Наблюдения на прогулке в старшей группе на учебный год
картотека (старшая группа)

Меджитова Лиля Рустемовна

картотека по месяцам на весь учебный год для старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nablyudeniya_v_starshey_gruppe_v_sentyabre.docx47.08 КБ

Предварительный просмотр:

Наблюдения в старшей группе в сентябре:

Наблюдение за растениями:

  • Наблюдение за цветами на клумбе. Повторить названия знакомых растений. Какие из них поздноцветущие? Собрать спелые семена. Загадки о цветах.
  • Наблюдение за георгинами. Это поздноцветущие растения. Показать однолетние цветы и многолетники. Собрать у однолетних семена. Рассказать о том, что после цветения на зиму выкапывают некоторые многолетние растения.
  • Отметить, какие изменения произошли в природе с деревьями. Отметить наличие осенней листвы. Повторить названия деревьев. Рассмотреть плоды каштана.

Наблюдение за неживой природой:

  • Взять на прогулку три прозрачных баночки. Насыпать в них песок, землю, глину (в каждую отдельно, налить воду и размешать). Песок быстро оседает, глина долго находится в воде, а в земле видны корешки. Познакомить со свойствами песка и глины.
  • Посмотреть на верхушки деревьев в ветреную погоду – они качаются. Отметить, что осенью часто дуют холодные ветры. Формировать понимание осенних явлений.
  • Из окна понаблюдать за осенним дождем. Предложить вспомнить летние дожди. Спросить, почему в народе говорят: «Осень студит воду». Систематизировать представления о сезонных изменениях в природе.
  • Наблюдение за температурой воздуха. Воздух стал прохладнее, следовательно, температура опустилась. Утром надеваем куртки и шапочки. Сравнить осеннюю погоду с летней.

Наблюдение за животными:

  • Наблюдение за собакой. Предложить вспомнить, что ребята знают о волке. Чем волк отличается от собаки. Закрепить умение выделять сходное и различное в строении и поведении животных.
  • Наблюдение за птицами они собираются в большие стаи и летают, готовясь к отлету в теплые края. Расширять кругозор детей, развивать наблюдательность.
  • Наблюдение за кошкой. Рассмотреть взрослых животных и котят. Как мама заботится о своих детях. Выявить их сходства и различия. Назвать домашних животных.
  • Спросить, почему не видно ласточек. Чем эти птицы питаются. Как называются птицы, которые осенью улетают. Закрепить понятие «перелетные птицы».

Наблюдение за работой людей:

  • Наблюдение за работой помощников воспитателей. Что делает нянечка, чем ребята могут ей помочь? Почему группу надо поддерживать в чистоте?
  • Беседа о врачах. Какие бывают врачи, что они лечат? Почему профессия врача так важна? Почему надо беречь свое здоровье. Если у кого- то из детей родители работают врачами, попросить рассказать о них.
  • Работа на клумбе. Убрать засохшие растения, собрать семена. Какие работы осенью люди выполняют в огороде, в саду? Игра «Огородная – хороводная».
  • Наблюдение за легковыми автомобилями. Каким образом они облегчают людям жизнь? Как легковой транспорт может быть общественным (такси). Закрепить виды транспорта.

Наблюдения в старшей группе в октябре

Наблюдение за растениями:

  • Обратить внимание на цвет листьев, как разнообразна их окраска. Понаблюдать за листопадом. Закрепить признаки осени, воспитывать береж отношение к природе.
  • Сравнить сосну и ель с лиственными деревьями. Рассказать, почему они остаются зелеными, а если иглы и падают, то вырастают молодые зеленые иголочки. Хвоя – это листья, которые не боятся холода.
  • Привлечь детей к сбору семян на деревьях. Рассмотреть семена клена. Почему плод клена называется двукрылкой? Уточнить представления о растениях ближайшего окружения.
  • Обратить внимание на кору деревьев. Она разная по цвету (у березы – белая, у клена – коричневая. Расширить и уточнить представления о деревьях, развивать наблюдательность.

                  Наблюдение за неживой природой:

  • Обратить внимание на то, что дни стали короче, раньше темнеет. На основании наблюдений подвести детей к выводу, что осенью дни короче, а ночи длиннее.
  • На прогулке обратить внимание на следы, которые остаются на земле после дождя. В одной почве ноги вязнут, в другой нет. Предложить объяснить причину. Закрепить представления о том, что песок пропускает воду, а глина и земля – задерживают.
  • Наблюдение за ветром. С наступлением осени он стал холодным, порывистым. Сравнить с ветерком, который дул летом. Подобрать прилагательные к слову «ветер».
  • Показать иней на траве, скамейках, крышах домов. Понаблюдать, как он тает под лучами солнца. Спросить, почему он исчез. Подводить к самостоятельному выводу на основе наблюдений.

                   Наблюдение за животными:

  • Предложить найти на участке насекомых. Их нет. Спросить о том, почему осенью насекомые исчезают. Систематизировать представления детей о жизни насекомых в зависимости от времени года.
  • Посмотреть на кормушку. Там все чаще появляются птицы, которые зимуют у нас. Подвести детей к пониманию того, что с наступлением холодов птицы приближаются к жилищу человека в поисках пищи.
  • Наблюдение за сорокой, ее повадками. Спросить, когда она трещит. Назвать характерные признаки птиц. Загадать загадки о птицах.
  • Беседа о домашних животных. Что они делали летом. Чем питались? Чем люди будут их кормить зимой, почему на зиму животных переводят в теплое помещение? Назвать детенышей животных.

Наблюдение за работой людей:

  • Спросить детей, с какой целью проводится осенняя вскопка земли. Закрепить понятие о том, что это делается для поддержания влаги в почве и уничтожения сорняков, так как корни от мороза вымерзают быстрее.
  • Наблюдение за одеждой людей. Назвать одежду, ее части. Почему с наступлением осени мы надевает более теплую одежду. Что может случиться, если одежда будет не по сезону.

Наблюдения в старшей группе в ноябре

Наблюдение за растениями:

  • Предложить детям показать на участке высокое и низкое дерево, спросить, как они называются. Определить сходства и различия в строении, окраске коры. Закрепить характерные признаки деревьев.
  • Предложить рассмотреть деревья и кустарники. Найти общее и различное. Приучать детей бережно относиться к кустарникам и деревьям, не ломать ветки и не обрывать листву.
  • Наблюдение за сосной. Со всех деревьев листья облетели, а хвойные деревья стоят зеленые. Сравнить хвойные и лиственные деревья, назвать их отличительные особенности.
  • Наблюдение за листвой деревьев. Все ли деревья стоят голые или на некоторых еще есть листочки?

Наблюдение за неживой природой

  • Наблюдение листопада. Обратить внимание на то, как плавно падают листья в тихую погоду и, как стремительно, в сильный ветер. Учить замечать различия, подводить детей к выводам на основе наблюдений.
  • Наблюдение за ветром. Закрепить умение определять силу ветра. Закрепить умение устанавливать причинно – следственные связи.
  • Наблюдение за облаками, их движением. Закрепить умение различать и называть состояние погоды. Обратить внимание на то, что дни стали короче, вечером рано темнеет. Закрепить знания о сезонных изменениях в природе.
  • Наблюдение почвы. Она – твердая, замершая, потому что на улице холодно. Подвести детей к пониманию взаимосвязи: на улице холодно – почва замершая.

Наблюдение за животными:

  • Наблюдение за кошкой. Спросить, какую пользу приносит кошка. Закрепить понятие «домашнее животное». Назвать диких родственников кошки.
  • Наблюдение за синицей. Подвести детей к выводу, что с наступлением холодов зимующие птицы перебираются поближе к жилью человека. С чем это связано?
  • Отметить, каких птиц больше на кормушке. Воробьев. Они всегда с нами. Рассмотреть их, закрепить особенности внешнего вида воробьев по окраске, размеру, способам передвижения.
  • Наблюдение за голубями. Они летают стайками, не бояться людей, берут пищу из рук. Рассказать о почтовых голубях.

Наблюдение за работой людей

  • Обратить внимание на то, что люди оделись в теплую одежду. Беседа о том, что многие животные тоже готовятся к зиме, меняют свои шубки на более теплые и менее заметные. Формировать понимание связи между нарастанием холода и подготовкой животных к зиме.
  • Наблюдение за полицейской машиной. Рассмотреть отличительные признаки. Спросить, в каких случаях мы обращаемся за помощью к полиции. Кто знает телефон полиции?
  • Наблюдение за работой дворников. Они собирают последнюю опавшую листву в мешки. Беседа о том, почему нельзя листву жечь в городе.

Наблюдения в старшей группе в декабре

Наблюдение за растениями:

  • Осмотреть деревья на участке. Предложить вспомнить, как узнавали деревья осенью, как можно узнать их сейчас. Предложить найти березу, клен, осину, кедр. Отметить их характерные особенности.
  • Рассмотреть ель и сосну. Закрепить умение детей различать эти хвойные растения. Уточнить знания о том, что ель и сосна – хвойные растения.
  • После того, как выпал снег осторожно, чтобы не поломать ветки, стряхнуть с них снег. Объяснить, что в мороз ветки очень хрупкие и легко могут сломаться под тяжестью снега.
  • Сравнить деревья и кустарники. Назвать их отличительные особенности, части растений. Закрепить умение отличать деревья от кустарников.

Наблюдение за неживой природой:

  • Посмотреть, как падает снег (снежинками, хлопьями, крупой). Рассказать, что в зависимости от погоды, снежинки могут иметь разную форму.
  • Обратить внимание, что все деревья как бы украшены снежной бахромой – это иней. Полюбоваться его красотой. Закрепить знания о свойствах инея.
  • Рассмотреть чудесные узоры на деревьях. Развивать эмоциональную отзывчивость на красоту зимнего пейзажа.
  • Поставить в формочки воду. К концу прогулки вода замерзнет. Подвести детей к пониманию того, что лед – это вода, изменившая свой вид под воздействием холода. Загадать загадку: «На дворе горой, а в избе водой».

Наблюдение за животными:

  • Наблюдение за синицами. Предложить послушать их мелодичное посвистывание. Распознавать зимующих птиц по окраске, издаваемым звукам. Закрепить умение вести себя около птиц спокойно.
  • Наблюдение за сороками и воронами. Рассмотреть следы на снегу. Определить внешний вид птиц по размеру, издаваемым звукам. Развивать наблюдательность, умение сравнивать.
  • Наблюдение за воробьями и синицами. Насыпать в кормушку корм. Уточнить представления об условиях жизни птиц зимой. Воспитывать желание заботиться о птицах.
  • Наблюдение за воробьями. Они сидят нахохлившись, распустили перышки, так как им холодно. Распушенные перья лучше их греют. Вспомнить рассказ Пришвина «Растрепанный воробей».

Наблюдение за работой людей:

  • Предложить детям сгрести снег к стволам деревьев. Спросить, с какой целью это делается. Воспитывать деятельное отношение к растениям, умение заботиться о них.
  • Наблюдение за трубами, тепловые сети. Спросить, почему надо заботиться о целости труб. Зимой по ним идет горячая вода, неся в наши дома тепло.
  • Наблюдение за работой дворников. Они посыпают дорожки песком, шлаком, убирают лед. Спросить, для чего это делается? Повторить правила поведения на льду.

Наблюдения в старшей группе в январе

Наблюдение за растениями:

  • Наблюдение деревьев в зимнем убранстве. Закрепить умение распознавать знакомые деревья по строению, цвету коры.
  • Спросить, почему деревья не растут зимой. На них нет листьев? Закрепить понятия о том, что для роста необходимы условия, а зимой в природе они отсутствуют (холодно, недостаточно света, так как дни короткие).
  • Обратить внимание на кипарис и тую, они зелены, у них «неколючая» хвоя, мягкая. Расширить кругозор, воспитывать бережное отношение к деревьям.

Наблюдение за неживой природой:

  • Рассмотреть следы на участке на свежевыпавшем снегу. Закрепить умение сравнивать и различать следы птиц и животных. Игра «Отгадай, чей след».
  • Предложить подумать, почему около заборов, кустарников снега больше. Развивать умение логически мыслить.
  • Предложить полюбоваться красотой снега в ясный зимний день. Подбросить снег и посмотреть, как он блестит на солнце. Закрепить знания о свойствах снега в морозный или теплый день (легкий, пушистый, рассыпчатый, хрустящий или рыхлый, легко лепится).

Наблюдение за животными:

  • Наблюдение птиц в холодную погоду. В мороз они сидят нахохлившись, а в оттепель оживлены, весело чирикают. Показать изменение в поведении птиц в зависимости от погодных условий.
  • Спросить, чем питаются перелетные птицы, почему они не улетают в теплые края. Если дети не вспомнят, то напомнить, что перелетные птицы питаются насекомыми, которых нет зимой. Закрепить умение сравнивать и делать выводы.
  • Рассмотреть прилетающих птиц. Сравнить воробьев с синичками. Закрепить умение различать их по внешнему виду.

Наблюдение за работой людей:

  • Наблюдение за работой дворников. Они очищают тротуары и проезжие части от снега. Для чего это делается? Повторить правила поведения при снегопаде. Предложить детям самим расчистить дорожки в детском саду.
  • Наблюдение за людьми в морозную погоду. Почему у них красные щеки и носы, они закрывают лицо от ветра? Познакомить с правилами оказания первой медицинской помощи при обморожении.
  • Наблюдение за работой рабочего. Он проверяет трубы, при необходимости сливает воду, объяснить причину, для чего это делается. Рассказать, в чем заключается его работа.

Наблюдения в старшей группе в феврале

Наблюдение за растениями:

  • Сравнить почки тополя и липы. Предложить потрогать почки, понюхать их. У тополя они клейкие, душистые тянучие, а у липы почки почти круглые. Расширить кругозор детей, умение анализировать и делать самостоятельные выводы.
  • Взять веточку осины. Рассмотреть набухшие почки. Предложить детям взять веточку и поставить в группе. Понаблюдать за тем, как распускаются почки. Формировать представление о том, что для жизни растений необходимы одновременно свет, вода и тепло.
  • Наблюдение деревьев после оттепели. Веточки покрыты тонким слоем льда. Спросить, почему? Подвести детей к простейшим выводам на основе наблюдений. Показать, что вода под воздействием мороза замерзает, поэтому веточки деревьев обледенели.
  • Рассмотреть расположение почек у тополя, ивы, березы. Найти сходства и различия. Развивать наблюдательность.

Наблюдение за неживой природой:

  • Наблюдение за снегом в метель. Предложить посмотреть, где задерживается снег. Подводить детей к простейшим выводам на основе наблюдений.
  • Наблюдение капели с крыши в солнечный день. Подвести детей к пониманию ее появления в зависимости от температуры воздуха.
  • Объяснить на наглядном примере. Что такое гололед. Предложить подумать, что надо сделать, чтобы малыши не падали. Предложить установить связи между температурой воздуха и свойствами льда и снега.
  • Наблюдение за солнцем. Учить фиксировать начальную точку и линию, вдоль которой движется солнце, определять характер движения.

Наблюдение за животными:

  • Наблюдение за вороными и сороками. Сравнить их, обратить внимание, как они передвигаются по земле. Расширить знания о зимующих птицах.
  • Обратить внимание на то, как питаются синицы и поползни. Они ползают по коре деревьев, ищут личинки насекомых. Беседа о том, чем еще питаются птицы зимой.
  • Наблюдение за собаками. Они бегают стаей, потому что так им удобнее защищаться. Беседа о правилах безопасности при встрече с бродячими собаками.
  • Наблюдение за кошкой. Понаблюдать за ее повадками. Спросить, у кого дома есть кошка. Побуждать детей к высказыванию. Закрепить понятия о том, что у животных клички, а у людей – имена.

Наблюдение за работой людей:

  • Наблюдение за работой подъемного крана. Беседа о том, какие работы выполняются с его помощью, чем опасна эта работа?
  • Наблюдение за самолетами. Закрепить понятие «воздушный транспорт».
  • Наблюдение за военнослужащими. Рассказать о доблести защитников Родины беседа о дне защитника отечества.

Наблюдения в старшей группе в марте

Наблюдение за растениями:

  • Сравнить ветки тополя, клена, березы по величине, форме, расположению почек на ветке. Закрепить умение определять без помощи воспитателя, с какого дерева ветка. Развивать умение сравнивать и делать выводы.
  • Рассмотреть почки на деревьях. Предложить поиграть в игру «Какого дерева ветка» закрепить знания детей о деревьях.
  • Наблюдение пробуждения растений на примере подснежника. Еще холодно, бывают морозы, а на клумбе появились подснежники. Обратить внимание на то, что у них невысокие, тонкие стебельки, небольшой цветок.
  • Предложить найти возле труб отопления первую зеленую травку. Попробовать отыскать ее на клумбе. Почему трава появилась возле труб, но ее нет в других местах?

Наблюдение за неживой природой:

  • Наблюдение за движением облаков. Быстро или медленно они движутся. Закрепить умение определять характер движения. Спросить, от чего зависит характер движения.
  • Наблюдение за таянием снега. Обратить внимание, что снег тает неравномерно. Спросить, почему? Развивать элементы самостоятельного мышления под влиянием поисковой деятельности.
  • Продолжить отмечать изменения в природе. Солнце изменило свой путь – день прибавился. Небо стало ярко-синим, снег начал таять.
  • Продолжить отмечать изменение в природе. Солнце изменило свой путь – день прибавился. Небо стало ярко синим, пригревает солнце, снег начал таять.

Наблюдение за животными:

  • Наблюдение за повадками кошки. Она кувыркается на спине – это к теплу. Если кошка свернулась комочком - жди морозов.
  • Обратить внимание, что птиц у кормушки становится все меньше. Предложить вспомнить, куда улетают зимующие птицы весной. Закрепить знания о разных неперелетных птицах.
  • Наблюдение грачей. Сказать, что грачи – вестники наступающей весны. Закрепить умение отличать грача от других птиц. Дать понятия о том, что грачи первыми возвращаются в родные края. Перед началом наблюдений загадать загадку: «Черный, проворный кричит «Крак» - червякам враг».
  • Наблюдение за первыми насекомыми. Обратить внимание, что пригрело солнце, почва оттаяла и насекомые проснулись. Каких насекомых мы можем увидеть ранней весной.

Наблюдение за работой людей:

  • Спросить, как  сельхозработники готовятся к весенним работам (подготавливают семена, ремонтируют технику? Закрепить знания о содержании и значении сельскохозяйственных работ.
  • Наблюдение за работой дворника. В чем заключаются его обязанности, чем значим его труд. Беседа о том, что мы можем сделать для облегчения труда уборщиков?
  • Работа на клумбе. Предложить убрать с клумбы прошлогоднюю листву, сухостой. проверить, какая почва. Предложить посеять в группе семена.
  • Предложить рассмотреть одежду людей. Чем она отличается от зимней? Почему люди сменили свой гардероб? Учить устанавливать причинно – следственные связи.

Наблюдения в старшей группе в апреле

Наблюдение за растениями:

  • Спросить, чем вызван рост трав, набухание почек. Закрепить знания необходимые для роста растений.
  • Найти зеленую травку. Выросла ли она за эти дни. Закрепить знания об условиях необходимых для роста растений.
  • Обратить внимание на ростки, выступающие из-под почвы. Скоро там появится примула. Развивать наблюдательность, бережное отношение к природе.
  • Рассмотреть кустарники. Предложить рассмотреть листья и соцветия сирени. Подвести детей к выводу, что кустарники различаются не только по внешнему виду, но и по запаху.

Наблюдение за неживой природой:

  • Наблюдение за облаками. Определить скорость их движения (медленно или быстро). Развивать умение наблюдать и делать выводы.
  • Продолжить через цветное стеклышко наблюдать за движением солнца в разное время дня. Закрепить умение фиксировать линию, вдоль которой движется солнце. Отметить, что чем выше солнце, тем теплее. Развивать наблюдательность, умение логически мыслить.
  • Обратить внимание на лужи. Спросить, как образовывается лужа. Развивать логическое мышление, умение видеть причинно-следственную связь происходящих явлений.
  • Наблюдение за землей. Она влажная, теплая, рыхлая. Предложить вскопать клумбу, посеять семена.

Наблюдение за животными:

  • Наблюдение за грачами. Они оживлены, ремонтируют гнезда. Уточнить знания о перелетных птицах.
  • Наблюдение за воробьями. Закрепить знания о воробьях. Воспитывать бережное отношение к насекомым.

  • Наблюдение за комарами. Они уже очнулись от зимней спячки. Беседа о том, чем они мешают людям. Предложить подумать, есть ли от них какая-нибудь польза.
  • Наблюдение за пчелами. Послушать, какой стоит гул возле цветущих деревьев. Спросить, что там делают пчелы. Учить устанавливать взаимосвязь в природе. Много пчел – хороший урожай фруктов и ягод. Объяснить поговорку: трудолюбивый, как пчела.

Наблюдение за работой людей:

  • Наблюдение за машинами, приезжающими в детский сад. Что перевозят грузовые машины, почему их кузова закрыты? Повторить классификацию транспорта.
  • Наблюдение за работой прачки. Спросить, в чем заключается ее работа в детском саду, подвести детей к прачечной. Рассказать о том, как раньше стирали белье и чем сейчас облегчен их труд.
  • Наблюдение за работой пожарных. Они приехали в детский сад, чтобы проверить работу гидранта на случай пожара. Повторить правила поведения при пожаре.
  • Наблюдение за одеждой людей. Они ходят в тонких куртках и шапочках, почему? Чем опасно переохлаждение или перегревание

Наблюдение в старшей группе в мае

Наблюдение за растениями:

  • Обратить внимание на последовательность появления листьев на деревьях: вначале зеленеет береза, тополь, затем – вишня, каштан. Развивать наблюдательность.
  • Предложить найти одуванчик. Рассмотреть его, сравнить с мать-и-мачехой. Закрепить умение распознавать и сравнивать раннецветущие растения.
  • Рассмотреть на клумбе тюльпаны и нарциссы. Сравнить их окраску, форму цветка и листьев. Спросить, что общего у этих растений (раннецветущие, луковичные). Рассказать, что их жизнь зимой сохраняется в подземных органах – луковицах, а весной, перезимовавшие растения, быстро растут.
  • Пройти на клумбу, рассмотреть цветущие растения. Полюбоваться их буйным цветением, назвать знакомые растения.

Наблюдение за неживой природой:

  • Пройти по участку, отметить изменения закрепить умение устанавливать связи между температурой воздуха, удлинением светового дня с ростом растений, появлением насекомых.
  • Предложить потрогать почву в разное время дня. Сказать, когда она теплая и почему. Закрепить умение устанавливать причинно- следственные связи.
  • Наблюдение за дождем. Как падает дождь, прямо или косо? Сказать, что если сильный ветер, то дождь падает косо. Показать, что направление дождя зависит от ветра.

  • Наблюдения природы после дождя. Показать зависимость роста растений от обилия влаги, тепла, света, ухода человека.

Наблюдение за животными:

  • Наблюдение за насекомыми – бабочкой. Отметить, что они появляются с наступлением тепла. Рассмотреть их необычную окраску. Беседа о том, как бабочки размножаются.
  • Предложить найти жуков. Закрепить знания о них, развивать интерес к ним, умение наблюдать, выделяя главное (в строении, передвижении).
  • Наблюдение за ласточками. Спросить детей, что они знают об этих птицах. Закрепить знания о них. Воспитывать бережное отношение к птицам.
  • Наблюдение за пауком. Рассмотреть паутину, потрогать ее: она липкая и прочная. Зачем пауку такая паутина? Рассказать о том, что нить паутины одна из самых крепких в мире.

Наблюдение за работой людей:

  • Наблюдение за трудом садовника на клумбе. Он рыхлит почву, выпалывает сорняки. Спросить, для чего это делается, почему эти работы надо проводить осторожно?
  • Беседа о том, в какие игры можно играть в теплое время года. Назвать летние виды спорта.
  • Наблюдение за одеждой людей. Люди ходят без курток, часто с короткими рукавами, почему? Сравнить, как люди одевались в начале весны и как в конце.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека наблюдений на прогулке в старшей группе

Конспекты наблюдений на прогулке в старшей группе...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН НАБЛЮДЕНИЙ НА ПРОГУЛКЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ВРЕМЕНА ГОДА

Перспективный план наблюдений на прогулке в старшей группе...

Проведение наблюдения на прогулке в старшей группе "Сравнение ели и лиственницы"

Програмное содержание:1. Учить детей отгадывать загадки.2. Продолжать учить детей узнавать деревья, называть их.3. Учить давать полный ответ на вопрос воспитателя....

Наблюдения на прогулке осень старшая группа

Данная разработка включает в себя наблюдения на каждый день на прогулке для детей страшей группы осенью: сентябрь, октябрь и ноябрь....

Наблюдения на прогулке зимой старшая группа

Данная разработка включает в себя наблюдения на прогулке на каждый день  для детей старшей группы зимой: декабрь, январь и февраль....

Наблюдения на прогулке весной старшая группа

Данная разработка включает в себя наблюдения на прогулке на каждый день весной: март, апрель и май....

Картотека наблюдений на прогулке в старшей группе

   Наблюдение за изменениями в природе. Предложить детям самостоятельно найти признаки осени в окружающей природе.Загадка: Несу я урожаи,...