Методы и приемы ТРИЗ-РТВ-ОТСМ- технологий
статья

Метод  ТРИЗ-РТВ-ОТСМ вырабатывает устойчивый интерес к иностранному языку у детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_triz.docx21.97 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и приемы ТРИЗ-РТВ-ОТСМ- технологий

Игра «What’s this?»

 Цель: формировать у детей умение по одному подсистемному признаку воссоздать весь предмет, расширять словарный запас.

 Ход игры:   Детям предлагается рассмотреть картинки, на которых изображены части объектов. Дети отгадывают и называют целое.

Wheels- cabin – window (car)

Wheels – body – window (lorry)

Wheels – body – wings (plane)

Wings – nose – wheels (plane)

Сначала детям показывают один подсистемный признак, т.е. одну картинку. Они могут назвать несколько систем, имеющих такие части.

Игра «Что лишнее».

Цель: С помощью символов, выполненных по методу зрительной аналогии формировать понятия надсистемы (обобщающее понятие) для любого ряда объектов (продуктов питания, мебели, одежды). Формировать лексический запас по данным темам.

  Ход: У детей карточки с цифрами от 1 до 5. преподаватель называет 5 слов. Дети находят лишнее слово и показывают карточку с цифрой. Например: milk, bread, fish, jam, a table. В данном случае верным ответом будет карточка с цифрой 5, т.к. а table – не продукт питания.

Игры на функциональный подход так же, как и игры на структурный подход, позволяют быстро запоминать материал.

 В игре «Слово и действие» ставится такая цель: учить детей определять функции, которые присущи любому объекту, как системе, и входящим в это понятие объектам, как подсистеме. Упражнять в употреблении английских слов и выражений, развивать память, формировать различные способы мышления. Расширять словарный запас за счет глагольных форм.

 Ход:  Водящий прокатывает мяч кому–либо из детей и называет предмет. Ребенок должен назвать, что этот объект может делать. Мяч возвращается.

Например:   

объект – птица (bird)

Action: (действия)                                    

 to fly              to sleep                  to go                to sit                  to eat

 В начале освоения игры для помощи детям можно рядом на столе разложить карточки с символами различных действий. В дальнейшем игра проводится без опоры на символы.

Для активизации дошкольников при обучении английскому языку я широко использую группу методов синектики. Это методы прямой аналогии, символической и эмпатии (личной аналогии).

Прямая аналогия, как метод, позволяет сравнивать объекты по внешнему виду, по свойствам, по цвету, функциям, характеру. Соответственно, увеличивается словарный запас у детей.

Игра «Загадки».

Цель: учить детей с помощью заданного алгоритма, представленного в виде зрительных символов, составлять рассказы – загадки о животных на английском языке.

 Ход: детям показывают карточку, на которой с помощью символов задан алгоритм, и объясняет, как с его помощью можно составить загадку.

Например: It`s big. It`s brown. It likes honey. What is it?  В дальнейшем дети загадывают загадки без опоры на зрительную символику.  Также с помощью зрительной символической аналогии можно привлечь детей к сочинению рифмовок.

Например:

It’s a pig,                         It is big.

А также дети в дальнейшем могут без труда составить монологическое высказывание о животных.

Приведем примеры различных игр направленных на развитие памяти, внимания, воображения, словесной догадки, логического мышления:

Guess! What is it? «Угадай, что это такое».

Цель: закрепление лексики, развитие внимания, воображения.

На предметную карточку накладывается чистый лист бумаги с небольшим отверстием, достаточным, чтобы дети сумели догадаться о спрятанном изображении по его фрагменту.

Funny pairs «Веселые пары»

Цель: повторение лексики, развитие зрительной памяти.

В игре могут участвовать два ребенка и более. Два одинаковых набора предметных карточек раскладывается на столе вниз изображением. Дети по очереди поднимают по две карточки, задача – найти пару, если пара совпала, тот кто нашел забирает её себе, если нет – переворачивает карточки изображением вниз. Игроки запоминают месторасположение карточек, что повышает вероятность совпадения пары. Выигрывает тот кто собрал больше пар.

  «Поймай звук»

  Цель: развитие слухового внимания, фонематического восприятия.

Описание. Педагог говорит детям, какой звук им нужно «поймать», затем называет слова с этим звуком и без него. Дети хлопают в ладоши один раз, если слышат этот звук в слове. Пример: «Поймайте звук [dʒ]:  jump, swim, jacket, dress, dog, porridge, milk, jeans, sausages.

What’s the odd one out? «Что лишнее?»

Цель: развитие слухового внимания и закрепление слов в пассивном словаре.
Из имеющегося запаса слов преподаватель называет три - четыре, связанных логически (местом нахождения, общим понятием и т. д.) и одно лишнее, логически не связанное. 
 Например: a table, a chair,
a car, a desk

Sequencing «Расставьте по порядку»

Цель: развитие зрительной памяти, умения восстановить цепочку слов, изображений.  На доске расставляются предметные картинки в определенном порядке. Дети в течении небольшого периода времени запоминают порядок картинок. Карточки убираются, дети восстанавливают порядок, либо со своими карточками, либо по одному выходя к доске.

Noughts and crosse «Крестики-нолики»  

Цель: повторение лексики, чисел от 1 до 9, развитие логического мышления.  Для игры необходимо 9 карточек, с цифрами от 1 до 9 на обратной стороне. На доске нарисована таблица для игры «крестики-нолики» В ячейки, вниз изображением, помешаются карточки. Дети делятся на 2 команды – крестики и нолики. По одному выходят представители от каждой команды, называют номер карточки открывают её и называют то что на ней изображено. Если навали правильно – ставят крестик или нолик. Выигрывает команда быстрее выстроившая линию из 3х картинок.

I spy «Я шпионю».

Цель: Развитие слухового восприятия, языковой догадки, повторение лексики.           На доске выставляется набор карточек или предметов. I spy smth. beginning with /…./  называется первый звук слова. Затем дети могут сами называть друг другу звуки, либо для группы, либо в паре. Можно усложнить игру называя первые несколько звуков, при этом не обозначать темы слов.

Feely bag «Угадай на ощупь».

Цель: развитие воображения, осязания, догадки.    

Для игры понадобится сумка из ткани и набор реальных предметов или игрушек. Игрушки помещаются в сумку, которая затягивается на шнурок. Сумку пускают по кругу ребятам для определения её содержимого на ощупь. Они могут делать пометки на листочках о своих догадках или обсудить содержимое с напарником. Затем сумка возвращается преподавателю, а дети высказывают свои предположения. Если они называют предмет, его вынимают из сумки и отдают отгадавшим.                                                                

Метод фокальных объектов (МФО) –

помогает составить сказку, сочинить загадку об объекте, используя полученные признаки, свойства, характеристики, ранее не принадлежащие данному объекту. МФО способствует развитию интереса детей к словесным играм.

    Лимерик – это короткое стихотворение из пяти строчек, написанной в стиле нелепицы, развивает творческое воображение детей, чувство юмора, словесное творчество детей. Из-за своей легкости, гибкости замкнутой композиционной структуры, потрясающего чудаковатого юмора, лимерик очень нравится детям. Некоторые педагоги решили использовать лимерик в учебных целях на занятиях английского языка. И это не случайный выбор, который сам собой напрашивался. Четкая структура, запоминающаяся рифма и хороший ритм – отличная почва

для использования лимерика в отработке навыков устной речи, произношения, пополнения словарного запаса и развитии мотивации к языку через творческие упражнения. Для детей дошкольного возраста, которым не под силу запомнить и применить правила грамматики и чтения, упражнения на основе лимерика будут отличной подмогой на начальном этапе изучения английского языка.

       Говоря об использовании методов ТРИЗ-РТВ-ОТСМ, нельзя не упомянуть метод морфологического анализа. С его помощью происходит систематизация, активизация и закрепление словарного запаса. Метод морфологического анализа можно использовать для создания новых слов.  Метод морфологического анализа может быть представлен в виде кольца Луллия. В старшей группе кругов может быть три. Например, в игре «What do you see?» первый круг – это цифры от 1 до 10, второй круг – это цвета, третий круг – это предметы. В центре круга установлена вращающаяся стрелка. Из трех кругов педагог составляет разные комбинации, а стрелка указывает на тот вариант, который предстоит озвучить ребенку. И на вопрос педагога «What do you see?» может быть дан, например, такой ответ: I see two blue cups. Цель игры: активизировать словарь по темам, научить детей строить предложения.

 Таким образом, методы ТРИЗ-РТВ-ОТСМ способствуют не только лучшему усвоению лексики, осмыслению грамматического строя языка. С помощью методов ТРИЗ-РТВ-ОТСМ у детей вырабатывается устойчивый интерес к иностранному языку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие математических представлений у детей с задержкой психического развития с использованием нетрадиционных технологий методов и приемов

Р   В статье представлены материалы по системе работы с детьми дошкольного возраста с песком и водой, тканевыми модулями направленные на обучение и закрепление детьми математических представ...

ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ВОСПИТАТЕЛЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ”КАТЮША” АЛЕКСАНДРЕНКО СВЕТЛАНЫ ВИКТОРОВНЫ ТЕМА ОПЫТА. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ-РТВ ДЛЯ РАЗВ

Основным направлением деятельности МДОУ «Катюша» является познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста, поэтому работая в данном направлении:1. Прошла курсы повышения квалификации п...

Метод наглядного моделирования в познавательно-речевой технологии ТРИЗ-РТВ-ОТСМ

Представлен метод наглядного моделирования в познавательно-речевой технологии ТРИЗ-РТВ-ОТСМ в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)...

Применение различных кинезиологических методов и приемов в рамках здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения

Применение различных кинезиологических методов и приемов в рамках здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда дошкольного образовательного учрежденияЦель: Поиск и применение наиболее опти...

консультация "Инновационные развивающие технологии, методы и приемы, направленные на развитие речи детей. Метод «Интеллект-карт»"

Интеллект-карты "представляют собой внешнюю "фотографию" сложных взаимоотношений наших мыслей в конкретный момент времени". Она отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-с...