Проект «Экологические сказки как средство экологического воспитания»
проект

Иванова Людмила Андреевна

Экологические сказки – самый доступный способ передачи знаний о явлениях природы и окружающем мире, они развивают отзывчивость и  умение замечать прекрасное в обыденной жизни. Форма сказки, как никакая другая, близка и понятна детям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektekologiya.docx27.63 КБ
Файл soobshchenie_proekt.docx621.91 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Экологические сказки»

Информационная карта проекта

1. Полное название проекта: «Экологические сказки как средство экологического воспитания»

2. Вид проекта: творческий, групповой, среди детей дошкольного образо-вательного учреждения

3. Продолжительность: долгосрочный

4. Сроки проекта: октябрь 2016 г. – апрель 2017 г.

5. Актуальность: на сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем.

Экологические сказки – самый доступный способ передачи знаний о явлениях природы и окружающем мире, они развивают отзывчивость и  умение замечать прекрасное в обыденной жизни. Форма сказки, как никакая другая, близка и понятна детям.

6. Цель: формировать у детей ответственное и доброжелательное отношение к природе, сопереживание живому организму. Побуждать желание ухаживать за растениями и животными, беречь и сохранять природные богатства.

7. Задачи: 

- воспитывать гуманное, заботливое отношение к окружающему миру в целом;

- развивать познавательный интерес к миру природы;

- развивать чувство эмпатии к объектам природы;

- прививать детям экологическую культуру поведения посредством экологических сказок;

- формировать систему элементарных экологических научных знаний, доступных пониманию ребенка;

- формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.

- формировать музыкальное мышление и музыкальную память, развивать природные задатки детей через все виды музыкальной деятельности.

8. Этапы проекта:

Организационный.

- мотивация детей к пониманию целостности, ценности окружающего мира;

- мотивация детей к познавательной и творческой деятельности;

- осознание и осмысление актуальности и цели деятельности;

- мотивация родителей к осознанию актуальности темы проекта.

Планирование деятельности.

- просмотр презентаций по теме проекта «Цветы небывалой красоты», «Весенняя симфония»;

- чтение и обсуждение экологических сказок: В.Орлов «Там, где нет песен - и желудей не бывает», М.Полунина «Цветочная полянка»;

- поисковая работа по подбору музыкального материала по теме проекта;

- слушание музыки П. Чайковского из цикла “Времена года”: “Подснежник”, “Жаворонок”; “Танец бабочек” муз. В.Красева,

- подбор дидактических игр-тренингов экологического содержания: «На лугу», «Цветок добра», «Спаси птенчика», «Прогулка по ручью»;

- распределение ролей (совместно с воспитателем группы);

- изготовление атрибутов, подбор костюмов для персонажей;

- разучивание песен, танцев и стихотворений;

- поиск с родителями и воспитателями новых знаний об экологии.

3. Заключительный

Предполагаемый результат

1. Поддержание у ребенка интереса к миру природы посредством музыкальных праздников, досугов, театрализаций сказок  на экологическую тематику.

2. Организация развивающей среды, способствующей нравственно-экологическому развитию детей.

3. Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

4. Вызвать положительные эмоции у детей в процессе их творческого взаимодействия и деятельного общения со взрослыми.

Продукт проектной деятельности

Проведение досугов, развлечений, театрализация экологических сказок детьми разных возрастных категорий. Использование отдельных танцевальных номеров, инсценировок и песен на детских праздниках.

Презентация проекта

Презентация экологической сказки «Я не сорву тебя, одуванчик» на муниципальном методическом объединении музыкальных руководителей.

Перспективный план работы по проекту

«Экологические сказки»

Форма

проведения мероприятия

Название

мероприятия

Цель мероприятия

Материал,

оборудование

1.

Театрализация экологической сказки

«Там, где нет песен – и желудей не бывает»

Формировать у детей ответственное и доброжелательное отношение к природе, сопереживание живому организму; развитие эмоциональной отзывчивости  на музыку; развитие образной речи в процессе театрализации сказки.

Мультимедийное оборудование.

Презентация, иллюстрирующая театрализацию.

Набор шумовых музыкальных инструментов.

2.

Осенний

экологический праздник

«Берегите лес!»

Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

Мультимедийное оборудование.

Костюмы и шапочки животных и сказочных персонажей

3.

Экологический досуг

«Цветочная

полянка»

Побуждать желание ухаживать за растениями и животными, беречь и сохранять природные богатства.

Мультимедийное оборудование.

Презентация «Волшебный цветок доброты».

Костюмы и шапочки животных и насекомых.

4.

Выставка

детских работ

«Цветочная

полянка»

Развитие творческих способностей дошкольников через интеграцию образовательных областей.

Работы детей: аппликация, рисунок, коллаж, поделки из бумаги и подручного материала.

5.

Музыкальное развлечение

«Праздник

кошек»

Формирование бережного отношения к домашним животным, ответственности, милосердия,  формировать активную жизненную позицию; воспитывать ответственность за живое существо.

Мультимедийное оборудование.

Мягкие игрушки - кошки. 

Шапочки, маски для инсценировок.

Атрибуты для игр.

6.

Выставка

детских работ

«Ах, кошки, кошки…»

Развитие творческих способностей дошкольников через интеграцию образовательных областей.

Работы детей: аппликация, рисунок, коллаж, поделки из бумаги и подручного материала

7.

Экологическое развлечение

(ММО музыкальных руководителей)

«Я не сорву тебя, одуванчик!»

Формировать у детей ответственное и доброжелательное отношение к природе, сопереживание живому организму; развитие эмоциональной отзывчивости  на музыку; развитие образной речи в процессе театрализации сказки.

Мультимедийное оборудование.

Презентация, иллюстрирующая театрализацию.

Набор шумовых музыкальных инструментов.

Костюмы и шапочки животных и насекомых.

8.

Мастер- класс

(ММО музыкальных руководителей)

«Развитие творческих способностей дошкольников через образные упражнения и пластическую импровизацию»

Передавать в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений. 

Мультимедийное оборудование.

Атрибуты для импровизации: цветы, бабочки, листья.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка Детский сад № 2 «Рябинка»

Муниципальное методическое объединение музыкальных руководителей

г.о. Троицк в г. Москве

Сообщение из опыта работы:

 

г. Москва г.о. Троицк

28.03.2017

 «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».

В.А. Сухомлинский

Актуальность проектной деятельности в настоящее время обусловлена рядом причин. Во-первых, положения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) к структуре основной образовательной программы ориентируют дошкольные учреждения на отказ от учебной модели обучения и развитие проявлений самостоятельной познавательной активности у детей, что целиком и полностью соответствует принципам технологии проектной деятельности. Содержание проекта - это комплекс различных видов деятельности, а самостоятельный исследовательский поиск - его непременная часть.

Во-вторых, произошло включение проектной деятельности в структуру примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования. И, в-третьих, технология проектной деятельности сегодня широко используется в школе, как в урочной, так и во внеурочной деятельности, что ориентирует дошкольные учреждения на формирование умений и предпосылок проектной деятельности уже в дошкольном возрасте.

Можно добавить и ещё одну из причин актуальности проектной деятельности: реализация проектов в ДОУ способствует не только развитию у детей самостоятельной познавательной активности и навыков исследовательского поиска, но и коренной переориентации мышления педагогов и воспитателей при выстраивании образовательного процесса.

Напомним, 5 января 2016 года Президент РФ Владимир Путин подписал Указ о проведении в 2017 году в Российской Федерации Года экологии. Его цель – привлечение внимания общества к вопросам экологического развития России, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности. К тому же, размышляя над тем, чего не хватает нашим детям, вроде бы у них есть дом, семья, они окружены родительской любовью, заботой и вниманием, был сделан вывод, что дошкольники равнодушны к окружающему их миру, к себе, к людям, к чувствам, поступкам, обязанностям, т.е. у них не воспитано чувство единения с природой, и они вряд ли смогут без напоминания заметить какой-либо природный объект, нуждающийся в помощи человека и применить свои знания на практике.

Небрежное и даже жестокое отношение к природе всегда начинается с недостатка экологического воспитания и образования. Познавательные, исследовательские и творческие проекты призваны восполнить эти пробелы, научить любить и понимать природу, сформировать у детей основы экологической культуры. Мы ожидаем, что дети научатся видеть прекрасное в природе, любоваться ею, вести себя в различных ситуациях, применяя положительный опыт на примере поведения сказочных героев. У дошкольников буде развит экологический кругозор, наблюдательность, познавательный интерес.

Коротко расскажем о некоторых проектах, реализованных в нашем детском саду.

Познавательный проект «Зимушка-зима», ставил определенные задачи: конкретизировать и углубить представления детей о зиме; способствовать воспитанию бережного отношения к природе, желание заботиться о птицах и животных; содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях; укреплять здоровье детей, приобщая к здоровому образу жизни.

Познавательно-исследовательский проект «Лаборатория неживой природы». Задачи проекта: формировать обобщенные представления об объектах неживой природы; уточнить представления о многообразии объектов неживой природы; формировать умение обобщать по существенным признакам, отражать результат обобщения в развернутом речевом суждении, развивать стремление к выполнению оригинальных творческих работ.

О творческо-познавательном проекте «Экологические сказки» расскажем подробнее. Разработчиками проекта стали музыкальные руководители Людмила Андреевна Иванова и Ирина Алексеевна Рябцева. Работа по проекту проводилась с октября 2016 по апрель 2017 года.

Задачи проекта:  воспитывать гуманное, заботливое отношение к окружающему миру в целом; развивать познавательный интерес к миру природы; развивать чувство эмпатии к объектам природы; прививать детям экологическую культуру поведения посредством экологических сказок; формировать систему элементарных экологических научных знаний, доступных пониманию ребенка; формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения; формировать музыкальное мышление и музыкальную память, развивать природные задатки детей через все виды музыкальной деятельности.

В рамках проекта проводились следующие мероприятия: театрализация экологической сказки, экологические досуги и праздники, развлечения, выставка детских работ. Итогом стало экологическое развлечение «Я не сорву тебя, одуванчик!».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что основной смысл и предназначение проектной деятельности: поддержка интересов ребёнка, реализация его собственных замыслов, развитие познавательной активности и креативности детского мышления, приобретение опыта самостоятельной деятельности ребёнка, его талантов, интересов и предпочтений. Всегда нужно помнить, что образовательный процесс в ДОУ - это не учебная деятельность, а увлекательное и интересное взаимодействие детей и взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка как средство экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста.

В этой работе отражено обобщение своей работы за два года, в которой рассказано о том как сказки помогают детям познавать окружающий мир и мир природы....

Проект "Экологическая тропа" как средство экологического образования и воспитания детей в ДОУ

В современных условиях экологическое воспитание осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), то есть в правильной организац...

Проект " Народная сказка как средство нравственного воспитания в условиях реализации ФГОС ДО"

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению к близким людям. Под влиянием современных мультфильмов у детей искажены представления ...

Статья "Экологическая сказка как средство воспитания основ гуманитарно-экологической культуры"

Проблема взаимодействия человека с природой в современном мире занимает одну из лидирующих позиций. И, чтобы сохранить все богатства природы, необходимо воспитывать экологическую культуру наших детей....

«Экологические сказки как средство экологического воспитания»

На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношениек природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Экологическое образование детей – это огромный потенциал их всесторо...

Экологические сказки - эффективное средство экологического воспитания.

Учебно-методический материал по ознакомлению детей с элементарными экологическими представлениями с помощью экологических сказок ,формированию экологической культуры, формированию первых понятий о е...