Ориентировка в пространстве.
статья (младшая группа)

Иванова Александра Николаевна

Общеразвивающий эффект пространственных представлений для развития детей очевиден. В период дошкольного возраста закладывается та первооснова, которая в дальтнейшем необходима для формирования обобщенных представлений сначала о реальном предметно-пространственном окружении, затем о геометрическом пространстве, для формирования многих элементарных и более сложных географических представлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orientirovka_v_prostranstve.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ориентировка в пространстве.

        Ориентировка в пространстве - один из разделов по развитию у детей

элементарных математических представлений. Но это отнюдь не означает,

что тема "Пространственные представления, навыки ориентировки" сугубо

математическая. Овладение пространственным восприятием, представлениями и ориентировкой повышает результативность и качество познавательной деятельности:  продуктивно - творческой, трудовой, совершенствуются сенсорные, интеллектуальные способности. Ведь не секрет, что качество рисунка в значительной степени определяется композиционным построением, ритмичностью чередования элементов,  овладение пространственной координацией улучшает качество выполнения упражнений:

музыкально-ритмических, физкультурных.

        Элементарные знания и навыки об ориентировке  в пространстве необходимы для подготовки детей к школе. Также освоение "Правил дорожного движения" совершенно невозможно без элементарных знаний о пространстве. В период дошкольного возраста закладывается та первооснова, которая в дальнейшем необходима для формирования обобщенных сначала

о реальном предметно - пространственном окружении, затем  о геометрическом пространстве, для формирования многих элементарных  и более сложных географических представлений. Именно так определяет   значение этой первоосновы исследователь И. С. Якиманская.

        Целенаправленную работу по развитию у детей пространственных восприятий, представлений и элементарных навыков ориентировки, на наш

взгляд, следует начинать уже в раннем возрасте. Возраст до трёх лет - период

накопления разнообразного опыта сугубо практической ориентировки

в знакомом окружении (домашняя обстановка, групповая комната, привычное расположение предметов, игрушек). И воспитатель должен научить ребёнка свободно ориентироваться в пространственном  расположении помещений (групповая комната, спальня, умывальная, туалет),  предметов, вещей, игрушек.         Уже на втором году жизни дети довольно  отчётливо представляют знакомое пространство (комнату или её часть), без труда могут обнаружить некоторые изменения в расположении  знакомых предметов. Со второго года жизни у них   складываются первые  элементарные представления о пути передвижения в пределах знакомого  ограниченного пространства, которые  совершенствуются в процессе жизненной практики.

      Первые пространственные представления детей отражаются и в речи

("вот", "тут", "там", " здесь") уже на втором году жизни.  Более того, слова сопровождаются выразительным указательным жестом по направлению движения или интересующего предмета. В этот же   возрастной период дети овладевают ориентировкой "на себе",  на другом человеке. С удовольствием по предложению взрослого показывают, где у куколки глазки, носик, ротик, ушки, спинка, ручки.

Дети третьего года жизни, например, пытаются уже различать свои руки -

правую, левую. И задача воспитателя - помочь малышу овладеть этими умениями.

        Вторая младшая группа:

Программная задача - научить малыша ориентироваться "на себе", т. е. он должен овладеть умением самостоятельно выделять " на себе" стороны: справа, слева, вверху и т. д.  Наибольшую  трудность представляет различение "правого - левого" при ориентировке "на себе" и "от себя".  Вот почему ребёнка сначала необходимо научить различать свои руки - правая и левая рука. Работа над этой задачей продолжается и в следующей возрастной  группе. Умение  ориентироваться  "на себе"- предпосылка, необходимая для перехода к следующей программной задаче - учить детей ориентироваться на другом человеке, на предметах. Дети рассматривают игрушки, активно действуют ими. В ходе беседы воспитатель фиксирует их внимание на характерных деталях.

Например,  рассматривается машина: спереди кабина, кузов - сзади, внизу -

колёса, передние и задние. Разрезные картинки с изображением предметов,

кубики дадут возможность самостоятельно воссоздать целое из деталей, т. е.

способствуют усвоению   параметров объекта (вверху - внизу,  спереди - сзади,

с одной стороны - сбоку и с другой). Отличить правую и  левую сторону объекта дети ещё не могут,  это сложное умение, осваиваемое в старшем дошкольном возрасте. В младшей группе лишь частично усваивается понимание пространственной характеристики предмета.

        Окружающее пространство заполнено множеством людей, множеством

различных предметов. И ориентировка в этом пространстве обязывает

учитывать их различные пространственные параметры, в том числе и такие,

как " спереди," "сзади", "сбоку", "вверху" "внизу", позднее  - "правая" или " левая" сторона предмета. Умение выделять противоположные стороны

сначала на себе, а затем на другом человеке, на предметах позволить

овладеть в дальнейшем ориентировкой не только "от себя",  но и от любых других объектов, от другого человека. В младшем дошкольном возрасте

детей учат различать основные группы направлений  (вперёд - назад,

вверх - вниз, направо - налево).  Ребёнок их осваивает на основе знания

сторон собственного тела.  И связь эту важно упрочить с помощью игровых

упражнений типа  "Куда показывает флажок?"  Дети должны отгадать, например, какое направление указывается флажком (вверх или вниз,  в сторону, вперёд или назад). Они сами выполняют игровые задания, указанные с помощью флажков, лент, шаров, мячей. Так постепенно будет формироваться первоначальный опыт ориентировки в пространстве с учётом  направлений, перестраиваться восприятие самого пространства.

        Освоение пространственной характеристики внешнего мира по основным

направлениям - процесс длительный. В младшей  дошкольном возрасте

создаются лишь некоторые предпосылки для  такого восприятия пространства и ориентировки на основе знания основных направлений.  Это с одной стороны, с другой - приобретаются некоторые умения ориентироваться на плоскости ( в ходе занятий по рисованию, развитию элементарных математических представлений). Дети учатся различать середину листа, верхнюю его часть, нижнюю, учатся проводить линии в различных направлениях (слева направо, сверху вниз ), размещать счётный  материал на верхней и нижней полосках, располагать его справа или слева на листе бумаги, на карточках.    

           В содержании работы с детьми младшего дошкольного возраста

следует обозначить ещё одну задачу - распознавание некоторых вариантов

пространственных отношений между предметами ( "на", "под", "за", "в",

"впереди","сзади", "вверху","внизу").  Решается она  в занимательной форме,

с помощью игр: "Игрушки играют в прятки"," Куда спрятался зайчик?",

"Где нашли игрушку?".  В контексте выполнения программной задачи

ведется  и работа над словарём. Вполне достаточно, если младший

дошкольник будет правильно понимать пространственные обозначения,

предусмотренные программой, если он сможет (даже иногда) самостоятельно

использовать их с помощью наводящих вопросов.

Во время умывания или одевания воспитатель, непринуждённо разговаривая

с детьми, называет части тела и лица:  "Вымой нос, уши,  лоб",

"Надень на голову платок", "Повяжи на шею шарф".  Важно самих детей

побуждать к называнию частей тела и лица.  Если дети недостаточно хорошо

ориентируются, можно провести дидактические игры "Купание куклы",

"Укладывание куклы спать", "Оденем куклу". Важно, чтобы при проведении

этих игр внимание детей было сосредоточено не только на самих процессах

умывания, одевания,  надо делать акцент на различение и называние частей

тела и лица. Ребёнку предлагают помыть кукле грудку, спинку, плечи, ручки,

и т. д.  Детей одновременно упражняют в различении парных взаимно - обратных направлений: вверху - внизу, спереди - сзади, слева - справа, так  как формирование представлений об одном из них опирается на формирование о другом. Особенно затрудняет  малышей различение правой

и левой  руки. Затруднения устраняются, если воспитатель постоянно

связывает называние руки с выполняемыми ею действиями, прежде всего

характерными для каждой руки. Дети должны назвать, в какой руке они

 держат ложку, в какой - хлеб, в какой руке у них карандаш, кисточка, а какой рукой они придерживают бумагу. Упражнение в различении и  назывании рук связывает с выполнением и других действий. Например,  на музыкальном физкультурном занятиях воспитатель предлагает детям взять в правую руку синий флажок, а в левую - зелёный, или в правую  руку взять длинную ленточку, а левую- короткую и просит детей сказать   в какой руке тот или иной предмет. В процессе обучения различению  правой и левой руки, большое внимание уделяют развитию умения  определять различные стороны на себе, голова - вверху, ноги- внизу; правая нога, левая нога; правое ухо, левое ухо и т. д. Данная работа проводится, как  индивидуально, так и с небольшими подгруппами детей. Воспитатель просит   их дотронуться руками до колена и сказать, какая нога у них правая, а какая левая. Малыши узнают, что левая нога с той стороны, где левая рука, а правая нога там, где правая рука. Все дети и воспитатель должны сидеть или стоять лицом в одну сторону. Продолжительность упражнений не превышает

3-5 мин.

       

        Дидактическая игра: " Кто правильно покажет и скажет"

Показывать и называть где ноги, где руки, где правая нога, где левая нога.

Аналогично так же: где  левая рука, где правая рука и т. д.

ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

Цель: Упражнять детей в умении определять положение предметов

в пространстве.

Задачи: Закрепить умение детей ориентироваться в пространстве,

использовать в речи предлоги: над, под, на.

Совершенствовать умение детей правильно называть части суток.

Формировать умение различать: много, мало, один.

Материал и оборудование: фланелеграф, картинки (ёлочка, грибок, ёжик,

шишка, каштаны).

Интеграция образовательных областей.

"Речевое развитие"

" Познавательное развитие"

"Физическое развитие"

  Ход занятия.

Дети сидят на стульчиках полукругом.

- Ребята, сколько у вас ручек?

- Ответы детей.

- А вы знаете, как их зовут?

 -Хорошо, правильно, правая и левая.

- Поднимите вверх правую руку, а теперь поднимите левую.

Молодцы, знаете свои ручки. Давайте посмотрим сначала влево, а теперь

вправо. Давайте поиграем в игру: "Кто куда спрятался".

Воспитатель выставляет на фланелеграф ёлочку - на середину.

Ребята, посмотрите, ёлочка выросла. Кто может сказать, где выросла

ёлочка.

Ответы детей.

Если дети затрудняются, воспитатель задаёт наводящие вопросы: справа, слева, на середине, вверху. Вышел на полянку ёжик, (выставляет ёжика) и увидел ёлочку. И решил там под ёлочкой устроить себе домик. Воспитатель выставляет ёлочку.

- Ребята, где поселился ёжик?

Ответы детей.

Если дети затрудняются, воспитатель помогает снова , задаёт наводящие вопросы: справа, слева, на середину, и т. д. пока дети не ответят правильно (под ёлочкой).

Живёт ёжик под ёлочкой, забот не знает. Утром проснулся ёжик,

сделал зарядку."  А вы ребята делаете зарядку?"

Ответы детей.

Сейчас проверим, ну-ка выходите на зарядку.

Физминутка: Грибы.

Утром дети в лес пошли - шагаем с высоко поднятыми ногами.

И лесу грибы нашли - приседание.

Накланялись, собирали - наклоны вперёд.

По дороге растеряли - руки в стороны.

Молодцы, хорошо зарядку делаете. Сделал ёжик зарядку, и решил прогуляться вокруг ёлочки. А возле ёлочки вырос грибок. Дети где вырос грибок? Дети отвечают. Вдруг на  ёжика упала шишка.  Дети, как вы думаете, где была шишка? Правильно на ёлке.

Воспитатель выставляет шишку на ёлку.

А теперь давайте вспомним всю историю с ёжиком.

Воспитатель задает вопросы, а дети отвечают

на них.

- Где поселился ёжик?

- На каком месте вырос гриб?

- Где росла шишка?

 А теперь поиграем:           Две руки перед собой, хлоп - хлоп

                                             Две руки над головой, хлоп - хлоп

                                             Две руки за спинку спрячем,

                                             И на двух ногах поскачем.

А теперь садитесь на стульчики, у меня для вас сюрпризный  мешочек.

Сейчас мы будем играть с мешочком.

Воспитатель вызывает по одному ребёнку и предлагает достать каштаны: один каштан, два  каштана (мало) и много каштанов. Детей делят на команды. Воспитатель  предлагает стать" справа от меня - у кого один каштан",

" слева от меня - у кого мало каштанов", А впереди от меня - у кого много каштанов.

Дети выполняют задание, воспитатель помогает.

Воспитатель закрепляет, спрашивает у детей:

- у кого один каштан в руке, где вы стоите?

- у кого мало каштанов, а где вы стоите?

- у кого много каштанов, где вы стоите?.

Молодцы, всё правильно сделали. А теперь давайте вернём каштаны

в мешочек и похлопаем себе в ладошки.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ориентировка в пространстве у детей дошкольного возраста

Консультация для воспитателей:Ориентировка в пространстве у детей дошкольного возраста...

Ориентировка в пространстве детей с нарушением зрения

Материал адресован студентам, молодым специалистам и родителям....

Конспект интегрированного индивидуального занятия по ориентировке в пространстве и социально-бытовой ориентировке детей со сложной патологией зрительного анализатора. Тема: "Накроем стол для гостей".

Ребенок с ОВЗ ( комплексные нарушения психофизического развития - слабовидящий с нарушением ЦНС, речевыми нарушениями),возраст- 7,5 лет.Форма проведения: индивидуальная. Предварительная работа: р...

Число 10 и его состав, ориентировка на листе бумаге,ориентировка в пространстве во времени .Логические задачи с математическим содержанием.

Разработка занятия по математике.Цель : создание условий для развитие поисковой активности, по средством ознакомления состава числа в пределах 10Задачи:Создать условия для побуждения детей к речевой а...