Организация экологоразвивающей среды в ДОУ для активизации поисково-исследовательской деятельности в ДОУ
презентация

Сагдеева Оксана Валерьевна

Развивающая предметно- пространственная среда в ДОУ должна соответствовать  Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, т.е. быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Экологизация РППС позволяет значительно активизировать поисков-исследовательскую деятельность дошкольников.

Для ознакомления с презентацией скопируйте и перейдите по ссылке в описании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация экологоразвивающей среды в ДОУдля активизации  поисково-исследовательской деятельности  дошкольников

МБДОУ «Детский сад № 31 «Алёнушка», г.Лесосибирск, ст.воспитатель Сагдеева О.В.,воспитатели: Аксененко С.В., Колесникова Ю.Н.

В нашем детском саду всегда уделялось большое значение экологическому воспитанию дошкольников. А с 2010-2011 учебного года это направление развития наших воспитанников стало приоритетным в деятельности ДОУ. Это направление очень актуально сегодня, а для нашего ДОУ еще и благодаря наличию богатого природного окружения, которое невозможно не использовать. Мы хотели бы кратко озвучить всю систему нашей работы, чтобы показать, что в экологическом воспитании очень много возможностей для внедрения современных методов, приемов, технологий и педагогических практик.

В процессе работы мы убедились в особой значимости двух факторов:

1. создание и эффективное  использование развивающей экологической среды

2.  систематическая, грамотно организованная, в  соответствии с требованиями ФГОС  работа с детьми и родителями.

В нашем ДОУ развивающая экологическая среда  включает:

1. В группах:

- схема экологической тропинки;

-экологическая библиотека;

-центры экспериментирования;

-уголки природы в соответствии с возрастом детей;

-мини-огороды (на подоконнике);  

- неоформленный материал;

- многофункциональные стенды  «Времена года» ( это карманы из оргстекла размером 100х 60 см, куда можно вставить картины, по временам года,н-р и фиксировать изменения в природе, наклеивая с помощью двустороннего скотча, набрызгивая воду из пульверизатора, можно подрисовать красками, можно использовать как стену творчества для детей т.д).

2.«Экологическая стена» (стенд-схема и папки - помощницы с методическими разработками по каждой видовой точке экологической тропинки в холле ДОУ);

3. Лаборатория «Фиксиков» ( в метод.кабинете);

4. Галерея экологической тропинки (летний вариант- на улице, зимний- на лестничных маршах).

5.Экологическая тропинка на территории детского сада

  В своей работе мы используем  самые разнообразные  виды деятельности, формы и методы работы. Остановимся на некоторых из них.

     Огромное значение в экологическом воспитании дошкольников принадлежит походам и экскурсиям с детьми в природу. В нашем ДОУ стало традицией проведение в сентябре экологического проекта «Команда спасателей», итогом которого является поход в березовую рощу на набережной Енисея. Дети спасают рощицу от Кикиморы, освобождают Лесовичка, залечивают ранки на березках (каждый ребенок берет под защиту «свою» березку, которую в течение года навещает вместе с родителями во время прогулок по набережной).

В заключении Лесовичок угощает детей запечённой картошкой.

Таким образом, дети учатся культуре поведения в лесу, приобретают навыки бережного отношения к окружающей природе.

Высокий воспитывающий и информационный эффект несут в себе экологические сказки. Они в доступной форме объясняют суть экологических проблем, причины их появления, помогают расширять экологический кругозор. Так в конце учебного года мы провели  фестиваль экологических сказок, где каждая группа придумывала свою или переделывала всем знакомые сказки на экологический лад. Наши сценарии были опубликованы в журнале «Сибирь-старт».

Эффективным средством взаимодействия детского сада и семьи по экологическому развитию дошкольников является совместная проектная деятельность. Четвертый  год действует детско-родительский клуб «Знатоки природы», в основе которого лежит реализация проектной деятельности (проект «Мое лето», «Мое доброе дело для природы родного города», семейный конкурс «Знатоки природы» (домашнее задание - изготовление скворечников), «Моя экологическая сумочка»).

Участие родителей в совместной проектной деятельности дает им возможность осознать имеющийся и приобрести новый опыт собственного родительского поведения в природе, который стал бы образцом для их детей.

С целью активизации и  систематизации работы на экологической тропинке детского сада была разработана примерная циклограмма наблюдений, где для каждой группы было выделено примерное время наблюдений, определено количество наблюдений. Эта циклограмма, конечно же, примерная (в большей степени  она для самоорганизации педагогов), т.к. дети могут предложить свои варианты путешествия на экологической тропе.

  Еще  мы хотим представить педагогическую практику по организации НОД на улице (экологической тропинке). Два года назад мы начали проводить такие занятия. Это  полезно не только  с точки зрения познавательного развития, и как оздоровительный момент- ведь в условиях, приближенных к районам Крайнего Севера важно увеличить нахождение детей на свежем воздухе, увеличить их двигательную активность… 

Первые занятия вызывали тревогу у педагогов, т.к. их подготовка  требовала намного больше времени, чем в помещении, были трудности  и в организации детей, но  в итоге получили очень воодушевляющие результаты- дети получили массу новых эмоций, знаний, педагоги- новый опыт организации детской деятельности. Можно видео (Ю.Н.1-2 мин)какие трудности, что особенно порадовало…

Хочется отметить, что у нас современный творческий коллектив- мы постоянно осваиваем новые техники, практики,  технологии. Еще с прошлого года, апробируя  технологию «Клубный час», увидев интерес детей к общению с  другими возрастными  группами, к осваиванию всех помещений ДОУ,   решили попробовать провести экологический квест с разновозрастными командами на экологической тропинке с привлечением родителей, мл.воспитатетей. Одним из организаторов этой идеи является наш педагог Аксененко С.В. 

Экологическое образование не является изолированным направлением в работе детского сада и имеет мировоззренческое значение, поэтому возникла необходимость экологизации всего образовательного процесса и налаживания сотрудничества с другими организациями (Лесосибирское отделение комитета по охране природы; общественная организация «Общество защиты животных «Симба» »; школа журналистики ЦДОД; городские детские библиотеки; детский сад № 42 «Аленький цветочек» (посещение живого уголка).

Таким образом, считаем, что успех реализации задач экологического развития детей в ДОУ обеспечивается построением системы работы по данному направлению, включающей следующие компоненты:

• готовность педагогов детского сада к экологическому образованию дошкольников, участию в методической работе, внедрению новых педагогических практик, технологий в педагогический процесс;

• построение экологически развивающей среды, соответствующей современным требованиям;

• обеспечение постоянного общения детей с природой ближайшего окружения;

• включение родителей в экологическое образование дошкольников;

• поддержание тесных связей с социумом: другими ДОУ, библиотеками и другими организациями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей отношения к природе в процессе совместной деятельности в экологоразвивающей среде

Статья на тему: "Формирование у детей отношения к природе в процессе совместной деятельности в экологоразвивающей среде"....

Создание активизирующей среды как условие раскрытия способностей каждого ребенка при реализации задач поисково-исследовательской деятельности.

В данной статье раскрываются характеристики оформления интерьера, развивающих зон, наличие игровой  атрибутики. Изменения, проискодящие в системе народного образования в связи с учетом требований...

Методическая рекомендация «Организация образовательной среды в ДОУ способствующей развитию познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

Методическая рекомендация «Организация образовательной среды в ДОУ способствующей  развитию познавательно  - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»«Для ...

Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОУ через поисково-исследовательскую деятельность.

Именно грамотно организованная предметно-пространственная среда помогает педагогу решить основные образовательные задачи....

Игры к проекту "Моя малая Родина-Стрельна". Активизация творческой и поисково-исследовательской деятельности в сфере, краеведения положительно-созидательного отношения к окружающему миру у дошкольников.

В ходе работы над проектом, дети знакомятся с историей, культурой, природой родного края, одним из результатов продуктивной деятельности становится создание игр-путешествий, экскурсий по малой Р...

Презентация "Развивающая среда группы, как средство развития поисково-исследовательской деятельности детей 3-го года жизни"

Детство – пора поисков ответов на разные вопросы. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение для развития ребенка приобретает познавательно-исследов...