Конспект занятия по воспитанию толерантности
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Фролова Евгения Владимировна

Конспект занятия "Белая трость"в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_vospitaniyu_tolerantnosti.docx67.3 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по воспитанию толерантности                       Belaya_trost_(1).jpg

«Белая трость»

(подготовительная к школе группа)

 Подготовил воспитатель : Григорьева Е.В.

Цель: Развитие нравственных общечеловеческих ценностей.

Задачи: 

  1. Дать детям представление о толерантности;
  2. Расширить и закрепить представление детей о доброте;
  3. Воспитывать толерантность к незрячим людям и к людям инвалидам, желание помочь им;
  4. Формирование представлений о роли зрения в жизни человека.

Ход занятия.

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Сегодня мы побеседуем с вами о доброте, терпимости, дружбе. Как вы понимаете эти слова? Что такое ДОБРОТА? ДРУЖБА? ТЕРПИМОСТЬ? УВАЖЕНИЕ?

А одним словом это можно назвать - толерантность.

Слайд 1

     Сегодня я хочу вас познакомить с праздником, который весь мир празднует 15 октября.

     15 октября отмечается Международный день Белой трости - символа слабовидящего или незрячего человека.

1 ребёнок: Лучше трости друга не найти

Она везде сопровождает

И о преградах на пути

Заботливо предупреждает.

2 ребёнок: Ежедневно ходят люди с ней вдвоем,

Одолевая зной, и дождь и вьюгу.

И часто крепко опираясь на нее,

На тоненькую, верную подругу.

3 ребёнок: Друзья мои, я что хочу сказать:

"Кто постоянно с белой тростью дружит,

Тот реже будет в ямы попадать.

Пусть в жизни ему тросточка послужит"

4 ребёнок: Нам кажется, что все живут, как мы,

Смотря на мир такими же глазами. 

Не думаем же мы совсем, увы,

О тех, не видит кто ни днями, ни ночами.

5 ребёнок: Нам не понять порой людей,

Которые не видят солнца света. 

Они живут средь нас с бедой своей, 

Сквозь пелену теней не различая цвета. 

15 октября Международное сообщество обозначило на календарях немало знаменательных и памятных дат. В их числе — Международный день белой трости ( International White Cane Safety Day ). Это — не праздник. Это — своеобразный знак беды, напоминающий обществу о существовании рядом людей с ограниченными физическими возможностями, о помощи и о солидарности.

Слайд 3

Наверняка каждый человек хотя бы раз в своей жизни встречал на улицах города незрячего. Как правило, этих людей легко узнать по солнцезащитным очкам, которые они носят вне зависимости от сезона, и белой трости в руках. Иногда бок о бок со слепым идёт ещё и собака-проводник в специальной сбруе и с пометкой красного креста на груди.

Слайд 4

Белая трость – это признак того, что человек, которому она принадлежит, является инвалидом по зрению и ему нужна поддержка и помощь. Белый – это цвет надежды, Это цвет добра, любви, тепла. Трость такого цвета - знак заботы, О тех, чья доля в жизни тяжела.

Слайд 5

« А как живут незрячие люди, как они познают мир, как общаются не видя друг друга, как они читают, как работают, как ходят по улицам и не попадают под машины? Неужели они никогда не видели своих родных, как они тогда их узнают?. Как же они живут?

Слайд 6

Вообще трость - это не только символ незрячих людей, это их инструмент, их «глаза». Ведь звук от удара тростью о тротуар или мостовую позволяет незрячему услышать окружающее пространство и ощутить «высокие» препятствия (например, дома, деревья, столбы, припаркованные машины), скольжение трости по поверхности дороги – определить наличие «низких» (бордюров, ступенек, люков, ям).

Слайд 7

Во всем мире для людей с плохим зрением на тротуарах делают тактильную плитку. Она необходима для информирования людей с ослабленным зрением о путях передвижения на улице: между домов, в парках, по территории, около оживленной дороги, у светофора, перед ступенями, возле переходов и на перекрестках. Также такую плитку делают в общественных зданиях, метро, торговых комплексах. Тактильная плитка бывает двух видов: предупреждающая и направляющая. Направляющая плитка имеет рельефные полоски, предупреждающая - точки

Слайд 8

При чтении и написании слабовидящие и незрячие люди используют шрифт Брайля, где знаки состоят из выпуклых точек, которые незрячие ощущают подушечками пальцев. Эта система письма для слепых широко распространена во всем мире, ею пользуются многие поколения незрячих уже около 180-ти лет.

Слайд 10

Чтобы хоть как-то облегчить жизнь слепым людям, в нашем современном мире изобрели специализированные сотовые телефоны и электронные книги.

Слайд 11

С 2010 года шрифт Брайля стали применять для написания названия лекарств на упаковках .

Слайд 12

Руки для слепых – настоящие помощники. «Руки заменяют слепому зрение, они дают ему знания и представления о предметах». Существует золотое правило: прежде, чем сделать что- либо для слепого, нужно спросить, нуждается ли он в Вашей помощи. Таким образом, оказывается уважение к его личной свободе. Таким образом, оказывается уважение к его личной свободе.

Слайд 13

Доступность происходящего на сцене для незрячей публики обеспечивается так называемыми тифлокомментариями . Это устные пояснения в реальном времени, которые дают возможность незрячему понять, что именно происходит на сцене . Работа тифлокомментатора непростая, именно поэтому на эту работу идут люди специально обученные. Ведь даже не каждый актер, режиссер сможет правильно в нужное время подобрать слова, чтобы описать то, что происходит. Театр для слушателя

Слайд 14

Спорт для незрячих и слабовидящих спортсменов на дистанции сопровождают так называемые «лидеры».

Слайд 15

Люди с ослабленным зрением используют мишени диаметром 30 мм, люди с другими видами инвалидности – 20 мм. Незрячие и слабовидящие спортсмены при стрельбе используют ружья, оснащённые электронно- акустическими очками. Чем ближе прицел к центру цели, тем громче сигнал.

Слайд 17

Каждый спортсмен принимает участие и в лыжных, и в биатлонных дисциплинах, а на финальный результат влияет также степень потери зрения – от минимально допустимой до тотальной. При этом с каждым спортсменом работает «лидер» — лыжник, который ведет его по дистанции, предупреждая о поворотах, спусках, подъемах и т.п.

Слайд 18

Горнолыжный спорт для слепых или людей с частичной потерей зрения является «командным» видом спорта, так как на дистанции их сопровождают зрячие «гиды», которые дают спортсменам голосовые команды.

Слайд 19

Людей не видя пред собой, Не замечая в сквере лавочки, По улице идет слепой, Потрагивая землю палочкой. Его толкнут, Пройдут вперед, И тотчас, торопясь вмешаться, Какой-то зрячий призовет Быть чуткими И не толкаться. Но слышу голос я его, Негромкий в человечьем гуде: - Толкайтесь... Это ничего... Я буду знать, Что рядом - люди.

Слайд 20

Международный день белой трости – это попытка уравнять в правах инвалидов и условно здоровых, позволить первым почувствовать себя полноценными, а вторым – примерить на себя участь человека с физическим недостатком. И, как итог, понять и принять друг друга такими, какие они есть: со всеми достоинствами, отрицательными и положительными сторонами характера, сложностями и спецификой. Этот день - своеобразный символ, обращающий наш ум к  делам не касающимся нас напрямую. Этот день - вовсе не праздник, а скорее повод проявить сочувствие, которого иногда так не хватает людям. Притом, в сочувствии нуждаются не только сами слепые, сколько мы - зрячие. Мы нуждаемся в том, чтобы проявлять сочувствие.

     Ребята, я хочу предложить вам поиграть в необычную игру «Поводырь».

     Поводырь — человек или животное, функцией которого является оказание помощи слабовидящим и незрячим гражданам ориентироваться в окружающем мире, выходят с ними на улицу, в больницу.

     Дети разбиваются на пары, одному завязывают глаза платком - это «незрячий». Воспитатель расставляет по ковру несколько кегль. Дети-поводыри проводят «незрячих» между кеглями, предупреждают об опасности. Потом меняются ролями.

Воспитатель. Ребята, как вы себя чувствовали, когда были «незрячими»?

Предполагаемые ответы детей.  Было страшно, боялись упасть…

Воспитатель. Когда было легче идти?

Предполагаемые ответы детей. Когда поводырь подсказывал куда идти, когда подставлял свою руку.

Воспитатель. Вы сейчас сами почувствовали, как трудно людям с ограниченными возможностями – людям-инвалидам по зрению. Они всегда нуждаются в помощи.

Воспитатель. Международный день белой трости – это попытка уравнять в правах людей с ограниченными возможностями и условно здоровых, позволить первым почувствовать себя полноценными, а вторым – примерить на себя участь человека с физическим недостатком. Незрячие люди участвуют в общественной жизни общества, учатся в школах и в высших учебных заведениях, играют в театре, на музыкальных инструментах, исполняют песни. Наши незрячие спортсмены завоевали немало медалей на параолимпийских играх.

     Наше государство всегда заботится о таких людях. Для них специально тренируют и обучают собак и отдают безвозмездно незрячим людям.

     На тротуарах устанавливают тактильную плитку.

     На многих светофорах присутствует звуковой сигнал, по которому незрячий пешеход может узнать, когда загорится зелёный свет и можно переходить дорогу.

     Белая Трость – это зеленый свет светофора для незрячих и предупредительный знак для водителей транспортного средства. Если он поднят, водители должны остановиться и в тех местах, где нет пешеходного перехода.

     Есть также дополнительный знак «Незрячие пешеходы», который устанавливается в местах, где часто передвигаются незрячие люди.

     Как вы заметили, на наших дверях наклеены жёлтые круги. Это предупреждающий знак Желтый круг наклеивается с двух сторон на дверь поликлиники, магазина, кафе или другого объекта.

     Желтый цвет — последний цвет спектра, который могут видеть слабовидящие люди. Поэтому на двери и витрины наклеивают жёлтые круги.

Воспитатель.  Я думаю, ребята, нам надо всегда помнить, что среди нас живут люди, которым нужна наша помощь. А как мы можем помочь слепому человеку?

Предполагаемые ответы детей.  Можно помочь ему перейти дорогу, подняться по ступенькам, зайти в транспорт, купить продукты в магазине, лекарства в аптеке и т. д.

     Некоторые дети и взрослые люди потеряли своё зрение в результате несчастного случая и не достаточного хорошего внимания к своему здоровью.

Воспитатель.  Отгадайте, пожалуйста, загадки. 

  1. Два Егорки живут возле горки,

живут дружно, а друг на друга не глядят. (Глаза) 

  1. На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются. (Глаза)

 Ответы детей.

 Воспитатель.  Правильно, это наши глаза.

     Как бы мы жили, если бы у нас не было глаз? (предложить детям закрыть глаза и рассказать, что они ощущают, можно предложить детям пройтись закрытыми глазами по залу).

Воспитатель (читает стихотворение Н. Кнушевицкой «Глаза»)

Умеют они и грустить, и смеяться,

Умеют они чудесам удивляться:

Цветущий ромашке и мотылькам,

Белым корабликам-облакам,

Радуге, будто пришедшей из сказки, -

Все замечают зоркие глазки.

Но чтобы увидеть волшебные сны,

Мы крепче скорее закрыть их должны!

 Воспитатель показывает движения, дети повторяют.

 Воспитатель. Благодаря глазам, зрению мы получаем почти всю информацию об окружающем нас мире. По глазам можно определить, какой человек, какое у него настроение. А как наши глаза передают настроение? Давайте вместе покажем.

 Психогимнастика «Эмоции»

  1. Если нас что-то удивило, мы широко раскрываем глаза, делаем удивлённый вид.
  2. Если нам грустно, печально опускаем глаза вниз.
  3. Если испугались, прищуриваем глазки, стараемся спрятаться.
  4. Если сердимся, хмурим брови.
  5. Если радуемся, поднимаем глазки вверх, улыбаемся.

Воспитатель. Не для красоты у нас веки, брови и ресницы. Как вы думаете, от чего они защищают наши глаза?

Предполагаемые ответы детей.  От ветра, пыли, яркого света, пота, воды.

 Воспитатель. Если в глаз попадает пыль или соринка, их смывает слеза.

 Ваши глазки немного утомились! Давайте сделаем с вами гимнастику для глаз.

Раз –налево, два – направо,

Три –наверх, четыре — вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируя мышцу глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

 Воспитатель. Молодцы, ребята! Хорошо выполняли все упражнения. А сейчас главное для вас - учиться самостоятельно следить за своим здоровьем, знать несложные приемы сохранения зрения.

Я надеюсь, на сегодняшнем занятии вы многое узнали и поняли, как трудно в этом мире жить, не видя ничего, и что вы всегда придете на помощь слепому человеку.

К глазам необходимо относиться бережно, с детства и на протяжении всей жизни ценить и оберегать этот важнейший и величайший дар природы. До новых встреч!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по воспитанию толерантности у детей подготовительной группы на тему: «Поделись улыбкою своей!»

ПОСТРОЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К СОЦИОКУЛЬТУРНЫМ НОРМАМ, ТРАДИЦИЯМ....

Профилактическое занятие по воспитанию толерантности «Все мы разные, но мы вместе!»

Профилактическое занятие по воспитанию толерантности«Все мы разные, но мы вместе!»...

Конспект занятия по воспитанию основ толерантности у детей старшей группы

Занятие направлено на воспитание у старших дошкольников таких нравственных качеств, как сочувствие, сопереживание, терпимость и миролюбие....

Конспект занятия по воспитанию основ толерантности у детей старшей группы с помощью сказок.

Наши дети живут в обществе, открытом для новых технологий, культур и традиций. С раннего возраста закладывается в дошкольниках важнейшее нравственное качество — доброта. Подрастающему поколению ...

Конспект открытого занятия «Занятие по воспитанию толерантности в детском саду”

Конспект занятия « Занятие по воспитанию толерантности в детском саду&rdquo...

Конспект занятия по воспитанию у детей толерантности «Белая трость- символ незрячего человека»

Расширять и закрепить представление детей о доброте, формировать  правильное представление о роли зрения в жизни человека.Познакомить детей со строением глаза человека.Воспитывать у детей  т...