Формирование личностно-ориентированной позиции по отношению к детям
материал

Фихтер Лариса Петровна

МАстер-класс для педагогов по формированию личностно-ориентированной позиции по отношению к детям. Включает в себя игры, иллюстрируемые такие способы общения, как понимание, приятие, признание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов  «Формирование личностно-ориентированной позиции по отношению к детям».

 Цель: выработка внутренней позиции по отношению к воспитанникам  и к профессиональной деятельности в целом, ориентирующей педагогов  на построение личностных взаимоотношений с детьми, а также создающей предпосылки для овладения специфическими способами построения личностно - ориентированной модели общения.

Ход мастер-класса

  1. Объявление темы и цели мастер-класса.
  2. Объяснение понятия «личностно-ориентированная модель
    общения взрослого с ребенком»

Личностно-ориентированная модель общения взрослого с ребенком (по А.В. Петровскому)

Известный отечественный психолог Петровский Артур Владимирович представляет личностно-ориентированную модель общения взрослого с ребенком, основанную на принципе трех «П»:
Понимание — умение видеть ребенка «изнутри». Смотреть на мир одновременно с двух точек зрения — своей собственной и ребенка, видеть побудительные мотивы, движущие детьми.
Приятие — безусловно положительное отношение к ребенку, к его индивидуальности, независимо от того, радует он в данный момент взрослых или нет, признание его уникальности.
Признание — это, прежде всего, право голоса ребенка в решении тех или иных проблем.
Тактика общения: сотрудничество; создание и использование ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности; динамика стилей общения.
Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.

Цель л-о модели общения: обеспечение  ребенку чувства психологической защищенности, доверия к миру, радости существования (психологическое здоровье); формирование  начал  личности (базис личностной культуры); развитие его индивидуальности.
Способы общения ( понимание, приятие и признание личности ребенка) основаны  на способности взрослого к децентрации.

Децентрация (в психологии развития) [лат. de — от centrum — центр] — преодоление центрации  (эгоцентризма), т.е. видения мира только со своей точки зрения и невозможности учитывать точку зрения других лиц на те же явления и предметы. 

  1. Основная часть. Проведение игр и упражнений.

-Содержание предлагаемых  игр и упражнений поможет осознать и прочувствовать смысл понимания, приятия  и признания личности ребенка, т. е. позволит получить собственный опыт адекватного восприятия позиции педагога.

А. Приветствие   «Смысл моего имени»

Цель: Дать возможность при первом знакомстве подчеркнуть свою индивидуальность.

Материалы.  Все необходимое для изготовления визитных карточек

 ( нарезанные листочки бумаги, фломастеры, булавки и т.д.)

    - Всем  участникам группы необходимо сделать визитные карточки со своим именем. Каждый вправе взять себе любое имя, которым он хочет, чтобы его  называли в группе: свое настоящее, игровое, имя литературного героя, имя-образ.

Далее участники прикрепляют себе визитные карточки (бейджи) и им предлагается  образовать круг для приветствия друг друга.

-Поворачиваясь к соседу слева, поздороваться, обратившись к нему по имени, и сказать что-то приятное в его адрес.

Б. Упражнение   « Необычная страна».

Цель: формировать навыки вербального и невербального общения, принимая партнера таким, какой он есть, воспитывать выдержку, взаимопонимание, развивать самоконтроль. Вырабатывать навык конструктивного общения.

Проведение: Трое участников  выходят за дверь.  Они представляют собой членов географического сообщества,  посланных  в малоизвестную  страну для изучения ее особенностей. Одному участнику предлагается  выяснить  природные ресурсы этой страны, другому  социальное  развитие , а третьему  -    наличие развитой инфраструктуры, и промышленности.

   Те, кто остался в аудитории, представляют собой жителей этой страны. Им дается инструкция : « Мы с вами  жители особенной страны. У нас свои обычаи, свой язык, который не знают люди других стран. Но мы можем общаться с ними на определенных условиях, а именно: говорить мы будем только с тем представителем, который с нами поздоровается. Если человек улыбается нам, мы отвечаем словами только « Да » и  « Нет », если  человек серьезен. В противном случае, мы молчим. Если гость касается нашего тотема (это может быть постройка из стульев посреди аудитории), то мы усиленно машем руками, запрещая ему делать это, при полном молчании».  

    Участники  входят по одному, пытаются  вступить во взаимодействие. После выполнения задания предлагается обсуждение с новой установкой:  « Вы теперь все члены географического сообщества, а наши путешественники должны дать нам отчет о своей научной экспедиции, о  том, что удалось им узнать о  необычной стране».

Вопросы для обсуждения  

Легко ли было вступать в контакт с жителями страны?

Как вы считаете, открыта ли страна для общения с цивилизованным миром?

Почему  трудно контактировать с жителями страны?

Ваши ощущения в процессе выполнения задания.

           - Во время выполнения этого упражнения у взрослых часто вырываются восклицания, вздохи, комментарии. Это является нормальным выражением эмоций, помогает выполнять задание. От детей же на занятиях  часто требуется тишина, что идет вразрез с естественными  реакциями и  накапливает  эмоциональное напряжение.

       Идеи, выносимые на обсуждение

  От ребенка  нельзя требовать того, чего он в принципе сделать не в состоянии.

Иллюстрируемый способ общения:   ПОНИМАНИЕ

В. Упражнение  « Подкрепление »

Это упражнение иллюстрирует значимость  безоговорочно положительного отношения к  ребенку.

 Проведение.

     Нескольким участникам одеваются на голову надписи « Поддерживать», « Соглашаться »,    « Игнорировать»,    « Не принимать всерьез», « Хвалить», « Отрицать» и  т. д. Установка : «Представьте, что в ваш коллектив пришло три бесплатных путевки  в  Париж, и вы должны  решить, кто из вас поедет, но при обсуждении вы должны относится к предложениям других так, как у них « на лбу написано ». Слова, которые вы прочтете произносить нельзя. Каждый видит слово другого, но, не видит своего».

    Вопросы для обсуждения

Как вы чувствовали себя в своей роли?

Какие чувства вызвала  у вас реакция группы?

Как вы чувствуете себя сейчас?

Какие выводы вы можете сделать из этого упражнения?

Идеи, выносимые на обсуждение

  Безусловно, положительное  приятие ребенка рождает доверие к миру, уверенность в себе и окружающих.

  Психологическая поддержка – это способ выражения приятия.

  С выданным за несколько минут шквалом отрицательного подкрепления,  игроки справились, так как понимали, что это – игра. Ребенку такое количество  негативных оценок выдается порциями и растягивается на весь период пребывания в учебном заведении (на несколько лет). Он не имеет другой информации о себе, других ресурсов, которые помогли бы ему справится с переживаниями, таким образом, у ребенка может сформироваться устойчивое отношение к себе как к неудачнику.

      Даже положительная оценка должна быть уместной. Мастерство педагога проявится не в том, чтобы всегда только хвалить ребенка, а в том, чтобы почувствовать, когда эта похвала и поддержка особенно необходимы ребенку.

      Действие групповых стереотипов: если  у  человека  есть    определенный « ярлык», то отношение к нему уже строится в прямой зависимости от него; однако это не является единственной стратегией поведения – можно наоборот стараться поддержать человека, не принимаемого в коллективе, попытаться показать его лучшие стороны.

      Если в ребенке что – то не нравится, всегда в нем есть что-то, что является его достоинством, являющимся ценным и значимым для взаимодействия  с другими.

Иллюстрируемый способ  общения:   ПРИЯТИЕ

Г. Упражнение   «  Кружка » .

   В основе упражнения лежит положение о многомерности мира, которое говорит о том, что любое явление мира, а равно и человек, обладает разными характеристиками одновременно, будучи рассмотренными  с разных точек зрения и измеренными различными мерками.

     Фабула: четверо участников занимают разное положение по отношению к предмету расположенному на столе. Глядя на кружку они поочередно описывают то, что видят, и сообщают об этом всей группе. Их описания явно не совпадают: один видит, что кружка имеет ручку, но этого не видит другой; один видит рисунок на кружке, но другой сообщает, что кружка одноцветная и т. д.

      В ходе беседы  субъекты приходят к выводу, что их различное описание одного и того же предмета зависит от ракурса восприятия  предмета. Несхожие характеристики  зависят не от  личностных особенностей ( кто-то плохо смотрел?), а от того, что объективно предмет с разных точек зрения выглядит иначе и может иметь несхожие оценки.    

    На этапе рефлексии полезно акцентировать внимание участников на то, как часто люди ссорятся, обижают друг друга, приписывают человеку низкую оценку только потому, что не хотят увидеть тот ракурс, с которого этот     человек воспринимает предмет.

Д. Упражнение «Зеркало»

Материалы: зеркало размером примерно 15х20 см.
По кругу передается зеркало. Задача каждого игрока — посмотреться в зеркало и попытаться воспринять себя отстраненно, как будто видишь не свое отражение, а лицо незнакомца, которое привлекло внимание. 
Сосредоточенно изучите этого человека и попытайтесь ответить на такие вопросы:
— Что привлекательного вы видите в этом человеке?
— За что его можно любить?
— Что вызывает уважение, а может быть, восхищение?
После того как зеркало обойдет весь круг, обсудить ту внутреннюю работу, которую многим пришлось совершить.

Идеи, выносимые на обсуждение

-Сложно было увидеть в себе что-то хорошее?

Сложно увидеть хорошее в себе, но, научившись это делать, полюбив себя, значительно проще увидеть нечто особенное и в другом человеке.
Приняв себя таким, какой ты есть, можно научить других такому же отношению к себе.

Иллюстрируемый способ общения: ПРИЯТИЕ

Е. Упражнение «Ладони»

Ведущий просит соединить ладони рук на уровне груди, а затем надавить правой ладонью на левую. 
По опыту проведения этого упражнения известно, что левая рука начинает бессознательно оказывать сопротивление, хотя такой инструкции или демонстрации таких действий ведущим не производится.

 Идеи, выносимые на обсуждение
В ответ на агрессию мы подсознательно начинаем сопротивляться, т.е. агрессия рождает агрессию. Если педагог настроен недружелюбно по отношению к детям, они это почувствуют и неосознанно примут меры защиты.

Иллюстрируемый способ общения: ПРИЯТИЕ

  1. Рефлексия.

Педагогам предлагаются тесты и опросники.

Тест «Самопознание».

Цель: самопознание.

Задача: способствовать осознанию собственной воспитательской позиции педагогов.

Инструкция: Подумайте и ответьте себе, свойственно ли вам такое поведение?

Никогда –0; Редко –1; Часто –2; Почти всегда –3; Всегда –4.

  1. Браниться друг с другом.
  2. Говорить, что вас нет дома (на работе) в то время, когда вы есть.
  3. Переходить улицу в неположенном месте.
  4. Проявлять бурную радость по отношению к своему мужу.
  5. Курить.
  6. Бранить телевизионные программы.
  7. Зачитываться книгой.
  8. Приносить свои извинения, когда вы не правы.
  9. Громко смеяться над анекдотами и рассказывать их.
  10. Плакать, когда у вас что-то не получается.
  11. Признаваться другим в своих тайных слабостях и прегрешениях.
  12. Вмешиваться в уличные конфликты, требуя наведения порядка и взывая к совести.
  13. Танцевать и петь от радости.
  14. Долго сидеть за столом и беспорядочно есть.
  15. Добиваться своей цели, преодолевая сопротивление другого.
  16. Не подавать вида, что вы догадываетесь, когда вас обманывают.
  17. Одинаково свободно разговаривать на любые темы.

А теперь, представьте, что во всех ситуациях рядом с вами ребенок, и вновь ответьте на эти вопросы.

Если ваши ответы не изменились, то вы либо совершенно не замечаете ребенка, не ориентируетесь на него, либо он настолько ваш (неотделим от вас), что ваше поведение всегда подчинено его «скрытому присутствию».

Опросник позволяет выявить какова степень ориентированности воспитателя на учебно-дисциплинарную или личностную модель взаимодействия с детьми

Опросник по выявлению общего типа ориентированности воспитателя на учебно-дисциплинарную или личностную модели взаимодействия с детьми.

Уважаемый воспитатель!

Вашему вниманию предлагаются утверждения, касающиеся процесса воспитания и обучения дошкольников.

Если вы полностью согласны с тем или иным утверждением, поставьте напротив него балл 5.

Если согласны в большей степени, чем не согласны – 4.

Если согласны и не согласны в равной степени – балл 3.

Если в большей степени не согласны, чем согласны – балл 2.

И, наконец, если полностью не согласны с приведенным утверждением – балл 1. Благодарим Вас.

Утверждение

Балл

1

Строгий воспитатель лучше, чем не строгий.

2

Воспитатель – главная фигура, от него зависят успех и эффективность воспитательной работы.

3

На занятиях в ходе режимных моментов ребенок должен выполнять то, что намечено воспитателем.

4

Послушание детей – заслуга педагога.

5

Ребенок подобен «глине» из него можно лепить все, что угодно.

6

Ребенок должен выполнять все требования воспитателя

7

Основная цель воспитателя – реализовать требования программы воспитания и обучения детей.

8

Центральная задача учебно-воспитательной работы – вооружение детей знаниями, умениями и навыками.

9

Главное  в работе педагога – это добиться исполнительности детей.

10

Воспитание, прежде всего, - требовательность к детям.

11

Поощрять следует только те желания и инициативу детей, которые соответствуют поставленным педагогом задачам.

12

Хорошая дисциплина – залог успеха в воспитании и обучении детей.

13

Наказание – не лучшая форма воспитания, но она необходима.

14

Деятельность детей нуждается в постоянном контроле.

Обработка результатов.

48 баллов и выше – выраженная ориентированность на учебно-дисциплинарную модель взаимодействия.

43-47 баллов - умеренная ориентированность на учебно-дисциплинарную модель взаимодействия.

38-42 балла - умеренная ориентированность на личностную модель взаимодействия.

37 баллов и ниже - выраженная ориентированность на личностную модель взаимодействия с детьми.

Материал для мастер-класса взят из Интернет-ресурсов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированный подход к воспитанию и обучению детей с нарушением речи и интеллекта на основе тесного профессионального взаимодействия педагогов

Постоянный  рост  числа  детей  с  отклонениями  в  развитии  выдвигает  диагностико-коррекционное  и  профилактическое  направление...

Личностно-ориентированный подход к воспитанию и обучению детей с речевой патологией.

Главным направлением обновления дошкольного воспитания стала гуманизация педагогического процесса, предполагающая ориентацию педагога на личность ребенка, изменение характера общения с ним, т.е. перех...

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию с использованием личностно-ориентированной и проблемно-игровой технологии для детей подготовительной группы на тему: "Праздник со слезами на глазах"

Беседа с детьми о Великой Отечественной войне, о полководцах Великой Отечественной войны, о подвигах детей в годы войны. Чтение детьми стихов о ВОВ. Рассказы детей у стенгазеты о подвигах св...

Личностно-ориентированный подход в воспитании и обучении детей

Методологическая ориентация в педагогической деятельности,...

ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ ОБЩЕНИЯ

помочь воспитателям изменить своё отношение к детям, сломать устарелые стереотипы...