Обучение творческому рассказыванию
статья

Ермолина Ирина Сергеевна

Овладение связными формами высказываний – сложный и длительный процесс. Обучение монологической речи начинается со средней группы через обучение, прежде всего, рассказыванию. Осуществляя эту задачу, педагог способствует умственному развитию детей, так как содержание рассказов отражает, закрепляет их знания об окружающем.

Рассказывание играет большую роль и в нравственном развитии ребенка. Побуждая включать в повествование факты, характеризующие взаимоотношения со сверстниками, педагог подчеркивает такие положительные качества, как проявление заботы, внимания, вежливости. Представляется возможность и для воспитания общительности, тактичности (внимание к рассказу товарища, добавление к нему, одобрение в случае затруднения).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_konkurs_.docx16.4 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение творческому рассказыванию.

Овладение связными формами высказываний – сложный и длительный процесс. Обучение монологической речи начинается со средней группы через обучение, прежде всего, рассказыванию. Осуществляя эту задачу, педагог способствует умственному развитию детей, так как содержание рассказов отражает, закрепляет их знания об окружающем.

Рассказывание играет большую роль и в нравственном развитии ребенка. Побуждая включать в повествование факты, характеризующие взаимоотношения со сверстниками, педагог подчеркивает такие положительные качества, как проявление заботы, внимания, вежливости. Представляется возможность и для воспитания общительности, тактичности (внимание к рассказу товарища, добавление к нему, одобрение в случае затруднения).

Неподдельный интерес педагога к повествованию ребенка, поддержка его взглядом, жестом дают образец поведения во время общения.

При обучении рассказыванию формируются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, творческое воображение и др.

«Программой воспитания и обучения в детском саду» предусматриваются разные виды рассказывания: описательные и сюжетные сочинения об игрушках, по картине, из личного опыта, творческие рассказы. Овладение каждым видом повествования идет постепенно, в определенной последовательности и осуществляется с опорой на предшествующий вид рассказывания.

Предложенная нами система обучения творческому рассказыванию рассчитана на три года (средняя, старшая, подготовительная к школе группы). В средней группе дети обучаются, прежде всего, описательным рассказам, с постепенным переходом к небольшим сюжетным повествованиям. Старшие дошкольники упражняются в придумывании рассказов на предложенную или самостоятельно выбранную тему, по литературному образцу в двух вариантах: заменить героев, сохраняя сюжет произведения, или заменить сюжет, сохраняя героев произведения. В подготовительной к школе группе дети упражняются в сочинениях по картине, изображающей пейзаж, и придумывании сказок с использованием отдельных средств данного жанра.

Обязательным элементом предложенной нами системы являются приемы мотивации деятельности на занятиях с учетом возрастных особенностей детей.

В средней группе обучаются рассказам по игрушкам, картинам и пересказу литературных произведений.

Работа проводится в определенной последовательности:

- подготовительный этап, направленный на освоение средств выразительного раскрытия образа;

- передача портрета героя, его чувств и настроения, описание природы и места действия; при этом закрепляется навык использования средств выразительного раскрытия и формируются знания о композиции повествования;

- обучение рассказыванию с постоянным использованием специальных приемов мотивации деятельности детей на занятиях.

Интересным для дошкольников является придумывание рассказов об игрушках (куклах, медвежатах, лисятах, зайчатах). Можно также использовать заводные и музыкальные игрушки.

Обучение рассказыванию осуществлялось в указанной последовательности:

  1. Описание игрушки (внешнего вида).
  2. Описание картин «Катенька» и «Машенька».
  3. Составление рассказа по картине «Едем на лошадке» (описание портрета героя).
  4. «В игрушечном цирке» (описание чувств и настроения героя, закрепление ранее установленных элементов рассказа по игрушке).
  5. Составление рассказа «Опиши друга».
  6. Рассказывание по картине «Природа в лесу».
  7. Рассказывание по картине «Летом в парке».
  8. Рассказывание по картине «Друзья».
  9. Рассказывание по картине «Саша и снеговик».
  10.  Рассказывание по картине «Дети кормят курочку и цыплят».
  11.  Рассказывание по картине «Собака со щенятами».
  12.  Описательный рассказ об игрушке.
  13.  Описательный рассказ «В гости к Винни- Пуху».
  14.  Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

С целью активизации деятельности детей на занятиях использовались приемы мотивации:

  1. «Научить Незнайку придумывать сказки», «Рассказать кукле Тане, какая она красивая, нарядная», «Петрушка просит детей научить его рассказывать. Благодарит за хорошее повествование», «Расскажите Медвежонку, что ему собираются подарить в день рождения» и др.
  2. «Ваш рассказы запишем в красивый альбом, вечером его будут смотреть мамы, папы», «Лучшие рассказы услышат малыши» и др.

При оценке качества рассказов учитывались:

- самостоятельность;

- целенаправленность;

- развитие сюжета, композиционная целостность;

- выразительность речи.

Предлагая данную тематику занятий, мы предполагаем альтернативное решение проблемы обучения повествованию детей дошкольного возраста. Воспитатель вправе заменить тематику рассказов при обязательном сохранении последовательного введения средств выразительности раскрытия образа: описание портрета героя, его чувств и настроения, описание места действия и природы. Овладение этими навыками позволяет в более короткий срок сформировать навыки описательной речи и подвести детей к сюжетному повествованию на уровне осознания собственного высказывания.

Обучение элементам творческого рассказывания (самостоятельности, вариативности и др.) осуществляется успешнее при последовательном использовании наглядного материала, установлении взаимосвязи как внутри одного вида, так и разных видов рассказывания (по игрушке, по картине). В результате приобретенные детьми навыки и умения становятся более устойчивыми, а повествования – самостоятельными, целенаправленными, композиционно оформленными и выразительными.

Обучению рассказыванию должно предшествовать обучение грамматически правильной речи, ознакомление с художественной литературой.

Практика показала: необходима индивидуальная работа с каждым ребенком, чтобы научить его рассказыванию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение творческому рассказыванию детей с ОНР III уровня

Система работы, перспективное планирование по обучению детей творческому рассказыванию...

Опыт работы на тему «Обучение творческому рассказыванию по сюжетной картине детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Несмотря на постоянный интерес исследователей к изучению и развитию творческих способностей, творческое рассказывание дошкольников с общим недоразвитием речи остается малоизученным. Особую актуа...

"Обучение творческому рассказыванию"обобщение опыта работы

Обобщение опыта работы по теме: "Обучение творческому рассказыванию"...

Консультация для воспитателей "Нетрадиционные приемы при обучении творческому рассказыванию"

Консультация содержит описание методических приемов при обучении детей творческому рассказыванию по системе ТРИЗ....

Консультация для воспитателей "Нетрадиционные приемы при обучении творческому рассказыванию"

Консультация содержит информацию о методических приемах при обучении творческому рассказыванию по системе ТРИЗ....

Виды, содержание и структура занятий по обучению творческому рассказыванию

Основы обучения диалогической, монологической речи...

Обучение творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием игровой методики Н. А. Козыревой «Теремок сказок»

Актуальность проблемы исследования определяется уникальными возможностями старших дошкольников в речевом творчестве, в частности, в области сочинительства собственных сказок, небылиц, однако, для форм...