«Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста»
проект (старшая группа)

Нигаматова Ильмира Исмаиловна

Проект «Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста»

Тематическое поле - познавательное развитие.

Введение.

Актуальность проекта. Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста очень актуальна в наше время. Исследования свидетельствуют о значительном снижении познавательной активности детей. У детей недостаточно сформирована потребность в самостоятельном познании окружающей действительности. Делая упор на сознательную поисковую активность и продуктивное мышление ребенка, целенаправленно устремляя их на достижение определенных познавательных задач, можно добиться ожидаемых положительных результатов в любом виде деятельности.

Развивающаяся педагогика, основанная на требованиях федерального государственного образовательного стандарта к дошкольному образованию, существенно изменила подход к организации образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации. Сегодня государством поставлена задача – подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное.

Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения.

В связи с этим перед нами педагогами стоит задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса к созидательной деятельности.

Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, являетсялэпбук. Лэпбук – это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей, тематической недели, предусмотренной основной образовательной программой дошкольной образовательной организации. Может быть использован при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию.

 

 

Цель методической разработки: развитие познавательной активности и интеллекта детей в процессе создания «лэпбука, путем внедрения инновационных педагогических технологий в образовательный процесс ДОУ.

Задачи:

1. Повышение уровня интеллектуального развития, формирование у детей познавательных интересов.

2. Сенсорное развитие детей.

3. Формирование целостной картины мира и расширение кругозора детей.

4. Обогатить и активизировать словарь детей.

 

 

Цель проекта: изучение возможностей использования лэпбука как средства обучения детей дошкольного возраста.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить научно-методическую литературу и другие информационные источники по темепроекта.

2. Раскрыть понятие средства обучения у детей дошкольного возраста.

3. Разработать систему мероприятий по созданию и использованию лэпбуков как средства обучения детей дошкольного возраста на 2016-2017учебный год.

Обоснование необходимости проекта:

1. Он помогает по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал.

2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.

3. Ребенок учится самостоятельно собирать и организовывать информацию.

4. Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. Может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.

5. Лэпбук может быть содержательным элементом развивающей предметно-пространственной среды группы.

6. Лэпбук можно использовать как особый вид детско-родительского проекта.

Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования. Использование лэпбука обеспечивает равенство возможностей, полноценное развитие каждого ребенка, независимо от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, в том числе и для детей с особыми образовательными потребностями. В научной литературе лэпбук не выделяют как одно из основных средств обучения, поэтому есть необходимость в его разработке.

Таким образом, возникла необходимость в выборе темы проекта "Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста"

Объект проекта: современные средства обучения детей дошкольного возраста.

Предмет проекта: использование лэпбука в процессе обучения детей дошкольного возраста.

Идея проекта: можно предположить, что повышение познавательной активности детей дошкольного возраста возможно при выполнении следующих условий: систематического использования лэпбука в образовательной деятельности, свободного доступа лэпбука для детей, формирования устойчивого интереса дошкольников для создания и использованиялэпбука.

Тип проекта: исследовательский, практико-ориентированный.

Статус проекта:завершен

Продукт проекта: использование лэпбука  в процессе обучения детей  дошкольного возраста.

Участники проекта: дети дошкольного возраста,  родители

Срок исполнения проекта: долгосрочный: начало - сентябрь 2016г., окончание – декабрь 2016г.

 

Ресурсы:

1. Нормативно-правовые:

- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.13 №1155;

- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13», утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013г. № 26;

- Устав МБДОУ "Детский сад Чебоксары;

I.                   - Примерная образовательная программа "От рождения до школы". Материально- техническое оснащение,инфармационное обеспечение  

Литература 1. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар . науч . конф . (г. Пермь, апрель 2015 г.).  — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164. 2. Лэпбуки.

методический журнал«Дошкольное образование» № 11 2014г. - № 5 2015г., автор статьи Татьяна Пироженко,

Это интересно. http://www.tavika.ru/p/blog-page_5.html 3. https://ru.pinterest.com/source/homeschoolshare.com/ 4. http://www.tavika.ru/2015/12/Red-book.html 5. http://www.maam.ru/obrazovanie/lepbuki 6. http://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeobrazovanie/proc... Спасибо за внимание!х.

         Материальные ресурсы: использование данной формы работы не требует больших материальных затрат. В работе используется компьютер и МФУ для распечатывания шаблонов и заготовок. При их отсутствии возможно ручное изготовление лэпбуков из подручного материала.

 

2. Материальные ресурсы: использование данной формы работы не требует больших материальных затрат. В работе используется компьютер и МФУ для распечатывания шаблонов и заготовок. При их отсутствии возможно ручное изготовление лэпбуков из подручного материала.

3. Кадровые ресурсы: для создания и использования лэпбуков в образовательном процессе не требуется специальное обучение и курсовая подготовка педагогов. Использованиелэпбука может осуществляться воспитателями дошкольной образовательной организации независимо от квалификации и опыта работы, а также реализуемых программ и контингента воспитанников.

Предполагаемый продукт проекта: создание лэпбуков по запланированным темам, выставкалэпбуков в дошкольной образовательной организации "Лэпбук - это интересно!", презентация для педагогов "Лэпбук: от идеи до воплощения", рекомендации для педагогов по созданию лэпбуков "Создаем вместе".

Критерии эффективности:

1. Режим развития. Проект будет успешным, если его задачи будут реализовываться в условиях сотрудничества педагогов и воспитанников, что позволяет реализовать режим развития данной возрастной группы и дошкольной организации.

2. Соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта. Все формы и методы, которые будут использованы во время реализации этапов проекта, должны способствовать установлению доверительных отношений между педагогами и детьми, и формированию осознанного отношения детей к процессу совместной деятельности и способам ее реализации.

3. Основные принципы реализации проекта: комплексно-тематический, личностно-ориентированный и деятельностный подход, создание активной развивающей предметно-пространственной среды.

Теоретическая значимость выпускной работы заключается в определении особенностей использования лэпбука в обучении детей дошкольного возраста.

Практическая значимость выпускной работы состоит в использовании материалов, методических разработок по применению лэпбуков в практике образовательной деятельностидошкольных образовательных организаций.

Риски:

1) Нерегулярная посещаемость детей детского сада по причине заболеваемости, соответственно пропуски совместной деятельности;

2) Низкая активность детей.

Предупреждение рисков:

1) Профилактика заболеваний в режимных моментах;

2) Использование здоровьесберегающих технологий;

3) Реализация принципа личностно-дифференцированного подхода в работе сдошкольниками.

Этапы проекта

Подготовительный этап

п/п Проектные мероприятия Срок исполнения Промежуточный результат Ответственные

1. Выбор и формулирование темы проекта Сентябрь - октябрь 2016г. Теоретическое обоснование проблемы Воспитатель

2. Определение объекта, предмета проекта, гипотезы Сентябрь - октябрь 2016г.

3. Изучение нормативно-правовой документации, литературы по проблеме исследования Сентябрь - октябрь 2016г. Определение нормативной базы исследования Воспитатель

Проектировочный этап

п/п Проектные мероприятия Срок исполнения Промежуточный результат Ответственные

1.

Разработка плана-графика мероприятий Октябрь 2016г. План руководства Воспитатели

2.

Подбор диагностических методик Ноябрь 2016 г. Набор диагностик Воспитатели

3. Мониторинг уровня развития познавательных способностей детей. Декабрь 2016г. Анализ ситуации в группе Воспитатели

дети

Этап реализации проекта

№п/п Проектные мероприятия Срок исполнения Промежуточный результат Ответственные

1.

Изготовление в совместной деятельности лэпбука "Золотая осень" Сентябрь Лэпбук«Золотая осень» Воспитатели

дети

2. Мастер-класс с педагогами "Лэпбук как форма совместной деятельности взрослых идетей" Октябрь Лэпбук Воспитатели

Педагоги ДОО

3. Изготовление в совместной деятельности лэпбука "Эти забавные дикие животные" ОктябрьЛэпбук "Эти забавные дикие животные" Воспитатели

дети

4. Изготовление в совместной деятельности лэпбука "Что такое зима?" Ноябрь Лэпбук "Что такое зима?" Воспитатели

дети

5. Подготовка презентации с педагогами "Лэпбук: от идеи до воплощения"

Декабрь Презентация"Лэпбук: от идеи до воплощения" Воспитатели

Педагоги ДОО

6.

7.

Изготовление в совместной деятельности лэпбука "Весна - красна"

Март Лэпбук "Весна - красна"

Воспитатели

Изготовление в совместной деятельности лэпбка «Математика вокруг нас» Март Лэпбук«Матматика вокруг нас» Воспитатели

Изготовление в совместной деятельности лэпбука "Лето - чудная пора"

Апрель

Лэпбук "Лето - чудная пора" Воспитатели

8. Организация выставки лэпбуков "Лэпбук - это интересно!"

Май

Выставка лэпбуков "Лэпбук - это интересно!"

Воспитатели

Контрольно-оценочный этап

п/п Проектные мероприятия Срок исполнения Промежуточный результат Ответственные

1.

Мониторинг уровня развития познавательных способностей детей. Май

Анализ ситуации в группе Воспитатели

дети

2. Разработка плана-графика мероприятий на дальнейшее развитие проекта в 2017 – 2018 гг.

Май План мероприятий Воспитатели

Дальнейшее развитие проекта.

По окончании проекта деятельность в выбранном направлении будет продолжена в следующих возрастных группах. В планах намечено знакомство родителей с лэпбуком как формой совместной деятельности с ребенком.

Перспективами реализации данного проекта является создание банка макетов лэпбуков по всем тематическим неделям в соответствии с основной образовательной программой муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №106" для их систематического использования в качестве формы организации образовательной деятельности обучающихся.

Трансляция проекта планируется на педагогическом совете.

Заключение

Целью данного проекта было изучение возможностей использования лэпбука как средства обучения детей дошкольного возраста.

Для его реализации был изучен немногочисленный опыт работы отечественных и зарубежных педагогов по данной теме. На основе анализа изученных материалов были разработаны и созданы макеты лэпбуков для апробации их в ходе познавательной деятельности при реализации образовательной области «Познавательное развитие». Эффективность применения лэпбуков позволила предположить возможность его использования в других образовательных областях.

Были проведены различные формы работы (консультация-презентация, мастер-класс) с педагогами муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №106 «Кораблик» комбинированного вида» г. Чебоксары для ознакомления с данной формой организации образовательного процесса.

Результаты наблюдений показали, что дети стали активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, проявлять интерес к участию в совместной деятельности. Значительно повысилась познавательная активность, любознательность, самостоятельность и инициативность в решении поставленных задач. Изучаемый материал успешно используется детьми в повседневно

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nigamatova.pptx1.67 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Создание интерактивной тематической папки Лэпбук » МАДОУ детский сад №32 Воспитатель: Нигаматова И.И.

Слайд 2

Что такое ЛЭПБУК? Лэпбук ( lapbook ) –в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» ( lap –колени, book - книга). Ее еще называют тематическая или интерактивная папка, - это самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению.

Слайд 3

Какую пользу может принести такая тематическая папка для ребенка? расширение знаний и представлений об окружающем; развитие мыслительных процессов, произвольного внимания и восприятия; р азвитие мелкой моторики, пространственной ориентировки; р ечевое развитие (фонетики, лексики, грамматики и связной речи ).

Слайд 4

В результате данной культурной практики у детей развиваются универсальные умения, такие как: умение планировать предстоящую деятельность; договариваться со сверстниками; распределять обязанности; искать нужную информацию совместно со взрослым, обобщать её, систематизировать; самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы; принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения; используя устную речь, выражать свои мысли и желания. Речь станет богаче, пополнится словарный запас .

Слайд 5

Какую пользу может принести такая тематическая папка для педагога? способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования; применяется во всех образовательных областях; способствует оформлению результатов совместной проектной деятельности; способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми ; обеспечивает реализацию партнерских взаимоотношений между взрослыми и детьми; способствует творческой самореализации педагога.

Слайд 6

Лэпбук : - информативен; - полифункционален ; - пригоден к использованию одновременно группой детей; - обладает дидактическими свойствами; - является средством художественно-эстетического развития ребенка; - обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников .

Слайд 7

Разновидности тематических папок В зависимости от назначения: учебные; игровые; поздравительные, праздничные; автобиографические (папка-отчет о каком-то важном событии в жизни ребенка: путешествии, походе в цирк, каникулярном досуге и т.д.) В зависимости от формы: стандартная книжка с двумя разворотами; папка с 3-5 разворотами; книжка-гармошка; фигурная папка.

Слайд 8

Организация материала стандартные кармашки; обычные и фигурные конверты; кармашки-гармошки; кармашки-книжки; окошки и дверцы; вращающиеся детали; высовывающиеся детали; карточки; теги; стрелки; пазлы ;

Слайд 9

С чего начать? 1 Выбор тем ы. -интересные события, происходящие с ребенком (рождение брата, отдых на море, появление домашнего питомца) -темы недели; -решение проблемных ситуаций; -литературные произведения; -интерес ребенка к конкретному виду деятельности; -мультипликационные герои и т.д.

Слайд 10

2 Изготовление макета

Слайд 11

Чтобы сделать лэпбук понадобится: Шаблон лэпбука (готовый или нарисованный). Лист плотной бумаги (лучше картон) формата А3 или 2 листа А4. 3. Ножницы, клей-карандаш, цветные карандаши, фломастеры, разноцветные ручки, скотч и т.д.; 4. Безграничная фантазия.

Слайд 12

Мастер класс по изготовлению лэпбука с родителями

Слайд 13

Мастер класс по изготовлению лэпбука с педагогами

Слайд 14

Занимательные игры лэпбука

Слайд 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста»

Лэпбук - это универсальное пособие, которое может быть использовано при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию....

Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста

Сегодня государством поставлена задача - подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. В связи с этим перед нами педагогами встала задача поиска новых нестандартных форм взаимодейс...

Проект «Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста» в подготовительной к школе группе на 2017-2018 уч.г.

Лэпбук – это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей....

Инновационный проект на тему: «Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста»

Развитие познавательно-исследовательской активности и интеллекта, развитие адекватной инициативности и самостоятельности детей в процессе создания «лэпбука», путем внедрения инноваци...

Проект «Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста».

Данный проект будет интересен воспитателям детского сада и неравнодушным родителям, которые делают всё возможное для всестороннего развития своих детей. Лэпбук - это интерактивная папка, а по-другому ...

Мастер- класс "Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста" (текст)

Мастер- класс поможет моим коллегам использовать лэпбук в своей работе....