «Семейные традиции»;                                                            Информационный стенд: «Семейное воспитание»;                                                        

3 неделя

Подвести родителей к осознанию важности установления с детьми личных и деловых контактов.

Выставка – конкурс поделок «Осенняя ярмарка»;                                                                   Папка-передвижка: «Красота родного края»;  Семейные экскурсии по поселку «Семейный выходной»;

Консультация «Воспитание толерантности у дошкольников»;

Развлечение с родителями и детьми «Осень золотая»

4 неделя

Распространение педагогических знаний среди родителей по гражданско-патриотическому воспитанию.  

Родительское собрание «Растим детей патриотами»;

Консультация «Роль семьи в нравственно-патриотическом воспитании ребенка»;            Изготовление коллажа «Широка страна моя родная»;

Оформление стенда «Моя республика»          

Октябрь

1неделя

Привлечение родителей к активному участию в жизни детского сада. Воспитывать уважение к людям пожилого возраста.

Совместный праздник «День пожилых людей»;

Выставка-конкурс рисунков ко Дню пожилых людей;

Папка-передвижка «Международный день пожилых людей»;

Совместная автобусная экскурсия в музей родного края им. В.И.Абрамова

2 неделя

Повышение правовой культуры родителей.

Вовлечение родителей в процесс воспитания и развития детей, в жизнь ДОУ

Выставка-конкурс рисунков и плакатов «Права детей»;                                                      Флешмоб «Права ребенка»;                              Информационный стенд «Права ребенка», «Права и обязанности родителей», «Уроки для Вас, родители»

Оформление семейных альбомов

3 неделя

Оказание  помощи по данному вопросу. Привлечение

родителей к участию в жизни детского сада

Консультация «Добр ли ваш ребенок?»; Оформление книжек-малышек о добре и дружбе;                                                                 Организация выставки детских работ: рисунков, аппликаций;  

Фотовыставка «Дружба начинается с улыбки»

4 неделя

Развивать навыки совместной деятельности детей и родителей. Создать  благоприятную среду для повышения количества контактов родителей и педагогов.

Совместное чаепитие «Именины»;                    Выставка-конкурс рисунков и плакатов «Наши добрые дела»;                                             Моделирование ситуаций;

Игротренинг: «Мост дружбы»;

Информационный уголок «Помогите ребенку научиться дружить», «Формирование представлений о дружбе»

1 неделя

Приобщение родителей к жизни группы. Создать атмосферу общности интересов, эмоциональный комфорт.

Акция «Когда едины, мы - непобедимы»;        Консультация «Что можно рассказать ребёнку о Дне народного единства»;                

День открытых дверей

Фотовыставка «Культура и традиции русского и татарского народов»  

Ноябрь

2 неделя

Пробудить чувство расположения и доверия родителей к детскому саду, создать атмосферу общности интересов, эмоциональный комфорт.

Повышение педагогической культуры родителей.

Дискуссия по вопросам охраны жизни и здоровья детей;                                                 Папка – передвижка: «Что такое «витамины» и где они живут?», «Двигайтесь на здоровье»;  

Спортивный досуг: «Папа, мама, я  - спортивная семья»;

Фотовыставка: «Активный отдых всей семьей»;

Мастер-класс: «Подвижные игры, которые лечат»;                                                                  Изготовление книги «Всё о человеке»  

3 неделя

Установить партнёрские взаимоотношения в  общении педагога с родителями воспитанников. Содействовать  укреплению связей ДОУ и семьи.

Создание фотоальбома «Профессии родителей»;                                                          Оформление стенда «Интервью детей: Кем я хочу быть»;

Познавательная игра «В мире профессий»;

Информационный стенд «Профессия – быть родителем»,  «Как рассказать детям о профессиях», Советы «Как следует знакомить ребенка с профессией »  

4 неделя

Активизация родителей  по проведению  выставки - конкурса совместных поделок .

 Установить доброжелательные,  неформальные отношения.

Семейный праздник «День матери» чаепитие Изготовление коллажа «Нет на свете родней милой мамочки моей»;                                           Информационный стенд «День матери: история и традиции праздника»; Рекомендации: «Поговори со мною, мама»;  

Папка – передвижка: «День матери»;

Конкурс-выставка поделок «А у мамочки моей руки золотые»

Декабрь

1 неделя

Пропагандировать необходимость экологического воспитания дошкольников среди родителей, используя положительный семейный опыт. 

Родительское собрание в форме круглого стола «Мир вокруг нас»;                           Проведение мастер - класса по изготовлению композиций из природного и бросового материала;

Информационный стенд «Как знакомить детей с окружающим миром»;                         Выставка-конкурс «Чудеса зимнего леса»; Конкурс – викторина «В гостях у природы».

2 неделя

Привлечение родителей к совместной  деятельности с детьми дома. Повышение педагогической культуры родителей.

Сбор исторических фотографий о поселке;

Выставка детских рисунков «Наш поселок»;

Информационный стенд «Знакомим детей с символикой»;

Папка-передвижка «История  создания герба поселка»; 

Изготовление коллажа «Из истории поселка»

3 неделя

Активизация родителей  по проведению  выставки - конкурса совместных  рисунков.

Выставка – конкурс рисунков «Тихая моя Россия»

Информационный стенд: «С чего начинается Родина», «Отечество мое - Россия», «Как воспитывать любовь к Родине»;                         Мастер – класс «Знакомство с русскими народными играми»

4 неделя

Приобщение родителей к истокам

русской народной культуры. Оказание помощи в создании мини – музея.

 Выставка-конкурс  рисунков, плакатов «Русские богатыри»;                                                 Организация мини - музея «Русская изба»;

Беседа «Народная кукла как средство приобщения ребёнка к народной культуре».

Устный журнал «О традициях русской народной культуры».                                              

Январь

1 неделя

Установление сотрудничества детского сада и семьи  

Повышение психолого-педагогической культуры родителей.

 

Совместное развлекательное мероприятие «Пришла коляда»;

Консультация «Колядки на Руси»;

Подбор информации о народном празднике «Колядки»

Изготовление обрядных костюмов: сарафаны, кокошники, пояса, народные инструменты.

Совместное изготовление фотоальбома «Мы колядовали»

2 неделя

Предоставление информации о праздновании на Руси Рождества и Рождественских Святок.

Привлечь родителей к подготовке к православному празднику;                                     Выставка-конкурс поделок и композиций на рождественскую тему;                                         Информационный стенд: «Новогодние праздники и традиции»;    

Консультация для родителей: «Интересные факты о Рождественских обрядах, гаданиях»; Изготовление папки-передвижки «Рождество»  

3 неделя

Помочь родителям  овладеть некоторыми   играми, способствовать осознанию значимости игр на всестороннее развитие ребенка.

Развитие  позитивных взаимоотношений .

Информационный стенд «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа»;

Экскурсия в краеведческий музей им. В.А. Абрамова;

Мастер – класс «Русские народные игры» Беседа: «Использование фольклора в воспитании детей», «Русские народные игры», «Семейные традиции»;

4 неделя

Приобщение родителей к  участию в работе детского сада, создать  благоприятную среду для повышения количества контактов родителей и педагогов.

Помощь родителей в подборе атрибутов, пошив костюмов к выставке мини - музея.

 «Народы России»;

 Папка- ширма: «Воспитание толерантности – основа современного культурного общества»;

Консультация «Формирование нравственных основ личности дошкольника в многонациональном обществе».

Деловая игра: «Что такое толерантность»

1 неделя

Организация совместной деятельности родителей и детей, оснащение предметно - развивающей среды (оформление группы в соответствии с темой)

Совместная ознакомительная экскурсия в краеведческий музей им. В.А. Абрамова;                                         Оформление мини – музея в группе с детьми и родителями «Русская изба»;                        Оформление фотоальбома на тему; «Русская изба»;

Информационный стенд: «Русская мудрость о воспитании», «Роль родителей в возрождении русских традиций»;                                             Папка-передвижка «Русские народные традиции»

Февраль

2 неделя

Активизировать родителей к совместной деятельности, установить взаимосвязь между семьёй каждого ребёнка, создать атмосферу взаимопонимания.  

Совместная экскурсия к часовне «Ахтырской Божьей Матери», познакомить с  историей приобретения иконы «Ахтырской Божией  Матери», возникновения родника, строительства часовни;

Совместный спортивный праздник «Богатырские забавы»;                                           Изготовление костюмов богатырей.

Приобретение книг для библиотеки.

Советы родителям «Как изготовить костюм богатыря».

3 неделя

Привлечь отцов к участию в воспитательном процессе.                        Оказать помощь в решении возникших проблемных ситуаций.

Пропаганда  положительного опыта семейного воспитания.  

Праздник «День защитника Отечества»;

Информационный стенд: «Разговор на равных», «Растите детей патриотами»

 Выставка-конкурс поделок и композиций: «Папа может  все, что угодно»;

Буклет: «Счастье – быть отцом»

Папка – передвижка: «Воспитание ребенка: роль отца»

Фотовыставка: «Папа сильный и умелый»

«Выставка портретов знаменитых людей Алексеевского»

Экскурсия   в музей воинской славы  

4 неделя

Привлечь родителей принять активное участие в развлечении; Познакомить с традиционными русскими зимними играми.

Совместно с родителями подготовить о зиме картотеку стихов, пословиц, поговорок, игр;                                                                 Фотовыставка: «Зимние забавы»;  

Совместное развлечение на улице: «Ярмарка игр и забав»;                                                       Информационный стенд:  «Как сделать зимнюю прогулку приятной и  полезной»

«Зимние забавы для всей семьи»

Папка- передвижка: «Зима»            

1 неделя

Формирование представлений  родителей о русской национальной традиции встречи весны. Создать эмоциональный комфорт между участниками проекта.

Привлечение родителей к изготовлению чучела Масленицы, сбору  рецептов для создания обще групповой книги «Блины на Масленицу» и выпечке блинов на праздник; 

Изготовление родителями куколок Масленица (оберегов, организация выставки в группе;

Совместное развлекательное мероприятие «Наша Масленица»;

Папка-передвижка «Масленица» (история праздника)

Информация для родителей «Праздники на Руси. Масленица»

Март

2 неделя

Активизация родителей в работу группы по проведению  выставки-конкурса. Установить доброжелательные отношения между педагогами и родителями.

 Выставка-конкурс поделок и композиций:  «Сделаем с мамой своими руками»

Информационный стенд: «Какие мамы нужны детям», «Роль матери в воспитании детей», «Мамин День»;

Семейный праздник с мамами (чаепитие): “Мамочка милая, мама моя”;                            Фотовыставка: «Неразлучные друзья – мамочка и я»;                                

3 неделя

Привлечение родителей к активному участию в жизни детского сада.

Создать  благоприятную среду для повышения количества контактов.  

Конкурс для пап:  «Мастерим скворечники для птиц»;

Фотовыставка: «Путешествия в весну»;

Информационный стенд: «Научите ребенка любить живую природу», «Природа и нравственное воспитание детей»,  «Воспитание любви к природе  в играх»;

Папка-передвижка «Весна»

4 неделя

Создание условий для благоприятного климата взаимодействия педагога  с родителями,  установление доверительных, партнерских взаимоотношений с родителями.

Папка-передвижка: «Народные промыслы России».

Выставки рисунков и плакатов «Русские народные мастера»

 Экскурсия в музей.

Консультация на тему: «Методы и приемы ознакомления детей с народной игрушкой», «История и виды народных игрушек»

 Анкетирование родителей на тему: «Воспитание народных традиций в семье»;

Участие родителей в развлечении « Веселая ярмарка»;

Родительское собрание: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников»

Апрель

1 неделя

Реализация единого воспитательного подхода по ознакомлению ребенка  с русскими народными сказками.  

Создать  благоприятную среду для повышения количества контактов

с родителями.  

Совместный досуг: «В гостях у сказки»;           Консультации «Знакомство со сказками», «Роль книги в жизни ребенка».

Папка – передвижка: «Зачем читать детям книги?»;                                                                Рекомендации: «Читаем дома с детьми»;

Театрализованное представление сказки: «Волшебная яблонька»

Акция: «Подари книгу – сказку»

Выставка-конкурс рисунков, плакатов: «По дорогам русских народных сказок»

2 неделя

Приобщить  родителей к созданию фотовыставки.    

Создать условия для благоприятного климата взаимодействия педагога с семьями воспитанников

Фотовыставка: «Любимый православный праздник моей семьи»;

Консультация для родителей: «Доброе насаждение - приносит добрые плоды!»;

Лекторий: «Благовещение Пресвятой Богородицы»;

Помощь в оформлении зала и изготовлении русских народных костюмов к празднику «С нами чудо из чудес - Благовещение с небес!»

 

3 неделя

Приобретение родителями новых знаний при взаимодействии с ребенком.

Установление партнерских отношений родителей   в совместной организации жизни группы.

Папки передвижки: «Юрий Гагарин – первый в космосе»,  «12 апреля – День Космонавтики»;

Консультация: «Расскажите детям о космосе»

Выставка детских работ;

Беседа:  «Книги о космосе для детей»;

Совместное изготовление лэпбука «Этот загадочный мир - космос»;

Развлечение:  «Летим в космические дали!»

Фотовыставка: «Они покорили космос»

4 неделя

Воспитывать патриотические чувства к православным традициями русского народа. Установление доброжелательных отношений между педагогами и родителями.

Консультация для родителей «Пасха - главный православный праздник года», «Пасха, светлая пасха!»

Беседа - рекомендация:  в канун Пасхи посмотреть с детьми мультипликационный фильм «Великая книга: Пасхальная история».

Выставка-конкурс поделок и композиций:  «Светлая Пасха»

Выставка детских рисунков «Украшение пасхальных яиц и куличей»

Совместный праздник «Светлая Пасха» 

1 неделя

Развитие  позитивных взаимоотношений между педагогами группы  и родителями воспитанников.

Выставка фотогазеты «Профессии в моей семье»; 

Совместные экскурсии по посёлку;

Информационный стенд: «Мы встречаем Первомай»;                                                          

Совместное развлечение: «Праздник весны и труда»

Май

2 неделя

Стимулировать совместную  деятельность родителей и педагогов по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников.

Консультации для родителей: «День Победы. Поговорим с ребёнком о войне»;

Советы родителям «Как рассказать детям о войне»;

Выпуск стенгазеты: «Пусть всегда будет солнце!»;                                                                   Папка – передвижка: «День Победы. Патриотическое воспитание»

Праздник: «День Победы»;                                             Совместная экскурсия к памятнику защитникам Отечества.

3 неделя

Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах  экологического

воспитания детей.  

Информационный стенд: «Береги свою планету»;  «Учите детей любить природу»                         Памятка «О бережном отношении к воде и земле»;                                                              Фотовыставка «Мы  любим  нашу Землю»;

Совместная викторина «Друзья природы».

4 неделя

Познакомить родителей с русскими

народными промыслами.   Создать  атмосферу общности интересов, эмоциональный комфорт в группе.

Организация выставки в мини-музее «Народные игрушки»;                                            Создание альбома «Такие разные народные игрушки»;                                                          Выставка-конкурс поделок и композиций «Русская народная игрушка»;                          Папка – передвижка: «Знакомим детей с русскими народными промыслами»;               Совместное развлекательное мероприятие  «Народная ярмарка»;                                               Итоговое мероприятие:                                  Родительское собрание  - подведение итогов проекта. Форма проведения: презентация – фотоотчет «Люблю свой край».                    

 

Управление рисками проекта

Риски

Меры по нейтрализации рисков

1. Нежелание потенциальных спонсоров участвовать в проекте

Проведение информационной кампании по популяризации проекта.

2. Непонимание значения воспитания русской культуры у детей со стороны родителей

Проведение разъяснительной работы с родителями  о необходимости активного участия в проекте по духовно-нравственному   воспитанию детей

3.Отсутствие методических материалов для воспитателей.

Приобретение необходимой литературы, разработка методических материалов (конспектов занятий, пособий) для работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

4. Низкая мотивация работы с детьми по данному проекту, недостаточный уровень развития творческих способностей, позволяющих реализовать проект.  

Проведение работы с детьми по повышению мотивации  с помощью разнообразных современных инновационных педагогических и компьютерных технологий. Создание в группе   необходимой предметно-развивающей среды  для  развития творческих способностей дошкольников.  

 

Литература:

  • Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М.: Школьная пресса, 2007.
  • Зеленова Н.Г. Мы живем в России: подготовительная к школе группа. М.: Скрипторий. 2003, 2008.
  • Казаков А.П., Шорыгина Т.А. Детям о Великой Победе! Беседы о Второй мировой войне. М.: ГНОМ и Д, 2008.
  • Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М.: Сфера, 2005.
  • Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать… Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию. М.: Скрипторий 2003, 2008.
  • Н.В. Алешина Патриотическое воспитание дошкольников. Система работы.
  • Особенности патриотического воспитания. И. Казакова. 2003
  • Народные праздники. В. Ищук. Ярославль 2000.
  • Мой мир. С. Козлова. Москва.
  • Дети планеты Земля. Е. Соловьева. Линка-Пресс.2001г.
  • Государственные символы России.  Т. Шаляпина Москва 2002г.
  • Родной дом. М. Новицкая. Москва. 2001г.
  • Интернет – ресурсы.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми 5-6 лет " А я люблю своя края родные, свои родные милые места".

Конспект интегрированной образовательной  деятельности с детьми 5-6 лет " А я люблю  своя края родные, свои родные милые места"....

Система деятельности по воспитанию дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края. Тема: «Родной свой край люби и знай»

Данный материал направлен на знакомство  детей со своим родным, Донским краем, в старшей группе детского сада.Цель моей деятельности – воспитание у детей патриотических чувств, любви и...

«Формирование любви к Родине через воспитание любви к родному краю» «Ой, Кубань, ты – мать родная» КВН для педагогов «Люби и знай свой край»

Любимый уголок земли, где ты родился и живешь, называется Малой Родиной .Именно с нее начинается познание ребенком окружающего мира. Недаром в народе говорят: «Кубань – родная земля!»...

Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет с родным краем «Люби и знай свой край»

Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет с родным краем«Люби и знай свой край»...

Дополнительная Программа по ознакомлению детей с историй родного края «Родной свой край люби и знай!»

Формирование интегративных качеств  у детей старшего дошкольного возраста(5-7 лет) в процессе приобщения к  культуре и  традициям разных  народов Оренбуржья....

Проект «Люби и знай свой край – Алтай!» посвященный юбилею Алтайского края для детей старшей группы (5-6 лет)

Проект: «Люби и знай свой край – Алтай!»  Актуальность проблемы:    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собо...